Любовь Иванова
Публикуется впервые
|
Любовь к африканцам у русских в крови:
Идет по Москве чернокожий,
Не только улыбку - признанье в любви
Любой ему выдаст прохожий…
Евг. Долматовский.
Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 9
|
В настоящее время средства массовой информации значительно влияют на формирование
стереотипов, представления о других культурой и их носителях у россиян.
Долгое время россияне были лишены возможности знакомиться с миром самостоятельно,
без учета государственных, партийных интересов и т.п.
Так обстояло дело и в эпоху Советского Союза, отчасти это так и в настоящее
время… Что изменилось, и в какую сторону?
Африканцы как объект исследования были выбраны потому, что на их примере,
с их яркими антропологическими отличиями, некоторые проблемы и реакция
советских и российских граждан на иностранцев выражены гораздо острее.
В качестве источников для данного исследования я выбрала самые разнообразные
российские и советские телевизионные программы, печатные издания, уставы
и рекомендации отдельных национал-патриотических партий. По советскому
периоду - я пользовалась также и опубликованными в прошлом году архивными
материалами относительно отношений России и Африки, россиян и африканцев,
обратилась я и к произведениям, так называемого "интеллигентского
фольклора" - анекдотам. Это не источник, - могут сказать одни, но
и имидж народа, а в нашем случае - целого континента - явление не вполне
научное…
Были использованы также воспоминания отдельных иностранных граждан, проживавших
или посетивших Россию - Советский Союз, как опубликованные, так и неопубликованные,
полученные в результате проведенных мной интервью.
Что касается публикаций об африканцах в настоящее время в России, то,
как я могла заметить, чаще всего это - перепечатки из зарубежных газет
и журналов, однако их выборка и акценты на тех или иных деталях производится
российскими журналистами, что, в свою очередь, также дает повод для размышления.
Итак, начнем наше путешествие с газеты "Дружба", издаваемой
с 1962 года до настоящего момента Ученым Советом Университета Дружбы народов
имени Патриса Лумумбы.
Первые номера газеты… Трогательные, милые строки сотрудников университета
и простых советских обывателей о впервые увиденных африканских женщинах:
Я смуглянки такой не видал отродясь,
И смотрел на нее и не мог наглядеться,
А девчонка, оттаяв, сказала смеясь,
Что у русских в груди - очень жаркое сердце…
Дружба, УДН. 6 марта, 1962, № 5
Об африканских мужчинах мы можем прочитать у Евг. Долматовского, того
же периода:
…Он идет, курчавый, тонкий,
Сквозь снежинок кутерьму,
И арбатские девчонки
Улыбаются ему…
Евг. Долматовский. Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 114
Африканцы выступали в качестве "меньших братьев", ментально
ущербных, о которых не грех было и позаботиться. К тому же коммунизм проповедовал
интернационализм, и этому курсу необходимо было следовать…Кстати, это
стало одной из причин для заключения браков между африканцами и русскими
девушками, хотя на деле смешанные связи, а тем более, браки на деле вовсе
не поощрялись в Советском государстве. Скорее, наоборот…
В советских анекдотах 60 - 70 гг. африканцы выглядят примерно так:
… В Африке совершил вынужденную посадку авиалайнер. Пассажиров захватило
племя людоедов. Вождь, распределяя добычу, заметил русского и приказал:
"Этого отпустите, я с ним вместе в Университете Лумумбы учился"…
Или так:
Кто такой Лумумба? - Это Хрущев в шоколаде.
Или вот так:
…Двое забулдыг в пивнушке тянут разбавленное пиво и занюхивают воблой.
Напротив - двое африканцев достали из кейса коньяк и черную икру. Один
забулдыга толкает другого:
- Дикари из отсталых стран!
- А что это они едят?
- Черную икру.
- А ты ее ел?
- Да, ел. Лет тридцать назад.
