Таня Панова. Путешествие в себя

 

Путешествие в себя

Таня Панова, "Иностранец", 10 апреля 2001

 

Увидев в первый раз Марокко, я испытала культурный шок и настоящую любовь. Я приехала замороженная московской зимой, не имея представления о том, что нас ожидает Марракеш, город художников, писателей и кинематографистов, пронизанный аурой экзотических приключений, средневекового уклада жизни и восточной роскоши.
Гуляя по городу вдоль старинных охристых стен медины (по-арабски – старая часть города), никогда не знаешь, что увидишь за следующим поворотом. За одинаковыми дверями может скрыться нищее жилище или роскошный дворец с несколькими гектарами сада. В риаде (это классический арабский дом с открытым внутренним двором, в центре которого располагается фонтанчик, а по четырем сторонам посажены деревья) просыпаешься утром от пения птиц, аромата мирры, запаха пекущегося хлеба и рассветной утренней молитвы, звучащей в синем-синем небе. В медине люди одеты так же, как несколько веков назад, – в джалабу, длинный халат с капюшоном и в бабуши, тапочки без задника, зато с острыми носами, как у старика Хоттабыча.
После Москвы видишь: стариков здесь уважают. Они тут самые главные авторитеты. Они помнят что было и знают что станет.
Я полюбила Марракеш раз и навсегда. Время от времени у меня случаются навязчивые приступы тоски, когда я физически чувствую горячее дыхание и пряный запах Марракеша.
Я встречала людей, которые не поняли Марокко, им там не понравилось. Но едва ли можно прикоснуться к тайнам восточной жизни, обходя в составе туристической группы достопримечательности и шарахаясь от местных жителей – «сейчас обманет». Обманут наверняка, но как-то смешно и безобидно, если разбираться с точки зрения холодной прагматичности цивилизованного мира. А сохраняя чувство юмора и здравый смысл – трудно найти действительно опасные приключения. Отчасти потому, что в Марокко действует строжайшая туристическая полиция. Безопасность туриста здесь священна даже для самых отчаянных уголовников.
C непривычки устаешь от мужской прилипчивости, но всегда можно найти правильную форму общения и абстрагироваться от нудного рыночного «саунд-трека». А если быть более открытым, то в обмен на небольшие неудобства вы непременно встретите интересного собеседника и узнаете то, чего нельзя вычитать в путеводителе или узнать от экскурсовода, работающего в режиме компакт-диска. Люди, согретые жарким марокканским солнцем, общительны, не чувствуют дистанции, в общении для них важен тактильный контакт. Объясняя что-то, они всегда держат друг друга за руку, приобнимают собеседника, встречаясь, целуются три раза, для них это совершенно естественно. Не пугайтесь, когда к вам прикасаются, когда вступают на вашу личную территорию. Не забывайте, что мы – люди из холодной страны. Я всегда с ужасом представляю марокканца, в первый раз попавшего в московский метрополитен зимой, часов в шесть вечера, где мрачные неприветливые люди безучастно или раздражительно смотрят из своих коконов.
Главное, наверное, попытаться отказаться от привычной логики и понять, что логические конструкции европейского мышления здесь не работают и когда пытаешься их применить, превращаешься в амбициозного клоуна. Гораздо интереснее отдаться законам этого мира, который движется по спирали, где медленно наступает будущее, но никуда не уходит прошлое, где время – совсем условная величина.
– Встретимся сегодня в семь, – договариваетесь вы.
– Иншалла, – отвечает ваш собеседник. Если будет угодно богу.
– Нет, точно в семь? – обеспокоенно переспрашиваете вы.
– Иншалла, – кивают вам в ответ.
– Ты придешь завтра? – спрашивает моя бельгийская подруга своего бойфренда Абдеррахима.
– Иншалла.
– Иншалла – это значит нет!!! – кричит она, и мы начинаем хохотать.
– Сад Мажорель, пожалуйста, – говорите вы, садясь в такси.
– Иншалла, – невозмутимо отвечает таксист.
Это может свести с ума любого нормального человека. Но, приехав в Марокко, станьте временно ненормальным, отпустите ситуацию из-под контроля и плывите по течению. А вечером по телевизору очень серьезный диктор в прогнозе погоды скажет: «Завтра 25 градусов. Иншалла».
Постепенно начинаешь понимать этих людей. Они очень смешные, ленивые, хитрые, нелогичные, курят много гашиша, знают много поучительных историй, дружелюбны и готовы поделиться своей мудростью, гостеприимством, если вы не будете задирать нос «серьезного человека из цивилизованной страны».
Пытаясь покупать что-то на рынке, надо запастись чужим терпением и своим временем. Вы просите белую майку, вам приносят синюю водолазку, вы опять просите белую майку, вам приносят красную, так может продолжаться долго. Потом вы внимательно смотрите на продавца и не понимаете, то ли он укурен, то ли разыгрывает, то ли перегрелся. Он смотрит на вас с обидой, а потом вам становится ужасно смешно, вы начинаете смеяться, вам ясно: какая разница, по большому счету, какого цвета майка, и пусть она вообще будет платьем или ее не будет совсемЙ а продавец смотрит на вас и тоже начинает радостно смеяться, и уже не отпустит вас, пока вы не выпьете с ним стаканчик сладкого мятного чая.
Если вы примеряете ботинки и они малы, ничего страшного. Вам предложат надеть два целлофановых пакета на ноги, походить, а потом глядишь, приспособишьсяЙ
Ой бы у нас на Красной площади так! – акробаты, фокусники, танцоры, гадатели по древним книгам, заклинатели змей, силачи, мудрые дедушки-толкователи Корана, люди, выдыхающие столпы пламени, и много такого, чему я не знаю названия. Но главное – музыка. Марокканцы удивительно музыкальные люди, они живут в музыке. Подходя к площади медины, издалека слышишь ритмичные звуки барабанов, и охватывает тебя чувство радостного возбуждения и безумной энергии.
За 38 лет правления короля Хассана II (по журналу People, он был одним из богатейших людей планеты) в Марокко, стране только-только выбирающейся из феодализма, сложилась удивительная система бюрократии. Семейственность и архаическая модель «ты мне – я тебе» дает результаты. Например: иногда для того, чтобы жить в Марокко, надо представить справку о том, что ты живой. Заплатить гербовый сбор, просидеть несколько суток в приемной правительственного учреждения. И получить справку – «жив».
Год назад к власти пришел сын короля Хассана Мухаммед VI. Марокканцы любовно называют его «Король бедных». На Ближнем Востоке его имя символизирует новое поколение. Он отправил в отставку коррумпированных чиновников, освободил часть политических заключенных, амнистировал политических беженцев, создал программы государственной помощи обездоленным. Популярен он до безумия, особенно у молодых. На улице продаются портреты Мухаммеда, участвующего в гонках на водном мотоцикле, что никак не вяжется с иконографией восточного монарха, прямого потомка Пророка.
Журнал Time за июнь 2000 года вышел с портретом короля Мухаммеда на обложке и с длинной умной статьей, озаглавленной The King of Cool, «Король крутизны».
В Марокко можно увидеть очень многое. Любое путешествие – это возможность узнать новое о себе, открыть в себе новые стороны, попытаться понять новые истины. Оказываясь в других моделях мира, сталкиваясь с незнакомыми людьми и непонятной культурой, получаешь бесценную информацию, живешь. Совершаешь путешествие в себя.

 

Вернуться на главную