Украинских летчиков обвинили в шпионаже
в Замбии
Накануне Нового года наши соотечественники благополучно
вернулись домой
Владимир Колычев, "Факты и комментарии"
(Киев), 5 января 2000
"ФАКТЫ" уже не раз писали о девяти членах экипажа
украинского самолета Ил-76 ЗАО "Авиакомпания "Азов-Авиа",
которых власти Замбии 30 августа прошлого года арестовали по обвинению
в шпионаже. 10 декабря суд высшей инстанции Замбии принял решение освободить
летчиков за недоказанностью обвинения. 29 декабря в 12.38 Ил-76 с освобожденными
летчиками на борту приземлился в Запорожье, где их уже ждали сотрудники
авиакомпании "Азов-Авиа", журналисты и плачущие от счастья жены.
Еще через пять часов микроавтобус "Мерседес" привез бывших "шпионов"
в их родной авиагородок, расположенный на окраине Мелитополя. Таким образом,
пятимесячная "одиссея" летчиков закончилась благополучно. Однако
они еще долгое время будут вспоминать Замбию: согласно законам этой страны,
командиру воздушного судна "светило" 35, а остальным членам
экипажа по 20 лет тюрьмы.
В июле 1999 года из Мелитополя в Африку готовился вылететь новый экипаж.
Украине в какой-то степени повезло -- после распада Союза ей досталась
большая часть самолетов военно-транспортной авиации (ВТА) МО СССР. Причем
обновление военно-воздушного парка в свое время начиналось именно с Украины.
Поэтому украинские авиационные полки получили самые современные на тот
момент самолеты, в том числе Ил-76, успев подготовить собственных пилотов.
Кстати, последнее обстоятельство впоследствии сыграло немаловажную роль
в становлении частных авиакомпаний: для подготовки высококлассного командира
воздушного судна (кавээса), необходимо, чтобы он налетал около четырех
тысяч часов. Если учесть, что одна тонна горючего стоит 300 долларов,
а такой "тяжеловоз", как Ил-76, за час полета "съедает"
10 тонн, то можно смело сказать, что украинские кавээсы -- это специфический
и очень дорогой "товар", который требует к себе самого бережного
отношения.
ЗАО "Авиакомпания "Азов-Авиа" было основано в декабре 1995
года Игорем Коноваловым, который сегодня является его генеральным директором.
"Азов-Авиа" арендует у Украинской авиационно-транспортной авиакомпании
два самолета Ил-76, которые трудятся, в основном, в странах Африки и Азии,
поскольку на родине в их услугах не нуждаются. Чтобы не гонять тяжелую
машину за тридевять земель, экипажи работают вахтовым методом. В июле
1999 года из Мелитополя в Африку готовился вылететь новый экипаж в составе
командира Игоря Храмова, вторых пилотов Евгения Пономарева и Александра
Кривца, штурмана Анатолия Токмакова, бортинженера Василия Пичкура, бортоператора
Александра Землякова, бортрадиста Виктора Сидорова, авиатехника Сергея
Терещенко и инженера Григория Удода. Все члены экипажа из Мелитополя,
только Кривец из Николаева. Самому старшему -- 47 лет, самому младшему
-- 33 года.
Полицейские были вооружены автоматами, но вели себя вежливо и корректно.
День отъезда из Мелитополя Евгений Пономарев запомнил хорошо. 25 июля
был день рождения его жены Лены. Но семейный праздник пришлось отменить:
рано утром экипажу пришлось срочно выезжать поездом в Киев, откуда на
следующий день в качестве пассажиров летчики отправились в Африку по маршруту
Киев -- Минск -- Каир -- Аддис-Абеба -- Луанда. Здесь они сменили своих
товарищей, а заодно узнали о предстоящей работе -- перевозке продуктов
питания и строительной техники.
