Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999-2000 гг.
21 июня 1999


Глава XIV.

Арабские страны

А. Мухтар Халлуда, профессор университета Аль-Азар, Египет.
М. Адиб Гонайми, профессор университета Айн Шамс, Египет.


Как развитые так и развивающиеся общества подвержены влиянию ИТ, которые заявляют о себе во всех сферах общественной жизни. Арабские страны не являются исключением из этого правила. В соответствии с данными 1997 г., численность населения всех стран региона составляет 260 млн.чел., а население отдельных стран колеблется от 0,6 до 62,5 млн. При этом население четырех стран достигает 20 млн., а в одном только Египте проживает 60 млн. чел. В каждой из девяти следующих стран (Бахрейн, Джибути, ОАЭ, Кувейт, Ливан, Мавритания, Оман, Палестина, Катар) проживает менее 5 млн.чел., а в трех из них, расположенных в районе Персидского залива, проживает менее чем по 1 млн. жителей.
В некоторых странах населенные территории занимают менее 10% от общей площади, которая в основном занята пустыней. При таком положении, которое к тому же усугубляется значительным процентом неграмотности, ИТ, в частности телевидение и мультимедиа, могут сослужить очень хорошую службу.
Несмотря на проводившиеся за последние годы кампании, неграмотность по-прежнему является сложной проблемой, которую некоторым арабским странам еще только предстоит решать. Процент неграмотных колеблется в пределах от 20 до 50%. Кроме того, во всех странах этот процент значительно выше среди женщин по сравнению с мужчинами.
За последние годы арабские страны достигли значительных успехов в области высшего образования, поэтому различные социальные группы более полно представлены среди выпускников вузов. Большие надежды в этом отношении связываются с инициативой создания Открытого арабского университета (Open Arab University), который лучше отражает географические и социальные реальности региона. И наконец, неграмотность в значительной степени затрудняет достижение целей, объявленных ООН на 2000 г., несмотря на бесплатность образования и все проведенные кампании.

Степень проникновения ИТ в страны региона

Таким образом, в пределах региона можно выделить три группы стран по степени развития связи. Первая группа включает страны Персидского залива, где ее плотность гораздо выше среднемировой и телефон имеется почти в каждой семье. Во вторую группу входит большинство стран, где этот показатель чуть выше 4%, а в третью - страны, где он меньше этого значения. Мы располагаем весьма неполными данными о распространении ПК, но даже из них видно, что в двух странах Персидского залива уже достигнут уровень в 50 ПК на 1000 жителей. Наименьшее количество компьютеров имеется в Сирии (0,1 на 1000 жителей).
Данные по количеству пользователей Интернет за 1995 г. ограничены 15 странами; этот показатель составлял в них от 0,1 до 2,1% на 1000 жителей. Данные в отношении Интернет указывают, что настоящий пик подключений пришелся на июль-дек. 1997 г. Количество Интернет-хостов в арабских странах c янв. по июль 1998 г. удвоилось. Оно сократилось в нескольких странах, но при этом резко возросло в ОАЭ. C июля по дек. 1997 г., общее количество пользователей Интернет в большинстве стран возросло почти в два раза. Мужчины составляют 98% пользователей Интернет в арабских странах. Половина из них пользуется Интернет по месту жительства, остальные на работе.
В 1998 г. журнал Internet Arab World (издателем которого является Dubai Information Technology) провел исследование в отношении электронной почты, выявившее, что только 4% пользователей из арабских стран обратились к услугами электронной торговли через сеть Интернет в течение года. Среди факторов, отрицательно влияющих на электронную торговлю, можно назвать ее относительную новизну в регионе и недостаточное количество потребителей, а также предубеждение в отношении безопасности торговых сделок через Интернет. Несмотря на это, арабские фирмы программных продуктов рассчитывают в 2000 г. осуществлять через Интернет до 33% объема своих продаж. Некоторые наблюдатели предсказывают примерно 100% рост электронной торговли в течение года.

Телефонные и компьютерные сети.