- Во, как они от нас отстали!…
Стихотворения самодеятельных африканских поэтов, опубликованные на страницах
газеты "Дружба", проникнуты любовью, безмерной благодарностью
к Советскому Союзу за возможность учиться наукам и искусству жить в такой
прекрасной стране. Советская пропаганда создавала образ пытливого африканского
студента, полностью материально обеспеченного и более чем довольного условиями
обучения. Для партийных организаций африканцы были прежде всего объектами,
которых необходимо было перехватить у капиталистического Запада, будущих
проводников коммунистической идеологии на Африканском континенте.
Советскому народу, проводившему большую часть свободного времени в очередях
и на партсобраниях, экзотические заморские гости казались африканскими
королями, вождями-обладателями несметных богатств. Что вполне естественно,
жалость сменяется завистью и желанием унизить: "…бывшие рабы одеваются
лучше и элегантнее, чем их бывшие хозяева, белые люди…" Кстати, это
тоже одна из причин для заключения смешанных браков и, впоследствии, их
распада…
Советскому народу, у которого, как известно, секса не было, горячие африканские
мужчины и женщины, не без влияния Запада, казались очень сексуальными.
Елена Ханга, ведущая программы "Про это" на российском телевидении
в своих опубликованных воспоминаниях пишет: "…Мое появление на телевидении
в России, я надеюсь, стало менять у русских стереотипы относительно чернокожих…"
Так что же оно изменило, если еще больше не подлило масла в огонь?! Сами
африканцы крайне неодобрительно отзываются о ее общественной деятельности
и о ее образе чернокожей "женщины, которая не краснеет, говоря об
"этом"…
Африканцы продолжают пользоваться спором в экзотических клубах в качестве
танцоров, официантов или барменов, и данный стереотип, порой, помогает
им просто выжить. Кстати, это в полной мере относится и к Елене Ханге:
я не уверена, что будь она белокожей женщиной при всех ее данных, она
бы пользовалась таким успехом и популярностью… Собственно, это дело вкуса,
да и для завоевания популярности в средствах массовой информации нужны
особые качества. Хотя океан национальных представлений стекается из маленьких
ручейков, и капля может его переполнить… И опять мы возвращаемся к тому,
что созданный телевизионный имидж в данном случае, или представление о
другой нации не всегда соответствуют действительности, и, порой, больше
говорят о тех, кто их создает. И вот яркий пример:
"… Когда руандийский студент, обучавшийся в Санкт-Петербурге, поместил
в местной газете объявление о поиске работы, то уже на следующий день
в прессе появился заголовок "Наш город наводнили голодные, бездомные
негры…" (Nassor S. Ali. Africans suffer Russian racism. - New African.
1997, N 348)
Отсутствие политической корректности в средствах массовой информации,
позволяет процитировать следующее:
"Вы хотите, чтобы я работал, как негр? Но я вовсе не негр",
- заявляет премьер-министр РФ В. Черномырдин перед телевизионной аудиторией…
"С неграми все ясно. Я имею в виду других иностранцев",- заключает
В. Познер в своей авторской программе…
"Ай-яй-яй убили негра, ни за что, ни про что…", - раздается
песня без смысла со сцены и с экранов телевизоров более часто, чем передачи
об африканской культуре. "Ничего, африканцы не обижаются на нашу
песню", - говорят в интервью исполнители и авторы выше цитированного
произведения. Не знаю, кто им это сказал, или у африканцев несколько сильнее
развито чувство такта, однако ни одного положительного, или даже безразличного,
отзыва я от африканцев не услышала.
В оправдание могу процитировать лишь несколько строк из стихотворения
влюбленного в Африку Евг. Долматовского:
… И я не знал, что "африканец"
Ты хочешь зваться, а не "негр",
Что в слово "негр" вложил презренье
Тот белый с черною душой,
Что в острокрышие селенья
С крестом и пушкою пришел.
А вот для нас в Стране Советов
Есть в слове "негр" иная суть:
Оно там ласкою согрето,
А не презрением ничуть.
