Белые как черные
Россия может оказаться на передовой войны миров
Евгений Бовт, "Известия", 4 сентября 2001 года
Всемирная конференция ООН по проблемам расизма, проходящая в Дурбане (ЮАР),
на грани провала. Делегация США в знак протеста против текста итоговой
резолюции, содержащей резкое осуждение идеологии синонизма как проявления
расизма и самого государства Израиль как построенного на апартеиде, покинула
форум. Хлопнули дверью израильтяне. Белые - европейцы, канадцы, новозеландцы
и австралийцы - пока ограничились проявлением очень сдержанной солидарности
с американской позицией, но дверью не хлопают. Между тем дело тут не столько
в редактуре никого ни к чему не обязывающего очередного декларативного
документа ООН.
А в том, что этот скандал - лишь одно из проявлений разворачивающегося
во всемирном масштабе стокновения цивилизаций. Борьба социализма с капитализмом
на этом фоне по уровню ожесточенности - детский летепет. Там в основе
лежал хотя бы некий элемент рациональности, материальные интересы людей.
В столкновениях наций и рас - заведомый перевес на стороне иррационального,
перевес потемок человеческого сознания.
Идея о том, что ввиду неактуальности классовой, социальной борьбы в современном
мире на первый план выходит столкновение культур (цивилизаций), уже не
нова. В разных вариантах она полоскается западной политологией примерно
с середины 90-х годов, с подачи историка Сэмюэля Хантингтона, предрекшего,
что новая мировая война станет именно войной рас и разгорится из конфликта
ислама и сионизма на Ближнем Востоке. Политология бывшего соцлагеря вообще
этой проблемой не озабочена. Недосуг. Между тем универсального лекарства
от национализма и расизма человечество как не имело, так и не имеет. Марксизм
претендовал было на "решение" национального вопроса, пока советское
многонациональное государство именно на этом вопросе не сломало себе шею.
Сегодня изменение соотношения сил (национальных, расовых) в меняющемся
мире ставит все новые и новые вопросы. И все они - очень неудобные. Люди,
считающие себя образованными, политкорректными и цивилизованными, на эти
темы говорить стесняются. Да что стесняются - панически боятся, как боятся
ступить на поле, обозначенное табличкой "Мины".
В Дурбане свара разгорелась после того, как по инициативе арабских стран
Израиль и сионизм попытались осудить в предельно резких тонах. Но всего
пару недель назад на конференции весьма высокого уровня исламских стран
высокопоставленный представитель Ирака публично назвал евреев порождением
"свиней и собак", но никакого такого международного скандала
не возникло. Потому что людям стыдно признаться, что если рассуждать в
резолюциях ООН о расизме в форме сионизма, то уже давно нельзя молчать
о его антитезе - расизме арабском, исламском, том, что проповедуют террористическим
действием боевики организации "Исламский джихад". Со времен
антиколониальной борьбы за национальное освобождение и против колониализма
африканских и азиатских стран возникло и утвердилось представление о том,
что расизм - непременно белый. Да, он был, а кое-где еще и остался, хотя
большинство белых бывших стран-колонизаторов за него уже покаялись. Но
сегодня пора говорить о расизме черном, требующем по сути превратить процесс
искупления за колониальное прошлое в преследование ныне живущей белой
расы. Во многих давно уже освободившихся странах, в частности, и в особенности
там, где новая государственность никак не может (по разным причинам, но
далеко не всегда только в силу проклятого наследия колониализма) доказать
свою состоятельность, у власти находятся именно черные расисты. При этом
черный расизм, как и расизм арабский, порой выступает весьма агрессивно.
В соседней с ЮАР бывшей Родезии, ныне Зимбабве, управлявшейся некогда
отпетым белым расистом Яном Смитом, сегодня правит расист черный - экс-революционер
Роберт Мугабе, призывающий черных "ветеранов антиколониальных войн"
к тому, что на рабовладельческом Юге США называлось Ку-Клукс-Кланом. Ветераны
сладострастно громят белые фермы и убивают их хозяев. Колониальное прошлое
есть оправдание белых погромов? Арабский расист - глава Ливийской Джамахирии
Каддафи имеет моральное право на террор "возмездия"? Воинственное,
полубандитское движение чернокожего исламиста Луиса Фарахана в США - просто
невинный перегиб в ответ за столетия рабства на табачных плантациях Джорджии?
А расистский шантажист, "крышующий" черных работодателей и шантажирующий
якобы практикуемой ими расовой дискриминацией при приеме на работу работодателей
белых (эта его деятельность - одна из самых "запретных" тем
в политкорректных США), Джесси Джексон на самом деле - альтруистический
борец за полное искоренение расового неравенства? А мотающийся по судам
США года эдак с 1987-го иск о "возмещении" 300 миллиардов долларов
потомкам рабов? Надо платить? Конгресс уже согласен на 1,2 миллиарда.
