С.Берзина. Африканское искусство в музеях США и Европы.

 



С. Я. Берзина

(г. Москва)

АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО
В МУЗЕЯХ США И ЕВРОПЫ. СИТУАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

 

В канун XXI в., в условиях резкого экономического отставания стран Тропической Африки от Европы и Северной Америки, несравнимого с Западом уровня жизни и состояния политической стабильности идет сближение африканских народов с европейскими и североамериканскими народами.1 За последние полвека темпы этого процесса нарастают, и в области культуры можно объективно констатировать становление элементов единого культурного пространства.

Весьма показательна ситуация в отношении к африканскому изобразительному и прикладному искусству. Во-первых, преодолены временные рамки. Ныне совершенно очевидно, что искусство Тропической Африки не может быть ограничено памятниками традиционного характера. В колониальный и постколониальный периоды искусство африканских стран продолжает развиваться в соответствии с новыми условиями жизни и возможностями творчества. Во-вторых, преодолен “этнографический барьер”. Африканское искусство воспринимается как полноценная и неотделимая часть цивилизации ойкумены.2

На протяжении 70-90-х годов эти представления сместились из сферы дискуссий и публикаций разного рода в демонстрационные залы. Современное положение характерно беспрецедентным ростом количества африканских галерей, появлением специальных государственных музеев африканского искусства и, что мне представляется наиболее важным — политикой главных музеев мира. Вот как это выглядит в основных музеях искусств.

В Музее Метрополитэн (The Metropolitan Museum of Art, New York) искусство Тропической Африки экспонируется в огромном зале с компартиментами по основным регионам (Западный Судан, бассейн Конго и др.). Пополнению африканской коллекции дирекция музея уделяет не меньше внимания, чем искусству других континентов. Об этом позволяет судить специальный номер музейного бюллетеня, представляющий основные приобретения Метрополитэна за 1996-1997г.г.3 Новые поступления распределены по следующим темам: Древний мир; Ислам; Средневековая Европа; Европейский Ренессанс и Барокко; Европа 1700-1900 гг.; Двадцатый век; Африка; Океания и обе Америки; Азия. Африку в этой выборке представляют два шедевра: памятная скульптура вождя из Заира (дерево, стекло, металл и каолин), XIX в., и деревянная колонна веранды в виде всадника, вырезанная скульптором йоруба Олово из Исе, Нигерия (умер в 1936 г.). Вследствие роста города, в Большом Нью Йорке оказался и Бруклинский музей (Brooklyn Museum of Art), недавно еще музей города Бруклин, со своей знаменитой African gallery. Экспозиция галереи в 1996-1998г.г. была организована по следующим разделам: Иоруба; Культ предков и искусство; Искусство и политическая власть; Магическая скульптура; Маски и т.п. Помимо упомянутых музеев в центре Нью Йорка действует небольшой Музей африканского искусства (Museum of African Art) с постоянно сменяемыми тематическими выставками. Здесь с сентября 1988г. по январь 1999г. демонстрировалась выставка “Baule. African Art Western Eyes”, где были представлены экспонаты из разных музеев мира. Основное этнографическое собрание по-прежнему находится в Музее естественной истории (American Museum of Natural History), расположенном напротив Метрополитэна. Название музея определяется тем значением, которое вкладывалось древними в понятие “естественная история”: история Земли, Природы, Человека. Африканская экспозиция (African Peoples) представляет связный рассказ об истории, условиях жизни, материальной и духовной культуре народов Африки к югу от Сахары. Нельзя не упомянуть, что это первое и старейшее в США собрание африканских памятников содержит уникальные предметы искусства.

