Племенные обычаи

 

Культ предков

По законам рода

Секреты тайных обществ

Женская хижина

Сокровищница вождя

Пастушеская идиллия

Сила племенной солидарности

Культ предков

Племя дуала с самого начала колониального владычества оказалось в лучшем положении, нежели другие народности страны. Дуала все-таки жили в столице, многие из них знали грамоту и могли служить в колониальной администрации. Служба приносила небольшие доходы и позволяла заниматься кое-какой торговлей и даже мелким плантационным хозяйством. Однако в середине нашего столетия у дуала появились серьезные конкуренты - предприимчивые и, как принято говорить теперь в Камеруне, динамичные бамилеке.
Нехватка земель на родине заставляла бамилеке, обладающих духом предпринимательства и, что очень важно, имевших деньги, искать применение своим капиталам на стороне - в соседних, менее густонаселенных департаментах. Сейчас бамилеке известны по всей стране как владельцы наиболее крупных плантаций и солидных национальных предприятий. В экономической столице страны, Дуале, они уже давно составляют большинство состоятельного населения. Им принадлежат приносящие немалые доходы городские такси, кинотеатры, оптовые рыночные лавки, междугородные автобусы, грузовой транспорт. Президент торговой и индустриальной палаты города - бамилеке.
Родина бамилеке за полторы сотни километров от Дуалы - на западе бывшего Восточного Камеруна. Навестим их, тем более что это нам по пути.
Путь к землям бамилеке ведет нас от Атлантического побережья сначала через сплошной лес; затем по высоким горам над пропастями справа и слева, наконец,- по каменистым склонам холмов мимо глубоких болотистых долин со стремительными порожистыми реками и пальмовыми рощами и грандиозных водопадов, которые шумят то над нашими головами, то где-то далеко внизу. У дороги время от времени возникают лесные массивы - остатки некогда сплошного девственного леса. Деревья растут еще густо, но лиан и эпифитов между ними гораздо меньше, чем на юге, так как здесь бывают засушливые периоды. Зато под деревьями больше кустов и травы. И все-таки лес уже не хозяин пейзажа. Начинается саванна...
Все кругом цветет и плодоносит, и кажется, что нет ни кусочка необработанной земли. Банановые заросли бесконечны. А кофейных кустиков не счесть. У самой дороги, под обсыпанными белыми цветами деревцами кофе, из пыльной травы высовываются головки спелых ананасов. Это земля бамилеке. Хижину бамилеке не спутаешь ни с какой другой. Она квадратная, с бамбуковыми стенами и круглой конической крышей из соломы. У входа стоят деревянные резные колонны. Каждая колонна состоит из стоящих друг на друге, как в акробатических пирамидах, человечков с большими птичьими глазами и круглыми носами. Человечки смеются или плачут. Это изображения предков.
Колонны подпирают веранды, иногда опоясывающие всю хижину. Непропорционально большие наличники окон и дверей тоже резные. На них изображены лягушки, крокодилы, черепахи, ящерицы, пауки и другие "добрые" существа. Если такая хижина встречается в Дуале или Яунде; значит в ней живет бамилеке. Внутри, в комнатах, все те же человечки смотрят на вас отовсюду весело или печально, иронически или с откровенным сарказмом. Они держат на себе обеденные столы, подлокотники кресел, лестничные перила, полки.
У бамилеке нет деревень, и их жилища рассеяны по горам и долам среди бесконечных делянок огородов и полей. Вблизи жилья, на огородах, зреют бананы, ананасы, корнеплоды, табак, перец. Подальше, на полях, выращиваются африканские ямс и просо и американская кукуруза.
Местность вокруг выглядит привлекательно и всем своим видом говорит о том, что живут здесь люди трудолюбивые, работящие. Пахотная земля здесь на вес золота, и бамилеке обрабатывают тщательно каждый ее клочок.
