Об изобразительном искусстве современной Нигерии

 



Об изобразительном искусстве современной Нигерии

Г.А.Балашова, Центр африканских исследований СПбГУ

Одной из ярчайших страниц современной нигерийской культуры является изобразительное искусство. При этом государство уделяет самое серьезное внимание как сохранению уже имеющегося художественно-изобразительного наследия, так и созданию необходимых условий для дальнейшего развития национальных традиций и талантов в данной области. Именно поэтому в многочисленных музеях и художественных галереях Нигерии можно увидеть не только бессмертные творения мастеров, создавших изумительные по красоте изделия культуры Нок, культуры Ифе, шедевры бронзового литья древнего Бенина, но и не менее прекрасные произведения современных нигерийских художников и скульпторов.

Основные принципы государственной поддержки национального изобразительного искусства были заложены в официальном документе "Культурная политика для Нигерии" ("Cultural policy for Nigeria"), утвержденном в 1988г. В число его главных положений входят поддержка государством всех видов традиционного и современного искусства, его пропаганда внутри страны и за рубежом, интеграция культурных программ в учебные планы школ и вузов, создание национальной труппы и национальной галереи современного искусства, охрана памятников архитектуры, проведение национальных культурных фестивалей и др.

Для практической реализации указанных целей в стране создана и достаточно успешно функционирует целая система государственных и полугосударственных организаций, в число которых входят Федеральное министерство информации и культуры (Federal Ministry for Information and Culture), Национальный совет по искусству и культуре (National Council for Arts and Culture), Национальный институт культурной ориентации (National Institute for Cultural Orientation), Национальная комиссия по музеям и памятникам (National Commission for Museums and Monuments), Национальный театр (National Theatre) и действующая при нем Национальная галерея современного искусства (National Gallery of Contemporary Art) и др.

Силами этих организаций при финансовой поддержке как федерального правительства, так и правительства штатов выпускаются специальные журналы по искусству (например, журнал "Найджирия мэгэзин" - "Nigeria Magazine"), организовываются семинары и художественные выставки, проводятся общенациональные фестивали по искусству и культуре. Эти фестивали проходят в различных штатах страны и посвящаются различным аспектам национальной культурной жизни - изобразительному искусству (Порт Харкорт, 1982г.), литературе и издательскому делу (Майдугури), традиционным и современным танцам (Лагос, 1981), роли культуры в экономическом развитии страны (Баучи), информации и документации в области культуры (Кадуна, 1990), драматургии (Абуджа, 1992), традиционной национальной одежде (Калабар, 1994), художественным и прикладным изделиям из металла (Обеокута 1995), ремесленному творчеству (Джос,1996) и др.

Все фестивали, независимо от объявленной тематики, всегда сопровождаются выставками художников, скульпторов и ремесленников, шествиями участников, выступлениями танцоров и музыкантов, артистов традиционного цирка, соревнованиями по традиционным видам борьбы. С 1995г. в заключительный день фестивалей происходит церемония награждения призами Национального совета по культуре и искусству отдельных деятелей культуры и организаций, внесших в ее развитие наиболее заметный вклад. Награды вручаются по таким номинациям как музыка, литература ( в том числе и на национальных языках), живопись, музейное дело и др.

Общенациональные фестивали, получающие финансовую поддержку со стороны федерального правительства и правительств штатов, рассматриваются руководством страны не только через призму реализации национальной культурной политики, но и прежде всего как важный инструмент формирования национального самосознания, сплочения нигерийской нации. Они также призваны обеспечить привлечение в страну иностранных туристов, привести к увеличению рабочих мест путем развития традиционных промыслов.

Крупнейшим культурным центром всей Нигерии, несомненно, является г.Лагос, население которого, по некоторым оценкам, достигает 10 млн. человек. Здесь государственная поддержка изобразительного искусства выражается прежде всего в деятельности таких полугосударственных учреждений ("парастейтлз") как Национальный музей (National Museum), Национальный театр и Национальная галерея современного искусства.