Кроме Нью Йорка, музеи и галереи африканского искусства есть в Вашингтоне (National Museum of African Art), а также во многих культурных и университетских центрах страны. В Бостонском музее изобразительных искусств (Museum of Fine Arts, Boston) экспозиция открывается залами африканского искусства, где в отдельных витринах выставлены редчайшие памятники монументального характера нового и новейшего времени. Классическими цивилизациями Судана (Куш, Мероэ, Нубия) начинается показ искусства древнего Востока. Следует отметить, что это одна из наиболее удачных и связных демонстраций истории и искусства долины Нила к югу от Египта. Конечно, подборка памятников здесь производилась путем тщательного отбора из огромного фонда, сложившегося в результате многолетних раскопок в Судане. В то же время само здание музея ограничивает возможности показа. Музей хранит памятники такого размера и веса, которые не могут быть представлены в залах. Так уникальный каменный саркофаг мероитского царя Тахарки можно увидеть только в подвальном, служебном помещении. Часть африканского собрания Бостонского музея нового и новейшего периодов постоянно экспонируется в Гарвардском университетском музее (Harvard University Art Museum. Fogg Art Museum). С 1996 г. здесь действует выставка “The Art of Identity. African Sculpture from the Teel Collection”. В Бостоне же имеется музей современного африканского искусства — Hamill Gallery of African Art.

В качестве тенденции особого внимания заслуживает факт закупки африканских экспонатов и подготовки африканских экспозиций в тех из основных музеев искусств, где еще в середине XX в. это невозможно было представить. В условиях неразрешимого противоречия между постоянно растущим количеством музейных экспонатов в целом и возможностями их хранения и экспонирования, каждый музей находит свое решение. Чрезвычайно остро эта проблема встает перед старыми музеями Европы.

Британский музей (The British Museum, London), один из старейших национальных музеев мира с хрестоматийными памятниками Африки, перевел свое основное африканское собрание в новое здание, Музей Человека (Museum of Mankind, the Ethnography Department of the British Museum). В старом остались высокие памятники классических африканских цивилизаций: Мероэ и Нубия, которые вслед за Египтом экспонируются в залах древнего мира. О других частях собрания напоминают средневековые бронзовые рельефные пластины из облицовки дворца бенинских правителей, собранные в панно над маршем главной лестницы. Лондонский Музей Человека только разворачивает африканскую экспозицию, но уже в 1995 г. в его здании осуществлена огромная и великолепная выставка “Искусство Африканского континента”, где на произведениях африканских мастеров от древнего Египта и средневекового Магриба до традиционных памятников стран Тропической Африки устроители выставки продемонстрировали определенную общность мировосприятия и единство эстетических ценностей населения континента в пространстве и во времени.

Музей Лувра (Musee du Louvre, Paris) уже много лет находится в состоянии реконструкции. Относительно “африканских” планов Лувра известно только строительство нубийской экспозиции на материале французских раскопок в Седенге.4 Следует учесть, что во французской столице крупнейшие африканские собрания складывались с начала XX в. и давно демонстрируются в Национальном музее искусства Африки и Океании (Musйe national des Arts d’Afrique et d’Ocйanie), бывшем Колониальном музее, а также в Музее Человека (Musйe d’Homme). В фондах последнего, по сообщению В.Б.Мириманова, неоднократно там работавшего, находятся тысячи африканских памятников, в т. ч. материалы экспедиции А.Лота в ТАСС или, но основные темы меняющихся экспозиций музея носят народоведческий характер (что подтверждается музейными изданиями).

Национальный музей искусства Африки и Океании издавна включал археологические, этнографические памятники, произведения прикладного искусства из бывших французских колоний в Африке. Посетителей музея встречают мегалиты из Сине-Салума, вкопанные среди растущих пальм. Значительную часть основного фонда Тропической Африки составили дары “французских африканцев”: военных, чиновников, врачей и миссионеров. В последние десятилетия положение меняется. Музей ведет регулярные закупки памятников со всего континента, обращая специальное внимание на “нефранцузские” регионы. Почти в каждом номере журнала французских музеев (“Revue du Louvre. La revue de musees de France”) в разделе наиболее значительных новых поступлений упоминаются приобретения этого музея. Чтобы представить картину, приведу несколько примеров. В 1996 г. была куплена разом коллекция из 282 эфиопских серебряных нашейных крестов начала XXв. (самое большое собрание в музеях Европы!).5 В 1998 г.: бронзовая голова обы Бенина, XVIв.6; походный ящик для табака царя Абомае, рубеж XIX-XX в.в.; полный ритуальный костюм и маска из Угбене, Нигерия, середины XXв.7; четыре флага Асафо (фанти, Гана)8. В музее создается постоянная экспозиция с залами по искусству отдельных стран, организуются грандиозные выставки9, работает африканский лекторий, кружки и т.п. Бывший Колониальный музей на рубеже веков превращается в Национальный музей африканского искусства.