Один от другого мелкие участки земли отделены деревянными или живыми изгородями из кустов в человеческий рост, над которыми возвышаются деревья. Кусты и деревья предохраняют малоплодородную почву на склонах холмов от эрозии. С помощью изгородей бамилеке также оберегают поля и огороды от скота и кур. Всю эту живность надо где-то пасти, а свободных земель для пастбищ нет. Вот и .делятся огороды -каждой семьи на четыре-пять участков. Один из них отводится на целый год под пар. На нем пасутся домашние животные. Чтобы они не испортили посевы, все соседние делянки огорожены. Перепрыгнуть через изгородь животные не могут, а тем, кто умудряется хоть раз пролезть сквозь кусты, вешаются на шеи деревянные хомуты в виде латинской буквы "вэ", исключающие подобные попытки.
Подъезжаем к стоящим в стороне трем небольшим хижинам. На пороге самой большой из них сидит седой сморщенный старик с трубкой в зубах. Перед ним играют трое детей в возрасте от трех до десяти лет. Старший объезжает валяющиеся на земле камни на двухколесном велосипеде. Машина сделана целиком из дерева и невыносимо скрипит. Мы уже видели такие в камерунских деревнях. Ребята мастерят их сами без единого гвоздя. Средний толкает перед собой автомобильчик из проволоки. Это тоже самоделка, излюбленная игрушка африканских ребят. А младший, совсем голый, пытается катить рваную автомобильную покрышку, которая больше его, и он все время валится наземь вместе с ней.
Ребята подбегают к нам и приветствуют, протягивая сложенные лодочкой белые ладошки.
Из дома выходит мужчина. Женщина, размеренно машущая тяжелым пестом над большой деревянной ступой у соседней хижины, чуть приостанавливается, смотрит в нашу сторону и молча продолжает свое дело.
Мы просим продать нам несколько ананасов. Мужчина зовет женщину, и та исчезает за небольшой хижиной-амбаром. Нас приглашают в тень, под крышу. Ребята приносят маленькие табуретки из красного дерева акажу. Все рассаживаются. Мне достается сиденье, покоящееся на трех человечках. У жены оно покоится на пауках с человечьими головами. А сын взбирается на спину восьминогого паука.
Мы захватили с собой пиво. Хозяйка добавила к нему два благоухающих и таких больших ананаса, что все собравшиеся здесь не смогли бы съесть их за один присест.
Завязывается беседа. Выясняется, что семья состоит из пяти человек. Хозяин и его жена, как все бамилеке, живут отдельно - каждый в своей хижине. Отец хозяина - их гость. Неподалеку у него своя хижина.
- Как бы взглянуть на реликвии племени,- прошу я.
- Только с разрешения вождя,- отвечает хозяин.- Да там ничего особенного и нет.
- А черепа предков? Сын что-то говорит отцу на языке бамилеке, тот отвечает скороговоркой, отчаянно размахивая руками. Затем начинает рассказывать.
- Давным-давно,- переводит сын слова отца,- бамилеке верили только в богов. Потом далекие боги превратились для нас в лесных духов, которых все боятся, однако уже не поклоняются им. Как и многие соседние лесные племена, мы стали почитать своих предков. Ведь и после смерти они около нас, часто приходят к нам. во сне. Мы приносим жертвы черепам умерших. Черепа вождей хранятся в святилищах вместе с тронами. В нашем Баленге, одном из самых древних округов бамилеке, сейчас тридцать семь черепов. Их орошают маслом и пальмовым вином. По большим праздникам, когда троны умерших вождей выносятся на улицу, знатные дамы становятся за ними с черепами их владельцев в руках.
Рассказчик делает паузу. - Души умерших живут в большой деревне, на дне подземного озера. Многие озера бамилеке ведут к царству мертвых. Наше, Баленг, тоже. Купаться в них нельзя: мертвецы могут затащить к себе. На их берегах каждый год бамилеке приносят жертвы. Раньше убивали пленных, а теперь коз. Души предков переселяются в новорожденных. Долг всех бамилеке помочь им в этом. Нужно иметь больше детей, тогда душа каждого предка найдет себе место для новой жизни на земле. Но прежде чем переселиться в людей, души живут в животных-тотемах: добрых - змеях, ящерицах, хамелеонах или злых - леопардах, буйволах, совах. Добрые души покровительствуют нам: вызывают дождь, укрощают злые силы природы. И мы кормим и поим их. Для этого у каждого рода есть большие камни. Под эти камни кладут жертвы.
Мы дружно киваем, вспомнив, что только что видели у дороги .один такой большой обтесанный камень.
Старик умолкает.

