Игорь Кортуков. Африканская музыка


Африканская музыка

Игорь Кортуков, сайт "Африканская музыка"




Музыка из Недр Гондваны


"Вначале создатель сделал барабанщика, охотника и кузнеца …", - гласит народное предание одного западноафриканского племени. Барабанщик является важной персоной на Африканском континенте. Он, как правило, не имеет иных обязанностей в племени, однако если он не справится со своим основным делом, то может лишиться уха. В руках африканцев барабаны научились разговаривать. Р.С. Ретрей (ведущий специалист по барабанам Ашанти) обнаружил, что система передачи информации представляет собой далеко не азбуку Морзе на Африканский манер, а является воспроизведением гласных, согласных, ударений и пунктуации. Это может быть названо лингвистической музыкой. Барабаны разносили вести по всему континенту. Европейские миссионеры называли общение барабанов "лесным телеграфом".
На территории Африки существует более 2000 местных языков, только в одной Нигерии их более 400. И у барабанов было такое же множество языков. Барабаны Нтумпане использовались парами, в которых один считался мужским и имел низкую тональность, а другой женским. У народа Огбони информацию передавали при помощи пяти барабанов с разными тональностями. Барабаны, сделанные из калебаса, и обладающие бронзовым звучанием, использовались в ритуальных танцах. Язык барабанов забывается, но остается ритм характерный для языка барабанов данной народности. И эти ритмы составляют основу Африканской музыки.
Языки Йоруба для говорящих барабанов сейчас в Нигерии уже мало кто знает, но зато ритмы этих барабанов продолжают жить. Эти ритмы создали музыкальные стили APALA, FUJI, которые названы соответственно одноименным языкам "лесного телеграфа". King Sunny Ade открыл для Европейцев стиль JUJU, также основанный на Йоруба ритмах. Стиль MAKOSSA отбивали барабанщики Камерунского района Дуала. Сейчас этот ритм известен во всем мире благодаря Manu Dibango . Сенегальские барабаны подарили миру музыку WOLOF, в которую Youssou N'Dour, Coumba Gawlo , Ismael Lo внесли современное звучание и создали один из самых популярных стилей континента MBALAH. Африканские барабаны продолжают отбивать ритм, подтверждая истинность древней поговорки суахили: "Когда на Занзибаре играют на барабанах, танцует вся Африка до Великих озер".
Лично меня, в музыке этого континента, покорило вокальное мастерство актеров. Где-то резкий, даже скрипучий голос Papa Wemba идет на фоне мягкого, многоголосого, раскатистого хора Ladysmith Black Mambazo . Густой, низкий голос Koffi Olomide сменяет необычный для европейского уха голос Ray Lema.
Многие вокальные традиции возникли в Африке на перепутье XIX и XX веков. С приходом белых, большое количество черных мужчин отправлялись на заработки на шахты, и предприятия колонистов. Они скучали по дому и их ностальгические песни вылились в очень популярный в Южной Африке стиль хорового пения ISCATHAMIYA. Поющая в этом стиле капелла Ladysmith Black Mambazo приглашалась для совместной работы такими музыкантами как: Paul Simon, Dolly Parton, что придавало Европейской музыке Африканский колорит.
Необычное звучание музыкальных инструментов, в руках Африканских музыкантов, повлекло использование последних европейскими и американскими звездами. Если ты родился не в Камеруне, то ты не сможешь играть на саксофоне подобно Manu Dibango . Не один европеец не сможет выудить из гитары такие партии, которые играет Baghiti Khumalo. Интересно, что помогая европейцам, африканцы требуют и от них того же. И вот на диске Manu Dibango поет Peter Gabriel, что является большой честью, так как красивый голос Sinead O'Connor используется в Африканской музыке только на подпевках.
Однако, Европейская музыка не находит такого отклика в душе бушмена или зулуса, как музыка Карибского бассейна. Земля Кубы, Ямайки, Гаити пропитана кровью Африканских рабов перевозимых в Америку. Видимо, поэтому CUBAN RHUMBA стал столь популярным в 50-тые, и модернизировался в Конго и Заире, под действием танца KWASSA KWASSA , в музыкальный стиль SOUKOUSS . В этом стиле играют такие музыканты как: Papa Wemba , Loketo, Pepe Kalle, Sah'lomon, Oliver N'Goma. Музыканты SOUKOUSS работают в основном в Парижских студиях. В этом городе они даже открыли школу, где обучают европейцев этому стилю.
Однако, ни что так не потрясло Африку как нашествие REGGAE . Первое выступление Bob Marley на Африканском континенте, состоявшееся в конце 60-ых на концерте в честь независимости Зимбабве, имел отклик не меньше того, который произвел первый тур Beatles на Америку. В Африке начался бум REGGAE. И каждая новая группа вносила в стиль африканскую душу. В ход пошли барабаны Джембе, Кора и другие народные инструменты, придавшие стилю неповторимый колорит. На Ямайке это называют REGGAE корней, в остальном мире AFRO REGGAE. Это привлекло многих музыкантов с родины REGGAE, играть в Африканских группах, таких как Alfa Blondy.
Тяга к корням хорошо видна даже в современной Африканской музыке. Примером может служить Angelique Kidjo из Бенина играющая AFRO FUNK. Она, как и многие Африканские музыканты, уехала в Париж. Там она записывает "Parakou", заинтересовавший богатую студию MANGO, которая вкладывает деньги в молодую африканку. После записи "Logozo" и "Aye" она становится звездой. Ее песни лидируют в хит- парадах, их крутят по радио (и в нашей стране тоже), видео клип выдвинут на Grammy. Теперь она имеет имя в музыкальном мире, и может решать все сама. При создании следующего альбома она, вместе со звукорежиссерами из MANGO, едет в Бенин. Она записывает барабанщиков своей деревни, Бенинских флейтистов, певцов, музыкантов (играющих на народных инструментах). И возвратившись в Американскую студию, она сводит записи со своей музыкой, и создает "Fifa" - альбом, в котором она возвращается к корням своих предков.
Очень сложно описать Африканскую музыку, это как огромный кратер Нгоронгоро. Раньше вулкан извергал огонь и пепел, а сейчас в его кратере образовалось плато с уникальной флорой и фауной оторванной от всего мира горами. Об Африканской музыке рассказать невозможно. Только слушая ее , вы почувствуете сухой ветер степи Масай, и увидите лунную радугу в брызгах водопада Виктория.


