Образ африканца в СМИ в советском союзе и России


Любовь Иванова

Публикуется впервые


 

Любовь к африканцам у русских в крови:
Идет по Москве чернокожий,
Не только улыбку - признанье в любви
Любой ему выдаст прохожий…
Евг. Долматовский.
Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 9


В настоящее время средства массовой информации значительно влияют на формирование стереотипов, представления о других культурой и их носителях у россиян. Долгое время россияне были лишены возможности знакомиться с миром самостоятельно, без учета государственных, партийных интересов и т.п.
Так обстояло дело и в эпоху Советского Союза, отчасти это так и в настоящее время… Что изменилось, и в какую сторону?

Африканцы как объект исследования были выбраны потому, что на их примере, с их яркими антропологическими отличиями, некоторые проблемы и реакция советских и российских граждан на иностранцев выражены гораздо острее.

В качестве источников для данного исследования я выбрала самые разнообразные российские и советские телевизионные программы, печатные издания, уставы и рекомендации отдельных национал-патриотических партий. По советскому периоду - я пользовалась также и опубликованными в прошлом году архивными материалами относительно отношений России и Африки, россиян и африканцев, обратилась я и к произведениям, так называемого "интеллигентского фольклора" - анекдотам. Это не источник, - могут сказать одни, но и имидж народа, а в нашем случае - целого континента - явление не вполне научное…

Были использованы также воспоминания отдельных иностранных граждан, проживавших или посетивших Россию - Советский Союз, как опубликованные, так и неопубликованные, полученные в результате проведенных мной интервью.
Что касается публикаций об африканцах в настоящее время в России, то, как я могла заметить, чаще всего это - перепечатки из зарубежных газет и журналов, однако их выборка и акценты на тех или иных деталях производится российскими журналистами, что, в свою очередь, также дает повод для размышления.
Итак, начнем наше путешествие с газеты "Дружба", издаваемой с 1962 года до настоящего момента Ученым Советом Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Первые номера газеты… Трогательные, милые строки сотрудников университета и простых советских обывателей о впервые увиденных африканских женщинах:
Я смуглянки такой не видал отродясь,
И смотрел на нее и не мог наглядеться,
А девчонка, оттаяв, сказала смеясь,
Что у русских в груди - очень жаркое сердце…
Дружба, УДН. 6 марта, 1962, № 5
Об африканских мужчинах мы можем прочитать у Евг. Долматовского, того же периода:
…Он идет, курчавый, тонкий,
Сквозь снежинок кутерьму,
И арбатские девчонки
Улыбаются ему…

Евг. Долматовский. Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 114
Африканцы выступали в качестве "меньших братьев", ментально ущербных, о которых не грех было и позаботиться. К тому же коммунизм проповедовал интернационализм, и этому курсу необходимо было следовать…Кстати, это стало одной из причин для заключения браков между африканцами и русскими девушками, хотя на деле смешанные связи, а тем более, браки на деле вовсе не поощрялись в Советском государстве. Скорее, наоборот…

В советских анекдотах 60 - 70 гг. африканцы выглядят примерно так:
… В Африке совершил вынужденную посадку авиалайнер. Пассажиров захватило племя людоедов. Вождь, распределяя добычу, заметил русского и приказал: "Этого отпустите, я с ним вместе в Университете Лумумбы учился"…
Или так:
Кто такой Лумумба? - Это Хрущев в шоколаде.
Или вот так:
…Двое забулдыг в пивнушке тянут разбавленное пиво и занюхивают воблой. Напротив - двое африканцев достали из кейса коньяк и черную икру. Один забулдыга толкает другого:
- Дикари из отсталых стран!
- А что это они едят?
- Черную икру.
- А ты ее ел?
- Да, ел. Лет тридцать назад.
- Во, как они от нас отстали!…
Стихотворения самодеятельных африканских поэтов, опубликованные на страницах газеты "Дружба", проникнуты любовью, безмерной благодарностью к Советскому Союзу за возможность учиться наукам и искусству жить в такой прекрасной стране. Советская пропаганда создавала образ пытливого африканского студента, полностью материально обеспеченного и более чем довольного условиями обучения. Для партийных организаций африканцы были прежде всего объектами, которых необходимо было перехватить у капиталистического Запада, будущих проводников коммунистической идеологии на Африканском континенте.

Советскому народу, проводившему большую часть свободного времени в очередях и на партсобраниях, экзотические заморские гости казались африканскими королями, вождями-обладателями несметных богатств. Что вполне естественно, жалость сменяется завистью и желанием унизить: "…бывшие рабы одеваются лучше и элегантнее, чем их бывшие хозяева, белые люди…" Кстати, это тоже одна из причин для заключения смешанных браков и, впоследствии, их распада…
Советскому народу, у которого, как известно, секса не было, горячие африканские мужчины и женщины, не без влияния Запада, казались очень сексуальными. Елена Ханга, ведущая программы "Про это" на российском телевидении в своих опубликованных воспоминаниях пишет: "…Мое появление на телевидении в России, я надеюсь, стало менять у русских стереотипы относительно чернокожих…" Так что же оно изменило, если еще больше не подлило масла в огонь?! Сами африканцы крайне неодобрительно отзываются о ее общественной деятельности и о ее образе чернокожей "женщины, которая не краснеет, говоря об "этом"…

