О художнике Фофе Рабеаривело

 

ПЕТЕРБУРГ – АНТАНАНАРИВУ: ПРЯМОЙ РЕЙС

Давно замечено, что островитяне – самые спокойные, изобретательные и поэтичные из людей. И будь то британцы, японцы или полинезийцы-все они чем-то похожи друг на друга. Неудивительно, что Петербург стал родным домом для художника с Мадагаскара.

Кристоф Рабеаривело, избравший себе псевдоним Фофа, приехал сюда в 1980-х гг. и, окончив в 1991-м отделение монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В Мухиной, остался жить и работать на невских берегах.

Добровольный изгнанник, он всегда улыбчив и светел, как южное солнце. Каждая его картина-это путешествие на родину. Изящные кувшины, экзотические цветы, дышащие влагой тенистые заводи, необычные музыкальные инструменты, откровенно вывернувшиеся нежно-розовые морские раковины, юные смуглокожие нимфы, чьи одетые в украшения и легкие ткани тела, излучают музыку, словно таящий в себе замысловатую мелодию нотный стан. Все они складываются в незамысловатые сюжеты: пейзажи, ню, натюрморты-классика.

Гладя на работы Фофы, нетрудно угадать художников, чье творчество ему близко. Первый из них – открывший европейцам Таити Поль Гоген. Второй-певец парижских улиц Морис Утрилло. А третий, как ни странно, - Николай Рерих. С последним Фофу роднит белесоватый колорит морозных северных туманов, будто затянувших солнечные воспоминания мадагаскарца.

Собственно говоря, неяркие, спокойные, пастельные тона и отсутствие сильных контрастов свойственны практически всем монументалистам, кроме разве что, темпераментные мексиканцев.

Самыми восхитительными из всего творчества Фофы представляются натюрморты. Тщательно выписанные, они похожи на “обманки”, открывающие перспективу в мир тропической сказки. Соблазн фруктов, бархатистость цветов, блеск перламутра. Прозрачный звон хрусталя, девичьи изгибы пышнотелых чаш и осиные талии кувшинов…

Хрупкая красота скорее почувствованного через пространство и время мира. Поэзия исчезающих в солоноватых брызгах разбившихся волн островов…

Летопись культуры и искусства
Жанна МОЗГОВАЯ, «Петербург-Классика», №11, 2002 г.