МУЗЫКАНТЫ


Alfa Blondy

Он родился 1 января, 1953 в Димбокро (Кот-д'Ивуаре). Его бабушка дала ему прозвище Blondy (деформация слова бандит), которое закрепилось за ним навсегда. Он с раннего детства увлекся Реггей и Раста образу жизни, что обеспокоило его родителей. Они поместили юное дарование в психиатрическую лечебницу, в которой он провел два года.
В начале 80-ых выходит первый сингл Alfa Blondy - Brigidier Sabari, за которым последовал дебютный альбом JAH GLORY. Он был записан с оркестром телевидения Кот-д'Ивуара. Alfa Blondy была первым, кто посмел спеть о полицейском зверстве и злоупотреблении власти в независимом Кот-д'Ивуар. Скрываясь от репрессий, он переезжает в Париж, где в сентябре 1984 записывает свой второй альбом COCODY ROCK.
Следующий его альбом APARTHEID IS NAZISM стал гимном к миру и свободе. Alfa Blondy создал собственный стиль REGGAE. Он внес в музыку Ямайских Растаманов Африканскую душу. В ход пошли барабаны Djembe, кора и другие народные инструменты, придавшие музыке неповторимый колорит. Комбинация Африканского барабана и Ямайского ритма было названо REGGAE КОРНЕЙ или AFRO REGGAE. Alfa Blondy - звезда REGGAE первой величины. Он собирает стадионы на своих турне, и почитается на Африканском континенте как истинный преемник Bob Marley. Подтверждением последнему, явилась его совместной работе с легендарной группой Bob Marley, Wailers.
Медленно, но верно, эта Западно-африканская звезда становилась международным героем REGGAE. "Я люблю REGGAE, когда это разумно сделано, когда REGGAE не говорит слишком много о марихуане", сказал Alfa Blondy.

Дискография
Cocody Rock © 1984
Apartheid is Nazism © 1985
Jerusalem © 1986
Revolution © 1987
The Prophet © 1989
Masada © 1992
Sos Guerres Tribales © 1993
Live Au Zenith © 1993
Dieu © 1994
Grand Bassam Zion Rock © 1996
Yitzhak Rabin © 1998

Angelique Kidjo

Angelique Kidjo родилась в Бенине, небольшом государстве в западной Африке. Первый музыкальный опыт, маленькая Анжелика, приобрела в возрасте шести лет, когда она участвовала в художественном коллективе ее мамы. И с тех пор музыка стала ее единственной страстью. Вдохновленная музыкой Hendrix и Santana к двадцати годам она становится профессиональной вокалисткой. Для создания своего первого музыкального проекта она знакомится с известнейшим Камерунским певцом Ekambi Brilliant, выступившего в роли продюсера. Как принято в Африке участвовали в этом все кому ни лень, даже ее брат Оскар написал пару песен. Песня Ninive становится хитом в западной Африке. Окрыленная успехом она едет в Париж с целью завоевать весь мир. Африканская диаспора Парижа помогает ее записать на Французской студии диск "Parakou", который, хоть и не стал сенсацией, но заинтересовал продюсеров богатой студии Mango. Они увидели в молодой Бенинской певице звезду.
После записи "Logozo" и "Aye" ее песни лидируют в хит-парадах, их крутят по радио (и в нашей стране тоже), видео клип выдвинут на Grammy. Теперь она имеет имя в музыкальном мире, и при создании следующего альбома она, вместе со звукорежиссерами из mango, едет в Бенин. Она записывает барабанщиков своей деревни, Бенинских флейтистов, певцов, музыкантов (играющих на народных инструментах). И возвратившись в Американскую студию, она сводит записи со своей музыкой, и создает "Fifa". Альбом, в котором она возвращается к корням своих предков.
Angelique Kidjo соединила современную Funk музыку с древними Бенинскими ритмами, и Африканским духом. И нет сегодня ни одного музыканта сделавшего что-то подобное. Ее музыку определили как Afro Funk, и Angelique Kidjo является единственным музыкантом, играющим в этом стиле.

