Экологическая политика в Африке
Алексей Черняев, аспирант 3-го года обучения Института
Африки РАН.
Статья написана для сборника Института Африки.
Экологическая ситуация в африканских странах уже давно вызывает большое
беспокойство в мире. Причина тому - угрожающие темпы и размеры деградации,
по-своему уникальной, природной среды, что имеет прямое отношение к изменению
климата и состоянию экосистем на всей планете. Экологический кризис в
Африке начался задолго до того, как он приобрёл волнующие масштабы и последствия
для местного населения и природы.
Первые характерные для современной экологической ситуации Африки проблемы
обозначились ещё в конце 19-го, начале 20-го веков, что отметил в конце
1940-х годов бельгийский исследователь Ж.П.Гарруа. Экологический кризис
в Тропической Африке наступил на несколько десятилетий раньше, чем в развитых
странах [19] и, в условиях аграрной экономики подавляющего большинства
стран континента, связывается с непосредственным ресурсопользованием,
особенно землепользованием.
На комплекс прошлых проблем со временем наложились и продолжают накладываться
новые сложности, связанные с отсталостью экономики и многими внешними
негативными природными и экономическими тенденциями на континенте.
В связи с этим перед африканскими странами стоят общие проблемы развития,
связанные с экологией:
— демографический рост, превышающий возможности роста производства
продовольствия;
— чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;
— перенаселённость городов и набирающее силу явление "бидонвиллизации"
(формальная безработица 50-75% от населения городов);
— слабый контроль промышленной деятельности (незначительная
доля госсектора);
— бедность населения (традиционное порицание накопительства
и индивидуализма);
— низкий уровень подготовки специалистов и сложность внедрения
экологических технологий;
— отсутствие понимания проблемы и процедуры Оценки Воздействия
на Окружающую Среду (ОВОС) при планировании социально-экономической деятельности
и слабое участие в этом процессе населения.
Возникновение экологической политики на континенте
Вплоть до 20-го века в большинстве традиционных африканских сообществ
функции по управлению и сохранению природы и естественных ресурсов относились
к общественным обязанностям. Выживание охотников-собирателей, скотоводов
и оседлых поселенцев полностью зависело от знаний и устойчивого использования
объектов дикой природы, земель и лесов. Практика природопользования, вырабатывалась
поколениями и включала в себя свод общественных табу и наказаний за нарушение
принятых норм. Люди и сообщества приспосабливались к различным экологическим
условиям, особенно в обширных засушливых областях Африки, в пределах которых
население вело кочевой образ жизни и часто переселялось с семьями и стадами
в зависимости от засух и погодных условий. Их культура до сих пор самым
тесным образом связана с экологическими особенностями среды их обитания
и динамикой изменений в ней [1].
В период колониальных войн, европейские державы поделили континент на
сферы влияния вне зависимости от расселения народов и этносов, распространения
природных зон и экосистем. Первая половина 20-го века отличалась интенсивным
внедрением европейских культурных ценностей и законов природопользования.
С этого момента происходит вытеснение традиций, основанных на опыте многих
поколений коренных народов. Европейцы стали ограничивать местное население
в доступе к экологически богатым районам в пользу собственных ферм, производств,
горных разработок и под природоохранные зоны. Этот процесс особенно широко
коснулся английских и немецких территорий Южной и Восточной Африки[2].
До середины 20-го века все природоохранные функции в обществе постепенно
перешли от традиционных сообществ к колониальной бюрократической администрации.
Централизованная власть в Африке окончательно утвердилась и расширилась
в ходе получения независимости в 1960-е годы. Однако, в конце 20-го века
правительства некоторых стран стали проводить обратную экологическую политику,
сделав ставку уже на сохранившиеся традиционные нормы природопользования,
и в особенности в области управления ресурсами дикой природой[2].