В России основное собрание африканских памятников хранится, изучается и экспонируется Кунсткамерой (Музеем антропологии и этнографии РАН) имени Петра Великого. Экспозиция МАЭ задумана и осуществлена в соответствии с общей направленностью музея, что не мешает демонстрировать посетителям классические предметы искусства цивилизаций Тропической Африки, начиная с Бенина. Однако, зал Африки не меняется последние полстолетия. Сам музей не может, как правило, проводить выставки на своих площадях. Единственная выставка из африканского фонда — Эфиопское собрание МАЭ — была осуществлена в 1959г. в связи с визитом Хайле Селассие I. Обычно МАЭ представляло свои африканские экспонаты на африканские и тематические выставки, организуемые другими российскими музеями. Такая практика, традиционная для музеев мира, была преодолена новой дирекцией. В 2000г. ГМЦ обратился в кунсткамеру с приглашением участвовать, вместе с другими музеями, в выставке “Христианство на Африканском Роге” и представить четыре своих экспоната. Музей Востока получил категорический отказ, причем формальное обоснование этого отказа не соответствует истине. Причина неизвестна, но перспективы печальны.

В 80-е г.г. XX в. впервые закупил африканские памятники Эрмитаж (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Была приобретена часть значительной коллекции, привезенная В. Р. Арсеньевым из Западного Судана. Это было второе по времени коллекционное приобретение. Первое, собрание аксумских монет, подарил музею М.Б.Горнунг.10 Б.Б.Пиотровский, директор Эрмитажа и превосходный знаток мирового искусства, начавший африканскую акцию, считал необходимым включение искусства Тропической Африки в состав эрмитажных собраний и экспозиций.11 История Эрмитажа, основанного Екатериной Великой как дворцовое собрание живописи медалей и гемм, созданного Николаем I как Новый Эрмитаж — музей античного, европейского и русского искусства, доступный публике, развивался в этом направлении до конца династии Романовых. В годы советской власти он стал музеем мировой культуры. Особая роль в этом процессе принадлежит Отделу Востока, созданного под инициативным руководством И.А.Орбели, ставшего затем директором Эрмитажа. При И.А.Орбели и его преемниках Отдел Востока превратился в Центр востоковедения мирового значения. Он сконцентрировал памятники восточных культур и стал показывать их как самоценную часть мировой цивилизации.12

Африканские экспонаты также поступили в Отдел Востока, в фонд Египта, где уже хранились памятники древней Нубии из раскопок Советской археологической экспедиции п/р Б.Б.Пиотровского. В 1983 г. Отдел Востока демонстрировал выставку “2000 лет искусства Нигерии” из нигерийских музеев. Пиотровский сам составил выставочный буклет и написал заметку о выставке в музейные сообщения, где назвал ее “крупным событием в жизни Эрмитажа”.13

Инициативы Б.Б.Пиотровского в отношении африканского искусства, создание африканской коллекции музея — шаг принципиального значения для развития Эрмитажа в постсоветский период. Это направление на посту директора продолжил М.Б.Пиотровский. В 1993 г. в Эрмитаже состоялась выставка “Коллекция Джорджа Ортиса. Древности от Ура до Византии”. В состав 280 экспонатов мирового класса были включены изысканные древние и средневековые скульптуры Тропической Африки. Они были опубликованы в полном каталоге, а также представлены в буклете, сопровождавших выставку в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), куда выставка переехала из Эрмитажа. Каталог был рассчитан на коллекционеров, специалистов и стоил достаточно дорого, а буклет предназначался рядовому посетителю и раздавался бесплатно. В последнем среди 29 иллюстраций выдающихся произведений древнейшего, древнего и средневекового искусства со всего мира, на двух показаны памятники Тропической Африки. В буклете приводятся слова собирателя — владельцы коллекции: “Меня неизменно привлекала африканская скульптура… Африканцы как никакие другие народы, умели схватить и передать в некоторых своих скульптурах первозданную дикость природы. Ведь природа нисколько не обременяет себя соображениями морали или справедливости. Она просто есть. В качестве примеров я могу привести созданную в Ноке терракотовую голову (№ 261), с ее мощным психологическим содержанием, или голову “с выпученным глазами” (№263), обладающей почти мистической силой воздействия”.14