Задачами Национальной галереи являются хранение современных произведений искусства, ознакомление с ними широких кругов нигерийской общественности, проведение соответствующих научных исследований, организация выставок-продаж работ нигерийских мастеров. Большой популярностью пользуется издаваемый галереей дважды в год журнал об искусстве в Нигерии ("USO: Nigerian Journal of Art"). В его первом номере (N1, том 1, 1995) были опубликованы статьи о современном нигерийском изобразительном искусстве, влиянии на него фольклора, об изделиях народных мастеров из керамики и металла, об архитектуре королевских дворцов народа Йоруба и др. В настоящее время галерея располагает 257 экспонатами, включая рисунки, картины, портреты видных нигерийских политических и общественных деятелей, графику, керамические изделия, мозаику, скульптуру, изделия из текстиля и др. Около 25 экспонатов были переданы в дар галерее представителями ( в том числе и посольствами) иностранных государств.

Согласно имеющейся статистике, только с апреля по ноябрь 1994г.галерею посетили 7855 человек, включая 249 иностранцев (автор, неоднократно посещавшая галерею, удостоверяет, что каждый посетитель обязан зарегистрироваться в специальном журнале - отсюда такие точные сведения). В том же году под патронажем галереи было организовано пять крупномасштабных выставок современного нигерийского искусства в Лагосе и столице страны Абудже.

Ежегодно 14 сентября в Национальной галерее проходят торжества и всевозможные выставки, посвященные Национальному дню творчества (National Creativity Day). В 1995г. в рамках мероприятий, посвященных этому дню, в Женеве в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности была проведена выставка нигерийских художников, скульпторов и фотографов, представлявших современное нигерийское искусство.

Однако самой масштабной международной акцией по пропаганде нигерийского искусства за рубежом стал в последние годы, на наш взгляд, прошедший в 1995г. в Великобритании фестиваль африканского искусства "Африка-95" (Africa-95), на котором, по оценке, около 25% всех представленных экспонатов были из Нигерии. Фестиваль включал в себя выставки работ африканских художников и скульпторов, театральные постановки, выступления африканских певцов и танцоров, музыкальных коллективов. Это событие широко освещалось в нигерийских средствах массовой информации.

Широкая палитра произведений современного нигерийского изобразительного искусства, демонстрируемого как внутри страны, так и за рубежом, объясняется еще и тем обстоятельством, что практически во всех университетах 36 штатов страны созданы и успешно функционируют факультеты искусств (Departments of Arts), ежегодно выпускающих сотни художников, скульпторов, дизайнеров. В сочетании с природными высокохудожественными данными эти специалисты обеспечивают практически неиссякаемый источник новых нигерийских талантов в области живописи, скульптуры, графики и т.п.

Естественно, что в данной ситуации возникает проблема наличия необходимой инфраструктуры для реализации имеющегося потенциала в области изобразительного искусства. Вклад государства в данный процесс уже был освещен нами выше. Одновременно, наряду с государственными структурами, активную роль в культурной жизни Нигерии играют многочисленные частные художественные галереи и зарубежные культурные центры. Так, по имеющимся оценкам, только в Лагосе насчитывается не менее 100 художественных галерей и выставочных центров, работающих как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. В числе наиболее популярных из них можно назвать Диди Музем ( Didi-Museum), Аарагон Гэллери (Aaragon Gallery), Арт энд Обджектс Гэллери (Art and Objects Gallery), Сигниче Гэллери (Signature Gallery), Самсинг Спешиал Гэллери (Something Special Gallery), Трежери Хаус Гэллери (Treasure House Gallery), Лекки Ресторан Гэллери (Lekki Restaurant Gallery) и др.

Весьма активную роль в организации выставок нигерийских художников и скульпторов играют действующие в этой стране культурные центры Франции (French Cultural Centre) и Германии (Goethe-Institut), а также (в меньшей степени) Великобритании (British Council) и США (United States Information Service).