Унаследованная от метрополий и долгое время поддерживаемая международными
организациями направленность на экстенсивное развитие экономики с сильной
экспортной направленностью до сих пор вынуждает африканские страны платить
высокую экологическую цену развития государств. В то же время, уже в 1972
году в Стокгольме на конференции ООН по среде обитания человека представители
стран Африки выразили озабоченность тем, что скорейшее введение экологических
мер безопасности в производстве повысит цену конечной продукции и начнет
сдерживать развитие стран. В тоже время удержание цен на низком уровне
за счет минимальных экологических затрат может привести к нетарифным торговым
барьерам с другими странами и новым условиями предоставления помощи[18].
С середины 1980-х годов экологическая глава стала неотъемлемой частью
программ развития стран Африки. Стали создаваться национальные агентства,
комитеты, координационные советы и даже министерства (обычно с отраслевыми
блоками как, например, в Сенегале, Мали, Буркина-Фасо и др.). В 1987 году
впервые в мировую практику вводится "Национальный план действия по
Окружающей среде(НПДО)", выработанный на Мадагаскаре. Во многих сахельских
странах этот план получил особое распространение в рамках Национальных
Планов Действий по Борьбе с Опустыниванием. Но экономическая стагнация,
кризис долгов в 1980-е года, коррупция и социальная нестабильность отодвинули
на второй план экологические проблемы развития [3].
Современные африканские экологические инициативы
Таблица
Основные региональные МСОС
Конвенция о создании Управления бассейна
р.Нигер |
Фарана |
1960г. |
Конвенция и Статус об освоении бассейна
оз.Чад |
Форт-Лами |
1964г. |
Конвенция относительного статуса р.Сенегал |
Нуакшот |
1972г. |
Договор о создании рыболовной организации
на оз.Виктория |
Кисуму |
1994г. |
Протокол САДК по совместно используемым
системам водотоков |
Йоханнесбург |
1995г. |
Соглашение о Плане действий по экологически
рациональному использованию общей системы р.Замбези |
Хараре |
1997г. |
Протокол об охраняемых районах и дикой
фауне и флоре Восточноафриканского разлома |
Найроби |
1965г. |
Фитосанитарная конвенция для Африки |
Киншаса |
1967г. |
Африканская конвенция об охране природы
и природных ресурсов |
Алжир |
1968г. |
Соглашение о совместных операциях по пресечению
незаконной торговли дикой фауной и флорой |
Лусака |
1994г. |
Конвенция об охране, регулировании и освоении
морской и прибрежной среды Восточноафриканского разлома |
Найроби |
1965г. |
Конвенция о защити Средиземного моря от
загрязнения |
Барселона |
1976г. |
Конвенция о сотрудничестве в области охраны
и развития морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной
Африки |
Абиджан |
1981г. |
Региональная конвенция по охране среды
Красного моря и Аденского залива |
Джидда |
1982г. |
Бамакская конвенция о запрете ввоза в
Африку опасных отходов и о контроле за их транграничной перевозкой
и ликвидацией в пределах Африки |
Бамако |
1991г. |
Конвенция о мигрирующей африканской саранче |
Кано |
1962г. |
Источник [6].
Большая часть региональных инициатив по экологической политике была заложена
в 1985 году на первой Конференции Африканских Министров по Окружающей
среде (АМСЕН) в Каире. На АМСЕН были учреждены пять специализированных
комитетов, деятельность которых сфокусировалась на экосистемах (пустыни
и аридные земли, леса и залесённые территории, прибрежные морские воды,
реки и внутренние водоёмы, и экосистемы островов), и восемь интегрированных
сетей технического сотрудничества по наблюдению за почвами, климатом,
водным ресурсам, по просвещению и распространению опыта, наук и технологий,
по биоразнообразию, энергетике и экологическому мониторингу и использованию
удобрений. Также, конференция заострила внимание на устойчивом развитии
сельских территорий.
Начиная с конца 1980-х годов за политический императив принимают неоспоримый
факт взаимосвязи массового обнищания быстрорастущего населения с деградацией
окружающей среды и истощением ресурсов[4].