В большинстве арабских стран произошло насыщение радиочастот. Но одновременно, в результате создания в 1967 г. Арабской организации по спутниковому вещанию (Arab Satellite Communications Organisation, ARABSAT) (www.arab.net./arabsat/ contacts.html), были созданы условия для расширения каналов телевещания и телефонной связи.
Первый арабский спутник связи был запущен в 1985 г. Свободные каналы были использованы министерствами информации арабских стран (для нужд телерадиовещания ), а также министерствами связи совместно с наземными службами. Действуя в качестве коммерческой организации, АRABSAT смог последовательно профинансировать все свои проекты. На его средства были созданы три спутника первого поколения, закуплены два уже действующих спутника с целью удовлетворения растущего спроса, а также запущены два спутника второго поколения для расширения действующей инфраструктуры. Первый спутник третьего поколения был запущен 27 фев. 1999 г. и обслуживает арабский регион и страны Европы.
По мнению ARABSAT, есть потребность в новых капиталовложениях в телекоммуникации, в частности для создания в арабских странах волоконно-оптических сетей.
В отношении использования мобильных сотовых телефонов данные ITU указывают, что в арабских странах этот показатель возрос на 62,8% в 1995-97 гг., что, возможно, связано с приватизацией этого вида услуг. В апр. 1998 г. был запущен египетский спутник NILESAT. Он призван обеспечить цифровое радио- и телевещание, Интернет-услуги, а также дистанционное обучение различного уровня на многих языках. Этот спутник обслуживает Бл. Восток от Багдада до Рабата, и частично Юж. и Сев. Европу. Некоторые арабские страны - Бахрейн, Кувейт, Ирак, Ливия, Оман и Тунис являются провайдерами каналов.
Благодаря развитию компьютерных сетей многие организации прекращают использовать централизованные или локальные вычислительные сети (ЛВС), что часто приводит к изменению структуры управления. Так, некоторые крупные организации рассматривают возможность создания интрасетей на базе протокола TCP/IP.
Огромная потребность в новых телекоммуникационных сетях, в некоторых странах, например в Египте, породила необходимость приватизации этого сектора экономики. Сети передачи данных общего пользования переходят со стандарта Х.25 на стандарт Frame Relay, FR, и асинхронную передачу данных (ATM). Подключение к Интернету осуществляется различными способами: через спутник либо при помощи волоконно-оптического кабеля. Общая пропускная способность каналов подключения к Интернет достигла 12 мбит/с., из которых 2,5 мбит/с. приходятся на сеть египетских университетов (Egyptian Universities Network). Этими каналами пользуются также госучреждения и более 40 сервис-провайдеров Интернет в 16 провинциях. Некоторые удаленные от северной части Египта провайдеры для местной связи используют терминалы с очень малой апертурой (VSAT).
Египетское правительство решило создать региональную коммуникационную сеть (RITSENET). К проекту подключились Алжир, Марокко, Тунис, Мавритания и Ливия. Ведутся переговоры о создании более дешевых магистральных сетей - локальных, субрегиональных и региональных - для подключения к Интернет.
Правительство и органы управления. В середине 80-х гг. большинство арабских стран приступили к компьютеризации правительственных учреждений. Телефаксы вошли в обиход более 20 лет назад и до сих пор широко используются, несмотря на распространение электронной почты, так как арабские языки не используют латиницу. Классические информационные приложения, такие как офисная автоматизация и системы информатизаций управления (Management information system, MIS) достигли высокого уровня и теперь включает бухгалтерский учет, контроль запасов, финансовую информацию, управление кадрами и планирование.
Географические информационные системы (GIS) появились в Египте в 1996 г. Они создавались на долгосрочную перспективу, что позволяло осуществлять постоянный контроль за их поэтапным внедрением. Были определены основные области их применения, а именно: окружающая среда, создание объектов инфраструктуры, городское управление, социо-экономические исследования, информация и средства массовой коммуникации.
При поддержке Исламского банка прилагаются усилия с целью повышения производительности труда и дальнейшего развития электроники, информатики и коммуникации за счет увязки процессов ввода данных, исследования операций, моделирования и внедрения. В середине 80-х гг. в различных арабских странах стали применяться системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems, DSS). В 1985 г. в Египте был создан соответствующий центр, который занимается обучением и оказанием других услуг.
Национальный информационный центр (National Information Centre) Сирии, созданный в 1991 г., занимается вопросами развития информационными системами, а также сбором, анализом, обработкой, хранением и предоставлением информации, составлением документов, проведением исследований и сбором статистических данных, необходимых профессионалам, научным работникам и лицам, принимающим решения в области информации, информатики, законодательства, общественной жизни, обороны и культуры. Все это осуществляется помимо продвижения ИТ и участия в разработке проекта план развития страны.
Однако препятствием служит арабский язык, но компании-разработчики ПО начинают более оперативно реагировать на потребность в нем по мере увеличения капиталовложений в ИТ и расширения числа пользователей. Так, фирма Microsoft в окт. 1998 г., в Дубаи, предложила арабскую версию Windows 98, и это всего лишь пять месяцев спустя после появления англоязычной версии этой программы. В арабских странах ежегодно проводятся конференции и отдельные выставки, посвященные экспертным системам, моделированию и виртуальной реальности.
Автоматизированы и модернизированы многие национальные службы арабских стран: от таможни, налоговых и лицензирующих органов до бронирования номеров в гостиницах, оплаты чеков. Наибольшие успехи достигнуты в областях деятельности, непосредственно связанных с международной жизнью (аэропорты, морские порты и банковские карточки), где достаточно одного терминала, чтобы подключить их к общемировой сети. Разрабатываются национальные идентификационные номера, аналог карточек социального обеспечения, существующих в странах Запада. Они призваны улучшить работу по сбору статистических данных, а также взаимодействие государственных органов и населения.

