Марина Ажгирей. Сенегал на колесах.

 

Сенегал на колесах

Марина Ажгирей, газета "Автобизнес-weekly" (Минск), 24 августа 2000

 

В стране, где проходит ралли Париж - Дакар - Каир, царят весьма своеобразные автомобильные нравы. В этом убедился наш соотечественник Сергей Коц, когда устроился работать в специализированный фордовский автосервис в Сенегале. Эта африканская страна, бывшая французская колония, уже 20 лет развивается самостоятельно. Рассказ Сергея вкратце обрисовывает то, до чего дошло развитие Сенегала в автомобильной сфере.

 

 

Автосервис в Сенегале... Это трудно передать словами. В массе своей - белорусская глубинка 70-х годов. Нет такой машины, которую местные жители не могли бы починить, - все вокруг "самоделкины". Из-за своей ограниченности они думают, что могут все. Спроси у любого: "Можешь на Луну полететь?" - "Да запросто! Я вообще уже не раз летал!".
То, что ездит по дорогам (во всяком случае 70 процентов из того), можно однозначно охарактеризовать - хлам! По причине вечного лета и непонятного законодательства все, что с утра завелось, ездит. Остальные 30 процентов автомобилей - это средней руки 5-7-летние французские и японские машины. Благодаря активности американского сервиса потихоньку начинают прибывать и "Форды".
При отсутствии собственной автомобильной промышленности и при тотальной бедности Сенегал держит очень высокие пошлины на ввоз автопродукции, поэтому каждый здесь держится за свое авто "до последнего". После "смерти" автомобиль тоже не выбрасывается, а идет на запчасти. Причем целиком, вплоть до кузова.
В Сенегале напрочь отсутствует общественный транспорт, поэтому простому черному населению (которое не имеет личных авто) приходится ездить на рапидах. Они напоминают наши "микрашки", только рапида берет пассажиров на борт столько, сколько может вместить. Даже на крышу. Водители этих машин не утруждают себя остановками, поэтому пассажиры "выходят" по мере надобности на ходу. Рискованно, конечно, но таков местный менталитет...
Из всех правил популярно одно - "правило правой руки" (пропусти того, кто справа). Да и то не всегда. Ума немного даже у тех, кто научился рулить. Ограничения скорости очень условные (на весь Сенегал нет ни одного радара!), а потому очень много аварий, часто со смертельным исходом. Техническое состояние машин тоже тому способствует. Часто бьются владельцы еще нестарых, но резвых иномарок, которые обслуживаются черт-те где и черт-те как и могут "вваливать" за 150 с неисправным рулем. Главное, чтобы клаксон работал. Когда я сказал одному своему знакомому из местных, что у нас звуковые сигналы запрещены, то он очень удивился: а как, говорит, вы на дороге между собой разбираетесь?
Организации движения на дорогах - никакой. Светофоры, которых на всю столицу с десяток наберется, мало кто уважает. Поэтому порой машин на перекрестках набивается как сельдей в банке. Причем никто никуда не едет. Все только гудят, видимо полагая, что от этого пробка рассосется. А если вместо светофора стоит регулировщик (иногда по двое-трое на один перекресток), так... лучше бы светофор работал. Регулировщики умудряются с поразительной быстротой создать пробку порой на пустом месте.
В стране с населением 11 миллионов в год продается около 2500 новых машин. Из них лишь 900 - легковые. Покупатели отдают предпочтение пикапам. Это понятно, ведь даже в городе не везде асфальт положен. Съезжаешь с центральной улицы и попадаешь в песок. Дороги в Сенегале - это большая проблема. Те, что есть, достались Сенегалу от французских колонизаторов. За 20 лет независимости они поизносились, поросли колдобинами. Но в общем-то найдутся 3-4 магистрали на всю страну, которые пребывают в довольно приличном состоянии. Остальные и дорогами-то назвать нельзя.
За 20 последних лет машин в Сенегале стало раз в 20 больше, а дороги остались теми же. Из Дакара "на материк" (город расположен на мысе, на самой западной точке Африки) ведет вообще одна-единственная дорога - "полторы" полосы в каждом направлении. Приходится тратить часа полтора, чтобы только выбраться из города.

Вернуться на главную