Соглашаясь с новаторством международных конвенций в 1990-х годах африканские
страны признали необходимость решения триединой задачи: 1) экономическое
оздоровление; 2) борьба с бедностью; и 3) борьба с ухудшением качества
окружающей среды. Особенно это подчеркивает Сообщество по вопросам развития
стран Юга Африки - наиболее политически оформившийся и активный субрегиональный
блок. "Эти три задачи составляют единую программу действий. Решение
ни одной из них невозможно в отрыве от двух других".
Основным результатом международных конференций и, особенно утверждения
на конференции ООН в Рио-де-Жанейро программы "Повестка дня -21 век"(Agenda
21), явилось влияние на африканскую политику концепции "нового энвайронментализма"
(new environmentalism), соединившей экологические, экономические и политические
установки государства в неразрывное целое. В "Повестке дня -21 век"
была впервые обоснована связь между состоянием экологической среды и развитием
общества, основанная не только на угрозе здоровью населения и сохранении
истощающихся природных ресурсов в пределах отдельных стран, но и на угрозе
среде обитания всего человечества (глобального экологического кризиса).
Помимо политической подоплеки для Африки более чем актуальна и экономическая
сторона этих конференций. В рамках почти всех международных соглашений
по окружающей среде (МСОС) предусматривается финансирование программ исследований
и проводиться профессиональная переподготовка исследователей.
Поскольку экологические проблемы развивающихся стран отличаются от проблем
индустриально развитых государств, то и степень активности стран Африки
зависит от тематики глобальных МСОС, инициированных в большинстве случаев
последними. Среди первых по степени важности для Африки в списке глобальных
экологических проблем значится иссушение климата и недостаток водных ресурсов.
Поэтому, такие соглашения как Рамочная конвенция ООН по изменению климата,
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и Венская конвенция об охране
озонового слоя были подписаны подавляющим большинством стран.
Наибольшее количество африканских инициатив наблюдается в области борьбы
с опустыниванием, причем основная их масса была учреждена еще до появления
в 1996 году самой Конвенции по борьбе с опустыниванием. Среди ярких примеров
- национальная программа в Тунисе "Желтая рука", согласно которой
проводятся работы по искусственному лесонасаждению и меры по стимулированию
социально-экономического развития в сельских районах, чтобы в дальнейшем
привлекать сельских предпринимателей к участию в проектах по борьбе с
опустыниванием. Также в рамках этого проекта была проведена инвентаризация
используемых земель, которые были разбиты на три группы. Для каждой группы
был составлен ряд предписаний по использованию ресурсов и возможности
изменений в методах ведения хозяйства.
Другая инициатива - "Край пустыни" в Зимбабве, вписываясь в
политику государства по децентрализации управления, имеет конечную цель
- улучшить продовольственное снабжение сельского населения. Для этого
в стране вводятся меры поощрения богарного земледелия культур и деревьев,
а также развития скотоводства на экстрааридных территориях.
Многие экологические проблемы провоцируются хозяйственной деятельностью,
в которой задействован тот или иной ресурс (флора и фауна, пресная вода
и почва). Поэтому План действий для района Калахари-Намиб - это распространение
Плана действий для всего бассейна реки Замбези и территорий сопредельных
государств, без фокусирования на каком-то отдельном ресурсе. Первая фаза
этого плана была завершена в 1995 году и заключалась в повышении благосостояния
населения района Калахари-Намиб посредством устойчивого использования
природных ресурсов. Именно в этих странах отмечается наибольший экономический
рост в последнем десятилетии в Африке.
Все вышеуказанные африканские инициативы указывают на то, что в странах
континента активно проводятся работы в природоохранной области. Что особенно
важно, появляются национальные проекты по благоустройству отдельные территорий
и даже трансграничных объектов (например бассейны рек).
