Грачи улетели к струсам
Игорь Еремеев, Невод ру, 10 марта 1999 года
Пятьдесят на пятьдесят - таков риск контракта, заключенного предприятием
"Пермские авиалинии" с сомнительной африканской авиафирмой
Не знаю, куда улетают настоящие грачи, а мои безвестные герои улетели
в Африку. Если точнее - в Нигерию, которая находится в Западной Африке,
ближе даже к Центральной. Словом, к черту на кулички "грачи"
улетели. И не на зимовку, а на работу. На неопределенный срок, потому
что условия контракта не разглашаются, как не разглашаются фамилии "грачей".
На информацию наложено "табу". Почему, что в этом секретного?
Государственное унитарное предприятие "Пермские авиалинии" уже
имело в своей практике два эпизода со сдачей в аренду воздушных судов
Ан-26 и Ту-134 в Иран и Объединенные Арабские Эмираты. Ладно, то, что
было, то быльем поросло. Генеральный директор Игорь Грачев, как обладатель
медали "Ветеран труда", по амнистии счастливо избежал обвинения
по уголовному делу за невозвращение из-за границы средств в иностранной
валюте. А речь шла об умопомрачительной для нас с вами сумме в один миллион
шестьсот двадцать семь тысяч сто один доллар и пятьдесят центов (сумма
сложилась не только в результате двух упомянутых эпизодов).
Ныне "грачи" в составе двух экипажей и трех технических работников
на самолете Ту-134 (бортовой номер 65046) вылетели в Африку. Контракт
заключен с частной авиакомпанией "Хако" (в иной интерпретации
"Хак"), хозяин - нигериец. Я не стал тратить редакционные деньги
и звонить в Москву в Федеральную авиационную службу: выяснять, какова
с точки зрения специалистов обстановка на "черном" континенте
в общем и в Нигерии в частности. О ее положении мне поведал коллега, сообщивший,
что сборную страны по футболу из-за политической ситуации в Нигерии полтора
года назад исключили из розыгрыша кубка Африки. О чем-то это говорит?
Один трагический пример мы уже имеем - ангольский, где в сентябре прошлого
года был сбит самолет Ан-26, принадлежащий авиакомпании "Пермские
моторы"; судьба экипажа и пассажиров до сих пор неизвестна.
Вот что удалось выяснить по иным каналам. Эта нигерийская фирма уже имела
печальные контакты с авиаторами из стран СНГ. Экипаж из Сыктывкара, летавший
в небе Нигерии с 1992 по 1995 годы, в период внутреннего кризиса и чуть
ли не военного переворота в стране оказался заложником этой ситуации.
Слава Богу, людям тогда удалось выбраться, но вот деньги по контракту
авиапредприятию фирма не выплатила. Не рассчиталась фирма по подобному
контракту с авиапредприятием из Могилева.
На что же идут наши "Пермские авиалинии" - на заведомо непроплачиваемый
контракт? И где гарантия, что даже если над всей Нигерией пока безоблачное
небо, хозяин фирмы не пошлет самолет в небо Анголы или, допустим, Ирака?
- Контракт еще не начался, - сказал мне директор по маркетингу авиакомпании
Вячеслав Текоев, - поэтому на эту тему говорить пока рано. Мы проходим
всякие формальности, которых оказалось больше, чем предполагали.
- Но самолет ведь уже улетел...
- Он еще не работает.
Когда он заработает, говорить будет уже поздно. И кто должен контролировать
заключение рисковых внешнеэкономических контрактов государственного предприятия?
"С нами "Пермские авиалинии" на эту тему не советовались",
- ответил начальник управления международных и внешнеэкономических связей
областной администрации Владимир Мерзликин. А юрист управления Вячеслав
Петухов резюмировал по моей просьбе: "Согласно Указу Президента от
1992 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности"
движимым имуществом унитарное предприятие вправе распоряжаться по решению
своего руководства; что касается недвижимости, то в этом случае требуется
согласие собственника, то есть государства".
Риторический вопрос ни к кому: интересно, а люди - это движимое или недвижимое
имущество? Рискуем жизнями земляков, хотя, конечно, я понимаю, что контракт
заключен ради денег. Надо думать даже, что не столько ради них. Потому
что около десятка пермских туристических фирм, как мне сказал руководитель
одной из них (пожелавший остаться неизвестным - ему предстоит и дальше
сотрудничать с нашими авиаторами), могли бы с успехом использовать улетевший
Ту-134 внутри страны и за рубежом. А ради их, денег, количества. Пахнет-то
сделка хорошенькой суммой.
Собственно говоря, для тех, кому надо знать, "табу" на ведомственную
информацию - не помеха: эта сумма, фамилии, другие условия контракта известны.
Известен даже, если хотите, риск контракта (вот уж не знаю, можно ли так
выразиться) - пятьдесят на пятьдесят. Утрированно, конечно, но так мне
его оценил сотрудник регионального управления ФСБ по Пермской области.
- Мы официально предупреждали об этом господина Грачева.
- И что?
- Ничего. Вы ведь знаете, самолет в Нигерии. Мы не вмешиваемся в хозяйственную
деятельность. А решение в данном случае принимал сам Грачев.
Поскольку на улице весна, грачи скоро прилетят. Скоро ли прилетят "грачи"?..
Кстати
После того, как материал, с которым читатель познакомился выше, был уже
готов к печати, руководство государственного предприятия "Пермские
авиалинии", наконец, решилось рассекретить условия контракта. Вот
что сообщил нам исполняющий обязанности первого заместителя генерального
директора ГУАП "Пермские авиалинии" Юрий ПАНОВ:
Ввиду резкого уменьшения спроса на воздушные перевозки внутри Российской
Федерации российские авиакомпании для сохранения подготовленных, опытных
специалистов вынуждены осваивать международный рынок авиационных услуг.
В декабре 1998 года между ГУАП "Пермские авиалинии" и нигерийской
авиакомпанией "HARKA AIR SERVICES NIG. LTD." был заключен договор
на аренду самолета ТУ-134 с летным и инженерно-техническим персоналом.
Нигерийская компания была выбрана не случайно. Во-первых, Нигерия - одна
из немногих африканских стран с устойчивым экономическим и политическим
положением. Во-вторых, нигерийская компания имеет опыт работы с российскими
экипажами. В-третьих, инспекторский состав Федеральной авиационной службы
Нигерии перед выполнением полетов проводит теоретические занятия с российскими
экипажами по изучению района полетов, климатических особенностей Нигерии
и принимает экзамены по данным предметам. Наконец, договор предусматривает
выполнение регулярных пассажирских перевозок внутри Нигерии.
Также можно отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Нигерия
заключено межправительственное соглашение о воздушном сообщении и имеется
возможность инспектирования представителями Федеральной авиационной службы
России.
Все вышеперечисленное и послужило основанием для заключения договора.
|