Дискография

Rretty © 1987
Parakou © 1989
Logozo © 1991
Aye © 1994
Fifa © 1996
Oremi © 1998

Baaba Maal

Baaba Maal родился в городке Подор, что в Сенегале. Его отец работал в поле, что не мешало ему петь перед церковью по выходным, зазывая народ на службу. Его Мать была музыкантом. Она пела и сочиняла песни традиционные для западной Африки. Она и передала своему сыну все свои знания, дав первые уроки музыки. Уже тогда первые произведения молодого Baaba Maal имели интеллектуальную и вдумчивую лирику.
Baaba Maal много путешествует по Сенегалу, часто со своим другом, гитаристом и GRIOT Mansour Seck. Впитав в себя как в губку музыкальную культуру WOLOF и MANDINGO, он отправляется в Париж, где живет в течение нескольких лет. Вернувшись в Сенегал, Baaba сформировал собственную группу Daande Lenol (Голос Людей).
Такие понятия, как дом и корни очень важны для Baaba и его музыки. Начиная с первого альбома FOUTA, он дал подлинно Африканской музыке современное звучание. В его музыке мы находим элементы FUNK и REGGAE, но Baaba Maal исполняет это так, как будто все эти ритмы рождены в Африке.
"Когда я слушаю традиционную Африканскую музыку" говорит Baaba Maal "я слышу джаз, блюз и REGGAE. Я кто-то между традиционной Африканской музыкой и Западным влиянием, которое я слышу в себе".
Baaba Maal использует в своем творчестве и европейскую народную музыку. На запись альбома Nomad Soul он приглашает Ирландский женский хор, работающий с Sinead O'Connor. "Ирландская музыка - не долека от традиционной Африканской музыки. Много инструментов, которые они используют, подобны нашим" говорит он.
Baaba Maal работает с Peter Gabriel, Brian Ino, Luciano. На его альбомах языческая Африканская молитва о дожде сопровождается европейской гитарой. Он находится вне стилей и музыкальных стереотипов.

Дискография

Wango © 1985
Djam Leeli © 1989
Taara © 1990
Baayo © 1991
Lam Toro © 1992
Firin' in Fouta © 1994
Tono © 1994
Sunugal © 1995
Gorel © 1995
Nomad Soul © 1998
Live at the Royal Festival Hall © 1999
Jombaajo © 1999

Ismael Lo

Ismael Lo родился в 1960 г. в семье Сенегальского государственного служащего, который любил Американскую soul музыку. Он вырос на музыке Джеймса Брауна. Первую свою гитару он смастерил из использованных масляных банок.
Ismael Lo выучился игре на гитаре и губной гармошки и в течение 5-ти лет играл в составе группы Super Diamond. В начале 80-х он начал сольную карьеру, а в 1981 г. записывает дебютный альбом "Gor Sayina". В Африке Ismael Lo называют Сенегальским Бобом Диланом, за его манеру игры на гитаре и губной гармошке, а также за глубокомысленную лирику. Сам музыкант о своем творчестве говорит так:" я просто говорю о расизме, бедности, голоде, и о взаимоотношении между людьми".




Gor Sayina © 1981
Xalat © 1986
Diawar © 1989
Natt © 1990
Tajabone © 1991
Nila © 1992
Iso © 1994
Jammu Africa © 1996
Pikine © 1996
Jiguen l © 1999

SAVUKA & Johnny Clegg

Johnny Clegg родился в Англии, но в 50-ые годы его семья переехала в Африку. Они жили в Английских колониях (южной и северной Родезии) но, опасаясь стать жертвами борьбы за независимость, были вынуждены переехать в ЮАР. Здесь Clegg случайно знакомится с Зулусским уличным гитаристом. Молодого Англичанина поразила Зулусская культура, и он связал с ней всю свою жизнь.
В начале 70-ых он, объединившись с Sipho Mchunu, создает первую в ЮАР смешанную группу. Кельтский голос Johnny Clegg шел на фоне Зулусской музыки. Однако правительство апартеида это не устраивало. После сильного прессинга со стороны властей, Sipho Mchunu пришлось покинуть группу.
Johnny Clegg пытается переорентировать звучание группы, однако, это не имеет большого успеха. После прихода к власти Нельсона Манделы, в группу возвращается Sipho Mchunu, и все встает на круги своя. Они продолжили работать в стиле MBAGANGA, так окрестили Зулусы их музыку. Johnny Clegg становится первой белой звездой черного континента.