Наука и образование.

В Саудовской Аравии Центр науки и технологии имени короля Абдула Азиза (King Abdul Aziz City of Science and Technology) контролирует создание системы подключения к Интернет в этой стране. Центр предоставил 37 фирмам лицензию провайдера, и ожидалось, что до конца 1999 г. количество абонентов системы достигнет 85 тыс.чел.
В Египте, Академия наук и технологий всячески способствует доступу к базам данных научных библиотек и патентной информации. Информационная сеть египетских университетов выполняет роль общенациональной административной службы, а Центр информации и поддержки принятия решений (Information and Decision Support Centre) контролирует предоставление Интернет-услуг госучреждениям и предоставляет лицензии частным сервис-провайдерам. Институт научных исследований в области электроники и Центр науки и техники имени Мубарака создали отделы, непосредственно занимающиеся информатикой. Подобные же примеры можно привести по Алжиру, Марокко и Тунису.
Союз арабских университетов координирует информационную деятельность арабских вузов. В некоторых странах университеты подключены к единой сети. Почти все арабские университеты имеют выход в глобальную сеть, хотя арабская магистральная сеть (Arab Backbone Network) пока не действует. В Египте 12 университетов, а также университет Аль Азар и Американский университет, объединены в Египетскую университетскую сеть. Тунис, Кувейт и Египет первыми из арабских стран обеспечили подключение к Интернет и имеют наибольший опыт работы с ним в области высшего образования. Глобальная сеть вскоре начала широко распространяться в ОАЭ и Ливане.
Во многих университетах уже существуют отделения компьютеризации и информатики, в некоторых случаях существуют факультеты и информационных, и компьютерных наук. Наблюдается ускоренное развитие дистанционного обучения благодаря осуществлению некоторых экспериментальных проектов, в которых задействованы спутники ARABSAT и NILESAT.
В области школьного образования можно отметить четыре области применения информатики. Это, во-первых, внедрение компьютеров в школах с целью обучения учащихся, преподавателей и администрации основам ИТ. Во-вторых, применение компьютеров в сочетании с мультимедийными устройствами для оказания помощи в преподавании различных предметов, опробования новых методов обучения и закрепления знаний. В-третьих, использование Интернет для укрепления связей между арабскими учащимися и их сверстниками по всему миру и экспериментального обучения с помощью Web. И наконец, это подготовка преподавателей и поддержка административных работников системы образования путем проведения видеоконференций. Например, все региональные центры подготовки преподавательского состава разных провинций Египта связаны сетью видеоконференций с головным центром в Министерстве образования. Образовательные пособия, основанные на использовании мультимедийных устройств, проходят опробование в Саудовской Аравии и Египте.
Печатное и издательское дело. Книги, газеты, журналы, научная периодика, словари и энциклопедии, черно-белые и цветные иллюстрации до сих пор представляют собой основной инструмент распространения информации, знаний и новостей.
Наибольшее количество печатной продукции выпускается в Ливане, а еще в пяти странах издается более 30 названий. В Марокко выходит наибольшее количество ежедневных изданий - 20, но рекорд принадлежит Кувейту, где на 1000 жителей приходится 387 изданий. Многие газеты на арабском языке издаются за границей, в основном в Великобритании и США. Большинство арабских стран импортируют значительное количество иностранных газет и журналов, хотя их распространение ограничивается лишь некоторыми городами. Существует также союз дистрибуторов прессы и Арабский союз журналистов, созданный в 1964 г. Профсоюз журналистов проявляет себя достаточно активно и способствует повышению профессиональной подготовки своих членов, организуя курсы и семинары, которые с недавнего времени используют ИТ и Интернет.
Арабская цивилизация на протяжении длительного времени была тесно связана с выпуском книг и другой печатной продукции. Именно в арабских переводах до нас дошли произведения многих античных авторов, не говоря уж о ее собственном вкладе в общие человеческие познания. В наши же дни дело обстоит иначе, и основная масса печатной продукции переводится на арабский с западных языков. Так, большинство университетских учебных пособий, используемых на некоторых факультетах, существуют на английском и французском языках, даже если оригинал написан на русском или на японском.
Лингвистическое единство региона способствует широкому обмену книгами. Начальные, подготовительные и средние школы всех арабских стран используют тексты на арабском языке. Это не касается частных школ, которые используют научную и математическую литературу на английском, французском и, иногда, на немецком языках. Арабский регион импортирует книг больше, чем экспортирует. В арабском регионе относительно немного библиотек, но предпринимаются усилия для расширения их сети. Изначально основной упор делался на детей, но теперь программы ориентированы на более широкий круг читателей. Был создан Союз арабских издателей (Arab Publishing Union), который активно способствует распространению изданий на арабском языке в различных странах.

