forum_africana.jpg (6524 bytes)
rossiya_i_africa.jpg (6361 bytes)
madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
slovari.jpg (5646 bytes)
poiskaviki.jpg (6063 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

История Южной Африки

И. Н. Куклина.
Из спровочника: "Южно-Африканская Республика", Институт Африки, М., 1994.

История внешней политики Южной Африки как суверенного государства охватывает период немногим более трех десятилетий. Однако с 1910 г., года образования Южно-Африканского Союза, до 1961 г., когда она стала независимым государством, Южная Африка играла, заметную роль в мировой политике. При этом на внешнеполитическую сферу огромное влияние оказали последствия англо-бурской войны – борьба между африканерскими националистами и той частью правящих кругов, которые выступали за укрепление связей с метрополией и поддержку внешнеполитической линии Британской империи.
В начале первой мировой войны глава первого правительства ЮАС генерал Луис Бота предложил парламенту выступить на стороне англичан. Оппозиционные силы, возглавляемые генералом Д. Б. Герцогом, настаивали на сохранении нейтралитета. Правительство приняло решение, чтобы южноафриканские вооруженные силы приняли участие на стороне англичан на европейском и восточноафриканском театре боевых действий, а основная их часть должна была развернуть боевые операции на территории германских колониальных владений в Юго-Западной Африке (ЮЗА). Однако военачальники бурского происхождения – Я. X. де ла Рей, К. Бейерс, К. де Вет, К. Г. Кемп– организовали протесты против участия ЮАС в «английской» войне. Командующий войсками на границе с Юго-Западной Африкой М. Маритц отказался подчиниться решению правительства и, установив контакты с германским командованием в ЮЗА, намеревался выступить на стороне Германии. К декабрю 1915 г. генералу Л. Боте удалось подавить мятеж 10 тыс. бурских военных, и вплоть до капитуляции немецкой армии в июле 1915 г. вооруженные силы ЮАС вели боевые действия на территории Юго-Западной Африки. В Восточной Африке южноафриканские силы под командованием генерала Яна Смэтса захватили наиболее крупные городские поселения, но решительной победы над германской армией они не одержали. В составе английских военно-воздушных сил воевали южноафриканцы-добровольцы.
На Версальской мирной конференции ЮАС представляли Л. Бота и Я. Смэтс. Последний принимал самое активное участие в создании Лиги Наций и разработке мандатной системы, определявшей правовые и политические принципы управления бывшими германскими колониями. В 1920 г. Лига Наций передала ЮАС мандат на управление Юго-Западной Африкой.
В 1927 г. автономия ЮАС как британского доминиона (наряду с рядом других британских владений) была в значительной степени расширена. Правительство получило право самостоятельной внешнеполитической деятельности, в стране было создано министерство иностранных дел. Великобритания лишь утверждала глав дипломатических миссий ЮАС за границей. Первым дипломатическим представительством, аккредитованным в ЮАС, стало посольство Нидерландов (1929). До 1931 г. дипломатические миссии ЮАС были открыты в Гааге, Риме и Вашингтоне, а также, при Лиге Наций. В 1931 г. Южно-Африканский Союз стал равноправным членом Британского содружества наций. В связи с этим расширился круг государств, поддерживавших с ЮАС дипломатические и иные двусторонние отношения.
Вторая мировая война способствовала резкому обострению политической борьбы в белой общине по вопросу о том, на чьей стороне выступит Я. Смэтс, занимавший в тот период пост премьер-министра ЮАС; он придерживался твердых антигитлеровских позиций и настойчиво добивался от парламента решения о выполнении страной обязательств как члена Британского содружества наций. Д. Б. Герцог, Д. Ф. Малан и О. Пироу поддерживали идею нейтралитета ЮАС. Незначительным большинством–80 голосов против 67–.парламент поддержал политику правительства. Отношения ЮАС с Германией были разорваны, и 4 сентября Южная Африка вступила в войну на стороне Англии.
