Сенегал перед президентскими выборами
Сохранение внутриполитической стабильности крайне важно не только для
самой республики, но и для Африканского континента в целом
Ласка Низская, старший научный сотрудник Института Африки РАН.
"Независимая газета", 24 февраля 2000
Выборы президента в Сенегале назначены на 27 февраля 2000 года. На высший
пост претендуют 9 кандидатов, включая главу государства Абду Диуфа.
В нынешней президентской кампании будут решаться два приоритетных вопроса:
сохранится ли в стране столь редкая для тропической Африки внутриполитическая
стабильность - основное условие дальнейшего экономического и социального
развития, и какая фракция политической элиты возглавит Сенегал в первом
десятилетии наступающего века. Вопрос о сохранении внутриполитической
стабильности очень важен не только для самой республики, но и для всего
Западно-Африканского региона, для континента в целом. События последнего
десятилетия показали: наряду с либерализацией общественно-политического
климата, утверждением принципа многопартийности и норм мирной в рамках
закона передачи власти элита африканских стран еще сохраняет в своем арсенале
такие способы разрешения разногласий и удовлетворения своих честолюбивых
устремлений, как заговоры, военные перевороты и политические убийства.
Военные перевороты в Нигере в апреле 1999 г. и в Кот Д"Ивуаре в декабре
1999 г. - яркое тому подтверждение.
Внутриполитическая стабильность в Сенегале была обусловлена рядом специфических
внутренних и внешних факторов. В силу того, что страна была исходным пунктом
и форпостом французской колонизации в Западной Африке, развитие сенегальского
общества обгоняло другие колонии. Политически активная его часть быстрее
и легче адаптировалась к современным формам представительной демократии
западного типа. Однако плюралистическая модель организации власти в мусульманском
Сенегале всегда базировалась на традиционно сложившихся тесных связях
вестернизированной политической элиты с верхушкой исламских тарикатов
(орденов), которые влияли на духовную жизнь и поведенческие стереотипы
большинства населения, особенно сельского, во многом определяли исход
внутриполитической борьбы различных фракций политического класса, обеспечивая
сохранение стабильности.
Сенегальское, как и любое другое переходное общество, представляет собой
сложную мозаичную структуру, в которой тесно переплетены традиционные
и современные, укладно разнородные социальные слои и группы, границы между
которыми остаются нечеткими, размытыми, Социальная база большинства действующих
в стране политических партий как находящихся у власти, так и оппозиционных
(если речь не идет о формированиях радикального толка, создаваемых на
этноконфессиональной или этнорегиональной основе), идентична. Их программы
далеки от подлинной альтернативности и объявляют с теми или иными нюансами
о приверженности демократическим принципам, социалистическим идеалам и
стремлении разрешить острейшие социальные и экономические проблемы Сенегала.
Первый и наиболее вероятный претендент на высший пост - нынешний глава
государства 65-летний Абду Диуф, председатель правящей, или, как говорят
в многопартийном Сенегале, "доминирующей" Социалистической партии
(СПС). Как президент и лидер партии, имеющей большинство в обеих палатах
парламента и местных органах власти, он, естественно, располагает более
сильными, нежели другие претенденты, стартовыми возможностями в предвыборной
борьбе. Находясь почти четыре десятилетия во властных структурах, он прошел
многие ступени административной лестницы, с 1970 г. еще при первом президенте
Леопольде Сенгоре занял пост премьер-министра, а после досрочного ухода
последнего в отставку в 1980 г. - пост президента, на который переизбирался
в 1983-м,1988-м и 1993 гг. (согласно поправке к Конституции, на семилетний
срок). Сейчас он баллотируется на пост президента в четвертый и последний
(по Конституции) раз.
Слабость и уязвимость основного претендента на высший пост в глазах его
соперников и "человека с улицы", т.е. простых сенегальцев, прежде
всего в слишком долгом пребывании у кормила власти. Новые вызовы и угрозы,
порождаемые внутрисенегальскими и региональными проблемами последних лет,
негативно сказываются на имидже Диуфа. Сенегалу, несомненно, удалось добиться
во второй половине 90-х гг., после девальвации африканского франка и ускорения
структурных реформ, известного улучшения макроэкономических показателей,
некоторой финансовой стабилизации. Тем не менее тяжелые социальные последствия
структурных реформ, рост безработицы, падение жизненного уровня населения,
особенно в городах, вызывают перманентную социальную напряженность в обществе,
активно используемую оппозицией для мобилизации протестного электората.