Вначале все складывалось удачно -- 16 августа поздно вечером Ил-76 прибыл
в столицу Замбии Лусаку. 22 августа рано утром летчики приехали на аэродром,
чтобы вылететь с грузом на Энтеббе (Уганда), но их к самолету не допустили.
Сказали, что заказчик не заплатил за стоянку и заправку самолета, и вежливо
попросили покинуть территорию аэропорта. Ребята сели в такси и вернулись
в гостиницу. Через час к ним приехал менеджер. Он недоумевал -- администрация
аэропорта отказалась вести с ним какие-либо переговоры. Все попытки выяснить,
что же произошло, не увенчались успехом. Представители департамента авиационного
транспорта, штаба ВВС, МО и МИДа Замбии в один голос утверждали, что у
них претензий к украинцам нет, самолет не арестован. На вопрос, почему
Ил-76 не может покинуть гостеприимную Замбию, официальные лица в недоумении
пожимали плечами и успокаивали летчиков -- мол, все будет хорошо.
Неприятности на этом не закончились. 30 августа в гостиницу, где жили
украинские летчики, приехала полиция, и арестовала их. Полицейские были
вооружены автоматами, но вели себя вежливо и корректно. Они отобрали у
летчиков паспорта и доставили их в участок, предложив им переночевать
на полу в большом зале, где, скорее всего, проходили теоретические занятия
и собрания полицейских. Наутро ребят развезли по разным полицейским участкам.
Как выяснилось впоследствии, причина была банальной: в Лусаке КПЗ хронически
переполнены.
Понамарева, Терещенко и Землякова поместили в один из центральных участков.
Он представлял собой небольшой двухэтажный дом, во дворе которого были
две камеры -- мужская и женская. В обеих камерах площадью 12 квадратных
метров находилось по 30 человек. Никаких кроватей, унитазов и прочих "ненужных"
удобств, голый цементный пол. У летчиков отобрали ботинки и ремни. Из-за
недостатка площади люди были вынуждены большую часть суток стоять или
сидеть на корточках. Правда, для украинцев было сделано исключение --
для них на полу постелили циновку. В Замбии кормить арестантов не принято.
Если есть родственники, которые могут принести еду, значит повезло. В
противном случае остается только надеться на милость сокамерников.
Представитель ВВС Замбии заявил, что украинские летчики пересекли запретную
зону
Адвокат приехал к летчикам на второй день, и по его ходатайству начальник
участка разрешил украинцам один раз в день посылать "гонца"
за продуктами.
В этой камере украинские летчики пробыли трое суток. 1 сентября арестантов
огорошили: оказывается, они обвиняются в шпионаже. "При этом нам
даже не объяснили, в чью пользу мы шпионили", -- рассказывает Пономарев.
А 3 сентября всех девятерых доставили в суд. В качестве обвинителя выступили
доблестные замбийские ВВС. Их представитель заявил, что украинские летчики
пролетели запретную зону "папа четыре" (Р-4). "На карте
эта зона действительно есть, находится в 90 километрах севернее Лусаки,
но наш маршрут с нею никак не пересекался, -- вспоминает Пономарев. --
Там находится то ли артиллерийская часть, то ли ПВО. А, скорее всего,
вообще ничего нет".
Причем замбийцы даже не поинтересовались, есть ли на борту Ил-76 соответствующая
шпионская аппаратура. Правда, у одного из членов экипажа они отобрали
фотоаппарат, потом вернули. Оказалось, что замбийские "контрразведчики"
даже не вскрывали его и не проявляли пленку. У летчиков создалось впечатление,
что военным сверху дали команду, а непосредственные исполнители послушно
и неуклюже бросились ее выполнять. На эту мысль наводит и тот факт, что
никто не стал осматривать вещи пилотов, оставленные в салоне самолета
до ареста. К ним даже не прикоснулись.
