Евгений Бовт. Белые как черные

Белые как черные
Россия может оказаться на передовой войны миров

Евгений Бовт, "Известия", 4 сентября 2001 года

Всемирная конференция ООН по проблемам расизма, проходящая в Дурбане (ЮАР), на грани провала. Делегация США в знак протеста против текста итоговой резолюции, содержащей резкое осуждение идеологии синонизма как проявления расизма и самого государства Израиль как построенного на апартеиде, покинула форум. Хлопнули дверью израильтяне. Белые - европейцы, канадцы, новозеландцы и австралийцы - пока ограничились проявлением очень сдержанной солидарности с американской позицией, но дверью не хлопают. Между тем дело тут не столько в редактуре никого ни к чему не обязывающего очередного декларативного документа ООН.
А в том, что этот скандал - лишь одно из проявлений разворачивающегося во всемирном масштабе стокновения цивилизаций. Борьба социализма с капитализмом на этом фоне по уровню ожесточенности - детский летепет. Там в основе лежал хотя бы некий элемент рациональности, материальные интересы людей. В столкновениях наций и рас - заведомый перевес на стороне иррационального, перевес потемок человеческого сознания.
Идея о том, что ввиду неактуальности классовой, социальной борьбы в современном мире на первый план выходит столкновение культур (цивилизаций), уже не нова. В разных вариантах она полоскается западной политологией примерно с середины 90-х годов, с подачи историка Сэмюэля Хантингтона, предрекшего, что новая мировая война станет именно войной рас и разгорится из конфликта ислама и сионизма на Ближнем Востоке. Политология бывшего соцлагеря вообще этой проблемой не озабочена. Недосуг. Между тем универсального лекарства от национализма и расизма человечество как не имело, так и не имеет. Марксизм претендовал было на "решение" национального вопроса, пока советское многонациональное государство именно на этом вопросе не сломало себе шею. Сегодня изменение соотношения сил (национальных, расовых) в меняющемся мире ставит все новые и новые вопросы. И все они - очень неудобные. Люди, считающие себя образованными, политкорректными и цивилизованными, на эти темы говорить стесняются. Да что стесняются - панически боятся, как боятся ступить на поле, обозначенное табличкой "Мины".
В Дурбане свара разгорелась после того, как по инициативе арабских стран Израиль и сионизм попытались осудить в предельно резких тонах. Но всего пару недель назад на конференции весьма высокого уровня исламских стран высокопоставленный представитель Ирака публично назвал евреев порождением "свиней и собак", но никакого такого международного скандала не возникло. Потому что людям стыдно признаться, что если рассуждать в резолюциях ООН о расизме в форме сионизма, то уже давно нельзя молчать о его антитезе - расизме арабском, исламском, том, что проповедуют террористическим действием боевики организации "Исламский джихад". Со времен антиколониальной борьбы за национальное освобождение и против колониализма африканских и азиатских стран возникло и утвердилось представление о том, что расизм - непременно белый. Да, он был, а кое-где еще и остался, хотя большинство белых бывших стран-колонизаторов за него уже покаялись. Но сегодня пора говорить о расизме черном, требующем по сути превратить процесс искупления за колониальное прошлое в преследование ныне живущей белой расы. Во многих давно уже освободившихся странах, в частности, и в особенности там, где новая государственность никак не может (по разным причинам, но далеко не всегда только в силу проклятого наследия колониализма) доказать свою состоятельность, у власти находятся именно черные расисты. При этом черный расизм, как и расизм арабский, порой выступает весьма агрессивно. В соседней с ЮАР бывшей Родезии, ныне Зимбабве, управлявшейся некогда отпетым белым расистом Яном Смитом, сегодня правит расист черный - экс-революционер Роберт Мугабе, призывающий черных "ветеранов антиколониальных войн" к тому, что на рабовладельческом Юге США называлось Ку-Клукс-Кланом. Ветераны сладострастно громят белые фермы и убивают их хозяев. Колониальное прошлое есть оправдание белых погромов? Арабский расист - глава Ливийской Джамахирии Каддафи имеет моральное право на террор "возмездия"? Воинственное, полубандитское движение чернокожего исламиста Луиса Фарахана в США - просто невинный перегиб в ответ за столетия рабства на табачных плантациях Джорджии? А расистский шантажист, "крышующий" черных работодателей и шантажирующий якобы практикуемой ими расовой дискриминацией при приеме на работу работодателей белых (эта его деятельность - одна из самых "запретных" тем в политкорректных США), Джесси Джексон на самом деле - альтруистический борец за полное искоренение расового неравенства? А мотающийся по судам США года эдак с 1987-го иск о "возмещении" 300 миллиардов долларов потомкам рабов? Надо платить? Конгресс уже согласен на 1,2 миллиарда. А существующие и поныне (со времен эпохи борьбы за гражданские права 60-х годов) "квоты" на чернокожих в университетах и на госслужбе тех же США в ущерб профпригодности сохранить навеки? Об этом не принято спрашивать ни на Западе, ни на Востоке. Не политкорректно.
В России, где было потрачено столько бумаги на агитки и кумача на плакаты о "раз и навсегда" решенном национальном вопросе, сегодня на эту тему размышлять также не принято. Мы даже не знаем, "расист" ли в душе российский обыватель: за последние годы не было ни одного опроса на эту опасную тему. Нам сказали, что пролетарский интернационализм почил в бозе. А что родилось? В наставшей тишине милиция мрачно проверяет паспорта именно по расистскому принципу у "лиц кавказской национальности", ОМОН ведет зачистки в одной северокавказской республике, обыватель копит злобу по поводу "понаехавших черных", захвативших рынки. Экс-братские республики отвечают взаимностью, вытесняя русских с руководящих постов под звон бокалов саммитов СНГ. В зловещей тишине Россия может вползти на самую что ни на есть передовую нового столкновения цивилизации. Хотя почему же в тишине: разве вы не слышите - уже идет "разведка боем" в Чечне.

