Игорь Померанцев. Усопшие

Усопшие
Ведущий Игорь Померанцев, беседа с этношграфом-африканистом д-ром Бейлисом. Из программы "Радио Свобода" "Поверх барьеров", фрагмент

- В Африке, Черной Африке, тело умершего окутано легендами и тайнами. Какими? Рассказывает этнограф-африканист Виктор Бейлис.

- Умершие являются как бы членами живого сообщества. Человек, умирая, умирает не полностью. Да, тело его уходит под землю, его хоронят, так же как хоронят его и в других частях земного шара, правда, чаще всего завернутым в циновку. Но жизнь этого тела продолжается под землей. Если человек живой роет слишком глубоко колодец, например, то ворчат умершие женщины, говорят, что песок сыплется им в пищу, которую они приготовляют. Когда человек умирает, он переходит сначала в разряд живых покойников, и живет человек до тех пор, пока кто- нибудь помнит еще его имя. Говорят, что поколений пять. Что касается тела, то можно заметить, что в Нигерии у йоруба, существует обряд двойных похорон: хоронят второй раз голову человека. Оказывается, что у человека не только две души, но и две головы.

Одна даётся ему от природы, а другую он еще до рождения как бы выбирает сам, в мастерской у одного из богов. И вот эту вторую голову, обычно, через год после смерти хоронят. Ну, хоронят, естественно, чучело, но на чучеле есть отметки, насечки, которые есть на теле этого человека, и по этим насечкам люди узнают, кого именно хоронят.

- Что делают с телом усопшего до погребения?

- Во первых, когда человек умирает и это понятно, то его смерть пытаются всячески отсрочить всякими песнопениями и просят его подождать, пока соберутся все родственники. Когда человек умер, то его обряжают, умывают и готовят тело, как готовят человека к празднику, к инициации, потому что понятно, что человек переходит в какой-то другой мир, в какое-то другое пространство, понятно, что человека будут встречать его умершие родственники, так что к покойнику обращаются с просьбами передать что-то умершим родственникам, ему дают деньги на дорогу, на переправу через реку и так далее. А хоронят его в циновке, зарывают в землю, причем чаще всего в землю рядом с домом, где он жил. И его родственники буквально каждый день ходят по его могиле.

- Доктор Бейлис, существует ли своя, пусть доморощенная, патологоанатомия в Африке?

- Патологоанатомические как бы вскрытия бывали, но они производились в очень редких случаях, когда подозревалось, что умерший является ведуном или опастным колдуном. Тогда вскрытие производилось по просьбе семьи умершего, которые хотели удостовериться, был ли он действительно ведуном, и если нет, то таким образом снять подозрения с него и снять с себя обвинения, потому что ведовство - это наследственное качество. В трупа ведуна находились какие-то патологии, какие-то пузыри, заполненные сморщенными шкурками, ногтями, кроме того, пузырь, найденный в теле такого покойника, мог с шумом лопнуть и из этого пузыря исходило такое лиловое свечение.

- Возможны ли в Африке, Черной Африке, такие явления как пирамиды или мавзолей Ленина?

-
Я знаю, что когда умер тиран и диктатор Ганы Кваме Нкрума, который умер, впрочем, в изгнании, в соседней стране, так вот, после смерти его сочли уже не очень опасным и разрешили перевезти тело на родину, в деревню, где жила его мать, так вот мать очень сетовала, что такой известный человек не удостоился почётных похорон, и говорила, что она слышала, что в Москве есть мовзолей, в котором покоится тело Ленина и с её точки зрения Кваме Нкрума заслужил нечто подобное. Но интересно также и другое: люди богатые пытаются как можно дольше хранить труп. Для этого иногда строят целые электростанции, потому что не надеятся на то, что национальная электрокомпания будет обеспечивать постоянно электричество, а электричество нужно для холодильника, в котором хранится труп.

Устраиваются богатейшие похороны, причем они оттягиваются, чтобы могли приехать знакомые и родственники из других стран. Для них устраивается колоссальное угощение и тратятся колоссальные деньги - на то, чтобы сохранить труп и устроить пиршество. Я считаю, что политическая обстановка и перемены в Африке могут привести к такому состоянию, когда ка-кой-нибудь очередной диктатор будет набальзамирован и захоронен в мавзолее.

- Традиции каннибализма как-то влияют на отношение к телу усопшего?

-
Чаще это мнимое явление в Африке или достаточно редкое, потому что каннибализм и прежде был очень выборочным - относился только к военным действиям, кстати говоря, в каннибализме африканцы обвиняли скорее европейцев, рассказывали о том, что есть англичане которые охотятся за африканцами в целях каннибализма. О каннибализме говорят как о черте ведунов. А на похоронные обряды это не влияет.

- В древние времена жрецы, шаманы гадали по внутренностям животных. Можно ли их считать патологоанатомами?

-
Можно говорить о тех, опять-таки ведунах, которые, превращаясь в муравьёв, вползают в ноздри своих родственников и путешествуют по внутренностям. Можно ли говорить об интересе к патологоанатомии, если женщину, родившую какое то уродство, или близнецов, проводят по соседним деревням и она поднимает свою набедренную повязку и показывает анатомический источник этой ужасной патологии? Об отношении к телу усопшего в северной Африке я попросил рассказать выходца из Алжира, французского эссеиста Луи Мартинеса. Я рассчитывал на этнографиескую справку, но оказалось, что эта тема может быть источником чуть ли не поэтического вдохновения.

Из далёкого алжирского прошлого мне вспоминается почему-то смерть и похороны 42-го, 43-го, 44-го года. Это грустная пора, когда в Тунисе, во Франции, в Италии, в Германии наши ребята ложились в песок или в снег, в чужую промокшую глину.

Пришла смерть. Вдова взаперти в комнате, где стоя будет принимать гостей. В доме распоряжается видавшая виды родственница. Чья-то старательная рука выбрила и одела мертвеца, крепко завязала ему челюсть, сунула ему в пальцы крест или четки, положила в тарелку с водой оливковую ветку с вербного воскресенья. К вечеру зашел озабоченный священник. Он без вздоха окропил лежащего. Зной, шум, свет, мухи. Родные, дети держутся поодаль от одинокого пловца, вокруг которого реет прохлада. Имя его бесшумно переходит в третье лицо. Родные приблизятся к ним лишь к выносу. По меткому замечанию Монтескье, климат самый мощный властелин.

У мусульман, так же как и у евреев, причитания были обязательны. В арабских деревнях родные женщины или наёмные плакальщицы выли и царапали щеки. У евреев после омовения тела старший в роду, будь то жена или мать, обращался в последний раз на "ты" к усопшему. И задавал ему безответные вопросы:
- А зачем ты умер? Выходи-ка, скажи, зачем ты умер? Не хватало у тебя костюмов, брюк? Не хватало у тебя субботней вкусной запеканки с потрохами? Денег у тебя не хватало? Сыновей тебе не хватало? А зачем ты умер?

У тех и у других тщательно избегались прикосновения к трупу. Мужчины не брились, не мылись, не стригли ногтей. А у мусульман за контакт с неживым телом полагается не обычное, а великое омовение, включающее голову, половые органы, руки, ноги. У всех по этому случаю готовилось специальное угощение: пресное, постное, сладкое. Во многих еврейских домах и во многих христианских даже соль выбрасывалась, в знак того, что жизнь на время потеряла вкус.