В 1940 г. генерал Герцог как лидер Национальной партии вновь попытался разорвать связи с Англией, выступив с предложением заключить с Германией сепаратный мир. Однако парламент отклонил это предложение (83 голоса против 65). Но белая часть южноафриканского общества в этой борьбе продолжала оставаться политически расколотой. Влиятельное движение африканеров «Осеева Брандвах», созданное в годовщину столетия «Великого трека», проводило активную антибританскую политику. В рамках этого движения возникла организация, поставившая целью саботаж военной политики правительства и выбравшая своей эмблемой нацистского орла. Один из видных лидеров «Оссева Брандвах», будущий премьер-министр ЮАР Б. Дж. Форстер, заявлял, что движение руководствуется принципами христианского национализма, который по духу близок национал-социализму.
С лета 1940 г. армейские формирования Южной Африки участвовали в военных действиях на фронтах второй мировой войны. В Африке они действовали в основном на границе Кении и Абиссинии, в итальянском Сомали, на ливийско-египетском театре военных действий. Южноафриканская дивизия участвовала в захвате Абиссинии, одна из бригад ЮАС была послана на Мадагаскар. Добровольные вооруженные формирования ЮАС, созданные Я. Смэтсом, принимали участие в военных действиях на Ближнем Востоке, в Средиземноморье. В ЮАС были созданы специальные базы для подготовки летного состава английских военно-воздушных сил.
Я. Смэтс, которому британский парламент присвоил звание фельдмаршала, занял пост советника по стратегическим вопросам при английском командовании. Он участвовал в разработке преамбулы Устава Организации Объединенных Наций. 1 января 1942 г. Южная Африка стала одной из 26 стран, подписавших Декларацию о присоединении к Атлантической хартии. В октябре того же года, находясь в Великобритании, Смэтс обратился к членам английского парламента с призывом оказать всестороннюю помощь Советскому Союзу в его борьбе против фашизма.
В 1948 г. правительство Смэтса потерпело поражение на выборах и к власти в ЮАС пришла Национальная партия во главе с Д. Ф. Маланом. С этого времени и вплоть до 1990 г. внешнеполитическая деятельность правящих кругов страны, по существу, определялась системой апартеида и стремлением сохранить и упрочить привилегированное положение белого меньшинства.
После окончания второй мировой войны ЮАС столкнулся с осуждением существовавшего в стране расового неравенства со стороны ООН, к числу основателей которой принадлежала и Южная Африка. Еще в 1946 г. по просьбе Индии в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН был включен вопрос о дискриминационной политике правительства ЮАС в отношении лиц азиатского происхождения. После того как Национальная партия объявила апартеид государственной политикой, отношения страны с мировым сообществом еще более осложнились. С надала 50-х годов вплоть до последнего времени вопрос о апартеиде в ЮАР был постоянным и одним из наиболее важных пунктов повестки дня главного форума мирового сообщества.
Правительство ЮАР сразу же заняло твердую позицию, отвергавшую право Генеральной Ассамблеи ООН обсуждать эту проблему, ссылаясь на п. 7 ст. 2 Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела государств-членов. В 1955 г. в знак протеста ЮАС отозвала своего представителя на Генеральной Ассамблее ООН и возобновила участие в ее работе лишь в 1958 г. Однако в 1963 г. Совет Безопасности ООН признал угрозу, которую представляет собой ситуация в Южной Африке для международного мира и безопасности. Попытка правительства белого меньшинства представить политику апартеида как проблему исключительно внутреннего характера не удалась. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН заявила о непризнании полномочий делегации ЮАР, и с этого времени ее представители не принимали участия в ее работе.
