А.С.БАЛЕЗИН,
доктор исторических наук.
"Вы хотите познакомиться с
Королевой дождя ? - спросили меня мои
гостеприимные хозяева в долине Мукетси. - Ее
собственные подданные не имеют права лицезреть
Королеву, но белых она иногда к себе допускает. А
у нас есть знакомые, которые вхожи к ней". Так
"по блату" я получил едва ли не самое сильное
впечатление за мою десятинедельную поездку по
Южной Африке. И то сказать - Ее Величество
Муджаджи V - первая Королева Дождя, которая
отказывается вызывать дождь!
Но расскажу все по порядку.
Путь в долину Мукетси
Мне выпала удача читать
лекции в Южной Африке, причем практически по всей
стране. Получилось так потому, что я был
официальным гостем университета Виста.
Университет этот несколько необычен. Хотя по
числу студентов он чуть ли не самый крупный в
стране, на самом деле это не совсем так: он
состоит из нескольких небольших частей,
разбросанных по всей стране и пользующихся
значительной автономией. Дело в том, что
университет Виста создавался в начале 80-х годов
по всем канонам апартхейда, предусматривавших, в
частности, раздельное обучение и разные
стандарты образования для белых и черных
южноафриканцев.
Тогда в семи тауншипах - черных
пригородах главных промышленных зон страны -
были постепенно созданы кампусы -
мини-университеты, объединенные достаточно
формально штаб-квартирой в Претории. В каждом
кампусе свой директор, свои сотрудники. Каждую
кафедру возглавляет заместитель заведующего,
заведующий сидит в каком-либо одном кампусе и
общается со своими подчиненными в других частях
страны в основном по телефону. В каждом кампусе
есть и свой Совет студенческих представителей,
оказывающий заметное влияние на учебный процесс.
Мне довелось, в частности, быть свидетелем
бойкота занятий, прошедшего под его
руководством.
Мне как "гостевому
профессору" предстояло объехать все семь
кампусов, то есть проехать по всей стране.
Организаторы моей поездки решили, однако, что
заодно я прочту лекции и в других лежащих на моем
пути или чуть в стороне университетах. Причем моя
программа была составлена таким образом, что я
посетил с лекциями не только самые престижные
университеты ЮАР (Витватерсрандский,
Стелленбошский, Кейптаунский, Университет Южной
Африки - ЮНИСА), но и более мелкие -
Потчефструмский, Преторийский и Университет
Оранжевого Свободного Государства в г.
Блюмфонтейн.
Одним из немногих
университетов, посещение которого не входило в
мою программу, был Северный университет в городе
Питерсбурге в Северном Трансваале. Но - помните? -
"Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся
горишь в огне" - это слово завораживало меня, и
я никак не мог не побывать в Трансваале.
Тем более приглашение туда у
меня было - частное.
Энгельбрехты
Незадолго до моей поездки в
ЮАР я познакомился с гостившими в Москве (уже
второй раз и с удовольствием!) профессором
Фредриком Энгельбрехтом и его очаровательной
женой Идой, которые пригласили меня посетить их,
если я попаду в ЮАР. Они рассказали, что Фредрик
оставил свою кафедру философии и занялся
фермерством. Услышал я и о том, что с их фермы
открывается какой-то необыкновенный вид. Но
действительность превзошла все мои ожидания.
В столицу Северного Трансвааля
с таким почти российским названием Питерсбург
меня довез за четыре часа прекрасный
комфортабельный автобус-экспресс, кстати
сказать, принадлежащий трансваальской компании
с темнокожим персоналом. Энгельбрехты встречали
меня, и мы отправились к ним домой. Когда их
огромный белый БМВ вдруг резко свернул с дороги
вдруг куда-то влево, я не сразу и понял, что мы
приехали. Дом Энгельбрехтов так причудливо
расположен в зелени на склоне горы, что его не
видно ни сверху - с горного шоссе, ни снизу - из
долины.
