Игорь Еремеев. Мы летаем поперек

"Мы летаем поперек", -

Эта фраза командира Виталия Дудко, переданная по рации, означает, что экипаж пермского самолета, сбитого в Анголе, находится в плену у вооруженной оппозиции и работает на нее

 

Игорь Еремеев, "Звезда", 1 июня 1999 года

 

"Звезда" уже писала (18 мая), что руководитель авиакомпании "Пермские моторы" Александр Ленский направил в Министерство иностранных дел конкретные вопросы, официальное выяснение которых способствовало бы поиску экипажа сбитого 2 сентября в Анголе самолета Ан-26 в составе Виталия Дудко, Павла Пушкарева, Валерия Чувырина, Валерия Семкова. Когда вышли все сроки ответа из МИДа, Ленский, созвонившись, выехал в Москву. И... его не приняли. Заместитель директора департамента Африки Щербак и ведущий специалист по Анголе Клименко не нашли для этого времени.
Между тем в распоряжении редакции имеется информация неофициального характера (на ней и основывались вопросы, заданные МИДу), предоставленная Александром Ленским.
Российские летчики встречались в Кафунфо с офицерами ангольских вооруженных сил, которые рассказали, что на место падения самолета направлялось войсковое подразделение, как предполагается, в декабре прошлого года. Оно обследовало самолет: там никого не было. Крыло у самолета отломилось, грузовой салон деформирован, пилотская кабина - в нормальном состоянии. Фотографии подбитого самолета ангольцами, к сожалению, сделано не было.
На борту одного из самолетов с российским экипажем, выполнявшим рейс из Саурамо в Луанду, пассажиром летел ангольский генерал, командовавший боевыми операциями против УНИТА на юго-востоке страны. Летчики поинтересовались у него судьбой пермских коллег. Ответ был такой: по нашим данным, они находятся в плену УНИТА: трое в нормальном состоянии, у четвертого ампутирована рука.
Естественно, я спросил у Александра Ленского:
- Что-то я не представляю, как самолет мог сесть с одним крылом...
- Крыло отвалилось потом. Или самолет задел за что-то при посадке, или оно сгорело при пожаре двигателя.
- Насколько соответствует действительности сообщение в одной из центральных газет о том, что командир экипажа связался по рации с другом, летчиком-контрактником, и успел сообщить: "Мы летаем поперек!"
- Эту информацию мы проверяли. Она поступила через посредство российского летчика от украинского командира экипажа самолета Ан-12, который закончил работу в Анголе в январе. Он рассказывал, что где-то в октябре прошлого года во время полета услышал по рации голос, который он знал. Передача была очень короткой и сводилась к следующему: "Я - Дудко! Мы летаем поперек!" Посольству предлагалось переговорить с нашим российским летчиком, который в марте еще был в Анголе и готов был указать данные украинца и подписаться под своей информацией. Посольство ответило так: если он к нам придет, мы это зарегистрируем. Хотя достаточно было позвонить и пригласить его.
Это не единственный свидетель, которого посольство игнорировало. Оказывается, в результате неофициальных контактов и доверительных отношений, которые наладил с ангольской стороной депутат Государственной Думы Валентин Степанков, на видеопленку был снят ангольский вертолетчик, на следующий день или через день после катастрофы с пермским самолетом обследовавший место аварии. Привожу в сокращении и незначительном исправлении (офицер учился в Москве и поэтому говорил на русском языке, но с "африканским акцентом") запись беседы, состоявшейся 25 марта.
- ...Мы слышали по радио: "Во! Идет на наше направление! Готовьте оружие! О, загорелся! Падает!" Больше ничего не слышали.
- Это была связь УНИТА?
- Связь УНИТА, да. Это было 18 часов.
- Этот перехват ты лично слышал?
- Лично слышал. Отсюда, с Кафунфо, у кого-то была связь - сказали, что последует самолет: "Вы готовьтесь! По следу еще один самолет идет".
- ...Ты на какой высоте видел самолет?