Однако, как неоднократно отмечали местные средства массовой информации, наибольшей популярностью в Лагосе среди нигерийских мастеров кисти и резца пользовался Российский культурный центр (Russian Cultural Centre). Автор данной статьи, работавший в Российском культурном центре (РКЦ) в 1995-1998гг., с удовольствием разделяет данное мнение. Действительно, только в течение указанного срока здесь было проведено около 30 индивидуальных и коллективных выставок, в которых приняли участие более 100 нигерийских художников и скульпторов. Наряду с такими всемирно известными художниками как Коладе Ошиново (бывший проректор Технологического колледжа Яба в г.Лагосе - одного из крупнейших нигерийских учебных центров по подготовке мастеров изобразительного искусства) в РКЦ проводились и выставки представителей талантливой нигерийской молодежи. Среди наиболее значительных (и, кстати, активно освещавшихся в прессе) мероприятий, проведенных в РКЦ, можно отметить коллективные выставки "Визуальный оркестр" ("Visual Orchestra" - в сентябре 1997г., в ней приняли участие художники и скульпторы из восточных районов Нигерии); "Открытые секреты" ("Open Secrets" - в ноябре 1997г., выставка 20 художников и скульпторов из университета им. Ахмаду Белло, г. Зария - Ahmadu Bello University, Zaria); "Формы и краски" ("Forms and Colours" - в декабре 1997г., выставка 16 выпускников Технологического колледжа Ябо, г.Лагос - Yaba College of Technology Lagos), выставка работ исламского искусства (январь 1998г.) и др.

Весьма сильное впечатление на автора данной статьи произвела и коллективная выставка 11 нигерийских художников и скульпторов, состоявшаяся в РКЦ в апреле 1996г. под названием "Успехи во времени" ("Strides in Time"). Состав участников этой выставки, их биографии и творческие достижения достаточно наглядно отражают положение дел в области современного изобразительного искусства в Нигерии.

Так, скульптор Олабиси Онавале Факийе (Olabisi Onawale Fakeye) родился в 1942г. в штате Озун и обучался искусству скульптора под руководством своего дяди, а с 1968г. начал работать самостоятельно. Он принимал участие почти в 15 коллективных и персональных выставках в Национальном театре страны, в культурных центрах Германии, Франции, России, в частных галереях г. Лагоса и др. Его произведения украшают здания Посольства Нигерии в Италии, выставлены в Национальном музее и Национальной галерее современного искусства (в Лагосе), многие скульптуры находятся в частных коллекциях как в самой Нигерии, так и за рубежом.

Молодой художник К.К.Карунви (K.K.Karunwi) и специалист по керамике Алли Олайинка (Alli Olayinka) родились соответственно в Лагосе и в штате Ондо. После завершения образования в Технологическом колледже Яба (г. Лагос) оба принимали участие в многочисленных вставках в Нигерии и за рубежом.

Также Технологический колледж Яба закончили и участвовавшие в выставке в РКЦ скульптор Патрик Агозе (Patrick Agose), который родился в 1961г. в штате Дельта, и художник Абиодун Олаку (Abiodun Olaku), родившийся в Лагосе. Их работы неоднократно экспонировались на художественных выставках в Лагосе, Абудже, в галереях США и т.д.

Выставки нигерийских художников и скульпторов, проводившиеся в Российском культурном центре в Лагосе, посетили тысячи человек. Сотни картин и скульптур были куплены нигерийскими и иностранными коллекционерами, приобретены банками и крупными компаниями, что сделало их авторов известными и знаменитыми не только в Лагосе, но и по всей стране, а также и за рубежом. Не случайно нигерийский журналист Санни Орибиойе (Sunny Oribioye), описывая многогранную деятельность РКЦ, назвал свою статью в общенациональной газете "Дейли Таймс" ("Daily Times", May 9, 1996) "Российский центр помогает находить культурные сокровища" ("Russian centre helps find cultural treasures").

 

Литература
1. Cultural Policy for Nigeria. Lagos, 1988
2. Nigeria Magazine, Lagos, 1965-1987
3. The National Creativity Fair NAFEST 90. National Council for Arts and Culture. Lagos, 1992
4. USO: Nigerian Journal of Art, N 1, 1995
5. Glendora Review. African Quarterly on the Arts, Lagos, N 4, 1996.
6. Strides in Time (A collection of Sculptures and Paintings), Russian Cultural Centre, Lagos, 1996
7. Daily Times, Lagos, May 9, 1996
8. Sunday Times, Lagos, December 28, 1997
9. Weekend Times, Lagos, September 28, 1996
10. Thisday, Lagos, January 2, 1997