Дискография

Third World Child © 1987
Shadow man © 1988
Cruel, Crazy, Beautiful World © 1989
Heat, Dust and Dreams © 1993
In my African Dream (The best of Johnny Clegg and Savuka) © 1994
The very best of Johnny Clegg and Savuka © 1997

Ladysmith Black Mambazo

Идейным вдохновителем и создателем капеллы Ladysmith Black Mambazo (Ladysmith - название южно-африканского городка, Black Mambazo - черный Зулусский топор) является Joseph Shabalala. В 60-ых годах он организует детский Зулусский коллектив "песни и пляски". Позже он преобразовывается в мужской хор, который реабилитирует традиции Зулусского хорового пения, иначе ISCATHAMIYA (в переводе с Зулу означает военный термин "шаг крадущейся походкой"). Isicathamiya можно сравнить с традициями Грузинского (Кавказского) многоголосого мужского пения.
Стиль становится очень популярным среди черного населения ЮАР, что заставляет белых организовывать фестивали ISCATHAMIYA. Они проходят в больших городах таких, как Йоханесбург, Дурбан. На этих фестивалях хор Ladysmith Black Mambazo закрепляет за собой право считаться лучшим хором Зулу.
Первый свой альбом "Amabutho" хор записал в 1973 г. Это был первый Африканский LP получивший звание "золотой" по количеству продаж. Этот винил переведен на CD и продается сейчас во всем мире, став самой продаваемой записью ЮАР. Ladysmith Black Mambazo записали уже более 30 альбомов, включая их совместную работу с Полом Саймоном над дисками "Graceland". Их сотрудничество продолжилось и дальше, Пол продюсировал альбом Ladysmith Black Mambazo "Shaka Zulu", который получил Grammy в 1988 г.

Дискография

Induku Kethu © 1984
Shaka Zulu © 1987
Inala © 1987
Homeless © 1988
Ulwandle oluncgwele © 1988
Thandani © 1990
Inkanyezi Nezazi © 1992
Best of Ladysmith Black Mambazo © 1992
Gift of the Tortoise © 1994
Liph' Iqiniso © 1994

Manu Dibango

Manu Dibango (полное имя Emmanel Dibango N'Djocke) родился в 1933 г. в городе Дуала (Камерун). Его родители принадлежали к двум антагонистическим этническим группам. Семейные сложности заставили Manu покинуть родителей, да и родину. В возрасте 15-ти лет он отправляется в Париж. Во время учебы он знакомится с Francis Bebey, с которым начинает играть джаз. В Кале он изучает классическое пианино и учится игре на саксофоне. Спустя два года он переезжает в Брюссель, где играет с различными джазовыми оркестрами. В 60-ых годах он становится одним из ведущих джазовых саксофонистов в Европе.
В начале 70-ых он возвращается в Африку как звезда джаза. Дальнейшие свои альбомы он делает в стиле MAKOSSA, который оформляет джазовыми партиями на саксофоне. Manu Dibango первым создал школу Африканского саксофона. Его игра была чем-то средним между Джазом, REGGAE и MAKOSSA. Manu играл для таких звезд, как Peter Gabriel, Alex Brown, Sinead O'Connor и т.д. и т.п. При этом для создания собственных альбомов он просит ответной помощи. К 90-м годам каждый диск Manu становится шедевром. На их записи собираются звезды со всего света. Ему поют Peter Gabriel и Youssou N'Dour, Ladysmith Black Mambazo и Sinead O'Connor, Angelique Kidjo и Papa Wemba.

Дискография

O Boso © 1972
Soul Makossa © 1973
Super Kumba © 1974
Africadelic © 1975
Manu 76 © 1976
Gone Clear © 1979
Ambassador © 1981
Waka Juju © 1982
Soft And Sweet © 1983
Surtention © 1984
L'ethiopie © 1985
Afrijazzy © 1986
Seventie's © 1987
La Fete A Manu © 1988
Negropolitaines © 1989
Polysonik © 1990
Live 91 © 1991
Negropolitaines Vol. 2 © 1992
Wakafrika © 1994

Papa Wemba

Papa Wemba родился в Касаи (Заир). В 1970 г. он присоединился к Zaiko Langa Langa (ее почему-то называют не музыкальной группой, а большой группой молодежи). Papa Wemba сочиняет музыку и стихи, поет, но не становится полноправным лидером коллектива (видимо кто-то лучше танцует). В 1974 г. он собирает собственную группу Isife Lokole, которая в 1976 г. меняет название на Viva La Musica. Группа становится популярной в Заире. В начале 80-ых Papa Wemba отправляется в Париж, где он уходит от акустических инструментов и много экспериментирует с электрическим звуком.
Его музыка в то время сильно меняется. По возвращении в Заир он все больше и больше тяготеет к музыке SOUKOUSS. Papa Wemba дает традиционным Африканским ритмам новое дыхание. Используя все знания, полученные в Европе, он превращает SOUKOUSS в самый модный стиль центральной Африки.
Papa Wemba называют самым элегантным и модным Африканцем. Он легко соединяет противоречивые культуры, оставляя в себе лучшее, и является человеком большого стиля и вкуса.