Другим болезненным узлом отношений между Южной Африкой и мировым сообществом был вопрос о предоставлении независимости ЮЗА (с 1968 г. - Намибия). В период между мировыми войнами по условиям мандата Лиги Наций ЮАС должна была представлять Постоянной мандатной комиссии ежегодные отчеты о состоянии дел в Юго-Западной Африке. Комиссия неоднократно высказывала критические замечания в адрес правительства ЮАС в связи с «абсолютной стагнацией» в области развития социальных программ, с бедственным положением в здравоохранении и системе образования, осуждала политику расовой дискриминации. ЮАС же проявляла намерение включить территорию ЮЗА в состав Южно-Африканского Союза. Такое предложение было выдвинуто ее представителями в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. В 1946 г. Я. Смэтс вновь поставил перед Советом по опеке ООН вопрос об включении ЮЗА в состав ЮАС. В итоге Генеральная Ассамблея ООН признала незаконной оккупацию ЮЗА Южной Африкой, приняв в 1966 г. резолюцию о прекращении действия мандата ЮАР на управление территорией ЮЗА и установив международный статус территории ЮЗА. В рамках ООН в 1967 г. был создан Совет ООН по Намибии. В 1973 г. большинством членов Организация Объединенных Наций в качестве единственного и законного представителя намибийского народа признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), возглавившую национально-освободительное движение, борьбу против оккупации ЮЗА Южной Африкой, за превращение своей страны в независимое государство. Лишь с реализацией в 1990 г. плана ООН по предоставлению независимости Намибии, разработанного пятью западными державами (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), правительство ЮАР стало уважать решения ООН по Намибии и способствовать процессу ее деколонизации.
Международный конфликт, связанный с существованием в ЮАР режима апартеида, незаконной оккупацией Намибии, агрессивными действиями против соседних независимых государств, привел к тому, что продолжительный период ЮАР была отстранена от участия в международной жизни, что лишало ее возможности конструктивно участвовать в деятельности такой международной организации, как ООН. В 1977 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении обязательного эмбарго на поставки оружия в ЮАР, и о запрете сотрудничества в ядерной области с режимом апартеида. В 70-х годах ряд стран – производителей и экс-. портеров нефти на мировой рынок ввел на добровольной . основе эмбарго на поставки ее в ЮАР. Ранее Южно-Африканская Республика лишилась членства в Британском содружестве наций, позднее была исключена из ряда других международных межправительственных организаций.
С развитием процесса деколонизации и усилением национально-освободительной борьбы на Юге Африки правительство белого меньшинства в ЮАР было поставлено перед необходимостью изыскать адекватные ее интересам формы и методы внешнеполитической деятельности, учитывающие неблагоприятную для нее политическую ситуацию в южноафриканском регионе и в мире. В 50–60-х годах приоритетным направлением внешней политики ЮАР стало региональное. Правящий режим стремился сохранить и укрепить «буферную зону» из колониальных территорий, с тем чтобы не допустить приближения национально-освободительной волны к своим границам. В этот период ЮАР предпринимала попытки аннексии Лесото, Ботсваны и Свазиленда, оказывала помощь колониально-расистским режимам на Юге Африки. Важнейшим союзником ЮАР в регионе был режим Яна Смита в Южной Родезии.
Стремясь сохранить гегемонию ЮАР в регионе, премьер-министр Б. Дж. Форстер выдвинул идею создания Южноафриканского содружества («Созвездия государств Юга Африки»). В ее основе помимо политических целей «примирения» соседних государств с режимом апартеида лежали также экономическая взаимозависимость стран Юга Африки, общность их исторического развития. Однако углубление конфликта в регионе, отказ правительства белого меньшинства ликвидировать систему апартеида и предоставить независимость Намибии не позволили Форстеру реализовать эту идею. Тем не менее его правительство направляло усилия на развитие политических и экономических связей со странами континента. В этот период были установлены дипломатические отношения с Малави, позднее оказавшейся единственной африканской страной, не разорвавшей дипломатических связей с Преторией.
Идею создания «Созвездия государств Юга Африки» пытался реанимировать преемник Форстера на посту премьер-министра ЮАР, а затем ее президент Питер Бота. Публичная апробация предложения о создании «созвездия» на международном уровне была осуществлена министром иностранных дел ЮАР Рульфом Ботой в марте 1979 г. в Цюрихе. При этом он заявил, что странам региона необходимо рассмотреть вопрос о своей нейтральной позиции в борьбе между Востоком и Западом.
Однако приход к власти в Мозамбике и Анголе национально-освободительных движений ФРЕЛИМО и МПЛА, национально-освободительная борьба в Южной Родезии, обострение южнородезийского кризиса после одностороннего провозглашения независимости режимом Яна Смита, твердость антиколониального и антирасистского курса «прифронтовых» государств (Мозамбик, Ангола, Замбия, Танзания и Ботсвана), укрепление международного авторитета признанных ОАЕ и ООН национально-освободительных движений (АНК и СВАПО) привели к тому, что региональная политика ЮАР все более становилась политикой «двойных стандартов».