Большое значение для жизнеобеспечения африканцев имеет - проблема сохранения
биоразнообразия. Многие африканские страны в подписали Конвенцию по биологическому
разнообразию(КБР), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и Рамсарскую конвенцию
о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитания
водоплавающих птиц и резервуаров по задержанию влаги и питательных веществ
выносимых с соседних вышележащих территорий (участвовало соответственно
- 50, 48 и 28 стран Африки).
МСОС в области сохранения биоразнообразия получили наибольшее распространения
в странах сильно затронутых процессом обезлесения, что сопряжено с исчезновением
не только многих видов флоры, но и лишением местообитания многих видов
животных. В данной случае "лес" следует принять за обобщенное
понятие здоровой среды обитания со множеством эколо-
гических ниш проживания видов флоры и фауны. Поэтому в странах пояса влажных
лесов, например в Камеруне и Гане, побудительным следствием присоединения
к КБР было принятие стратегии и плана рационального лесопользования. В
региональных конвенциях по охране окружающей среды еще сильнее просматривается
африканская специфика (см.табл.).
В последнее время необходимость четкого разграничения
ресурсопользования в африканском регионе, особенно в Западной Африке,
принимаются законы по трансграничным природным объектам и явлениям, таким
как речные и озёрные бассейны (реки Сенегал, Нигер, Гамбия, озеро Чад
с притоком р.Логоне) и сохранению биоразнообразия. Меньшее значение имеют
проблемы использования прибрежных вод, поэтому в подписанных двух МСОС
(по Средиземному и Красному морям) африканские страны являются оппонентами
стран соседних регионов Южной Европы и Западной Азии.
Новой, но стремительно набирающей силу, экологической проблемой для Африки
является попытка массового захоронения токсичных отходов на континенте.
Благодаря подписанному Соглашению по Раннему Оповещению между странами
Запада и государствами Центральной Африки при участии других природоохранных
организаций уже был предотвращен ряд попыток разместить токсичные отходы
на территории Ганы, ДРК, Нигерии и Кот-д'Ивуара.
Реализуемые Планы Действий по Окружающей среде (НПДО) отражают содержание
многих МСОС. Кратко НПДО можно определить как государственную стратегию,
позволяющую определить и классифицировать экологические приоритеты, основать
базу для эффективной системы ресурсопользования с перспективой устойчивого
развития. НПДО это одновременно продукт и процесс. Как процесс он учитывает
экологический аспект при планировании социально-экономического развития
с одной стороны, а с другой стороны сенсибилизирует ответственных чиновников
к важности экологических проблем во всех областях жизни.
Среди африканских стран, где экологическая политика имеет наиболее продуманную
стратегию выделяется ЮАР, которая уже обладает относительно оформленной
системой защиты природы, отработанной особенно хорошо в области управления
охраняемыми территориями. С отменой апартеида и началом проведения административной
реформы, призванной одновременно упростить и улучшить управление территориями,
три провинции из семи уже подготовили свои региональные экологические
планы, которые могут быть скорректированы единой координационной комиссией.
По опыту ЮАР выстраивают свою экологическую политику Намибия и Зимбабве,
где уже действуют системы защиты природы и управления охраняемыми территориями.
Эти страны адаптировали стратегию, сфокусированную на оценке биоразнообразия
и природного богатства с целью туристического развития своих территорий.
Не смотря на частое копирование европейских инициатив развития в области
экологии, важным следствием этого явилось осознание многими странами Черного
континента самой политической идеи защиты и охраны окружающей среды. Благодаря
Экологическому саммиту в Рио-де-Жанейро в 1992 года некоторые страны,
например Уганда, Эфиопия, Мали, Мозамбик, Малави, Бенин и другие включили
в права и обязанности граждан в сфере окружающей среды в свои конституции.
Дробление и дублирование властных полномочий происходит на фоне распыления
ответственности за реализацию экологических мер. Например, в Зимбабве
за примерно 20 природоохранными законами следят около 10 министерств.