Зато долина Мукетси
великолепно просматривается с балконов,
тянущихся по всему фасаду дома. Пожалуй, это один
из самых красивых пейзажей, виденных мною в
жизни. Энгельбрехты гордятся им и не упускают
случая посидеть со своими гостями на сандеке"
за приятной беседой и встретить там закат рюмкой
чего-нибудь вкусненького.
Вообще, вкусненькое в доме
Энгельбрехтов любят. Готовит его чернокожая
повариха Мелита. Хозяева даже посылали ее
учиться на курсы поваров и построили ей дом
неподалеку от своего собственного: день в ЮАР
начинается очень рано, около пяти утра Мелита уже
колдует в кухне. Повариха - живописная женщина,
уже немолодая, ей в помощь взяли горничную для
более простых работ в доме. А в свое время ее
присутствие, видимо, немало помогло Иде
Энгельбрехт, вырастившей семерых детей -часть из
них от первого брака ее мужа.
Именно Мелита живо напомнила
мне, что я нахожусь в стране африканеров
(известных прежде как буры), с первой встречи
называя меня "баас" - "господин" на
языке африкаанс - словом, от которого сразу
повеяло колониальным южноафриканским романом.
Дети Энгельбрехтов давно
выросли и разъехались в разные стороны, и Мелита
передает по сложившемуся ритуалу завтрак через
окошко в стене между кухней и столовой только для
Иды и Фредрика, но по-прежнему происходит это
очень рано утром: Фредрик спешит спуститься в
долину Мукетси.
Долина Мукетси является
гордостью Энгельбрехтов не только за ее
неописуемую красоту. Она, к тому же, их кормилица.
Выяснилось, что климат и почвы долины идеально
подходят для разведения помидоров, и несколько
фермеров, объединив свои земли, создали там
огромную фирму по производству помидоров -"Зед
Зед Ту" (ZZ2). Продукция "Зед Зед Ту"
известна не только по всей ЮАР, но и во многих
соседних странах. Считается, что эта фирма - самый
крупный производитель помидоров во всем Южном
полушарии. А отставной профессор философии
Фредрик Энгельбрехт - один из директоров фирмы и
ежедневно активно работает в офисе.
Каждый день предстояло
проделывать получасовой спуск в долину и мне. При
этом температура воздуха постепенно возрастала
минимум на 10°С, но что такое сорокаградусная жара
по сравнению с чудесами долины! Я видел
помидорные поля на разных стадиях развития,
видел, как осваиваются новые земли, летал над
долиной на маленькой "Сессне" (помните
летчика Маттиаса Руста?). Но, пусть простят меня
мои гостеприимные хозяева и их друзья из "Зед
Зед Ту", самое интересное, самое незабываемое
из увиденного мной - безусловно, правительница
маленького народа лобеду - Королева Дождя.
Лобеду и их королева
Лобеду - народ из группы
северных сото, относящихся к банту Южной Африки.
Живут лобеду на севере Трансвааля, в живописных
долинах и предгорьях Драконовых гор. Это - жаркая,
богатая растительностью часть Южной Африки. С 1979
г. здесь создан Национальный заповедник
Муджаджи, главным образом, для охраны уникальных
реликтовых пальм. Посетители заповедника могут
любоваться круглыми хижинами лобеду с
островерхой соломенной крышей разных оттенков -
от светло-кремового до темнокоричневого,
раскинувшимися живописными группами на фоне
буйной зелени. В особой постройке в заповеднике -
в "доме информации" - рассказывается и о
лобеду и их королевах, показывается копия
парадного одеяния нынешней королевы, но не ее
портрет: лицезреть королеву строжайше запрещено
даже ее собственным подданным.
Свое происхождение правящая
династия лобеду ведет (правда, опосредованно) от
правителей легендарной Мономотапы - известного
государства в междуречье Замбези и Лимпопо,
расцвет которого приходится на ХУ-ХУП вв.
Согласно устной исторической традиции лобеду,
правители народа розви, потомки властителей
Мономотапы, пришли к ним с севера и, установив
свою власть, насадили новые обычаи, в частности,
обычай обрезания. Около 1800 г., когда умер
последний в правящем роду мужчина, лобеду стала
править женщина, получившая титул "Королевы
дождя". С тех пор титул правителя передается по
женской линии. В социальном смысле, однако, как
отмечают этнографы, Королева выступала как лицо
мужского пола и даже "женилась" на женщинах,
которые жили потом с ее
родственниками-мужчинами. Наследовала престол
старшая дочь "главной жены" Королевы.