Призывая африканские страны к мирным, дружественным отношениям в регионе, ЮАР в своей внешней политике все больше отдавала предпочтение методам грубого нажима, политического, экономического и военного шантажа и угроз. Политика правительства белого меньшинства, направленная на дестабилизацию режимов в соседних независимых государствах, особенно резко проявила себя после завоевания независимости Зимбабве, когда окончательно исчезла «буферная зона» между ЮАР и силами национального освобождения. Усилению агрессивных тенденций во внешнеполитической деятельности ЮАР способствовали и общее похолодание международного климата в тот период, военно-политическое и идеологическое противостояние Востока и Запада.
В целом внешняя политика ЮАР в конце 70-х–начале 80-х годов осуществлялась в рамках доктрины «тотальной» стратегии, нацеленной на мобилизацию всех ресурсов с целью предотвращения краха системы апартеида, удержания Намибии и сохранения необходимых для выживания страны внешних связей. Логическая основа этой доктрины, разработанная П. Ботой вместе с военными структурами ЮАР, исходила из предпосылки, что одновременное использование в многовариантных сочетаниях соответствующих экономических, политических, дипломатических и военных акций способно затормозить процесс национального освобождения, укрепить экономическое доминирование ЮАР в регионе, дать возможность режиму выиграть время, необходимое для постепенной адаптации системы апартеида в современном мире. Доктрина учитывала неизбежные трудности, возникающие в социально-экономическом и политическом развитии молодых африканских государств, слабость их военного потенциала, чрезвычайно высокий уровень зависимости от южноафриканского капитала, наличие внутриполитических и межгосударственных противоречий, фактор трибализма и, наконец, заинтересованность западных держав в сохранении в условиях «холодной войны» зоны влияния ЮАР. Непризнание Соединенными Штатами Америки законности вооруженной борьбы, которую вели на Юге Африки организации национального освобождения, способствовало тому, что главной функцией внешнеполитического ведомства ЮАР в 80-е годы стало оправдание деятельности правительства П. Боты, приступившего к разработке конституционной реформы и «мирной перестройке» апартеида. Однако баланс между мирными и немирными средствами достижения внешнеполитических целей был весьма непрочен. В январе 1981 г. южноафриканские военные формирования совершили против Мозамбика акт прямой агрессии – воздушный рейд на пригороды его столицы Мапуту, где, по данным разведки ЮАР, находились лагеря активистов Африканского национального конгресса. Но крупнейшей политической акцией ЮАР, значение которой выходило за рамки ее двусторонних отношений с Мозамбиком, явилось заключение в марте 1984 г. так называемого Договора Нкома-ти (по месту подписания). Существо достигнутой между правительствами Саморы Машела и Питера Боты договоренности состояло в том, что в обмен на немедленную депортацию активистов Африканского национального конгресса ЮАР обещала отказаться от поддержки Мозамбикского национального сопротивления (МНС) и прекратить попытки экономической дестабилизации в Мозамбике. В отличие от С. Машела руководство ЮАР не выполнило своего обещания разорвать всякие связи с МНС и одновременно попыталось развить дипломатический успех, достигнутый при заключении «Договора Нкомати» с другими странами региона.
На другом фланге региона, в Анголе, используя ту же тактику поддержки антиправительственных сил вкупе с прямой агрессией, режим Претории укреплял связи и наращивал помощь Национальному союзу за полную независимость Анголы (УНИТА), боровшемуся .против пришедшего к власти в 1975 г. правительства МПЛА. С первых дней независимости до конца 80-х годов вооруженные силы ЮАР неоднократно совершали вторжения на территорию Анголы. На международном уровне ЮАР оправдывала свои действия угрозой безопасности Намибии, на территории которой силы». дислоцированные в ангольских базовых лагерях, вели вооруженную борьбу, а также присутствием кубинских войск на территории Анголы. ЮАР опиралась на поддержку Соединенных Штатов Америки, выдвинувших идею увязки решения вопроса о независимости Намибии с выводом кубинских войск из Анголы и оказывавших помощь главе УНИТА Жонасу Савимби.