Схожее положение с исполнением законов в Ботсване, а в ЮАР происходит
наложение полномочий центральных и провинциальных органов власти.
Наделение полномочиями природоохранного государственного института власти
имеет субрегиональный окрас. Так, в странах Северной и Южной Африки их
удостоили статуса министерства, а в Восточной Африке предпочли образовать
самостоятельный координационный центр (Национальный секретариат или управление
по проблемам окружающей среды). В Центральной и Западной Африке бытуют
оба этих подхода.
Часто природоохранное подразделение вписывают в существовавшее ранее отраслевое
министерство, например Министерство Лесного хозяйства в Камеруне, в Министерство
Водных ресурсов в Буркина-Фасо или Министерство Туризма в Зимбабве. Такой
поход в экологической политике указывает на узкое видение проблем развития
в первую очередь сельских территорий.
Огромное значение для устойчивого природопользования в сельских районах
имеет решение проблемы владения землей, так как главной экологической
проблемой продолжает оставаться деградация земель, особенно из-за обезлесения,
снижения плодородия почв и утраты биоразнообразия. Выработанные ранее
традиционной общиной законы землепользования в корне изменены государственной
властью.
Земельная политика и земельное законодательство современной Черной Африки
часто базируется на общинных формах землепользования.
Закреплённое в европейской правовой практике понятие частной собственности,
в африканских странах, не является универсальным. Это касается, в первую
очередь, земледельческих обществ, где от наличия земельных ресурсов зависят
множество пользователей. Отдав абсолютный приоритет в землевладении, например,
одному крестьянину найдется много соседей, которые предъявят свои права
на тоже участок, который они рассматривали как резервный[7]. В праве на
владение землей африканские общины опираются, прежде всего, на семейные
связи, к которым примешиваются экономические, политические и социальные
связи[8]. В месте с тем, при отсутствии индивидуальной собственности,
в условиях "племенного" землепользования (с доколониальных времён)
каждая территориальная или родственная община твердо знает свои права
и обязанности относительно земельных участков[9].
С момента появления европейцев в землевладении произошли большие изменения,
особенно между кочевниками и земледельцами, в пользу последних. В 50-70-е
года, колониальные, а позднее и суверенные власти особенно активно проводили
политику седиментации кочевников. Поэтому произошло резкое увеличение
в некоторых буферных районах скотоводческого населения, которое потеснило
оседлые народы. Были нарушены исторически сложившиеся взаимоотношения
между этими противоборствующими группами населения. Причем позиция властей
перенесла, доминировавших ранее кочевников в подчиненное положение.
Сегодня уже можно говорить о том, что земельная политика во всех странах
пояса тропических лесов составляет основной законодательный рычаг, который
ограничивает деградацию лесных и водных ресурсов на континенте. Исключительными
примерами здесь являются Гана и Кот-д'Ивуар, где ставка в природоохранном
деле была сделана на реформу определенного сектора экономики (сельского
хозяйства), который является основных ресурсопользователем (в их случае
земель и лесов), а не на проведение комплексных природоохранных мероприятий.
В результате неравномерного распределения земли по социальным слоям населения
в Восточной Африке обедневшие крестьяне мигрируют в маргинальные районы,
где широко распространены уязвимые перед эрозией залесенные склоны гор.
Там они выживают за счет использования ресурсов, что часто приводит к
деградации земель и сведению лесов [10].
В вопросе землепользования можно привести четкое разграничение между странами,
входящими в Британское содружество и бывшими французскими колониями. В
первых институт частной собственности на землю был введён в колониальный
период, поэтому отношение к земле и лесам там более бережливое. Об этом
свидетельствуют показатели ежегодного обезлесения, рассчитанные на миллион
жителей страны, хотя в обеих группах стран общие темпы обезлесения велики[11].