Специалисты подчеркивают, что такая форма
правления является для южных банту редким
исключением.
Есть сведения, что у лобеду
существовал обычай ритуальных убийств
правительницы, когда она становилась слабой и
немощной. После смерти правительницы все огни в
ее стране должны были погаснуть, их тушили с
помощью специального снадобья - м у ф у г о,
которое раздавалось из королевского крааля. Для
нового разжигания огня нужно было уплатить налог
новой королеве - специалисты считают, что это
означает , что правительница лобеду была и
обладательницей огня.
Со смертью правительниц была
связана их важнейшая ритуальная функция -
вызывание дождя. В качестве снадобий для этой
церемонии использовались части останков умершей
Королевы. Вот как описывалось приготовление
такого снадобья в 1931 г.: “После смерти королевы,
сведения о чем хранились в секрете в течение
года, ее тело каждый день обмывалось, и
смывающаяся грязь сбрасывалась в специально
устроенную в земле емкость. Так делалось до тех
пор, пока не сходила вся кожа, и лишь после этого
тело сжигалось". Затем снадобье помещалось в
специальные сосуды и использовалось в церемонии
вызывания дождя.
Cам процесс вызывания дождя был
жизненно важным для многих народов региона. Нам,
часто наделяющим бесконечные осенние ливни
самыми нелестными эпитетами, трудно себе и
представить, каким желанным и долгожданным может
быть дождь в засушливых областях нашей планеты.
Сколько раз, услышав на Юге Африки очередной плач
по дождю, я говорил своим тамошним друзьям, что
охотно поделился бы с ними ливнями - они ведь
зачастую даже не представляют себе, сколько их
выпадает у нас. (Я от души посмеялся как-то,
получив в Москве открытку от знакомой фермерши
из Намибии: “У нас опять жестокая засуха, не
выпало ни капли дождя почти целый год. А как Вы
справляетесь в Вашей Москве с этими
проблемами?")
Учитывая такую важность дождей
для жизни всего народа, становится понятным, что
вызывателем дождя выступал на Юге Африки
практически повсеместно именно "вождь".
Считалось, что вызыватель дождя обращается к
духам предков, которые и ниспосылают осадки.
Особенностью лобеду было то, что таким
"вождем" у них была женщина. Видимо, поэтому
ряд соседних народов обращался к Королеве дождя,
чтобы она наслала дожди и на их земли, считая, что
она обладает большим могуществом, чем их
собственные вызыватели дождя мужского
пола.(Интересно, что самым универсальным
средством платежа, будь то дань, оплата услуг или
что-нибудь другое, у лобеду издавна было местное
пиво.)
Земли лобеду вошли в прошлом
веке в бурскую республику Трансвааль, а с
созданием Южно-Африканского Союза (ЮАС) - в его
состав. Однако власть Королев дождя над лобеду
признавалась правительствами ЮАС, а затем ЮАР. В
годы, когда земли лобеду были включены в
бантустан - "самоуправляющееся
государство", одно из создававшихся в годы
апартхейда для черного населения ЮАР, бабушка
нынешней правительницы, Муджаджи III, удачно
воспользовалась моментом. Поскольку белым в
бантустанах жить не рекомендовалось, Королева
откупила большое количество земель у белых
фермеров. Деньги на эту акцию она собрала,
обложив каждого из своих подданных-мужчин
дополнительным единовременным налогом в 12
рандов (6 английских фунтов по тогдашнему курсу)
.В результате Муджаджи III еще богаче и
могущественнее. Нынешняя Королева Дождя
унаследовала богатства своей бабки.
Аудиенция у Королевы
Муджаджи V
Мне выпала совершенно
уникальная возможность не только видеть
Королеву дождя, но и говорить с ней. Произошло это
потому, что друзья Энгельбрехтов - пожилая
супружеская пара местных фермеров английского
происхождения - пользуется дружбой Королевы
имеет разрешение несколько раз в год приводить к
ней других чужеземцев.
