Алексей Мокроусов. Новое искусство рождалось в Тунисе

 

Новое искусство рождалось в Тунисе

Немецкие музеи знают, чем привлечь зрителя

Алексей Мокроусов, "Новое время", 2000

 

Глядя сегодня на работы Пауля Клее (1879 – 1940), трудно представить, что когда-то любимыми его художниками были Ван Гог, Сезанн и Матисс. Было это время приезда из Швейцарии в Мюнхен, где он вступил в “Синий всадник”. Но стоило ему вместе с Аугустом Маке съездить в 1914 году в Тунис, как Клее словно подменили. Раскрепощенность красок, изобразительный ряд, балансирующий между фигуративностью и абстракцией, – перед нами не только рождение нового художника, но и целого направления в живописи. Работы, выполненные в той поездке, легли в основу нынешней выставки в боннском Художественном музее. Она называется “Порядок краски: Аугуст Маке, Пауль Клее и их друзья” (одну из работ мы помещаем в “Галерее «Нового времени»”).

Этот очень красивый проект посвящен истории рождения экспрессионизма и абстракции. В центре его на самом деле не столько совместное путешествие двух художников в Тунис (путешествие короткое, но оказавшее столь важное влияние на весь ход мирового искусства в ХХ веке), но сам дух, царивший в постимпрессионистической Европе, тосковавшей уже – пусть и неосознанно для себя – по новому художественному языку. Не зря же на выставке в Бонне представлены, помимо работ Маке и Клее, и полотна их коллег, от Робера Делоне до Франца Марка, в том числе и картины Кандинского и Явленского.

Вообще бывшая немецкая столица предстает гораздо более музейным городом, чем это могло бы показаться с первого взгляда. Тон здесь задает Выставочный зал Германии (сейчас он показывает немецкий и итальянский послевоенный дизайн). Музей прожившего всю жизнь на Рейне Аугуста Маке, чья собственная коллекция невелика, тоже показывает в основном выставки – сейчас здесь вспомнили о “Фантасте и бунтаре” Герте Вольхайме (открыта до 22 октября). Но и постоянные собрания в городе хороши. Ведь немалая часть выставленного сейчас в Художественном музее в нем же и хранится (остальное свозили со всего мира). Городской музей также обладает неплохой подборкой межвоенного искусства.

Тем временем совершенно неожиданный скандал поджидал устроителей выставки “Дети ХХ века” в немецком Кобленце. Она составлена на основе известных европейских собраний (“НВ” уже писало об ее открытии). Помимо картин представлены на выставке фотографии и объекты – и именно по поводу последних и разгорелся скандал. Одну из работ – Piggy Back (“На закорках”) британских художников Джейка и Диноса Чепмэнов – городские власти, несмотря на протесты чиновников от культуры, незадолго до открытия запретили выставлять. Особо ревностно требовали запрета местное отделение ХДС и комитет по защите молодежи. Скульптура изображает двух обнаженных сросшихся девочек-близнецов, причем одна из девочек сидит на плечах у другой. Причиной запрета стал мужской член, торчащий изо рта одной из малышек – из-за него работу сочли чуть не педофильской.

Братья Чепмэны известны своими провокациями: слава к выпускникам Королевского колледжа искусств пришла после знаменитой выставки Sensation в молодой лондонской галерее Saatchi. Уже тогда Чепмэны проявляли художественную беспокоенность биогенетикой и вызываемой ею неконтролируемой мутацией в живом организме. Собственно, новая их работа также выполнена в русле этих размышлений.

Но кобленская нравственность почувствовала себя оскорбленной. Попытки директора музея, доктора Клауса Вешенфельдера, сохранить произведение в экспозиции, выделив для него особый зал, куда был бы воспрещен вход несовершеннолетним, потерпели неудачу.

Ситуация выглядела тем более странной, что в полном объеме выставка уже была до этого показана в другом немецком городе, Ашаффенбурге, и там работу Чепмэнов не запретили к показу (хотя выставка и проходила в здании бывшей церкви, и, более того, открывалась она во второй день Троицы – Духов день).

Уже после алогичного запрета доктор Вешенфельдер обратился в генеральную прокуратуру за защитой от обвинения в порнографии – и та заключила, что хоть работа Чепмэнов и “отвратительна”, но опасности для молодежи не представляет.

В итоге работу в Кобленце так и не выставили – она доступна зрителям лишь в каталоге, который свободно продается в музее, и страниц из него никто не выдирал. Открытым лишь остается вопрос с многочисленными фотографиями обнаженных детей, представленными в Кобленце: их не сочли порнографией “еще” или “уже”? Впрочем, и эта ирония уже кажется кое-кому неуместной: особенно в Америке растет число противников детских ню в фотографии.

Оцените по 10 бальной шкале:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Результаты