Перспективы

Арабские страны одновременно развивают промышленное производство и коммуникационные технологии. Однако похоже, что упор делается на последние. Развитие систем ИТ идет по разным направлениям, при этом создаются условия их эффективного использования для достижения более высокой производительности труда. Но некоторые страны находятся только в начале этого пути. В регионе, где образование повсеместно рассматривается в качестве основного приоритета, ИТ являются действенным инструментом подготовки к вхождению в новое тысячелетие, что признается во всех странах региона.
Несмотря на процесс глобализации, повсеместно признается, что правительства и различные правительственные учреждения будут играть решающую роль в разработке и применении стратегических направлений использования ИТ. Следует изучать успешный опыт, уже имеющийся в этом отношении в некоторых странах. ИТ все в большей степени включаются в качестве составной части в глобальную стратегию стран региона, и эта взаимозависимость является залогом их общего успеха. Арабские страны включили ИТ в список основных приоритетов развития и рассматривают их в качестве основного элемента образования, связи и научного обмена. Необходима работа по дальнейшей систематизации стратегических планов с целью развития интегрированных информационных систем, способных оказать многоуровневую поддержку расширяющемуся сотрудничеству между предприятиями в рамках целой страны. В том, что касается повышения эффективности и действенности, качество самой информации, ее поиск и наличие организаций, занимающихся ее сбором и подтверждением, являются залогом достижения положительных результатов. Сетевые технологии должны использоваться для сбора данных и информации не только на внутреннем, но и на международном уровне. Некоторые ИТ программы, разработанные Евросоюзом, могут послужить моделью для арабских стран. Такое сотрудничество уже имеет место в отношении телерадиовещания и должно получить дальнейшее развитие.
ИТ привели к радикальным изменениям в области преподавания и обучения в высшей школе, как в очной, так и дистанционной формах. Открытый университет только разворачивает свою деятельность в арабских странах, но его пример может помочь в модернизации всей системы образования и развитии системы непрерывного обучения.

Источники:

International Telecommunication Union. 1995. World Telecommunication Development Report. Geneva.
International Telecommunication Union. 1997. World Telecommunication Development Report. Geneva.
Kobayashi, K. 1986. Computers and Communications. (A vision of C&C). Cambridge, Mass., MIT Press. 190 pp.
Masuda, Y. 1982. The Information Society. Bethesda, Md., World Future Society. 171 pp.
UNDP. Human Development report (Arabic version). 1998. Washington, D.C. 228 pp.
UNESCO. 1998. UNESCO Statistical Yearbook. Paris.
World Bank. 1997. World Development report (Arabic version). Washington, D.C. 285 pp.