И вот, в жаркий февральский
день - разгар местного лета - я спускался в долину
Мукетси с особым чувством: вот-вот произойдет
чудо! Правда, к ожиданию чуда примешивалось
чувство некоторой досады: у меня не оставалось
московских сувениров для Королевы. Однако
предусмотрительная Ида захватила с собой из
собственных запасов тарелки в подарок Королеве.
(Знал бы я, что назавтра, заехав зачем-то в
крохотную придорожную гостиницу на
третьестепенном шоссе, первым, на что я наткнусь
буквально у входа, будет матрешка "маде ин
Раша" в витрине сувенирного киоска!)
В знакомой уже штаб-квартире
"Зед Зед Ту" нас ждали фермеры - друзья
Королевы и четырехместный комфортабельный джип.
Путь к Королеве лежал через живописные земли
лобеду и через упоминавшийся уже здесь
заповедник "Муждаджи". В нем экспонируются
портреты четырех умерших Королев Дождя, но нее
нынешней - и я еще раз оценил уникальность
представившегося мне случая.
События развивались по
нарастающей. Сначала в столице лобеду,
средоточии политической жизни народа, нам
показали Священную поляну, примыкающую к
королевскому краалю - дворцовому комплексу. Это -
место, где проходят вечевые собрания лобеду, на
которых может присутствовать и Королева, но
всегда незримо: за специальной плотной
занавеской, откуда она и произносит в случае
надобности свое веское слово - такова традиция.
С другой стороны улицы
возвышается строение современного вида - здание
администрации Королевы. Она управляет своими
подданными, как рассказали нам наши спутники, с
помощью правительства и даже имеет свою полицию.
Ближайшими советниками Королевы являются 12
старейшин, считающиеся ее женами - именно так,
ведь они должны внести свой вклад в
престолонаследие - наследует престол старшая
дочь Королевы.
У здания администрации мы ждем
некоторое время, пока не появится тот, без кого
нам не проникнуть внутрь королевского крааля.
Это - племянник королевы Виктор, темнокожий
человек средних лет с умным лицом, важный
сановник в администрации лобеду. Он-то и является
устроителем аудиенции, с ним была достигнута
договоренность по телефону.
Наконец мы у ворот
королевского крааля. Охрана узнает Виктора, и
ворота раскрываются перед нашей машиной.
Осматриваемся внутри крааля. Это - группа
построек самого разнообразного характера и
архитектуры, обнесенных высокой изгородью. Нам
указывают на одну из них - внушительный круглый
дом с островерхой крышей - приемный зал Королевы.
Нынешняя его хозяйка, носящая титул Муджаджи Y,
вступила на престол в 1982 г.
Одновременно с нами к двери
дома приближается полная женщина
неопределенного возраста, одетая в повседневные
традиционные одежды -цветные поясную и плечевую
накидки и тюрбан. Мне шепчут: это и есть сама
Королева! Ей Богу, первое впечатление -
разочарование: она выглядит абсолютно как
большинство служанок в богатых южноафриканских
домах. Однако сразу же становится ясно, что
впечатление это обманчиво: Королеву окружает
определенная царственная аура, сказывающаяся в
ее манере говорить и держаться.
Величественным жестом она
приглашает нас в хижину для приемов. Приняв
подарки, Королева указывает нам на полукруглые
диваны, повторяющие форму стен, а сама
усаживается на пол напротив нас. Начинается наша
короткая беседа. По протоколу беседа ведется
через переводчика, в роли которого выступает
племянник королевы, хотя Королева, судя по ее
реакции, безусловно понимает английский. Кстати,
интересная протокольная особенность: согласно
английскому праву, титул "Ее Величество"
принадлежит только английской королеве,
признанным британской короной в ее африканских
владениях местным монархам присваивался титул
"высочество". Поэтому мои белые
сопровождающие называют Королеву дождя "Ваше
Высочество” ,а ее племянник-переводчик и я,
пренебрегая по разным причинам этикетом
английским в пользу местного - "Ваше
Величество".