Суд в Замбии построен по английскому образцу. Судья заседает в одиночестве,
внимательно выслушивая обвинителя и адвоката, а затем, посовещавшись,
что называется, сам с собой, единолично выносит решение. При этом самих
обвиняемых никто ни о чем не спрашивает, они присутствуют в зале. Во время
прений адвокат летчиков отверг все обвинения и заявил, что арестованным
следует изменить меру пресечения. Обвинитель стал упорствовать и показал
письмо, подписанное Генеральным прокурором Замбии, в котором говорилось,
что дело очень серьезное и арестованных нужно содержать в тюрьме. Адвокат,
взглянув на письмо, заметил, что оно подписано вчерашним числом. "Я
знаю совершенно точно, что вчера генпрокурора в городе не было, он уехал
отдыхать", -- заявил адвокат. Судья удалился на совещание. Вернувшись,
он заявил, что летчики все же будут находиться под арестом. После этого
их отвезли в центральную тюрьму. Замбийская тюрьма не имеет ничего общего
с украинской. Это одноэтажное здание шестиугольной формы, внутри которого
находится большой бетонный двор - в него и выходят двери всех камер. Напрасно
летчики надеялись, что окажутся вместе -- их распределили по разным камерам.
В каждой из них (площадью не более 25 кв.м) находилось по 96 человек!
Бетонный пол и полное отсутствие мебели.
Распорядок дня в тюрьме жесткий. Ровно в 5 утра полицейский стучит в дверь,
а арестанты громко кричат ему: "Все хорошо, господин!". Это
означает, что никто не умер. Затем следует утренняя молитва. В 6 часов
камеры открывают, заключенные быстро выбегают во двор и садятся в три
ряда: в первый -- незаконные иммигранты, во второй -- те, кто ждет решения
суда (в Замбии можно просидеть 5-7 лет, пока суд определит меру наказания),
а в третий -- осужденные.
В центральной тюрьме один раз в день, в обед, кормят шимой -- кашей, сваренной
на воде из кукурузной муки. Большинство предпочитает сразу съесть всю
пайку -- в камере такая теснота и вонь, что оставлять шиму на вечер невозможно.
По наблюдениям Пономарева, "верхнее сословие" в тюрьме явно
не голодает. Остальным приходится туго. Многие болеют. Из-за повышенной
влажности раны арестантов начинают гноиться. Врача в тюрьме нет, медикаментов
тоже.
В отличие от других арестантов, украинских летчиков кормили три раза в
день. Утром они встречались все вместе во дворе и до самого вечера не
расставались. Как только мы собрались, тут же начали изучать обстановку.
На всякий случай присмотрели место, где можно перелезть через крышу и
сбежать", -- вспоминает Пономарев.
Об аресте мужей в Африке жены узнали из теленовостей
В тюрьме летчиков ежедневно навещала Галина Зеленюк, жена консультанта
УАТК в ЮАР Виктора Зеленюка, украинца по происхождению, гражданина ЮАР.
Виктор приехал в Лусаку 30 августа с поручением "Укравиации"
помочь в освобождении летчиков. Однако его тоже посадили в тюрьму. Галина
приносила летчикам еду, газеты, созванивалась с необходимыми людьми. "Именно
через Галю мы общались со своими мужьями по ее сотовому телефону",
-- вспоминает Лена, жена Евгения Пономарева.
Об аресте мужей в Африке жены впервые узнали из теленовостей. Любимых
мужчин по телевизору не показали, зато продемонстрировали жуткий видеоряд
-- какую-то тюрьму и ноги в кандалах. Перепуганные женщины еще долго обсуждали,
кому из супругов вышеупомянутые ноги могли бы принадлежать. "Мы были
уверены в том, что они ни в чем не виновны", -- вспоминает Лена.
Только 24 сентября экипаж выпустили из тюрьмы под залог, а 4 октября состоялось
второе судебное разбирательство, на котором решение опять не было принято.
И лишь 8 декабря состоялся суд, длившийся три дня. На нем опросили шестерых
свидетелей. Четверо дали показания, не имеющие никакого отношения к делу.