Для Государственного музея изобразительных искусств с его превосходным египетским собранием и интересными мероитскими памятниками выставка Ортиса — первая демонстрация древнего и средневекового искусства Тропической Африки. Однако в ГМИИ постоянно экспонируются собственные памятники африканского искусства рубежа XIX-XX вв., приобретенные в Париже С.И.Щукиным. Здесь традиционная деревянная скульптура как сопровождающий материал, исток и фон выставлена в зале французских импрессионистов. В этом зале она вполне уместна и превосходно вписывается в экспозицию произведений революционного этапа истории европейской живописи на рубеже XIX-XX вв.

Другие московские музеи, не входящие в разряд мировых центров искусств, в последние десятилетия ушедшего века начали собирать африканские фонды. Так небольшой коллекцией памятников — музыкальных инструментов Тропической Африки обладает Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Лучшие из них показаны в африканском компартименте экспозиции. Самобытные по существу, совершенные по дизайну, украшенные классической резьбой, шитьем и т.п., она безусловно относятся к произведениям традиционного искусства. Коллекция пополняется и формируется планомерно. Директор музея А.Д.Панюшкин недавно привез из Эфиопии набор подлинных инструментов середины — второй половины XX в.

В качестве тенденции чрезвычайно важно отменить появление африканских экспонатов во вновь создающихся университетских музеях: ИСАА при МГУ и Российского университета дружбы народов. В то же время плохо со старыми фондами МГУ. Интересная и значительная африканская коллекция складирована в Музее антропологии Московского Государственного университета. В свое время африканские, австралийские и др. памятники этого собрания были приобретены известным российским антропологом и географом Д.Н.Анучиным и подарены в университет именно с учебной целью. Ныне они недоступны ни студентам, ни исследователям.

Превосходные, редкие, а в некоторых случаях уникальные памятники искусства Африки традиционного характера удалось обнаружить в Государственном Историческом музее: оружие XIX в. (а надо помнить, что оружие — это одновременно и знак власти; соответственно каждый из этих предметов представляет достижение в области военной техники своего времени и памятник высокого искусства) в фонде Отдела оружия и рукописные (в т.ч. иллюминированные) эфиопские книги XVI — XVIII вв. в фонде Отдела рукописей. Эти памятники никогда не экспонировались в ГИМе, но они доступны для работы специалистов и выдаются на выставки в другие музеи. Отдельные предметы есть в Оружейной палате Московского Кремля. Ситуация аналогична.

Значительный интерес представляют частные коллекции московских африканистов. Памятники большого историко-культурного значения имеются в коллекциях М.Б.Горнунга, В.И.Коровикова, В.Б.Мириманова, В.Б.Иорданского, Ан.А.Громыко. В последнее время появились коллекции у ценителей африканского искусства. Летом 1998 г. в Москве экспонировала свое собрание деревянной и бронзовой пластики Западного Судана Н.В.Грекова, жительница Воронежа. Выставка привлекла внимание антикваров, что весьма симптоматично.

Основное собрание африканского искусства в Москве сосредоточено в Государственном музее искусства народов Востока. Отдельные предметы появились в музее еще в период его создания, но собрание как таковое формируется с 60-х годов. История нынешнего собрания, как мне кажется, показательна для обсуждаемой темы. В 60-е — 70-е годы, в связи с политикой советского руководства в отношении независимой Тропической Африки, Советский Союз регулярно посещали правительственные, партийные профсоюзные и культурные делегации стран Африки, привозившие подарки. В молодые африканские государства хлынул поток советских граждан, бывших там краткосрочно или осевших на годы. В официальных учреждениях и частных домах Москвы внезапно оказалось огромное количество произведений африканского искусства. В московских коммуналках и даже отдельных квартирах хрущевок они просто не помещались. Антикварные магазины их не брали. Многие москвичи предлагали, не ища выгоды, подарить африканские памятники Музею Востока, но дирекция и сами музейные работники долгое время не могли определиться в оценке этих памятников: этнография, “аэрофлот” или произведения искусства. Ведь то, что приносили в музей, было весьма далеко от произведений Японии, Китая и других, привычных и апробированных. Я слышала много рассказов, как музей отказывался от таких даров, в частности, предложения М.Б.Горнунга отвергались дважды.