- Мы, вертолетчики, летаем на малых высотах: пятнадцать-двадцать метров.
- Ты четко видел самолет?
- Я четко видел. Если бы нужно было, я бы сфотографировал.
- Это был Ан-26?
- Ан-26. Сломано правое крыло. И обгорело.
- Но самолет не сгорел?
- Не сгорел.
- ...То место, которое ты отметил на карте, совпадает с тем местом, которое мы сегодня два раза облетали. Там ясно видно обломки самолета. Еще раз назови полк, где ты служишь, и как тебя найти.
- Меня найти очень просто: у нас в Анголе только один вертолетный полк.
Во время просмотра на этом месте записи Ленский выругался: "А посол в течение пяти месяцев отвечает, что его найти не могут, представляете?"
Видимо, есть еще свидетели происшествия: пассажиры злополучного самолета. Подразделение, обследовавшее место катастрофы, установило, что часть пассажиров, скорее всего, раненых, была расстреляна (белых среди убитых не было). Ленский считает: пассажиры знали, что попали в зону, контролируемую УНИТА, поэтому после посадки те, кто могли, просто разбежались.
В предыстории полета нашего самолета, ставшего для него последним, есть одно темное пятно. Ан-26 летел в последний свой рейс, оказывается, по заданию фирмы "ACA-CARGO", о чем Ленский узнал уже в Анголе после катастрофы. Но авиакомпания "Пермские моторы" с ней не сотрудничала. Компания "Prestavia", арендовавшая у нас самолет, при сдаче его в субаренду должна была получить на это согласие пермской компании, а та - запросить Федеральную авиационную службу России. Чем занимается "ACA-CARGO", Ленский не знает до сих пор.
На основании вышеизложенных свидетельств и были составлены вопросы в МИД. Надо признаться, что отправители письма несколько лукавили, не называя источников своей информации. И МИД элементарно попался. После того, как Ленский уехал из МИДа несолоно хлебавши, оттуда в Пермь все-таки пришел факс. С отпиской. Это слово я вынужден применить, исходя из ответа, подписанного директором департамента Африки И. Студенниковым. Например: проработка ответов требует времени на месте (так они уже полгода прорабатываются на месте), документами о фирме "ACA-CARGO" вы должны располагать (хотя посол прекрасно знает, что авиакомпания ими не располагает), более того, представляется важным, чтобы вы напрямую вышли на контакт с компетентными ангольскими ведомствами и организациями, задействованными в расследовании происшествия с Ан-26 (так Степанков того и добивается, чтобы послать туда специальную группу). Есть еще один перл: совет нанять квалифицированного ангольского адвоката. Словом, ни на один из вопросов МИД не дал ответа!
Российский посол в Анголе Владимир Раевский на часть вопросов мог бы дать ответы сразу. На остальную часть это сделать труднее, потому что со свидетелями никто из дипломатов не встречался. Но еще можно.
- Это письмо из МИДа, - спросил я Александра Ленского, - не могло не быть согласовано с послом?
- Безусловно. Я предполагаю, что эта странная возня с поиском нашего экипажа связана с какими-то личными взаимоотношениями посла и руководителя фирмы "Prestavia". Никакой политики я здесь не вижу.
Руководитель фирмы "Prestavia" Григорий Поляков - российский гражданин, работал военным переводчиком в составе группы советников в Анголе во время гражданской войны с УНИТА. По словам Ленского, бизнес у него идет хорошо. Поскольку Поляков боится юридического преследования за авиакатастрофу, подкармливает, кого надо...
Валентин Степанков не так категоричен: "Я считаю, что МИД делает немало, но все, что делает, - это общепринятые нормы. Одними внешнеполитическими шагами уже, видимо, ничего не добиться. Я думаю, что МИД не должен препятствовать созданию группы специалистов для выезда на место для проверки всех событий сентября.
Да, хотя бы не препятствовать. Жизни наших земляков того стоят...
(По просьбе Александра Ленского и Валентина Степанкова не называю фамилии упоминаемых свидетелей - от греха подальше...)

Вернуться на главную