В условиях противоборства великих держав за расширение своих сфер влияния в «третьем мире» политика ЮАР на юго-западе региона тормозила деколонизацию Намибии,, но в то же время обостряла конфронтацию ЮАР с большинством членов международного сообщества, осложняла внутриполитическое и экономическое положение страны, способствовала росту сопротивления апартеиду. Тем не менее-линия правительства ЮАР на решение намибийской проблемы в увязке с вопросом о выводе кубинских войск из Анголы оказалась достаточно перспективной.
Изменение внешнеполитического курса Советского Союза в середине-80-х годов и фактическое признание с его стороны необходимости развязать «гордиев узел» намибийской проблемы путем вывода иностранных войск из Анголы позволили заключить в 1988 г. трехстороннее соглашение между Анголой, Кубой и ЮАР (переговоры по данному соглашению велись при посредничестве США и при участии в качестве наблюдателей представителей СССР). Тем самым был открыт путь для реализации плана ООН по предоставлению независимости Намибии.
В отношениях с другими странами субрегиона в конце 70-х–80-х годах, особенно с «прифронтовыми» государствами, политика ЮАР также соединяла политическое давление с угрозой вооруженной агрессии, дестабилизации внутреннего положения в соседних странах, экономическим шантажом. Внешняя политика правительства Претории в субрегионе, направленная на создание «буферной зоны» у границ ЮАР, вовлекла в сферу влияния и малые страны региона Так, в качестве дополнительного инструмента контроля за положением в Лесото ЮАР использовала оппозиционную .правительству Освободительную армию Лесото, контингенты которой дислоцировались на территории Южной Африки ЮАР неоднократно проводила диверсионно-террористические акции против Свазиленда и Лесото с целью захвата активистов АНК и ПАК. Экономическая дестабилизация в регионе оказала негативное влияние и на положение в Малави.
Правительство П. Боты приложило максимум усилий с тем чтобы добиться создания наиболее благоприятных внешних условий для продления существования режима апартеида и сохранения своего полновластия в стране. Так, осуществив в декабре 1983–январе 1984 г. военное вторжение на территорию Анголы (операция «Аскари»), оно добилось вовлечения в многосторонние переговоры по региональным проблемам «прифронтовых» государств. На переговорах представителей Анголы, ЮАР и США при участии президента Замбии К. Каунды стороны пришли к соглашению об образовании совместной анголо-южноафриканской комиссии для наблюдения за выводом войск ЮАР с территории Анголы и соблюдения режима демилитаризованной зоны на ее южных границах. Однако ЮАР не удалось заставить Анголу отказаться от поддержки СВАПО: при той расстановке политических сил и их соотношении, которые существовали в то время на международной арене, достижение этой цели было нереальным. Конфронтация мировых держав, распространявшаяся и на проблемы южноафриканского субрегиона,, а также глобальный характер вопроса о ликвидации апартеида для «третьего мира» практически исключали возможность подобного способа стабилизации на Юго-Западе.Африки.
В мае 1984 г. в Лусаке прошли переговоры между ЮАР, СВАПО, Замбией и внутренними партиями Намибии, на которых представители ЮАР попытались добиться от СВАПО соглашения с этими партиями для образования «правительства национального единства». Руководство СВАПО заявило, что независимая Намибия готова не предоставлять базы Африканскому национальному конгрессу на своей территории, хотя и продолжит оказание ему гуманитарной помощи. Однако оно отказалось пойти навстречу ЮАР в ее стремлении решить проблему Намибии путем договоренности между СВАПО и Многопартийной конференцией, объединявшей внутренние партии Намибии, в обход резолюции Совета Безопасности ООН 435 о предоставлении Намибии независимости.
Развивая дипломатический успех, достигнутый в результате заключения «Договора Нкомати», ЮАР провела серию переговоров с «прифронтовыми» государствами, а также с Лесото, Малави, Свазилендом, СВАПО, чтобы связать их цепью двусторонних соглашений, которые могли бы смягчить внешнюю угрозу существованию режима апартеида. Но результатом этих переговоров явилось лишь заключение соглашения с Ботсваной о сотрудничестве в области безопасности. Курс ЮАР на примирение с «прифронтовыми» государствами в условиях противоборства Востока и Запада и нерешен-ности проблемы апартеида, обострения внутриполитического положения в стране не мог ослабить конфронтацию между ЮАР и внешним миром, в том числе на региональном уровне. За периодом бурной дипломатической активности ЮАР наступил этап нового обострения конфликта на Юге Африки.
