Новое искусство рождалось в Тунисе
Немецкие музеи знают, чем привлечь зрителя
Алексей Мокроусов, "Новое время", 2000
Глядя сегодня на работы Пауля Клее (1879 – 1940), трудно
представить, что когда-то любимыми его художниками были Ван Гог, Сезанн
и Матисс. Было это время приезда из Швейцарии в Мюнхен, где он вступил
в “Синий всадник”. Но стоило ему вместе с Аугустом Маке съездить в 1914
году в Тунис, как Клее словно подменили. Раскрепощенность красок, изобразительный
ряд, балансирующий между фигуративностью и абстракцией, – перед нами не
только рождение нового художника, но и целого направления в живописи.
Работы, выполненные в той поездке, легли в основу нынешней выставки в
боннском Художественном музее. Она называется “Порядок краски: Аугуст
Маке, Пауль Клее и их друзья” (одну из работ мы помещаем в “Галерее «Нового
времени»”).
Этот очень красивый проект посвящен истории рождения экспрессионизма и
абстракции. В центре его на самом деле не столько совместное путешествие
двух художников в Тунис (путешествие короткое, но оказавшее столь важное
влияние на весь ход мирового искусства в ХХ веке), но сам дух, царивший
в постимпрессионистической Европе, тосковавшей уже – пусть и неосознанно
для себя – по новому художественному языку. Не зря же на выставке в Бонне
представлены, помимо работ Маке и Клее, и полотна их коллег, от Робера
Делоне до Франца Марка, в том числе и картины Кандинского и Явленского.
Вообще бывшая немецкая столица предстает гораздо более музейным городом,
чем это могло бы показаться с первого взгляда. Тон здесь задает Выставочный
зал Германии (сейчас он показывает немецкий и итальянский послевоенный
дизайн). Музей прожившего всю жизнь на Рейне Аугуста Маке, чья собственная
коллекция невелика, тоже показывает в основном выставки – сейчас здесь
вспомнили о “Фантасте и бунтаре” Герте Вольхайме (открыта до 22 октября).
Но и постоянные собрания в городе хороши. Ведь немалая часть выставленного
сейчас в Художественном музее в нем же и хранится (остальное свозили со
всего мира). Городской музей также обладает неплохой подборкой межвоенного
искусства.
Тем временем совершенно неожиданный скандал поджидал устроителей выставки
“Дети ХХ века” в немецком Кобленце. Она составлена на основе известных
европейских собраний (“НВ” уже писало об ее открытии). Помимо картин представлены
на выставке фотографии и объекты – и именно по поводу последних и разгорелся
скандал. Одну из работ – Piggy Back (“На закорках”) британских художников
Джейка и Диноса Чепмэнов – городские власти, несмотря на протесты чиновников
от культуры, незадолго до открытия запретили выставлять. Особо ревностно
требовали запрета местное отделение ХДС и комитет по защите молодежи.
Скульптура изображает двух обнаженных сросшихся девочек-близнецов, причем
одна из девочек сидит на плечах у другой. Причиной запрета стал мужской
член, торчащий изо рта одной из малышек – из-за него работу сочли чуть
не педофильской.
Братья Чепмэны известны своими провокациями: слава к выпускникам Королевского
колледжа искусств пришла после знаменитой выставки Sensation в молодой
лондонской галерее Saatchi. Уже тогда Чепмэны проявляли художественную
беспокоенность биогенетикой и вызываемой ею неконтролируемой мутацией
в живом организме. Собственно, новая их работа также выполнена в русле
этих размышлений.
Но кобленская нравственность почувствовала себя оскорбленной. Попытки
директора музея, доктора Клауса Вешенфельдера, сохранить произведение
в экспозиции, выделив для него особый зал, куда был бы воспрещен вход
несовершеннолетним, потерпели неудачу.
Ситуация выглядела тем более странной, что в полном объеме выставка уже
была до этого показана в другом немецком городе, Ашаффенбурге, и там работу
Чепмэнов не запретили к показу (хотя выставка и проходила в здании бывшей
церкви, и, более того, открывалась она во второй день Троицы – Духов день).
Уже после алогичного запрета доктор Вешенфельдер обратился в генеральную
прокуратуру за защитой от обвинения в порнографии – и та заключила, что
хоть работа Чепмэнов и “отвратительна”, но опасности для молодежи не представляет.
В итоге работу в Кобленце так и не выставили – она доступна зрителям лишь
в каталоге, который свободно продается в музее, и страниц из него никто
не выдирал. Открытым лишь остается вопрос с многочисленными фотографиями
обнаженных детей, представленными в Кобленце: их не сочли порнографией
“еще” или “уже”? Впрочем, и эта ирония уже кажется кое-кому неуместной:
особенно в Америке растет число противников детских ню в фотографии.
|