Н.А.Сосновский. Культура растафари

Культура растафари в зарубежной литературе: пан-африканизм, Ветхий Завет и рок-музыка
Н.А. Сосновский

5. "Революция - опиум левой интеллигенции" или богостроительство по-третьемирски

Ненадолго оставив тему рэгги, обратимся к работам последователей "панафриканского марксиста" Уолтера Родни.

Конфронтационная модель мира (в данном случае - вариант "Север - Юг") вызвала в конце 70-х кратковременную вспышку неопанафриканизма и шире - идей третьемирской содидарности, разбившихся о партикуляризм интересов в рядах "Юга". Группа последователей У. Родни, в основном ямайских левых и молодых университетских преподавателей из африканских стран, питали не оправдавшиеся надежды на превращение рационально переистолкованной и политизированной расты в средство создания массовой базы для этого движения. При этом большие надежды они возлагали на рэгги как канал для пропаганды, но одновременно наивно сокрушались по поводу крайних черт неизбежного спутника раста-рэгги в том ее виде, который питает рок-музыку и сам же на ее основе существует, - подростковой субкультуры.

"Ай" Джибулани Тафари ("в миру" Ноэль Кэротерс) в статье "Растафари: наследники Маркуса Гарви", расхваливая "карибское Мау Мау", пишет: "Общепризнанным всемирным выражением черного сопротивления институционализированной расистской "Белой власти" является растафари" (50, с.8), - ссылаясь на триумфальное выступление Боба Марли в Гарлеме и Найма Башира ("мусульманское" имя ренегата расты Джимми Клиффа) в "Азании", в том числе в Соуэто. Отдавая должное роли рэгги в интернационализации расты, пантеон борцов за дело растафари - Ф.Д.Туссен Лувортюр, М.Л.Кинг, П.^умумба, С.Кармайкл и т.д. - "Ай" Тафари завершает так: "И конечно же, Боб Марли" (50, с .11). Погибель Вавилона он предрекает уже как следствие индустриального безумия и экологической катастрофы (50, с. 2). "Ай" Тафари подчеркивает насыщенность расты гарвеистским наследием: "Многие говорят, что Гарви умер, но совершенно очевидно, что Я и Я, сыновья и дочери Гарви продолжают его дело, превращая его философию в живую реальность восьмидесятых годов" (50, с. 10).

Основным в этом наследии автор считает отказ от раболепия и добровольного унижения перед евройейской культурой: "Решающая и наиважнейшая революция еще впереди - это сокровенное духовное преобразование каждым человеком своего внутреннего "Я", преобразование сердца, разума и мышления каждой отдельной личности. Решающий бой за будущее - это ощущаемая лишь сознанием схватка за умы человечества; чтобы достичь освобождения души, надо мобилизовать скрытый в нас дух Христа, иначе не избежать избиения духа" (50, с.10). "Революция в сознании" должна опираться на любовь как связующую силу всего доброго и истинного, делающего их естественным состояние человека (и опять напрашивается сравнение с "властью цветов" конца 60-х. - Реф.).

Бывший преподаватель Корнеллоксго университета, ныне работающий в университете Вест-Индии, "Брат" Л.Туфани Семадж в статье "Растафари: от религии к социальной теории" выдвигает проект преобразования растафари в очищенную от религиозно-мистической оболочки научно обоснованную концепцию культурного возрождения "третьего мира": "В самом общем значении растафариот - это тот, кто пытается перестроить свою идентичность так, чтобы сознательно жить, исходя из афроцентричной перспективы, простирая ее на телесную, рассудочную и духовную стороны жизни. Таким образом, растафари служит африканской диаспоре средством воссоздания африканской идентичности. Поэтому растафаристский образ жизни представляет собой сознательный отход от чуждой культуры и восстановление африканских культурных установок, выраженных в картине мира, этосе и идеологии" (44, с.22). Стержнем расты является концепция культуры, поэтому растафари - "один из самых удобных плацдармов для культурной революции во имя освобождения африканской диаспоры" (44, с .23). культура - основа политики, экономики и психологии, угнетение может поддерживаться лишь через внедрение культуры угнетателей - здесь Л.Т.Семадж ссылается на А.Кабрала, одновременно осуждая "черных марксистов" за пренебрежение к проблемам культуры. Л.Т.Семадж отнюдь не стремится к обособлению африканской культуры, его идеал - всемирный союз культур, но путь к нему лежит через промежуточные этапы: 1) развитие народной культуры (раста уже сделала это на Ямайке); 2) развитие национальной культуры (задача расты на ближайшее время); 3) развитие "научной культуры" при критическом усвоении достижений человечества; 4) развитие всемирной культуры. Последняя стадия недостижима без последовательного прохождения предыдущих (44, с.23).