Как бы вы отнеслись к заявлению вашего ребенка, что он женится (выходит замуж) на человеке с черным цветом кожи?

Мария АРБАТОВА, писатель, публицист:
- Цвет кожи - не тот критерий, по которому я дифференцирую людей. Более того, один из моих сыновей ухаживал за черной девушкой, но она уехала. Вот если бы мой сын женился на белой девушке, которая живет за границей, я бы отнеслась к этому хуже. Черные внуки меня тоже не пугают. Как можно не любить собственных внуков?

Людмила СТЕБЕНКОВА, депутат Московской городской думы:
- Я не имею права навязывать дочери свою точку зрения, но очень не хотелось бы, чтобы она выбрала такую судьбу. Во-первых, я считаю, что межнациональные браки - еще менее крепкие, чем "однонациональные". Людям разных культур еще труднее приспособиться друг к другу. Во-вторых, дети всегда и везде бывают жестокими. Я не хочу, чтобы мой внук был изгоем.

Борис ГРАЧЕВСКИЙ, директор киножурнала "Ералаш":
- Я не еврейская мама, чтобы мешать своему ребенку жить. И с кем связывать свою судьбу - проблема моего ребенка, я не имею права за него решать.

Дмитрий ШПАРО, путешественник, директор клуба "Приключение":
- Вообще-то оба моих сына уже женаты. Но если бы у меня появился третий сын, который собрался бы жениться на негритянке, я бы возражать не стал. Главное, чтобы он любил ее, а она - его.

Константин БОРОВОЙ, главный редактор журнала "Америка":
- Конечно, согласился бы, если бы это была любовь. В нашей стране, где расизм был государственной политикой, такой вопрос задавать можно, в нормальной стране - неприлично. Сам я однажды чуть не усыновил черненького мальчика из детдома. К сожалению, возникли юридические трудности. Так что черненьких я люблю, равно как красненьких и желтеньких.

Алексей СИМОНОВ, председатель Фонда защиты гласности:
- Я скажу тогда своему сыну Кириллу, который, кстати, в этом году поступил в Российский университет дружбы народов: "Ну хоть кто-то в нашей семье наконец-то женился на красивой женщине!"

Аркадий ВАЙНЕР, писатель:
- Конечно, согласился бы. Я интернационалист. Среди моих друзей есть один негр, которого я мечтал бы видеть своим братом или сыном - таких замечательных качеств этот человек. Если бы моя дочь нашла достойного человека, благословил бы ее с наслаждением. И раса не имеет никакого значения. Выходить за человека другой расы более естественно, чем когда мужчина женится на другом мужчине.

Вадим ДЫНИН, главный редактор ИА "УралИнформБюро":
- Я бы отреагировал спокойно. Во-первых, я не расист. Во-вторых, считаю, что не цвет кожи определяет душу человека. Тут нужно ориентироваться на человеческие качества, на отношение представителя африканского континента к моему ребенку, на дальнейшие семейные планы молодых. В Екатеринбурге вообще спокойно относятся к неграм. У нас даже маленький мальчик-негритенок ведет прогноз погоды на телевидении, что вызывает улыбку и умиление у телезрителей.