Между тем, количество африканских экспонатов в фонде неукоснительно росло за счет официальных передач из других учреждений, даров с проводившихся в музее выставок и, в редких случаях, — из частных собраний. С 1971г. отдельные африканские памятники начали публиковать в музейных буклетах и каталогах.

Параллельно все эти годы в залах музея регулярно демонстрировались выставки африканского искусства, ставшие частью музейной жизни. Вначале это были, как правило, привозные выставки, позднее африканские экспонаты включались в выставки собственно музейные (африканское искусство на выставках новых поступлений, выставках шедевров или юбилейных мероприятиях). Но показ искусства Тропической Африки начинался именно здесь. “Африканскую страницу” в истории музея открывает эфиопская выставка, состоявшаяся в 1956 г.: “Современная живопись Эфиопии”, к которой был издан буклет-каталог. Грандиозная выставка “Искусство Тропической Африки” из собраний советских музеев и частных коллекций состоялась в Музее Востока (тогда он назывался Государственный музей восточных культур) в 1965г. По материалам этой выставки был выпущен огромный альбом-каталог.15 Выставка и каталог впервые представили широкому советскому зрителю и читателю африканское искусство, искусство — а не экзотику и этнографию. Большой вклад в эти мероприятия, как и в “африканскую” пропаганду в целом внес Д. А. Ольдерогге.

В 1966-1967 гг. состоялась выставка “Искусство Дагомеи”, привезенная из страны, ныне называемой Республика Бенин. В 1968 г. в стенах музея было две африканских выставки: “Рисунки детей Зимбабве” (с каталогом) и “Современное искусство Нигерии”. 1969г. отмечен экспозицией “Африка. Выставка произведений московских художников”. 1970 — 80-е г.г. прошли под знаком регулярных привозных выставок. В 1972 г. состоялось “Искусство Республики Заир”, в 1973 — “Современное изобразительное искусство и художественные ремесла Федеральной Республики Нигерия”, в 1975 — “Живопись, прикладное искусство и ремесла Народной Республики Конго”, в 1980 — “Искусство Объединенной Республики Камерун”, в 1981 — “Современное искусство Мозамбика”.

Переезд экспозиции музея в новое здание мы отметили большой выставкой “Искусство Африки. Из собраний посольств стран Африки в СССР”, проходившей зимой 1986-1987 г.г. На выставке были представлены памятники с большей части континента. В 1989 г. музей смог принять выставку монументальных форм “Скульптура Зимбабве” (с каталогом).

Регулярное пополнение африканского фонда позволило уже в 1991 г. создать выставку из собственных экспонатов музея и выпустить буклет. Была сформирована передвижная выставка “Искусство Черной Африки”, демонстрировавшаяся в Челябинске. Вместе с накоплением памятников шло их исследование. Африканское искусство включали во все общие каталоги и буклеты музея, они также были представлены в научных публикациях.

Ныне Фонд Тропической Африки насчитывает около 800 памятников. Это сравнительно небольшое собрание, но оно включает экспонаты уникальные, редкие и даже знаковые для искусства континента. В наших планах — постоянная экспозиция африканского искусства. Создание африканской экспозиции, намеченное на начало 90-х г.г., задерживается только в связи с известными финансовыми обстоятельствами. Поэтому в ближайшее время будут проведены лве тематические выставки, организуемые на базе африканского фонда музея с привлечением коллекций других музеев и частных собраний. Выставка “Христианство на Африканском Роге”, посвященная 2000-летию Рождества Христова, откроется уже в марте 2000г. Привлекая на свои выставки экспонаты других собраний, мы ставим две цели. Первая — переход от аморфного показа африканского искусства вообще к демонстрации конкретных видов, образов и культурно-исторических тем. Вторая — ознакомление посетителей с закрытыми для массового зрителя фондами музеев, архивов и т.п. Каждая из таких выставок будет сопровождаться научной конференцией.