Дискография

Papa Wemba © 1989
Le Voyager © 1992
Emotion © 1995
Molokai © 1998

Sаlif Keita

Salif Keita родился в 1949 г. в городке Джолиба. Он был альбиносом, что считалось признаком неудач, и имел плохое зрение. Однако в нем текла кровь Sondiata Keita, царя - воина, основавшего Малийскую империю 13-ого столетия, и это давало ему жизненные силы. В 1967 г. он переезжает в Бамако, где начинает играть в ночных клубах. В 1973 г. он присоединяется к группе Les Ambassadeurs, с которой гастролирует по Мали и Кот д'Ивуар. В 1984 году Salif Keita переезжает в Париж. Он живет и работает вместе с другими эмигрантами из Мали, которые селились в одном квартале.
Его пение основано на традициях GRIOT, соответственно этому и в лирике большое место занимают исторические легенды. Его музыка основана на традициях MANDINGO, однако, предпочтение отдается европейским инструментам. Помимо гитар, органа и саксофона в песнях Salif Keita мы можем услышать традиционные для западной Африки инструменты такие, как кора, балафон, барабаны джембе.

Vusi Mahlasela

Vusi Mahlasela родился в 1965 в ЮАР. Он начал петь с раннего детства. ", я уверен, что я научился петь прежде, чем я смог говорить ", говорил Vusi. Его бабушка купила ему первую гитару. Еще в средней школе он собрал группу и выступал на школьных вечерах.К 18-ти годам он свормировался как музыкант и начал сам сочинять музыку и туксты песен.
Международную известность он получил после выступления на Лондонском фестивале в 1990. Спустя два года выходит его дебютный альбом "When You Come Back", посвященный жертвам расизма. В 1994 году Vusi Mahlasela был признан лучшим вокалистом южной Африки. Его международное турне продолжалось почти два года, он объехал с концертами всю Европу и Америку. Возвратившись, он записывает самый знаменитый свой альбом Silang Mabele, который в 1998 г. был признан лучшим альбомом в ЮАР.





BAYETE & Jabu Khanyile

Группа Bayete организовалась в начале 80-ых, хотя сегодня ее рождение связывают с приходом в группу в 1987 г. Jabu Khanyile, который стал ее лидером. Вдохновленный Miriam Makeba он пишет Mbombela ставший хитом в Южной Африке.
По началу бунтарский дух Jabu и его лирика была не принята группой, что привело к их разрыву. Им было сложно вместе, но еще сложнее врозь. Собравшись вновь, они исполняют песню Mmalo-We, которая потрясла музыкальный мир Южной Африки. Они была признана лучшей песней года, а Jabu лучший вокалист года. Первый их альбом, записанный на студии Mango, становится платиновым.
Вскоре появляется их новый диск Umkhaya- Lo, сотканный Bayete из Западноафриканских и Южноафриканских ритмов. Лирика Jabu Khanyile становится менее агрессивной. Он часто поднимает духовные темы, при этом на вопросы о вере Jabu говорит ", я не говорю, что я не верю в библию, но для Африканцев, единственный способ входить в контакт с богом - через предков".


Дискография

Djam Leeli © 1989
Taara © 1990
Baayo © 1991
Lam Toro © 1992
Taara © 1990
Baayo © 1991
Firin' in Fouta © 1994
Sidiki © 1994
Gorel © 1995
Nomad Soul © 1998
Live at the Royal Festival Hall © 1999

Youssou N'Dour

Youssou N'Dour родился в 1959 г. в Дакаре (Сенегал). Еще ребенком он начал петь в детском городском хоре. В возрасте 12-ти лет он был приглашен в группу Star Band, самую популярную группу Сенегала в то время. В 1979 г. он организовывает свою группу The Super Etoile, которая с началу 80-ых становится лучшей группой MBALAX на западной Африке.
Мировой известности Youssou N'Dour способствовало его знакомство с Питером Габриелом, который использовал талант молодого Сенегальца в записи альбома "So", а позже взял его в мировое турне. N'Dour стал самым знаменитым Африканским музыкантом. Как звезду первой величины он был приглашен в международное турне в защиту прав человека, где он выступил вместе с Питером Габриелом, Стингом, Брюсом Спрингстеном и Трейси Чапмен.
Дебютный международный альбом Youssou N'Dour "The Lion" выходит в 1989 г., причем заглавная песня альбома Shaking the tree родилась в совместной работе с Габриелом. В записи следующего альбома Сенегальцу помогает самый титулованный продюсер Европы Брайн Ино. Журнал "Rolling Stone" писал тогда: "голос Youssou N'Dour настолько экстраординарен, что кажется, в нем скрыта вся история Африки".