Л.Т.Семадж указывает на родство расты со взглядами Ш.А.Диопа, Ч.Уильямса, Ю.Бен-Джохонана, В.Шоинки, Айи Квеи Армы, Дж.Мбити и др. Но их взгляды отличаются от расты светской формой изложения. Раста же пока - мистическое учение. Взвешивая "за" и "против": с одной стороны, польза религии и мифологии в том, что они помогают осознать реальность, представляют собой источник незыблемых человеческих ценностей, чувства общности, могут стимулировать общественные сдвиги, с другой - это все же иллюзорное, неадекватное отражение мира, - Семадж делает вывод о необходимости реформировать расту (44, с.24-26).

Но теория должна опираться на истинно африканские ценности. Таковые автор находит в Библии: возникнув 6-10 тысячелетий тему назад, они в III тесячелетии до н.э. воплотились в древнеегипетской "Книге мертвых", а из нее попали в Библию. Вселенский собор 323 г. их порядком извратил, так почему же африканцы должны больше доверять участвовавшим в нем епископам, чем собственному внутреннему зрению? Концепция Откровения дает людям возможность самим отбирать, что является боговдохновлеяным, а что - нет. Примером божественного вдохновения, выражакщегося в глубоком проникновении в человеческую сущность, Л.Т.Семадж считает песни Боба Марли, звезды рэгги (44, с.27).

Представляя наглядно суть реформы основных понятий растафари, Л.Т.Семадж
предлагает следующую забавную таблицу:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАСТА КАК РЕЛИГИЯ РАСТА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
М.Гарви Пророк Общественный деятель
Библия Особенная книга Интересная книга
Творец Хайле Селассие Единство Бога и человека
Африка Репатриация Глобальный панафриканизм
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Пища Запреты Ветхого Завета Естественная пища
Марихуана Ритуальное употребление Аллегория: широкое применение природных веществ, дающих благотворный медицинский и психологический эффект
Внешний вид Обязательное ношение дрэдлокс Дрэдлокс по своему выбору Развитие африканской эстетики
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Политика Неучастие Инструмент освобождения, механизм социальной организации
Власть и ее осуществление Жизнь общиной Африканский социализм
Насилие Ненасилие Агрессия - нет, оборона - да

К интеллектуалам "движения" относится и "Сестра П" - Моурин Роу. Она окончила университет в США, работает помощником директора образовательной программы "Корпуса мира". В статье "Женщина в растафари" М.Роу предлагает беспристрастно разобраться в том, почему большинство исследователей пишут о "господстве мужчин" в общинах братии. Растафари, считает она, дает женщине все возможности для самореализации (тут М.Роу указывает на Риту Марли, жену суперзвезды, выступавщую вместе о ним в составе женского вокального трио "Три Ай"), но понимается положение женщин растаманами по-овоему: "Считается, что "Я" попал под влияние Вавилона и нуждается в очищении. Взаимодействие человека и Бога Джа очищает мужчину, а тот, в свою очередь, очищает женщину" (43, с.15). Дяя духовного взаимно очистительного общения служит "ризонинг" (от анг. "аргументированное рассуждение"), который М.Роу описывает как "традиционный способ обмена информацией, сопоставления взглядов, интерпретации Библии". На "ризонинг" - регулярных коллективных обсуждениях всего, что волновало братию, стоит остановиться. По свидетельству В.Поллард, на "дрэд-ток" их также называли "chant" ("песнопение"), и проходили они под барабаны "наябинги" (38, с.34). Интересное описание этой церемонии сделал в книге "Растафариане" участвовавший в "ризонинг" Л.Барретт. Дискуссии и проповеди перемежались на "ризонинг" с музыкой и пением, а также с ритуальным курением марихуаны.