В своей ошибке я не каюсь,
Я совершил ее любя,
Но, если хочешь, "африканец"
Отныне буду звать тебя…
Африка имеет форму сердца. Москва, 1961, с. 102
Наводнившие российские экраны американские боевики навязывают нам образы
черных злодеев и черных же спасителей человечества: молодые люди, восхищаясь
чернокожими баскетболистами, боксерами, певцами и супермоделями в одежде
с их же изображениями идут, как это принято в американских фильмах, вымещать
чувство неудовлетворенности жизнью на меньшинствах, из которых наиболее
ярко заметно чернокожее. Ведь, согласно Фрейду, чистокровный американец
обретает душевное равновесие, проецируя одни свои грехи на еврея, другие
- на негра. Расовая ненависть же служит социально приемлемым каналом выражения
болезненной и противоречащей общественной морали сексуальности: психологически
- в приписывании собственных стремлений неграм, физически - в садистских
расправах над ними.
В национал - патриотических изданиях, типа газет "Русский порядок",
"Штурмовик", "Русский путь", сосредоточившихся на
обвинениях во всех возможных и невозможных грехах евреев, негры тоже не
остаются в стороне. Так, лидер РНЕ Баркашов А.П. предлагает свою теорию
антропогенеза:
"…Негры-хамиты и арабы-семиты в качестве исходного материала были
использованы египетскими жрецами для ассимиляции этих двух рас и создания
еврейской нации со стертой генетической памятью…" (Русский порядок.
1997, № 4 (45)
Из памятки националисту "об особенностях еврейской нации", опубликованной
в газете "Народное дело" (1992, № 1 (2) мы узнаем, что негры
и евреи - это, собственно, одно и то же: "…Один из признаков еврея
- схожесть с негроидным типом лица (курчавые волосы, толстые отвисшие
губы и особенно нижняя, разрез глаз, форма ушей ("собачья" форма)…
Достаточно мысленно представить себе изучаемого с черной кожей - если
похож на негра, значит - еврей", - следует сделать вывод националисту.
Кстати, небезызвестный певец и танцор Майкл Джексон в том же издании фигурирует
не иначе, как "экзотический негр" (Русский порядок. 1997, №
3).
В настоящее время большинство населения России в целом уверены, не без
влияния средств массовой информации, что африканцы занимаются перепродажей
наркотиков и являются чуть ли не наркобаронами. Этому посвящено большинство
газетных заметок. Русские ребята, благодаря этой своеобразной газетной
рекламе, чаще нападают на иностранцев, чтобы отнять воображаемый товар.
Даже в милиции, где, казалось бы, должны учитывать гражданство чернокожих
иностранцев, считают, что все негры на одно лицо. Хотя этот бизнес вовсе
не характерен для африканцев из Северной или Восточной Африки, например.
Да, собственно, в современной российской милиции таких слов не знают:
высшее образование и развитый кругозор, согласно требованиями при приеме
в правоохранительные органы (кстати, не только в России), оказываются
излишеством. Замечу, что разговор ведется, опять же об ИМИДЖЕ российской
милиции…
Образ народа, созданный средствами массовой информации, является одним
из немаловажных компонентов, которые участвуют в создании национальных
стереотипов и национальных характеров.
Приведенные в статье отдельные высказывания, суждения, приводят к выводу,
что лирой можно пробудить не только чувства добрые: некорректно и неосмотрительно
употребленным словом или выражением в адрес того или иного представителя
какого-либо народа или народа в целом, можно спровоцировать начало межнационального
или международного конфликта… Для многонациональной России, претендующей
на равноправное членство в Европейском Союзе, это особенно важно. И дело
не в отношении россиян к чернокожим иностранцам, - главное, что мы должны
помнить всегда и везде: надо относиться к другим людям не так, как они
этого заслуживают, а так, как это достойно нас самих.
|