В 1986–1987 гг. наряду с ведением необъявленной войны против Анголы ЮАР осуществляла агрессивные акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве, Ботсваны. Выступая на одном из предвыборных митингов в апреле 1987 г., президент ЮАР П. Бота заявил, что соседним странам придется расплачиваться за свои действия, имея в виду их твердый антирасистский и антиколониальный курс и поддержку, оказываемую силам национального освобождения в ЮАР и Намибии. В ноябре того же года П. Бота санкционировал беспрецедентно противоправный акт–вторжение на территорию независимого суверенного государства Ангола якобы с инспекцией, в ходе которой южноафриканские войска продвинулись на 250 км к северу от границы с Намибией. Южноафриканский конфликт, в основе которого, по признанию Организации Объединенных Наций, лежала политика апартеида, проводимая правительством Претории, к середине 80-х годов достиг наивысшей точки обострения.
На отношения ЮАР с другими африканскими странами в последние десятилетия влияла политическая и дипломатическая изоляция режима апартеида на континенте и в мире. По официальным данным, в 1983 г. ЮАР поддерживала дипломатические отношения на уровне посольств с 24 странами Африки, на консульском уровне–с 18, на уровне торговых представительств–с тремя. В 1980–1984 гг. ЮАР заключила 219 соглашений, которые рассматривались как межправительственные, однако 192 из них были подписаны с бантустанами, «независимость» которых никогда не признавалась ни одной страной мира.
С конца 50-х годов вплоть до середины 80-х премьер-министры и президенты ЮАР совершили восемь зарубежных визитов, но пять из них–снова в бантустаны. Последним до 1989 г. визитом главы иностранного правительства в ЮАР был визит в 1960 г. премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана. Даже наиболее консервативные африканские режимы не решались пойти на восстановление полномасштабных внешнеполитических связей с ЮАР. В то же время африканский рынок продолжал служить для сбыта товаров тех отраслей экономики ЮАР, продукция которых была неконкурентоспособной на рынках иромышленно развитых стран. ЮАР имела торговое соглашение с Зимбабве, экономика которой была теснейшим образом связана с южноафриканской, сохраняла экономические связи с малыми странами региона (Лесото, Свазиленд, Ботсвана) на основе соглашений об общих валютном («зона ранда») и таможенном союзах.
Отношения ЮАР с неафриканскими странами концентрировались на двух главных направлениях. Одно из них – развитие сотрудничества с государствами, политические и экономические интересы которых не препятствовали поддержанию связей с Южной Африкой. К их числу относились прежде всего Израиль, Чили, Парагвай, Тайвань, Южная Корея. Важнейшее место в этой группе стран отводилось Израилю. С конца 60-х годов ЮАР все в большей мере использовала свои связи с этим государством для преодоления своей растущей изоляции в мировом сообществе, особенно в отношении поставок вооружений и передовых технологий. В 1969 г. Израиль впервые направил в ЮАР своего представителя в ранге посла. В 1972 г. открылось генеральное консульство ЮАР в Израиле. Во время ближневосточной войны 1973 г. ЮАР открыто встала на сторону Израиля. В 1976 г. премьер-министр ЮАР Б. Дж. Форстер посетил Израиль с официальным визитом, в результате которого между двумя странами было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве.
Чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. В условиях раскола мира необходимость консервации сложившихся связей с Южной Африкой, являвшейся важнейшим источником золота и стратегического сырья для мирового рынка, имела для Запада первостепенное значение. Поэтому до начала 70-х годов и особенно в период проведения правительством ЮАР «нового курса» западные державы в целом поддерживали внешнюю политику Претории, направленную на нормализацию отношений со странами континента за рамками проблемы апартеида. Однако после обретения независимости Мозамбиком и Анголой, а также в ходе родезийского кризиса становилось все более очевидным, что .преодолеть антагонизм между ЮАР и освободившимися африканскими странами без решения коренной проблемы субрегиона вряд ли удастся.
