Усопшие
Ведущий Игорь Померанцев, беседа с этношграфом-африканистом
д-ром Бейлисом. Из программы "Радио Свобода" "Поверх барьеров",
фрагмент
- В Африке, Черной Африке, тело умершего окутано легендами
и тайнами. Какими? Рассказывает этнограф-африканист Виктор Бейлис.
- Умершие являются как бы членами живого сообщества. Человек, умирая,
умирает не полностью. Да, тело его уходит под землю, его хоронят, так
же как хоронят его и в других частях земного шара, правда, чаще всего
завернутым в циновку. Но жизнь этого тела продолжается под землей. Если
человек живой роет слишком глубоко колодец, например, то ворчат умершие
женщины, говорят, что песок сыплется им в пищу, которую они приготовляют.
Когда человек умирает, он переходит сначала в разряд живых покойников,
и живет человек до тех пор, пока кто- нибудь помнит еще его имя. Говорят,
что поколений пять. Что касается тела, то можно заметить, что в Нигерии
у йоруба, существует обряд двойных похорон: хоронят второй раз голову
человека. Оказывается, что у человека не только две души, но и две головы.
Одна даётся ему от природы, а другую он еще до рождения как бы выбирает
сам, в мастерской у одного из богов. И вот эту вторую голову, обычно,
через год после смерти хоронят. Ну, хоронят, естественно, чучело, но на
чучеле есть отметки, насечки, которые есть на теле этого человека, и по
этим насечкам люди узнают, кого именно хоронят.
- Что делают с телом усопшего до погребения?
- Во первых, когда человек умирает и это понятно, то его смерть пытаются
всячески отсрочить всякими песнопениями и просят его подождать, пока соберутся
все родственники. Когда человек умер, то его обряжают, умывают и готовят
тело, как готовят человека к празднику, к инициации, потому что понятно,
что человек переходит в какой-то другой мир, в какое-то другое пространство,
понятно, что человека будут встречать его умершие родственники, так что
к покойнику обращаются с просьбами передать что-то умершим родственникам,
ему дают деньги на дорогу, на переправу через реку и так далее. А хоронят
его в циновке, зарывают в землю, причем чаще всего в землю рядом с домом,
где он жил. И его родственники буквально каждый день ходят по его могиле.
- Доктор Бейлис, существует ли своя, пусть доморощенная, патологоанатомия
в Африке?
- Патологоанатомические как бы вскрытия бывали, но они производились в
очень редких случаях, когда подозревалось, что умерший является ведуном
или опастным колдуном. Тогда вскрытие производилось по просьбе семьи умершего,
которые хотели удостовериться, был ли он действительно ведуном, и если
нет, то таким образом снять подозрения с него и снять с себя обвинения,
потому что ведовство - это наследственное качество. В трупа ведуна находились
какие-то патологии, какие-то пузыри, заполненные сморщенными шкурками,
ногтями, кроме того, пузырь, найденный в теле такого покойника, мог с
шумом лопнуть и из этого пузыря исходило такое лиловое свечение.
- Возможны ли в Африке, Черной Африке, такие явления как пирамиды или
мавзолей Ленина?
- Я знаю, что когда умер тиран и диктатор Ганы Кваме Нкрума, который
умер, впрочем, в изгнании, в соседней стране, так вот, после смерти его
сочли уже не очень опасным и разрешили перевезти тело на родину, в деревню,
где жила его мать, так вот мать очень сетовала, что такой известный человек
не удостоился почётных похорон, и говорила, что она слышала, что в Москве
есть мовзолей, в котором покоится тело Ленина и с её точки зрения Кваме
Нкрума заслужил нечто подобное. Но интересно также и другое: люди богатые
пытаются как можно дольше хранить труп. Для этого иногда строят целые
электростанции, потому что не надеятся на то, что национальная электрокомпания
будет обеспечивать постоянно электричество, а электричество нужно для
холодильника, в котором хранится труп.
Устраиваются богатейшие похороны, причем они оттягиваются, чтобы могли
приехать знакомые и родственники из других стран. Для них устраивается
колоссальное угощение и тратятся колоссальные деньги - на то, чтобы сохранить
труп и устроить пиршество. Я считаю, что политическая обстановка и перемены
в Африке могут привести к такому состоянию, когда ка-кой-нибудь очередной
диктатор будет набальзамирован и захоронен в мавзолее.
- Традиции каннибализма как-то влияют на отношение к телу усопшего?
- Чаще это мнимое явление в Африке или достаточно редкое, потому что
каннибализм и прежде был очень выборочным - относился только к военным
действиям, кстати говоря, в каннибализме африканцы обвиняли скорее европейцев,
рассказывали о том, что есть англичане которые охотятся за африканцами
в целях каннибализма. О каннибализме говорят как о черте ведунов. А на
похоронные обряды это не влияет.
- В древние времена жрецы, шаманы гадали по внутренностям животных.
Можно ли их считать патологоанатомами?
- Можно говорить о тех, опять-таки ведунах, которые, превращаясь в
муравьёв, вползают в ноздри своих родственников и путешествуют по внутренностям.
Можно ли говорить об интересе к патологоанатомии, если женщину, родившую
какое то уродство, или близнецов, проводят по соседним деревням и она
поднимает свою набедренную повязку и показывает анатомический источник
этой ужасной патологии? Об отношении к телу усопшего в северной Африке
я попросил рассказать выходца из Алжира, французского эссеиста Луи Мартинеса.
Я рассчитывал на этнографиескую справку, но оказалось, что эта тема может
быть источником чуть ли не поэтического вдохновения.
Из далёкого алжирского прошлого мне вспоминается почему-то смерть и похороны
42-го, 43-го, 44-го года. Это грустная пора, когда в Тунисе, во Франции,
в Италии, в Германии наши ребята ложились в песок или в снег, в чужую
промокшую глину.
Пришла смерть. Вдова взаперти в комнате, где стоя будет принимать гостей.
В доме распоряжается видавшая виды родственница. Чья-то старательная рука
выбрила и одела мертвеца, крепко завязала ему челюсть, сунула ему в пальцы
крест или четки, положила в тарелку с водой оливковую ветку с вербного
воскресенья. К вечеру зашел озабоченный священник. Он без вздоха окропил
лежащего. Зной, шум, свет, мухи. Родные, дети держутся поодаль от одинокого
пловца, вокруг которого реет прохлада. Имя его бесшумно переходит в третье
лицо. Родные приблизятся к ним лишь к выносу. По меткому замечанию Монтескье,
климат самый мощный властелин.
У мусульман, так же как и у евреев, причитания были обязательны. В арабских
деревнях родные женщины или наёмные плакальщицы выли и царапали щеки.
У евреев после омовения тела старший в роду, будь то жена или мать, обращался
в последний раз на "ты" к усопшему. И задавал ему безответные
вопросы:
- А зачем ты умер? Выходи-ка, скажи, зачем ты умер? Не хватало у тебя
костюмов, брюк? Не хватало у тебя субботней вкусной запеканки с потрохами?
Денег у тебя не хватало? Сыновей тебе не хватало? А зачем ты умер?
У тех и у других тщательно избегались прикосновения к трупу. Мужчины не
брились, не мылись, не стригли ногтей. А у мусульман за контакт с неживым
телом полагается не обычное, а великое омовение, включающее голову, половые
органы, руки, ноги. У всех по этому случаю готовилось специальное угощение:
пресное, постное, сладкое. Во многих еврейских домах и во многих христианских
даже соль выбрасывалась, в знак того, что жизнь на время потеряла вкус.
|