А все обвинение в шпионаже было построено на словах диспетчера ВВС Замбии,
который якобы видел на экране локатора, как Ил-76 пересек зону Р-4. Никаких
вещественных доказательств (к примеру, журнал с соответствующим записями)
военные суду не предоставили. Зато гражданский диспетчер, управляющий
полетом украинского самолета, оказался человеком честным и заявил, что
не знает, пересекал Ил-76 пресловутую зону или нет. Позднее диспетчер
признался, что локатор в аэропорту... вообще не работает!
Военный диспетчер, ничуть не смутившись, назвал своего коллегу лжецом.
"Он оказался грамотным парнем, и его было очень трудно расколоть.
Но, в конце концов, офицера ВВС раскусили", -- вспоминает Евгений
Пономарев. Местная пресса обвинила офицера во лжи, после чего в Лусаке
разразился скандал. 10 декабря все обвинения против летчиков были сняты,
и им разрешили заняться самолетом, который все это время сиротливо простоял
в аэропорту напротив здания аэровокзала.
"12 тонн топлива мы держали на крайний случай. Хотя и понимали,
что побег нереален"
Справедливости ради следует сказать, что замбийцы разрешили летчикам
подниматься на борт самолета уже после того, как их выпустили из тюрьмы
под залог, и позволяли под присмотром вооруженных солдат проводить техобслуживание
самолета. Летчиков в аэропорту сопровождали 12 автоматчиков и три бронетранспортера.
Солдаты сидели в кабине и в грузовом салоне, а бронетранспортеры устанавливались
так, чтобы самолет не мог сдвинуться с места. "У нас оставалось 12
тонн дизтоплива. Мы их держали на крайний случай, хотя понимали, что побег
нереален", -- говорит Евгений.
Существует несколько версий, почему Замбия объявила граждан Украины шпионами.
Согласно одной из них, "Азов-Авиа" подставили конкуренты. Согласно
другой, решающую роль сыграли политические мотивы. Замбийские контрабандисты
поставляют продукты питания вооруженным формированиям в Анголе, выступающим
против существующего режима. Власти Анголы обвиняют Замбию в двурушничестве.
И для того, чтобы доказать соседям свою лояльность, замбийские власти
затеяли историю со шпионажем.
Как только украинские летчики оказались за решеткой, в замбийской газете
"The Post" появилась статья, в которой говорилось о том, что
Миг-21 доблестных замбийских ВВС перехватил в запретной зоне украинский
лайнер Ан-124 и заставил его сесть в аэропорту Лусаки. Судя по всему,
газетчики слышали про знаменитый "Руслан", но спутали ее с Ил-76.
Вся пикантность этого сообщения состояла в том, что замбийцы уже несколько
лет не могут поднять в воздух ни один военный самолет. А из гражданских
судов у них остался только один "Боинг-737" и несколько маленьких
частных самолетов.
Надо отдать должное людям, без которых не состоялось бы освобождение украинских
летчиков. Генеральный директор ЗАО АК "Азов-Авиа" Игорь Коновалов
после того, как стало известно об аресте экипажа, практически не покидал
Киев, добиваясь их оправдания. По его словам, общая сумма затрат превысила
95 тыс. долларов, а переговоры Мелитополь-Лусака обходились в 3-4 тысячи
гривен в месяц. Большую помощь летчикам оказали руководители МИДа Украины
и консульства Украины в ЮАР, представители которого приезжали в Замбию
на все судебные разбирательства. Не остались в стороне УАТК и "Укравиация".
Помог нашим летчикам и консул России в Замбии. "Столько людей нам
помогали, что сразу всех и не вспомнишь, -- рассказывает Пономарев. --
Лусака стала родным городом".
Случай с Ил-76 наглядно показал, что Украина может постоять за своих граждан
за рубежом. Но пока такое случается нечасто.
|