С нарастанием южноафриканского конфликта осложнились отношения Запада с «третьим миром». Открытая защита системы расового неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась для Запада все более затруднительной, в том числе вследствие широкой международной кампании против апартеида, в которую были вовлечены многие общественные движения и неправительственные организации Северной Америки и Западной Европы. Поставленные перед необходимостью выбора путей сохранения политического влияния в субрегионе, развитые страны Запада, и особенно США, выдвинувшие в период нахождения у власти администрации Р. Рейгана доктрину «конструктивного взаимодействия» с правящим режимом ЮАР, активно поддержали на международном уровне политику реформирования системы апартеида, проводившуюся премьер-министром ЮАР П. Ботой. Свидетельством этой поддержки явился визит Боты в Западную Европу, последовавший непосредственно после подписания «Договора Нкомати» и Лусакских переговоров 1984 г.
П. Бота посетил восемь европейских государств: Португалию, Швейцарию, Великобританию, ФРГ, Бельгию, Францию, Австрию и Италию, проведя в Риме консультации с представителями администрации Рейгана. На переговорах с влиятельными представителями политических и деловых кругов этих стран Бота стремился убедить их в направленности политической стратегии своей партии и правительства на «мирную перестройку» апартеида, в результативности мирных инициатив ЮАР в регионе, в способности режима служить стратегическим союзником на Юге Африки, в необходимости для западных держав расширять поддержку внутри- и внешнеполитического курса Претории в своих собственных интересах. Политика дипломатического диалога, проводимая Преторией на региональном уровне, в целом встретила одобрительное отношение со стороны западноевропейских государств и США.
Динамизм развития политической ситуации на Юге Африки в середине 80-х годов, однако, продемонстрировал, что надежды П. Боты на радикальное укрепление международных позиций ЮАР далеки от осуществления. Осуждение режима апартеида широкой международной общественностью» требования ООН о незамедлительном демонтаже апартеида, постоянные рецидивы отхода ЮАР от линии на развитие мирного политического диалога, .проявлявшиеся в агрессивных акциях против «прифронтовых» государств, порождали сомнения в способности правительства Южной Африки нормализовать отношения с внешним миром.
С целью усиления воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Южной Африки после очевидного провала политики «конструктивного взаимодействия» западные державы в 1985 - 1986 гг. решились на применение против ЮАР добровольных экономических санкций на выборочной основе. К санкциям присоединился ряд межправительственных организаций, в том числе Европейское сообщество, Содружество наций. В сочетании с обязательным эмбарго на поставки ЮАР вооружения и добровольными нефтяными санкциями свертывание экономических связей оказалось достаточно действенным средством давления на правящие круги ЮАР, поскольку приводило к ощутимо негативным последствиям для ее экономики. Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности правительства ЮАР в этих условиях стали попытки смягчения позиций Запада по вопросу о санкциях и по проблеме апартеида путем активного использования дипломатических контактов с руководством ведущих западных государств. В частности, в феврале 1985 г. министр иностранных дел ЮАР вел переговоры с представителями администрации Р. Рейгана, министром иностранных дел Голландии, исполнявшим в тот период обязанности председателя совета министров ЕС, в сентябре 1986 г. посетил Японию. В ноябре 1986 г. президент П. Бота выезжал с частным визитом во Францию.
Началось ослабление противоречий с великими державами по вопросу о ядерном потенциале ЮАР. В 1987 г. президент П. Бота заявил, что его правительство готово начать с каждым государством, обладающим ядерным оружием, переговоры о .подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о включении в повестку дня этих переговоров вопроса о .переводе ядерных мощностей ЮАР под контроль МАГАТЭ. В августе 1988 г. представители СССР, США и Великобритании провели встречу с делегацией ЮАР в Вене, чтобы обсудить проблему ее присоединения к договору. После подписания Южной Африкой Договора о нераспространении ядерного оружия с повестки дня был снят л вопрос об исключении ЮАР из МАГАТЭ.
