"Наци" с нашего двора
В бритых головах российских подростков хорошо прививаются
фашистские идеи
Юлия Петушкова. "Век", № 7, 16-23 февраля
2001 года
Многие уверены, что каждый бритый налысо — скинхед. Это
ерунда. С бритым черепом может ходить кто угодно. Например, кришнаит.
Но вот если вы увидели группу парней с бритыми головами, в одинаковых
черных джинсах и куртках без воротников, в высоких армейских ботинках
— вы попали в точку: это и есть бритоголовые, или, иначе — скинхеды.
В России скинхеды появились в начале 90-х. Вели они себя тихо, занимаясь
самолюбованием и самодемонстрацией в центре города. Первый всплеск агрессивности
скинов приходится на начало 1994 г. Это было связано с событиями сентября—октября
1993 г., когда подростки на конкретных примерах убедились в том, что в
дискуссии самый убедительный аргумент — насилие.
В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма
заметных размеров. В Москве сейчас, по разным подсчетам, от 3500 до 3800
скинхедов, в Петербурге — до 2700, в Нижнем Новгороде — до 2000 скинов,
в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле,
Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове — от
нескольких сот до тысячи.
В одежде скины подражают своим западным единомышленникам. В этой одежде
все строго функционально, приспособлено для «стритфайтинга» — уличной
драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны
грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве,
удобные для бега и являющиеся оружием в драке; короткие куртки-«бомберы»
без воротника — чтобы противнику не за что было ухватиться; бритая или
стриженная «под ноль» голова — тоже чтобы противник не мог схватить за
волосы.
В Москве жертвами скинов в последнее время все чаще наряду с африканцами
и индийцами оказываются корейцы, вест-индцы и даже свои, чем-то не понравившиеся,
русские. В большинстве российских городов скины чувствуют себя уверенно
и безнаказанно. Чой Юн Шик, президент Ассоциации южнокорейских студентов,
обучающихся в Москве, и Гэбриэл Котчофа, президент Московской ассоциации
иностранных студентов, единодушно утверждают, что десятки, если не сотни
раз милиция отказывала иностранным студентам — жертвам скинов — в возбуждении
уголовных дел, списывая все на обыкновенное хулиганство.
Так продолжалось, пока действия московских скинов не получили в мае 1998
г. международный резонанс. Посольства ЮАР, Бенина, Судана и Нигерии направили
официальные ноты протеста в МИД Российской Федерации в связи с террором
скинхедов. Две женщины из семей пакистанских дипломатов подверглись жестокому
избиению 20 бритоголовыми на Арбате. В том же районе была избита беременная
гражданка Индии, у которой после побоев случился выкидыш. Наконец, в Филях
в мае пострадал чернокожий морской пехотинец из охраны посольства США.
Америка — не страна «третьего мира». Впервые милиция проявила оперативность
и задержала виновного. Им оказался 22-летний Семен Токмаков из скин-группы
«Русская цель». Суд длился год, и дело кончилось тем, что Токмакова освободили
из-под стражи прямо в зале суда. Затем группа скинов напала на приехавшего
в Москву для чтения лекции генерального секретаря Социалистической партии
Великобритании Питера Таффа. Социалистическая партия разослала факсы об
этом событии в СМИ всего мира. Разразился скандал.
Основной причиной расцвета скинхедского движения стали не политические,
а социально-экономические факторы. Катастрофическое обнищание населения
в годы реформ, с одной стороны, и резкое имущественное расслоение общества
— с другой. Сегодня большинство скинов объединено в маленькие банды по
месту жительства или учебы: процентов на восемьдесят скины — это старшеклассники
или учащиеся ПТУ — дети из обедневших семей, таких, в которых социальный
статус родителей резко упал за годы реформ (например, от ведущего инженера
до продавца в ларьке). При этом бритоголовые есть лишь в больших городах.
В маленьких городах, где бедны все, их не было и нет. То есть скинхеды
— явление социальное, хотя и выглядящее как националистическое.
Второй причиной явилась отмена воспитательной работы в школе, упраздненной
под предлогом «борьбы с коммунистическим прошлым». Озабоченным поиском
денег родителям было не до воспитания детей — и именно в этот момент воспитание
изгнали из школы! В результате выросло целое поколение, лишенное каких-либо
представлений о нравственных нормах и моральных ориентирах.
Опросы
Недавно группа студентов московского Независимого гуманитарного университета
провела исследование так называемых «дворовых тусовок». Из 100 опрошенных
70% участников составили юноши, 30% — девушки. Как показало исследование,
на улицу молодых людей выгнало внутреннее одиночество, потребность в друзьях,
конфликты в школе и дома. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому
что «не знал, как жить дальше». Наиболее распространенными способами проведения
свободного времени у ребят оказались «тусовки на своей площадке» и посещение
видеосалонов, где большинство из них предпочитают смотреть фильмы ужасов,
комедии и эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.
Увы, но в своих поступках современная молодежь сегодня руководствуется
не тягой к знаниям или желанием переделать мир в лучшую сторону, а стремлением
к удовольствиям и страстью к насилию. В ответ на словесное оскорбление
до 50% подростков готовы немедленно применить силу. По мнению одного из
опрашиваемых, для того чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь
хорошо драться или быть физически сильным. Но стремление подростков к
насилию вызвано не только нормами «законов улицы», но и жестокостью родителей
дома. Примерно 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9%
— со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от незнакомых ровесников
– 49%. Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, вырывается на
улицу – на посторонних людей.
Так что, отвешивая своему чаду подзатыльник за плохую учебу, помните о
последствиях. Надо ли увеличивать количество насилия, обрушившегося на
наших детей?
|