В ряде стран Западной Африки до сих пор сохранилось государственное владение
землёй. В условиях общинно-кланового пользования государственными землями
крестьянство не представляет заинтересованную сторону в благоустройстве
территорий и охране лесов и земель[12, 13].
К сожалению, пестрый этнический состав стран Африки, где среди народов
есть группы абсолютно разного уровня социального развития с различными
традициями и восприятием институтов внешней власти, делает невозможным
одномоментный и полный переход к современным понятиям собственности на
землю.
Проводимые экономические меры стимулирования природоохранной деятельности
ориентированы, в первую очередь, на ту экономически активную часть населения,
что проживает в городах и сельских центрах с развитой инфраструктурой.
Основополагающее понятие этих мер - оценка вероятных экологических и социально-экономических
последствий деятельности (Оценка Воздействия на Окружающую Среду/ОВОС).
В реальности подобная оценка конечно же увеличивает варианты решений по
проектам строительства, освоения целинных земель, мелиоративных работах,
горных разработках и вырубке лесов. Тем не менее, эта сложная комплексная
предпроектная процедура значительно повышает шансы принятия более правильного
решения[14].
Экономические меры и стимулы включают в себя налоговые послабления, где
допускаются налоговые вычеты на ускоренную амортизацию, списание налоговой
задолженности, а в ряде случаев, например, в Замбии, снижение или полную
отмену ввозных пошлин на экологические технологии и оборудование для контроля
за выбросами[15]. На Маврикии подобные льготы были удачно введены в практику
вместе со штрафами за выбросы вредных веществ для компенсации издержек
на очищение загрязненных экосистем в соответствии с принципом "загрязнитель
платит"[16].
Существенную помощь в принятии международных экологических нормативов,
имеющих упреждающий характер, оказывает участие стран Африки в международной
торговле. Особое развитие международных стандартов получило в странах
Юга Африки (Зимбабве, Маврикий и ЮАР). Многие из внедряемых стандартов
не являются обязательными, но все большее количество производителей руководствуются
ими при производстве товаров на экспорт.
При подготовке "Повестки Дня-21 век" было установленно, что
при переходе к устойчивому развитию финансовые затраты обратно пропорциональны
степени развитости конкретной страны. В этом случае государства Африки
попадают в группу самых неблагоприятных стран, для которых финансовая
помощь извне - Официальная Помощь Развитию(ОПР) - главный источник при
реализации многих экологических программ. Однако на всем протяжении 90-х
годов ОПР снижалась как в долях от ВВП стран мира, так и в абсолютном
выражении. Не смотря на общую картину, среди прочих регионов мира доля
Африки увеличилась с 37 до 39% в 1998году[17]. ОПР имеет целевой характер
и со временем ее структура претерпела изменения в пользу тех отраслей,
которые дают более ощутимый выход товаров массового потребления и для
стран, где активно проводятся реформы, навязанные МВФ.
Любопытной, но получившей слабое распространение в Африке, формой стимулирования
природоохранных проектов представляется механизм "долги в обмен на
охрану природы". Он позволяет перевести часть внешнего долга страны
во внутренние ценные бумаги и оказывать поддержку экологическим программам,
в том числе по просвещению, составлению реестров исчезающих видов и т.п.
По этому пути пошли власти Замбии, Мадагаскара и Судана[15].
Конечная цель экологических программ - улучшение условий жизни для человека
и обеспечение сбалансированного устойчивого развития общества в соответствии
с эволюционным развитием биосферы. Поэтому степень задействованности местного
населения при проведении природоохранных мер - очень важный показатель
полноты и адекватности любой экологической программы. Местным жителям
издавна известны причины таких проблем, как обезлесение и эрозия почв,
и способы их решения. Они хорошо знаю, где искать и как применять растения
с уникальными свойствами и как предотвратить вред, который наносят сельскохозяйственным
посевам дикие животные. Привлечение населения позволяет использовать эти
знания и жизненный опыт населения и повысить эффективность государственных
инициатив.