В это же время происходило объединение усилий мировой общественности с целью урегулирования конфликта в южноафриканском регионе на основе ликвидации апартеида и прекращения незаконной оккупации Намибии. Реакция правительства ЮАР на изменение расстановки и соотношения политических сил в мире выразилась в выполнении всех условий нью-йоркского соглашения 1988 г., реализация положений которого ознаменовалась провозглашением независимости Намибии в 1990 г. Деколонизация Намибии с участием сил ООН по поддержанию мира (ЮНТАГ) стала переломным моментом в развитии конфликта на Юге Африки.
В 1989 г. президентом ЮАР стал Фредерик де Клерк, который направил свои усилия на превращение страны в равноправного субъекта переговоров по всему комплексу проблем субрегиона, на прорыв изоляции ЮАР в мире и возвращение ее в мировое сообщество.
Внешняя политика правительства Ф. де Клерка в начале 90-х годов предполагала расширение международной поддержки внутри- и внешнеполитической деятельности нового руководства страны, восстановление старых и налаживание новых межгосударственных связей, ликвидацию последствий введения санкций против ЮАР.
В мае 1990 г. Ф. де Клерк совершил поездку по девяти странам Западной Европы, цель которой, по его заявлению, состояла в том, чтобы убедить Европу в необратимости начавшихся политических процессов в стране, приведших к легализации деятельности АНК и других политических организаций и началу переговоров о ликвидации апартеида с представителями различных партий. Весомым результатом контактов политического руководства ЮАР с лидерами западноевропейских государств была активизация процесса отмены экономических санкций против Южной Африки.
В сентябре 1990 г. состоялась первая за последние 50 лет встреча глав государств США и ЮАР. Признав, что ЮАР все еще не выполнила в полном объеме требования всеобъемлющего закона против апартеида, принятого конгрессом США и предусматривающего комплекс необходимых для отмены санкций условий, тогдашний президент Соединенных Штатов Дж. Буш тем не менее заявил о своей готовности ослабить режим санкций и призвал другие державы оказать помощь развитию демократии в Южной Африке.
Новым направлением внешней политики ЮАР во второй половине 80-х – начале 90-х годов стало установление официальных контактов с Советским Союзом, а позднее с Россией, другими членами СНГ. На протяжении всей истории существования Южной Африки антикоммунистический курс был характерной чертой ее внешнеполитической деятельности. Со своей стороны, Советский Союз, разорвав консульские отношения с ЮАР в 50-х годах, неизменно проводил политику осуждения режима апартеида, оказывал политическую и военно-политическую помощь силам национального освобождения на Юге Африки, активно поддерживал антирасистские и автиколониальные тенденции в мировой политике, развивал всестороннее сотрудничество с развивающимися странами в этой области. При этом советская политика была окрашена в тона противоборства двух мировых общественных систем. Изменение внутриполитической ситуации в Советском Союзе открыло путь к конструктивным дипломатическим контактам с правительством ЮАР в ходе урегулирования анголо-намибийского узла напряженности.
В феврале 1991 г. между СССР и ЮАР было подписано соглашение о создании в Москве и Претории при посольствах Австрии секций интересов двух стран. В ноябре 1991 г. в результате визита министра иностранных дел ЮАР Р. Боты в Москву между сторонами была достигнута договоренность об установлении консульских отношений. А 28 февраля 1992 г. Россия и ЮАР установили между собой дипломатические отношения. В начале июня 1992 г. Москву посетил президент ЮАР Ф. де Клерк, который имел встречу с президентом России. Установлению дипломатических отношений между Россией и ЮАР активно способствовало общество «Россия – Южная Африка», развивающее деловые, научные и культурные отношения на неправительственном уровне. Несмотря на трудности, связанные с перестроенными процессами и нестабильностью внутриполитической ситуации в обеих странах, в отношениях между ними наступил этап, который характеризуется стремлением к сотрудничеству на равноправной и взаимовыгодной основе, свидетельством чему стало подписание в октябре 1993 г. соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой, развитие связей между гражданами обеих .стран, особенно после полной реинтеграции ЮАР в мировое сообщество в 1994 г.

Автор: И. Н. Куклина. Впервые опубликовано в справочнике "Южно-Африканская Республика". М., 1994. Материал любезно предоставлен сектором Юга Африки Института Африки Российской Академии Наук.

Вернуться на главную