Главным оппонентом Абду Диуфа выступает блок из восьми партий с характерным
названием "Альтернатива-2000", ядром которого является созданная
в 1974 г. и легализованная в 1976 г., исповедующая идеи "либерального
социализма" Демократическая партия Сенегала (СДП) во главе с ее 73-летним
лидером Абдулаем Вадом. Его поддерживает как единого кандидата ряд известных
марксистских, но отказавшихся от "ортодоксального марксизма"
партий, как, например, Партия независимости и труда Сенегала (ПНТС). Этот
блок располагает немалой поддержкой населения.
Серьезным конкурентом действующему президенту и лидерам оппозиции может
стать Мустафа Ньясс, вышедший еще в 1998 г. из состава правительства,
где он многие годы занимал пост министра иностранных дел, и покинувший
в 1999 г. ряды СПС, в которой состоял 41 год. Ньясс баллотируется на пост
президента от созданной им партии "Альянс сил прогресса", в
которую вошли многие члены СПС.
Если к перечисленным кандидатам добавить генерального секретаря Конвенции
демократов и патриотов профессора Иба Дер Тиама, лидера одного из отраслевых
профсоюзов, а также - и это новое явление в политической жизни страны
- выставивших самостоятельно свои кандидатуры нескольких представителей
религиозных кругов и организаций, внутриполитическая ситуация накануне
выборов в Сенегале представляется достаточно сложной, хотя раздробленность
оппозиции, несомненно, усиливает позиции действующего президента.
Опасным, угрожающим стабильности Сенегала в будущем и исходу выборов является
усиление самостоятельной роли ряда исламских лидеров и организаций в борьбе
за политическую власть. Новое поколение влиятельных марабутов не всегда
следует сложившимся традициям сбора голосов для тех или иных политических
деятелей, которые в последние месяцы осаждают в поисках поддержки религиозные
центры Муридийи, Тйджанийи и других влиятельных тарикатов. По некоторым
сообщениям, Диуф якобы более не будет располагать "ндигель"
со стороны наиболее могущественного тариката муридов (более 1 млн. приверженцев),
верховный халиф которого запретил любые манифестации политического характера
в центре ордена - г. Туба.
Серьезную угрозу территориальной целостности и будущему развитию Сенегала
представляет также этноконфессиональное региональное сепаратистское повстанческое
движение на юге страны в Казамансе, ведущее с 1982 г. партизанскую войну
в этом районе и вынуждающее власти задействовать в борьбе с ним серьезные
экономические ресурсы и значительные контингенты вооруженных сил. К успеху
центральных властей и лично президента следует отнести проведенные в 1999
г. переговоры и заключенное в декабре соглашение о прекращении огня. Однако
это соглашение, так же как и предыдущие, подписано с руководством политической
организации повстанцев - Движением демократических сил Казаманса (ДДСК),
которое признано партией и более не выдвигает требований об отделении
этого района от остальной территории. Но подобные соглашения никогда не
признавались радикальным крылом повстанческого движения, давно переродившимся
в террористические формирования и продолжающим вести вооруженную борьбу
за контроль над регионом, ставшим одним из центров наркобизнеса в Западной
Африке.
Внутриполитическая напряженность, военные действия в Казамансе, участие
в многочисленных миротворческих операциях в соседних и более отдаленных
африканских странах объективно усиливают роль армии в политической жизни
страны, зависимость гражданских властей от военной верхушки, создают некую
потенциальную угрозу режиму. Это порождает в обществе тревожные слухи
о возможном и якобы готовящемся вмешательстве армии в политическую жизнь.
Настойчивые опровержения подобных инсинуаций со стороны военного командования
в январе 2000 г., категорические протесты ряда политических лидеров против
любых попыток вмешательства армии в политические процессы свидетельствуют
о серьезных опасениях, царящих в обществе.
Создатели предвыборного альянса в поддержку Диуфа поставили своей задачей
дать возможность нынешнему президенту "продолжить осуществляемые
им перемены и обеспечить вхождение Сенегала в третье тысячелетие в мирных
условиях". Расстановка политических сил накануне президентских выборов
свидетельствует о серьезных угрозах той стабильности, которая была характерна
для Сенегала в последнем десятилетии XX века.
|