Как мы видим, на рубеже XX-XXIв.в. четко вырисовывается перспектива создания поля мирового искусства, куда европейское, американское, азиатское и африканское искусство войдут равноценными составляющими. Это поле формируется музеями как основными историко-культурными учреждениями, центрами агитации и пропаганды, проводимой визуально и в виде массовых изданий от бесплатных буклетов и листовок до открыток, роскошных альбомов и копий музейных экспонатов. В XXIв. с неуклонным ростом международных коммуникаций и постоянными перемещениями огромных людских масс роль музеев в деле становления единого культурного пространства возрастет еще больше.

Дело в том, что музеи представляют культурные учреждения массового характера совершенно особого рода. Они накапливают не предметы, памятники, экспонаты. Музеи хранят овеществленное время. Они “весомо, грубо, зримо” демонстрируют это время, осуществляя на деле принцип: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Уровень эмоционального воздействия музейных экспозиций (и специально экспозиций искусства) может быть уже сегодня сравним с воздействием кино и телевидения. Коренное отличие музеев от этих могучих ныне СМИ состоит в том, что музеи демонстрируют вещно безусловную истину. В связи с конкретной постановкой вопроса — правду об Африке. Десятки тысяч людей, проходящих ежедневно через африканские залы музеев мира, уносят с собой частички этой правды в виде образов африканского искусства.

 

1 Городнов В.П. “Евроцентризм и афроцентризм как субъективная реакция на объективный процесс сближения европейских и африканских народов”. Мое выступление, которое легло в основу настоящей статьи, инициировано докладом В. П. Городнова. (доклад В.П.Городнова в данный сборник не вошел — прим. ред.)

2 Это обстоятельство отразилось на мировом рынке произведений искусства. Африканские памятники вошли в общие и собственно африканские каталоги Сотбис и Кристи, а цены выросли на порядок.

3 Metropolitan Museum of Art Bulletin, N.Y., 1997, Vol. 55, № 2.

4 Revue du Louvre, P., 1999, № 2, p.31-34.

5 Revue du Louvre, P., 1996, № 2, p.105.

6 Revue du Louvre, P.,1998, № 1, p.102.

7 ibid., p.103.

8 ibid., № 2, p.108.

9 Valleй du Niger. Exposition. Paris etc., 1993-1996. Catalogue, Paris, 1993. На выставке были собраны экспонаты из европейских и африканских собраний, впервые представлявшие историю искусства, созданного населением долины Нила на протяжении тысячелетий в виде зрительного ряда. Каталог — исследование академического характера, выполнен в классической традиции каталогов высокого искусства.

10 Горнунг М.Б. Аксумские монеты. — Сообщения Государственного Эрмитажа, Л-д, 1973, вып. 37

11 По материалам личных бесед.

12 Неверов О.Я., Пиотровский М. Б. Эрмитаж. Собрания и собиратели. С.-Пб.1997.

13 Пиотровский Б.Б. 2000 лет искусства Нигерии. — Сообщения Государственного Эрмитажа, Л-д, 1986, вып. 51, с. 84-85, 3 илл.

14 Коллекция Джорджа Ортиса. Древности от Ура до Византии. Л-д, М., 1993, с.7.

15 Искусство Тропической Африки в собраниях СССР. М., 1967.

 

* * *

This paper argues a new situation of perception of African art on the eve of the 21st century: it has become the inseparable part of the world civilization. All main art museums of the world have the collections of African art, it is presented in all catalogues of famous world art auctions etc. A great part of this paper is dedicated to the history of the making of African art collections in main Russian art museums.

 


Предыдущая статья     Оглавление      Следующая статья

 

Библиотека Африканы
New Publications
январь 2001

image0.jpg (16743 bytes)

Евроцентризм и афроцентризм накануне ХХI века:
африканистика в мировом контексте

Материалы конференции,
Москва, 2000