А вот описание "ризонинг", сделанное уже в Англии в начале 80-х: "Главным в "ризонинг" было разметить задающую систему координат растафаристкую сетку, сквозь которую затем просеивался весь диалог. Все темы разговора следовало осмыслить соответственно той матрице, каркас которой составлялся из вдохновлящих посланий Big-Youth, U-Roy, "Пылающего копья", Фрэда Локса и, конечно, Архетипичеокого Растамана-Боба Марли (4, с. 79). Подростки собираются "послушать рэгги, покурить марихуану и почитать Библию. Они явно не религиозны, но восприняли все внешние символы растафари, тем самым солидаризуясь с представлением о том, что и они, и их родители прожили 400 лет в Вавилонском пленении, и сейчас должны стать свободными" (41, с .231). А вот, что говорят сами участники лондонских "ризонинг": "Мы всегда болтаем о музыке, это нам помогает узнавать, что почем на этом свете. Знаете, есть такие диски, где обо всем рассказывается, все как есть. Ну, диски расты, из них все узнаешь, и мы об этом трепемся" (4, с.77-78). "Может быть, наше движение и началось из-за музыки, но через "ризонинг" ты еще лучше начинаешь понимать все... "ризонинг" дает внутреннее зрение" (II, с.312).

"Ризонинг" - прекрасный пример превращения расты из культа через квазиидеологию в молодежную субкультуру: нетрудно заметить, что в последних примерах перед нами не что иное, как, говоря языком нашей отечественной подростковой субкультуры, "тусовка".
Идея превращения расты в культурно-политическое массовое движение дорога и профессору университета в Дар эс Саламе Хорасу Кэмпбеллу, родом с Ямайки, ученику У. Родни, посвятившему "движению" ряд статей и фундаментальное исследование "Раста и сопротивление: от Маркуса Гарви до Уолтера Родни" (9). Это, пожалуй, самая полная история "движения" в широком контексте панафриканизма, хотя и написана она со своеобразных позиций. Как считает Х.Кэмпбелл, "наследие А.Кабрала по теории национального освобождения и культуры остается главным инструментом познания поднявшегося в атаку растафари. Культурное сопротивление расты - неотъемлемая часть борьбы против американского империализма, потребительского фетишизма и стремления низвести человеческие существа до положения зомби" (8, с. 21). Стараясь найти доказательства превращения "движения" в зрелую современную форму "антиимпериалистической и антиколониальной борьбы", Х.Кэмпбелл не избегает натяжек. Все утопические черты расты и ее мистицизм он тщательно списывает на темноту "12 колен Израилевых" и провокационную деятельность "Эфиопской, сионской коптской церкви", якобы используемой империализмом, чтобы внести смуту в ряды расти, не дать ей сблизиться с передовой интеллигенцией в лице У. Родни и Р.Депестра, а также на "фальшивых растаманов из среднего класса" с их выпячиванием расового и религиозного моментов, пристрастием к марихуане и "капиталистическому индивидуализму" (9, с.5, 117, 132, 149-150). Идеализированными положительными свойствами наделяется "Ассоциация движения растафари".

Особую роль отводит Кэмпбелл "движению растафари" на островах Карибского бассейна, подчеркивая роль растаманов в освобождении от комплекса культурной неполноценности, в свержении Эрика Гейри на Гренаде (в рядах Народной армии освобождения при Новом движении Джуэл было 400 растаманов - см.: 8, с.20-21; 9, с.7, 9, 117; 10), в демократическом движении на Доминике и Тринидаде.