Дискография

Star Band de Dakar
Adioupe Nar © 1978
Mariama © 1978
N'Deye N'Dongo © 1978
Birame Penda Vagane © 1978
Sala Bigue © 1978
Etoile de Dakar
Xalis © 1979
Thiapathioly © 1979
Tolou Badou Ndiaye © 1980
Yalay Doggal © 1981
Xaley Etoile © 1981
Etoile International de Dakar
Absa Gueye © 1979
Youssou N'Dour et Le Super Etoile de Dakar
Ndiadiane Ndiaye © 1982
Diakarlo © 1982
Mouride © 1983
Show a Abidjan © 1983
Immigres / Bitim Rew © 1984
Eyes Open © 1992
Best of 80's © 1998
Special Fin d'Annee Plus © 1999
Youssou N'Dour
Nelson Mandela © 1985
The Lion © 1989
Set © 1990
Africa Remembers © 1992
The Guide (Wommat) © 1994
Chimes of Freedom © 1995
Ob-La-Di Ob-La-Da © 1996
Joko - From Village To Town © 2000
Совместная работа Youssou N'Dour
Jacques Higelin (with Youssou N'Dour)
Higelin A Bercy © 1986
Peter Gabriel (with Youssou N'Dour)
So © 1986
Paul Simon (with Youssou N'Dour)
Graceland © 1986
Ouzine Ndiaye (with Youssou N'Dour)
Autorail © 1988
Ryuichi Sakamoto (with Youssou N'Dour)
Beauty © 1989
Peter Gabriel (with Youssou N'Dour)
Passion © 1989
Claudio Baglioni (with Youssou N'Dour)
Oltre © 1990
Ryuichi Sakamoto (with Youssou N'Dour)
Heartbeat © 1991
Meryn Cadell (with Youssou N'Dour)
Bombazine © 1993
Youssou N'Dour and Neneh Cherry
7 Seconds © 1994
Manu Dibango (with Youssou N'Dour)
Wakafrika © 1994
Yande Codou Sene and Youssou N'Dour
Gainde - Voices from The Heart of Africa © 1995
Youssou N'Dour and Axelle Red
Official Hymn Du Monde De Football 1998 © 1998
Boubacar Mendy with Youssou N'Dour
Kirikou © 1998

СТИЛИ АФРОМУЗЫКИ

Информация приведенная ниже, не является энциклопедией о стилях Африканской музыки (их несметное количество). Здесь же, мы представляем наиболее популярные стили, имеющие Африканские корни. Мы не упоминаем о заимствованных стилях, например Axe (на языке Йоруба означает "жизненная сила") так как, это африканизированная Бразильская поп музыка. Музыка многих звезд таких как Angelique Kidjo представляет Африканские традиции, но она основана на музыкальном стиле другого континента, в данном случае это Funk, и соответственно не может быть представлена на данной странице. Исключение составляет только REGGAE , да и то только за счет того, что распространение этого стиля на Африканском континенте можно сравнить по масштабам только с эпидемией.
Однако, невозможно перечислить и все стили основанные на этнической музыке черного континента. У них в каждом племени свои барабаны, и каждый имеет свой "язык". "Языков" у говорящих барабанов, почти столько же, сколько языковых диалектов (а их на территории Африки более 2000). Каждый барабан имеет свой ритм, создавая свой музыкальный стиль. Не хочу объять необъятное, расскажу о самом интересном, дабы и вы представление имели о том, как в Африке играют и поют.

Apala

Apala является не столько стилем в Африканской музыке, сколько ее языком. Это название языка, которым разговаривали одноименные "говорящие" Нигерийские барабаны. Эти барабаны обладали мощным звуком и были слышны в радиусе нескольких километров. Как в человеческом общения, так и в разговоре барабанов, существует множество языков и их диалектов. Один из них и называется Apala. Разговор барабанов не имеет ничего общего с азбукой Морзе, а схож по длительности и тональности со звучанием реального Африканского диалекта. Следовательно, и характеризует его не только ритм, но и тональность барабанов. Язык общения между барабанами весьма своеобразен. Он использовался не только для передачи информации, но и во время всевозможных ритуалов.
Apala, как стиль музыки, сформировался в древнейшем Африканском королевстве Йоруба под влиянием мусульманской религии. Последняя пришла с севера и принесла с собой вокальные традиции песнопения народа Хауса. Теперь хвала Аллаху звучала на языке Йоруба под аккомпанемент "говорящих" барабанов. Это религиозная музыка и ее статус не допускал каких либо танцевальных элементов. Эти ограничения способствовали образованию двух не религиозных музыкальных стиля Fuji Juju. Это танцевальная музыка взяла у Apala свои характерные черты - использование "говорящего" барабана doun-doun и вокальную манеру мусульман. Ритмы Apala плетутся различными по тональности ударные и перкуссионные инструменты. Первый голос всегда имеет "говорящий" барабан doun-doun. Ему помогают барабаны Akuba, шейкеры Agidigbo, перкуссии Agogo. На эту замечательную музыкальную фактуру ударных инструментов ложится сольный и хоровой мусульманский вокал.
Самыми популярным исполнителями музыки Apala являются Ayinla Omowura и Haruna Ishola. Богатый баритон Haruna поддерживаясь несколькими вокалистами, плел сеть исторических рассказов, философских исследований и религиозных откровений. Это было что-то среднее между историческим эпосом и молитвой. Его концерты могли продолжатся до десяти часов а альбомы расходились миллионными тиражами (в 70-х было продано более пяти миллиона копий Olaki). После смерти он оставил около 30 альбомов, которые являются эталоном музыки Apala.