А существующие и поныне (со времен эпохи борьбы за гражданские права 60-х
годов) "квоты" на чернокожих в университетах и на госслужбе
тех же США в ущерб профпригодности сохранить навеки? Об этом не принято
спрашивать ни на Западе, ни на Востоке. Не политкорректно.
В России, где было потрачено столько бумаги на агитки и кумача на плакаты
о "раз и навсегда" решенном национальном вопросе, сегодня на
эту тему размышлять также не принято. Мы даже не знаем, "расист"
ли в душе российский обыватель: за последние годы не было ни одного опроса
на эту опасную тему. Нам сказали, что пролетарский интернационализм почил
в бозе. А что родилось? В наставшей тишине милиция мрачно проверяет паспорта
именно по расистскому принципу у "лиц кавказской национальности",
ОМОН ведет зачистки в одной северокавказской республике, обыватель копит
злобу по поводу "понаехавших черных", захвативших рынки. Экс-братские
республики отвечают взаимностью, вытесняя русских с руководящих постов
под звон бокалов саммитов СНГ. В зловещей тишине Россия может вползти
на самую что ни на есть передовую нового столкновения цивилизации. Хотя
почему же в тишине: разве вы не слышите - уже идет "разведка боем"
в Чечне.
Как бы вы отнеслись к заявлению вашего ребенка, что он женится (выходит
замуж) на человеке с черным цветом кожи?
Мария АРБАТОВА, писатель, публицист:
- Цвет кожи - не тот критерий, по которому я дифференцирую людей. Более
того, один из моих сыновей ухаживал за черной девушкой, но она уехала.
Вот если бы мой сын женился на белой девушке, которая живет за границей,
я бы отнеслась к этому хуже. Черные внуки меня тоже не пугают. Как можно
не любить собственных внуков?
Людмила СТЕБЕНКОВА, депутат Московской городской думы:
- Я не имею права навязывать дочери свою точку зрения, но очень не хотелось
бы, чтобы она выбрала такую судьбу. Во-первых, я считаю, что межнациональные
браки - еще менее крепкие, чем "однонациональные". Людям разных
культур еще труднее приспособиться друг к другу. Во-вторых, дети всегда
и везде бывают жестокими. Я не хочу, чтобы мой внук был изгоем.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ, директор киножурнала "Ералаш":
- Я не еврейская мама, чтобы мешать своему ребенку жить. И с кем связывать
свою судьбу - проблема моего ребенка, я не имею права за него решать.
Дмитрий ШПАРО, путешественник, директор клуба "Приключение":
- Вообще-то оба моих сына уже женаты. Но если бы у меня появился третий
сын, который собрался бы жениться на негритянке, я бы возражать не стал.
Главное, чтобы он любил ее, а она - его.
Константин БОРОВОЙ, главный редактор журнала "Америка":
- Конечно, согласился бы, если бы это была любовь. В нашей стране, где
расизм был государственной политикой, такой вопрос задавать можно, в нормальной
стране - неприлично. Сам я однажды чуть не усыновил черненького мальчика
из детдома. К сожалению, возникли юридические трудности. Так что черненьких
я люблю, равно как красненьких и желтеньких.
Алексей СИМОНОВ, председатель Фонда защиты гласности:
- Я скажу тогда своему сыну Кириллу, который, кстати, в этом году поступил
в Российский университет дружбы народов: "Ну хоть кто-то в нашей
семье наконец-то женился на красивой женщине!"
Аркадий ВАЙНЕР, писатель:
- Конечно, согласился бы. Я интернационалист. Среди моих друзей есть один
негр, которого я мечтал бы видеть своим братом или сыном - таких замечательных
качеств этот человек. Если бы моя дочь нашла достойного человека, благословил
бы ее с наслаждением. И раса не имеет никакого значения. Выходить за человека
другой расы более естественно, чем когда мужчина женится на другом мужчине.
Вадим ДЫНИН, главный редактор ИА "УралИнформБюро":
- Я бы отреагировал спокойно. Во-первых, я не расист. Во-вторых, считаю,
что не цвет кожи определяет душу человека. Тут нужно ориентироваться на
человеческие качества, на отношение представителя африканского континента
к моему ребенку, на дальнейшие семейные планы молодых. В Екатеринбурге
вообще спокойно относятся к неграм. У нас даже маленький мальчик-негритенок
ведет прогноз погоды на телевидении, что вызывает улыбку и умиление у
телезрителей.
|