Х.Кэмпбелл утверждает, что вера в Хайле Селассие I давно утратила для братии значение, что братия отнеслась безразлично к смерти императора, и лишь самые отсталые из них, "12 колен", все еще верят, что Джа жив (8, с.19; 9, с. 143). Если это и верно, то лишь в отношении "молодой расты", нередко вообще забывавшей о какой-либо связи между Богом африканцев Джа Растафари, о котором поют группы рэгги, и покойным монархом.

Х.Кэмпбелл бранит почти всех исследователей за "повышенное внимание к метафизическим и идеалистическим аспектам движения растафари", за "высокомерное отношение к движению с соблюдением интеллектуальной дистанции", за попытки изобразить его как искейпистов, наркоманов, ривайвалистов, антиобщественную субкультуру и проч. (8, с. 14; 9, с.128, 132-140); им также была написана разгромная рецензия на книгу Э.Кэшмора "Растаман: движение растафари в Англии". По поводу же уподобления растаманов и хиппи Х.Кэмпбелл пишет: "Движение хиппи было быстропреходящим явлением 60-х, а движение растафари остается выражением черного самосознания и панафриканокого освобождения. В самом деле, кое-какое сходство в идеологических взглядах хиппи и расты имелось, но было бы неправильным отвергать рэгги и расту, как это делается в некоторых социалистических странах, как простое отражение упадка капитализма. Культура растафари неразрывно связана о будущим Африки" (9, с.138).

Упрощенно-идеализированное и одностороннее представление о растафари высказывалось не только "панафриканскими марксистами". Подобно тому, как первым растаманам очень хотелось видеть избавителя и мессию в расе Тафари Маконнене, интеллектуалам из "нового левого" движения, искавшим в "зоне бурь" соратников для борьбы с Системой, очень хотелось увидеть в расте имплицитно содержащуюся политическую сознательность. Побеседовав с музыкантами из названной в честь Джомо Кениаты группы "Пылающее копье", английский журналист Крио Мэй делает вывод: "Ребята из "Копья" четко подтвердили, когда я попросил их развить эту тему, материалистически-революционную природу устремленного в будущее современного растафари... их разъяснения оказались почти марксистско-ленинскими - они сводились к тому, что любое усиление репрессий ведет к пробуждению общественно-политического сознания и, в конце концов, к народному восстанию... Воинствующий растафаризм "Копья" отражает марксизм-ленинизм и в том, что касается необходимости просвещения сознательного авангарда народа (к примеру, движения растафари или антивоенного движения), чтобы ввести народное недовольство и его чаяния в позитивное, антинигилистическое русло, прочь от саморазрушительных тенденций" (54, 1978. - vol.1, N 5. - p.29).

Определенное совпадение с этими взглядами обнаруживается и в отечественной литературе, где движение растафари, не считая его исконных форм, упоминаемых этнографом А.Д.Дридзо, вообще-то игнорируется.

Зато обойденная серьезными исследователями "культура раста-рэгги" привлекла своим пафосом внутренней свободы и неприятием привычного миропорядка симпатию и внимание мастеров советской молодежной субкультуры, например, М.Науменко (гр. "Зоопарк") и Б.Гребенщикова (гр. "Аквариум"). Последний даже прошел на рубеже 70 - 80-х годов период подражания рэгги, особенно в музыкальном плане, объявив позднее в одной из песен: "Я беру свое там, где я вижу свое: Белый растафари, прозрачный цыган...". Правда, использование символики с культовым значением воспринималось в советской подростковой субкультуре как некий казус, как например, опыт калиниградской группы "Комитет охраны тепла", озадачившей недавно изумленную отечественную публику песней "Так оказал Джа...". Растолковывая эту попытку внедрить правоверный растафаризм в российский подростковый мир, ведущий молодежной музыкальной радиопрограммы "Тихий парад" разъяснил слушателям, что, рас та, воспетая Бобом Марли, а отныне - и по-русски - это марихуана, но у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

вперед

назад