Знакомые Королевы
представляют меня ей. Тут наступает моя очередь.
Впервые в жизни я произношу короткий монолог
перед королевской особой. Я продумал его заранее
и довольно связно провещал о том, что приехал из
далекой страны, где сейчас все покрыто снегом,
что лететь на большом самолете оттуда более 12
часов и что я счастлив видеть Королеву.
На мой вопрос: "Ваше
Величество, что передать от Вас моему народу?"
ответ был таков: “Передайте, что нам нужна
помощь. Всякая помощь. Много помощи." Мне
пришлось ответить за себя - что я лично оказываю
народам ее страны посильную помощь, делясь со
студентами университетов своими знаниями. Не
знаю, насколько мой ответ удовлетворил мою
собеседницу, но она благосклонно кивнула в ответ
и позволила мне сфотографироваться с ней и
осмотреть крааль. Правда, Королева выдвинула
условие: я должен прислать ей фотографию. Условие
я выполнил, послав ей ту. где мы сфотографированы
вместе.
В краале нашим чичероне был все
тот же Виктор. Он показал нам символ королевской
власти - барабаны, Священное дерево, а также
спальную хижину Королевы.
Перемены повсюду
На самом высоком месте Крааля,
ближе к въездным воротам, стоит символ перемен -
новый дом. В нем еще ведутся отделочные работы, но
видно, что это абсолютно европейское строение и
по внешнему облику, и по внутренней планировке.
Королева собирается переехать туда в ближайшее
время.
Перемены коснулись и святая
святых лобеду - хижины приемов. В ней стоят
телевизор, радиоприемник, видеомагнитофон. В
самый разгар нашей беседы вдруг звонит телефон, и
Королева несколько минут оживленно беседует с
кем-то на своем языке.
Однако это - не главное.
Перемены затронули и более существенные
традиционные ритуалы и функции королевы. Мне
рассказали, что она нарушает запрет на
показывание своего лика подданным: обожая
супермаркеты, она время от времени садится в свою
"тойоту-крессиду" и едет в один из них. В пути
следования она, конечно, скрывается за
занавеской, однако в самом супермаркете совсем
не гарантирована от того, что ее увидит кто-то из
подданных.
Но и это не главное. Муджаджи Y -
христианка, первая из Королев дождя. И когда к ней
обращаются за исполнением ее важнейшей
традиционной функции - вызывания дождя - она
отказывается. При этом говорит: дождь - дело
Божье, он пойдет, если это будет угодно Богу.
В этой связи интересно
отметить, что этнографы указывали на слабую
распространенность христианства среди лобеду в
отличие от их соседей еще совсем недавно - в 50-х
годах нашего века. Ныне же христианская религия
затронула самую сердцевину народа, воплощение
его здоровья и процветания, связующее звено с
духами предков - правительницу. Правда, этнографы
упоминают, что, скорее всего, в понимании лобеду,
как и соседних народов, дождь давало
традиционное универсальное небесное божество, а
не духи предков, которые являлись лишь
посредниками в вызывании осадков. Таким образом,
в сознании Королевы Дождя произошла замена
традиционного небесного божества Кхутсоане -
создателя всего сущего, неизвестно куда
девшегося впоследствии, на Иисуса Христа. Духи
предков, в этом случае, естественно, не могут
выполнять функции посредников.
Интересно и другое. В
путеводителях и книгах, рассказывающих о чудесах
Южной Африки, по-прежнему подчеркивается, что
Королева Дождя может вызывать дождь и делает это
по-прежнему, как и много десятилетий назад.
Увиденное в долине Мукетси еще раз
заставляет задуматься над некоторыми вопросами.
Например - как успеть за переменами в мире, не
отказываясь одновременно от собственного
культурного наследия? Все ли в этом наследии
одинаково важно? Можно ли чем-то пренебречь,
чтобы не отставать от времени, и если да, то чем
именно? Думается, что эти вопросы важны далеко не
только для маленького народа в Южной Африке и его
Королевы.