Тем не менее, для городских жителей, утративших корни и хозяйственный
навык предков, становиться важным вопрос экологического воспитания. В
большинстве стран Африки экологическое просвещение в настоящее время включено
в школьные программы для "выработки новой линии поведения граждан,
групп людей и общин в отношении окружающей среды".
Можно вспомнить слова Жака Ив Кусто. Он говорил об особом внимании, которое
стоит обратить на огромный разрыв между темпами роста населения и возможностями
воспитания людей. Этот вопрос о качестве человека является камнем преткновения
в глобальном вопросе взаимодействия общества и природы. Для африканского
континента в этом вопросе следуют самые пессимистические выводы, потому
что большая часть населения (особенно женского) неграмотна. А отсутствие
достаточного финансирования образования - прямое отражение экономической
слабости развивающихся стран в решении различных вопросов, в т.ч. и экологических
проблем.
Примечания:
1. Хотя государства Африки не являются крупными источниками эмиссии фрионов
и парниковых газов (всего 3,5% от глобального выброса СО2 [5]), которые
приводят к изменению климата они окажутся под интенсивным этого изменения,
причем наиболее уязвимыми окажутся прибрежные и засушливые территории.
2. Главным местом зимовки перелётных птиц Северного полушария являются
страны Северной Африки, в особенности территория бассейна р.Нил в ее среднем
течении на территории Судана (область Гезира).
3. Влагозадерживающие свойства грунта имеют ключевое значение в условиях
тропических ливней для предотвращения наводнений.
4. Таким районом, например, является зона Сахеля. Исконно через соседние
с ней южные более увлажненные земледельческие районы кочевники вслед за
смещением зоны дождей совершали сезонные миграции. При этом стада скота
удобряют участки крестьян.
Источники:
1. Anchoka, A. Kapiyo and Kaninge (1996). CHAI, a model for sustainable
livelihood and natural mangroves management in Africa. KENGO, Nairobi
- 1996
2. State of the environment Southern Africa. SADC Environment and land
management Unit, and IUNC ROSA, Harare - 1994
3. Accelerating the transmission to sustainable development: implications
of Agenda 21 for West Africa. UNEP, Nairobi - 1993
4. Cairo common position on the African Environment and development agenda,
report of the African Regional Conference for the UN Conference on Environment
and Development (UNECA). UNECA, Addis-Ababa - 1991
5. Revised regional CO2 emission from fossil fuel burning, cement manufacture
and gas flaring: 1751-1995. Carbon Dioxide Information Analysis Center
(CDIAC). Oak Ridge, California - 1998
6. "Проект ГЭО-2000", www.grida.no/geo2000/
7. "Afrique de l'Ouest: espaces a proteger ou a partager?".
Gerard Sournia., 1993[www.rio.net]
8. "Droit foncier et environnement les limites de la propriete privee".
Alain Karsenty., mai-juin 1996. [www.rio.net]
9. "Колониальное общество тропической Африки: взаимодействие цивилизаций?"
-М., "Наука", 1993
10. www.europarl.eu.int
11. World Development Indicators 1997. World Bank, - N-Y. - 1997
12. "Nous pas planter". SYFIA №79. France - 1995
13. www.afric-network.fr
14. Policy and strategy for environment and sustainable development: toward
equity-led growth and sustainable development in Southern Africa. SADC.
Maseru - 1996
15. Towards environmentally sustainable development in Africa. World Bank,
Washington, DC - 1995
16. Environmental protection act: Act N34 of 1991. Port-Louis - 1991
17. Global development finance 1999: Analysis and summery tables. World
Bank. Washington DC, - 1999
18. Development and environment, report of the expert Panel convened by
the Secretary-General for the United Nations Conference on the Human Environment
(UNCHE) in June 1971 at founex, Switzerland. UN, Geneva - 1971
19. Кууз А.А, "Государственный сектор в сельском хозяйстве стран
Африки"- М., "Наука", 1991
|