Fuji

Стиль Fuji возник из традиционной музыки Йоруба, Apala - молитвенного пения под аккомпанемент "говорящих" барабанов. Религиозное песнопение превратилось в конце 60-ых в танцевальную музыку благодаря Sikiru Ayinde, который сравнивал ее с Японской горой любви - Фудзи. Это и определило название данного стиля.
В Fuji сохранились вокальные традиции мусульман, оставшиеся по наследство от Apala. Однако, лирика уже не имеет религиозной направленности. Также в Fuji сохранились ритмы Apala, которые отбиваются теперь на барабанах dun-dun. Одни из характерных инструментов для этого стиля является гавайская гитара. Она во многом и определяет танцевальную направленность Fuji, добавляя ритмы "мамбы". Причем использования других струнных инструментов недопустимо.
Стиль поддерживают три кита Нигерийской сцены: Sikiru Ayinde, Ayinla Kollington и Wasiu Barrister. В конце 70-ых Ayinla Kollington увеличил темп музыки Fuji и "политизировал" тексты, что привело ко второй волне популярности стиля.

Hausa

В 7-ом веке ислам вторгся в черную Африку, сметая устоявшийся веками этнос и насаждая мусульманскую культуру. Лишь одна жительница тропической Африки смогла остановить конницу арабов - муха це-це. Ареал обитания этого маленького существа провел четкую границу распространения Ислама и сохранил этнокультуру многих Африканских народов.
Народ Хауса живет на территории современных Нигерии и Нигера на границе распространения Ислама. Это пограничное положение сказывается и на музыкальных традициях Хауса. Музыка этого народа разрывается между Исламом и языческим прошлым, что делит ее надвое: музыку больших городов и деревенские песни. В городе влияние ислама полностью подавило языческие этнические традиции Хауса, которые еще проявляются в сельской местности. В городах эта музыка носит религиозный характер. Восхваляющие Аллаха идет под аккомпанемент литавр и "говорящих" барабанов, причем музыкальное сопровождение вторично, главное лирика. Однако, чем дальше мы удаляемся от городов тем более разнообразна становится музыка. В ней начинают проявляться ритмы древних танцев Хауса такие, как Asauwara (веселый танец девушек "на выдане") и Boh (танец языческого духовного культа).
Hausa музыка основана на мусульманской вокальной традиции и религиозной исламской лирикой в совокупности с пением "говорящих" барабанов. Основную ритмическую канву плетут небольшие барабаны Kulangu, в команде поддержки мы можем услышать лютню Kontigi и скрипки Kukkuma и Goje.

Benga

В Кении, язык - является основным фактором определяющим музыкальный стиль. На территории страны уживаются более 40 языков, однако, большинство населения относятся к народностям Луо, Лухья, Камба и Кикуйю. Луо живут на побережье озера Виктория, что на востоке Кении. Их музыкальные традиции являются основой стиля Benga. В конце 60-х он стал настолько популярным, что вышел за пределы Кении. Он покорил Уганду и Руанду, Танзанию и Бурунди, да и в самой Кении его влияние стало настолько велико, что другие народы стали использовать музыку Луо Banga. Вытесняя другие стили, а сегодня в Кении помимо него остался только один самобытный Кенийский стиль Cavacha, Banga стала сомой популярной музыкой в Кении. Она основана на импульсивной басс гитаре, красивом Африканском голосе и гитаре, которая заканчивает каждую вокальную партию, продолжая мелодию.

Griot

В принципе, Griot к музыке ни какого отношения не имеет. В западной Африке иначе относятся к людям, умеющим красиво рассказывать увиденное. Во многих языках Банту нет слова "журналист", их называют "людьми, которые рассказывают истории". Рассказчик весьма уважаемый человек. Он собирает народ, который рассаживается вокруг него и жадно глотает каждое сказанное слово. Когда рассказ заканчивается, все начинают его бурно обсуждать. Перебивать рассказчика недопустимо. Для Африканцев речь и пение принципиально друг от друга не отличаются. Griot - это музыка слова, выходящее из уст талантливого рассказчика, которого называли Гриотом или Джали. Его можно сравнить со средневековым странствующим певцом. Они хранили исторический эпос и пересказывали его следующим поколениям.
Принц Мали Keita был Гриотом, в своих песнях он дал определение этому направлению Африканской культуры: " мы - сосуды речи, мы - склады, в которых нашли пристанище вехи истории. Без нас имена королей исчезли бы в забвении, мы - память о человечестве" (скромно, не правда ли). Джали или Гриот это музыкант и поэт, рассказчик и историк, судья и дипломат. Это живая библиотека, хранящая музыкальные и речевые традиции уходящие своими корнями в 13-ое столетие. Он несет в себе рассказы своих предков, он вне политики, он учит королей истории своего народа.
Для выразительности Гриоты сопровождали свои рассказы музыкой, которую исполняли обычно на коре или нгони. Когда рассказчики прибегали к помощи других музыкантов, то к этим инструментам добавлялись говорящие барабаны. Язык барабанов сильно влиял и на ритмический рисунок рассказа. Слова Гриота дублировали барабаны, у них был один ритм, они различались лишь тональностью. Техника ведения рассказа его темп живо до сих пор и всем известный RAP ни что иное, как "современный" Griot. Да, он уже не несет той смысловой нагрузки, но вся внешняя атрибутика сохранена.
В приведенных MP3 примерах нет чистого Griot. Запись Griots была сделана известным этнографом Стефаном Джаном. Рассказ идет под аккомпанемент баробанов Дун-дун. Umar Bin Hassan - современный Rap исполнитель, в творчестве которого традиции Griot наиболее выражены. Для поддержания этих традиций, он приглашает на записи своих альбомов Африканских музыкантов, играющих на народных инструментах. В приведенных на этой страничке отрывках его песен вы услышите доусонгони, кору, барабаны тама на которых играют известные артисты западной Африки такие как Foday Musa Suso, Aiyb Dieng.

