Ключи от ... дыры в небе
Игорь Еремеев, Невод ру, 20 сентября 2000
Деньги, заработанные государственным предприятием "Пермские авиалинии",
пропадают, как в аэродинамической трубе. Тем не менее затевается, судя
по всему, новый сомнительный контракт с африканской фирмой.
Полтора года назад
в статье "Летят перелетные птицы" (10 марта 1999 года) я писал:
"Пятьдесят на пятьдесят - таков риск контракта, заключенного предприятием
"Пермские авиалинии" с сомнительной африканской авиафирмой".
Как в воду - нет, в данном случае лучше подходит - в небо глядел...
Напомню. В феврале прошлого года в Нигерию для работы по контракту с фирмой
"Harka Air Services Nig. LTD" улетел принадлежащий ГУАП "Пермские
авиалинии" самолет Ту-134 с летным и инженерно-техническим персоналом.
Но еще ранее компетентный, как считается, орган (региональное управление
ФСБ по Пермской области) официально предупредил генерального директора
"Пермских авиалиний" Игоря Грачева: нигерийская фирма, мол,
сомнительна, заработанных денежек от нее можно и не дождаться, каковые
случаи уже и имелись с авиаторами из республик Коми и Беларусь, попавшимися
на нигерийскую удочку. С нашим самолетом в небе желтой жаркой Африки,
слава Богу, тогда ничего не произошло. Летом прошлого года он вернулся
домой, как об этом, помню, сообщило средствам массовой информации руководство
"Пермских авиалиний". О финансовой стороне дела не сообщалось
с тех пор, насколько я знаю, ничего.
Но вот передо мной копия свеженького бухгалтерского баланса ГУАП. Из него-то
я узнаю, что мой тогдашний прогноз риска подтвердился. Общая сумма контракта,
о котором речь, по информации моего источника, составляла порядка 200
тысяч долларов США. Задолженность (цитирую указанный документ) по состоянию
на 28 августа 2000 года:... "Harka Air. LTD" (аренда воздушного
судна в 1999 году) - 114586 долларов (3182 тыс. руб.). Примерно пятьдесят
на пятьдесят!
Между прочим, наверняка в мире имеется практика: когда фирма сомнительная,
у нее требуют выставления дипозита в нейтральном банке, а по истечении
срока контракта этот депозит раскрывается. То есть у тебя - железные гарантии
выполнения финансовой стороны контракта.
У руководства "Пермских авиалиний" иная практика. Смотрим тот
же "дисбалансный", увы, баланс. Несколько лет назад по контракту
с компанией "Азия Трэвел" в Объединенных Арабских Эмиратах работали
наши самолеты Ту-134 и Ан-26. Оставшийся должок с тех пор - 99462 доллара.
ООО "Компания ГИПП", представляющее "Пермские авиалинии"
в московском аэропорту Внуково, не выплатило нам 2488 тысяч рублей за
целое лето работы на рейсе Москва - Байконур (впору кричать "Гип-гип-ура!"
и бросать в небо гермошлемы). Любопытно, что примерно одинаковую сумму
- с полмиллиона рублей - должны: хоккейная команда "Молот",
аппарат Государственной Думы, управление делами аппарата Совета Федерации
и компания "Туполев Аэротранс". Бог с ними, с первыми, а вот
последняя арендовала у нас небезызвестный самолет Ту-204. Летал он по
весьма странным направлениям типа Москва - Анадырь или Москва - Певек.
Ну и долетался, что его наконец, как известно, продали - в Сибирь.
С этим самолетом еще разобраться надо бы. Когда его приобретали, в договоре
аренды воздушного судна было написано, что выкупным платежом является
последний платеж. А сумма оговаривалась в 120 миллионов рублей. Уж как
доходно, оно, это судно, летало, не скажу, но платежи за его аренду осуществлялись
ежедневно, ежемесячно, ежегодно - и заплатили 78 миллионов рублей. А потом
решили, что невыгодно тянуть до последнего платежа, то есть окончательного
выкупа, - и решили избавиться. А зачем брали, если самолет по определению
- дальний магистральный, и нам на нем летать некуда (разве только в Хабаровск
или Лондон)?..
Ладно, отвлечемся мы от этого дебиторского списка (в нем, кстати, фигурирует
тридцать два должника). Я помню, что руководство "Пермских авиалиний",
отправляя тогда самолет в Африку, оправдывалось уменьшением спроса на
воздушные перевозки внутри России. Но мой источник из авиапредприятия
сообщает, что не далее, как именно в то время соседний екатеринбургский
аэропорт Кольцово предлагал нам летать по семи регулярным маршрутам из
Свердловской области, например, до Волгограда, Мурманска, Бишкека... Но
ведь в этом случае бухгалтерия была бы прозрачной - наши же авиаторы руководящего
ранга, кажется, предпочитают чартерные рейсы пятидесятипроцентного риска
и такой же оплаты - официально, по крайней мере...
Специалисты говорят, что в России востребовался авиатранспорт. Ситуации
1991 года, конечно, не достичь еще долго. Но вот в Кольцово в нынешнем
году объем авиаперевозок уже вдвое превысил уровень девяносто восьмого
года. Мы же - все еще на уровне того года. Зато мы освоили международный
рынок!
- Вы считаете, это плюс: летать по мировым помойкам? - разводит руками
мой источник. - Спросите мнение любого летчика...
Возможно, у летчиков "Пермских авиалиний" этого опыта в ближайшее
время еще прибавится. Готовится якобы заключение контракта - причем уже
в сентябре - с опять же африканской фирмой на работу самолета Ту-134 в
Гамбии. Африканскую сторону представляет, снова, как и в случае с Harka,
некий господин Зубков. Факта африканского предложения в службе маркетинга
ГУАП не опровергли. Однако заключения или какой-то стадии заключения контракта
не подтвердили. Зато красноречивы оказались слова: "Мы уже научены
горьким опытом работы с Африкой..."
Тем не менее предостерегаю: ох, нахаркают - простите за выражение! - опять
родному государственному унитарному авиапредприятию в кошелек... Если
чего похуже не случится...
|