Велимир Мойст. «Петух, не кричи так громко: твоя мать – лишь яйцо»

 

«Петух, не кричи так громко: твоя мать – лишь яйцо»

Велимир Мойст, "Газета ру", 25 августа 2001 года

 

Ритуальные и карнавальные маски, магические статуэтки и другие чудесные предметы экспонируются на выставке «Образы тропической Африки» в Музее Востока (Никитский б-р, 12А).

Вопреки своему названию, ГМВ давно уже отвечает за экзотику в планетарном масштабе, здесь собрано искусство и с севера, и с юга. Африканская коллекция музея основана не так давно, в середине 60-х, однако пополнялась стремительно, в основном за счет даров. Скажем, комплект гирек для взвешивания золотого песка – самый миниатюрный и одновременно хитовый раздел выставки, достался от советского африканиста Яблочкова. Это не только меры веса, но и иллюстрации вековой мудрости народа ашанти. Изображение охотника, сцепившегося с грозным зверем, подкреплено микроскопической надписью: «Лучше совсем не стрелять в леопарда, чем промахнуться», а гирька в виде петуха со свернутой шеей сообщает: «Петух, не кричи так громко: твоя мать – лишь яйцо».

Подобные аллегории близки и понятны всем, а вот представленные на выставке культовые предметы завораживают как раз своей таинственностью. Личины местных божеств, атрибуты тайных обществ Геледе или Огбони, знаки жреческой власти… Экспонаты веют древними поверьями, хотя большинство из предметов относится к ХХ веку. У одного идола пластмассовые пуговицы вместо глаз, у другого на голове накручена медная проволока, как на сердечнике трансформатора, но такие приметы цивилизации только добавляют архаической пластике жути. Конечно, тропические представления о красоте европейцы усвоили давно: еще в эпоху барокко среди знати были популярны так называемые ивуары – безделушки из слоновой кости, позднее авангардисты вроде Аполлинера с Пикассо ввели устойчивую моду на все африканское. В результате ширпотребовские пародии на культовые символы черного континента можно встретить в любой хрущобе, однако подлинники производят совершенно иное впечатление. Они гораздо брутальнее подделок, хуже выкрашены, полны многозначительных деталей, которые интерпретаторы обычно выкидывают за ненадобностью.

Своеобразный раздел образуют атрибуты государственности. Табуретки для монархов мало напоминают привычные европейскому глазу троны, а мемориальные статуи вождей тем более отличаются, скажем, от бронзового Ильича с привокзальной площади. Курительные трубки первых лиц куда затейливее чубука «вождя народов», а перстни из латуни, по 6 сантиметров высотой, должны бы производить на подданных впечатление не меньшее, чем кремлевский кортеж на гостей столицы.

Коли уж наши сограждане бродят по улицам в афро-косичках, с раскраской на лицах и с кольцами в ноздрях, стоило бы российской властной элите присмотреться к опыту экваториальных коллег.

Если серьезнее, то презентации по всему миру не стилизованного, а доморощенного африканского искусства стали существенным подспорьем в выработке современных мультикультурных принципов. Так ли уж правы утверждающие, что нет ни высокого, ни низкого, ни красивого, ни безобразного, а есть только аутентичное или симулирующее, разбираться не станем, однако выставка в Музее Востока порадует приверженцев любых воззрений. Практически все экспонаты безусловно красивы, и спорить об этом нет смысла.

Вернуться на главную