Iscathamiya

Это хоровое пение южно Африканского народа Зулу. Возникло оно после прихода колонизаторов, которые создали горнодобывающую промышленность, и свозили на работу в шахты местное мужское население. Оно очень скучало и пело с тоски, а так как Зулусы кроме походных военных "кричалок" ничего петь не умели, то их они и пели, но очень задушевно. Видимо это вызывало и у колонизаторов ностальгию, и подступившая сентиментальность заставляла их содействовать развитию Зулуского хорового пения. В Ю.А.Р. до сих пор проводятся фестивали Iscathamiya, причем на государственные деньги. Большую известность в мире завоевал хор Ladysmith Black Mambazo, который работал вместе с Питером Габриелом Полом Саймоном и т.д.

Kwassa Kwassa

Стиль музыки традиционного конголезского танца, который танцуют охотники возвратившиеся с охоты. Он стал самым популярным стилем Заира в 80-х, благодаря Kanda Bongo Man. Мне же в этом стиле нравится его название. Хотя подобными названиями обладают многие Африканские стили (Sweda Sweda), я пожалуй ограничусь одним.

Makossa

Это танцевальный ритм региона Доуала, что в Камеруне. В Европу его привез Manu Dibango в 60-ые годы. Он был джазовый саксофонист, использовавший в своем творчестве традиции черного континента. Он работает со многими европейскими звездами, в музыку которых он вносит ритм Makossa. Примером этому может служить песня Biko в исполнении Peter Gabriel. Сейчас, это один из самых популярных стилей Камеруна.








Mandingo Music


Мандинго, это большая этническая группа, которая разговаривает на одноименном диалекте языка банту. Когда-то единое государство Манден объединяло этих людей, сейчас историческая область поделена множеством государств западной Африки. Единый язык и музыкальные традиции создают основу Mandingo Music. Этот стиль описать крайне сложно. В Мали он подвержен сильному арабскому влиянию, в Сенегале Волоф ритмам. Сегодня любого исполнителя поющего на языке Мандинго, относят к этому стилю.

Mandingo Music

Мандинго, это большая этническая группа, которая разговаривает на одноименном диалекте языка банту. Когда-то единое государство Манден объединяло этих людей, сейчас историческая область поделена множеством государств западной Африки. Единый язык и музыкальные традиции создают основу Mandingo Music. Этот стиль описать крайне сложно. В Мали он подвержен сильному арабскому влиянию, в Сенегале Волоф ритмам. Сегодня любого исполнителя поющего на языке Мандинго, относят к этому стилю.

Mbalax

Основой стиля являются ударные инструменты народности Волоф (Сенегал) такие как: сабар (большой барабан низкой тональности), джембе (барабан по форме напоминает песочные часы), тама (двухсторонний говорящий барабан, который во время игры держат подмышкой). Музыка Волоф (только барабаны) под влиянием Кубинских ритмов и Американской поп музыки, приобретает мелодичность и преобразуется в самый известный в Европе Африканский стиль музыки Mbalax. Отличительной чертой данного стиля может быть яркий диалог между солистом и барабанщиком тама, что является кульминацией песни. Музыка дала рождение энергичному танцу Ventilateur. В этом стиле играют такие звезды, как Youssou N'Dour, Coumba Gawlo, Ismael lo.

Mbaganga

Этот стиль также называют городским джайвом. Он родился в 60-х в городах Южной Африки, в которых происходило смешение двух культур. Этнические традиции Зулу деформировались под влиянием белых колонизаторов. Примером того, что при этом получилось, является группа Juluka в которой играет Зулус Sipho Mchunu и Англичанин Johny Clegg

Reggae

Музыка Reggae была привезена на Африканский континент Bob Marley, который выступил на праздновании независимости Зимбабве, а позже давший знаменитый концерт в Хараре (1980 г.). Песня Africa Unite стала гимном континента. Музыка Reggae, сливаясь с Африканской манерой вокала и этническими инструментами, сильно преобразилась, и получила название Reggae корней. Этот стиль завоевал сердца Африканцев, однако, не вышел за пределы континента. Единственной группой известной в Европе можно назвать Alfa Blondy.

Soukouss

Стиль Soukouss вышел из популярного в Африке, в 50-ые годы, CUBAN RHUMBA. Который, смешавшись с танцевальными ритмами Kwassa Kwassa и Zouk, приобрел Африканский колорит. Данный стиль, рожденный в Конго и Заире, сегодня охватил всю Африку и по популярности уступает только Reggae.