Африканцы продолжают пользоваться спором в экзотических клубах в качестве танцоров, официантов или барменов, и данный стереотип, порой, помогает им просто выжить. Кстати, это в полной мере относится и к Елене Ханге: я не уверена, что будь она белокожей женщиной при всех ее данных, она бы пользовалась таким успехом и популярностью… Собственно, это дело вкуса, да и для завоевания популярности в средствах массовой информации нужны особые качества. Хотя океан национальных представлений стекается из маленьких ручейков, и капля может его переполнить… И опять мы возвращаемся к тому, что созданный телевизионный имидж в данном случае, или представление о другой нации не всегда соответствуют действительности, и, порой, больше говорят о тех, кто их создает. И вот яркий пример:

"… Когда руандийский студент, обучавшийся в Санкт-Петербурге, поместил в местной газете объявление о поиске работы, то уже на следующий день в прессе появился заголовок "Наш город наводнили голодные, бездомные негры…" (Nassor S. Ali. Africans suffer Russian racism. - New African. 1997, N 348)

Отсутствие политической корректности в средствах массовой информации, позволяет процитировать следующее:

"Вы хотите, чтобы я работал, как негр? Но я вовсе не негр", - заявляет премьер-министр РФ В. Черномырдин перед телевизионной аудиторией…
"С неграми все ясно. Я имею в виду других иностранцев",- заключает В. Познер в своей авторской программе…

"Ай-яй-яй убили негра, ни за что, ни про что…", - раздается песня без смысла со сцены и с экранов телевизоров более часто, чем передачи об африканской культуре. "Ничего, африканцы не обижаются на нашу песню", - говорят в интервью исполнители и авторы выше цитированного произведения. Не знаю, кто им это сказал, или у африканцев несколько сильнее развито чувство такта, однако ни одного положительного, или даже безразличного, отзыва я от африканцев не услышала.

В оправдание могу процитировать лишь несколько строк из стихотворения влюбленного в Африку Евг. Долматовского:
… И я не знал, что "африканец"
Ты хочешь зваться, а не "негр",
Что в слово "негр" вложил презренье
Тот белый с черною душой,
Что в острокрышие селенья
С крестом и пушкою пришел.
А вот для нас в Стране Советов
Есть в слове "негр" иная суть:
Оно там ласкою согрето,
А не презрением ничуть.
В своей ошибке я не каюсь,
Я совершил ее любя,
Но, если хочешь, "африканец"
Отныне буду звать тебя…
Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 102

Наводнившие российские экраны американские боевики навязывают нам образы черных злодеев и черных же спасителей человечества: молодые люди, восхищаясь чернокожими баскетболистами, боксерами, певцами и супермоделями в одежде с их же изображениями идут, как это принято в американских фильмах, вымещать чувство неудовлетворенности жизнью на меньшинствах, из которых наиболее ярко заметно чернокожее. Ведь, согласно Фрейду, чистокровный американец обретает душевное равновесие, проецируя одни свои грехи на еврея, другие - на негра. Расовая ненависть же служит социально приемлемым каналом выражения болезненной и противоречащей общественной морали сексуальности: психологически - в приписывании собственных стремлений неграм, физически - в садистских расправах над ними.

В национал - патриотических изданиях, типа газет "Русский порядок", "Штурмовик", "Русский путь", сосредоточившихся на обвинениях во всех возможных и невозможных грехах евреев, негры тоже не остаются в стороне. Так, лидер РНЕ Баркашов А.П. предлагает свою теорию антропогенеза:

"…Негры-хамиты и арабы-семиты в качестве исходного материала были использованы египетскими жрецами для ассимиляции этих двух рас и создания еврейской нации со стертой генетической памятью…" (Русский порядок. 1997, № 4 (45)

Из памятки националисту "об особенностях еврейской нации", опубликованной в газете "Народное дело" (1992, № 1 (2) мы узнаем, что негры и евреи - это, собственно, одно и то же: "…Один из признаков еврея - схожесть с негроидным типом лица (курчавые волосы, толстые отвисшие губы и особенно нижняя, разрез глаз, форма ушей ("собачья" форма)… Достаточно мысленно представить себе изучаемого с черной кожей - если похож на негра, значит - еврей", - следует сделать вывод националисту. Кстати, небезызвестный певец и танцор Майкл Джексон в том же издании фигурирует не иначе, как "экзотический негр" (Русский порядок. 1997, № 3).

В настоящее время большинство населения России в целом уверены, не без влияния средств массовой информации, что африканцы занимаются перепродажей наркотиков и являются чуть ли не наркобаронами. Этому посвящено большинство газетных заметок. Русские ребята, благодаря этой своеобразной газетной рекламе, чаще нападают на иностранцев, чтобы отнять воображаемый товар. Даже в милиции, где, казалось бы, должны учитывать гражданство чернокожих иностранцев, считают, что все негры на одно лицо. Хотя этот бизнес вовсе не характерен для африканцев из Северной или Восточной Африки, например. Да, собственно, в современной российской милиции таких слов не знают: высшее образование и развитый кругозор, согласно требованиями при приеме в правоохранительные органы (кстати, не только в России), оказываются излишеством. Замечу, что разговор ведется, опять же об ИМИДЖЕ российской милиции…

Образ народа, созданный средствами массовой информации, является одним из немаловажных компонентов, которые участвуют в создании национальных стереотипов и национальных характеров.
Приведенные в статье отдельные высказывания, суждения, приводят к выводу, что лирой можно пробудить не только чувства добрые: некорректно и неосмотрительно употребленным словом или выражением в адрес того или иного представителя какого-либо народа или народа в целом, можно спровоцировать начало межнационального или международного конфликта… Для многонациональной России, претендующей на равноправное членство в Европейском Союзе, это особенно важно. И дело не в отношении россиян к чернокожим иностранцам, - главное, что мы должны помнить всегда и везде: надо относиться к другим людям не так, как они этого заслуживают, а так, как это достойно нас самих.