По законам рода

Все, кто происходит от одного предка, родня. Они составляют один род. У бамилеке родство определяется не только по мужской, но и по женской линии. Бамилеке чтут вместе с отцами, дедами и прадедами матерей, бабок, прабабок и т. д.
Каждый человек занимает в роде определенное положение по отношению к другим его членам. Отец и его братья всегда живут вместе в одной деревне. Для всего младшего поколения - это "отцы", а двоюродные братья по отцу - все "братья". Братья же матери, живущие в других родах, а следовательно и деревнях, остаются "дядьями", а их сыновья - "кузенами".
Всех членов рода объединяет солидарность. Родственник, где бы он ни был, всегда может рассчитывать на помощь "братьев". Даже если он не прав в споре с "чужими"; "свои" всегда его защищают. Если поссорились двое родичей, род делает. все, чтобы примирить их. Мудрые старики не требуют строгого соблюдения племенных законов. Для них главное - миром ликвидировать конфликт и примирить спорящих.
Все дела в роде решаются мужчинами. Каждый высказывает свое мнение, но решение принимается только тогда, когда все без исключения соглашаются с ним. Старейшиной рода не обязательно бывает самый старший - он должен быть самым уважаемым.
Жениться на девушках своего рода или "сестрах" нельзя. Жен берут в другом роде. При этом всегда принимаются в расчет интересы двух родов. Женщин чтут как матерей - продолжательниц рода и как тружениц. Ни один род не хочет терять их. Поэтому отдавая замуж девушку, род всегда стремился женить и одного из своих юношей на представительнице того же рода, куда уходит девушка. Происходит своего рода обмен.
Затем на смену этому обычаю пришел другой: за девушек стали брать выкуп. Род получил возможность брать девушек за полученный в одном роду выкуп в любом другом роду и таким образом ничего не терял.
Со временем у бамилеке получила распространение еще одна форма брака: девушек стали выдавать замуж без выкупа, но с условием, что они и все рожденные ими дети останутся за родом матери. Это обстоятельство связано с определением у бамилеке родства не только по отцу, но и по матери. Отсюда вытекает особое положение женщины-бамилеке в семье.
Жена во многих отношениях независима от мужа. Она ведет торговлю на рынке продуктами своего труда и не делится выручкой с мужем. У нее свой амбар и личные вещи.
Если муж плохо обращается с женой, она может уйти к своим родителям вместе с детьми, и для примирения потребуются подарки, а если супруги не помирятся, брак будет расторгнут. Родители не принуждают своих дочерей к вступлению в брак. Каждая девушка может отказаться выходить замуж и подождать другого предложения.
В отличие от многих африканских племен, которые считали рождение близнецов несчастьем и в прошлом порой убивали их, полагая, что один из них не от отца, а от злого духа, у бамилеке женщина, родившая двойню, получает почетный титул "Матери близнецов", пользуется всеобщим уважением и, пока дети не научились ходить, освобождается от всяких домашних забот.
Каждая девушка, выходя замуж, покидает родную деревню и переходит жить в род мужа. Вождь выделяет молодоженам участок земли. Братья помогают поднять целину и построить две хижины, амбар и изгороди. Если первый урожай новой семьи мал, ей дают продовольствие и зерно на семена.
Бамилеке свойственна полигамия. Мужчина, создавая семью, может брать и вторую, и третью, и четвертую жену и так далее. Как мужчины, так и женщины считают, что, чем больше жен, тем богаче семья и тем легче в ней всем живется: ведь прибавляются рабочие руки.
Хозяйкой дома всегда бывает первая жена. Она распределяет домашние работы среди остальных жен, решает их споры между собой и имеет перед ними целый ряд других преимуществ.
Для каждой следующей жены и ее будущих детей строится новая хижина. В ожидании собственного жилья последняя жена живет после свадьбы у первой.
Обязанности мужа и жены в каждой семье строго разграничены. Муж по традиции выполняет функции защитника семейного очага, хотя войн давно уже нет. Он не очень-то обременен обязанностями по дому. Вся работа в поле и на огороде выполняется женщинами. Мужчины только следят за исправностью построек и оград и собирают урожай с деревьев и кустарников: кофе, какао, апельсины, лимоны, авокадо, манго, мандарины и орехи кола.
В роду никогда не бывает сирот, а вдовы - редкое исключение. Малолетние дети умерших родителей принимаются на обеспечение дяди по матери и усыновляются им. Вдовы же переходят вместе с детьми в качестве жен к наследникам их бывших мужей. Естественно, что чаще всего наследником оказывается старший сын. Тогда его мать уходит к брату отца, а остальные жены покойного остаются на попечении молодого хозяина вместе с детьми. Если вдов. остается слишком много, часть их переходит к братьям наследника. Бывают случаи, когда жена не соглашается ни к кому переходить по наследству. Это ее право, и она может вернуться к своему отцу или же уйти к любому мужчине не своего рода, конечно, но тогда наследнику должен быть возвращен выкуп.
Хижины и все добро, за исключением вещей жен, переходят к наследнику со всеми титулами, общественными, религиозными и семейными обязанностями покойного. Братья наследника не получают ничего. Сам наследник не может отказаться возглавить семью. Это будет оскорблением памяти отца.

Секреты тайных обществ

Дворец вождя у озера Баленг, что образовалось в кратере потухшего вулкана, мы замечаем сразу. Его высокая крыша из гофрированного алюминия в обрамлении величественных деревьев виднеется издалека. Вокруг теснятся хижины жен и слуг вождя.
У дороги, на рыночной площади, где еженедельно собираются тысячи людей, стоит большая бамбуковая хижина, охраняемая сидящими у входа людьми. Рядом, под специальным навесом, лежит на земле там-там метрового диаметра и четырехметровой длины, украшенный богатой резьбой. Это простейший сигнальный барабан Африки, предок всех современных тамтамов, приравниваемый к божеству, которому некогда приносили человеческие жертвы. На нем нет кожи. Это просто часть древесного ствола цилиндрической формы с продольной щелью. Внутри он выдолблен почти наполовину. Одна его стенка-губа толще, другая - тоньше. Ударяя деревянными палками по этим губам; барабанщик извлекает высокие и низкие звуки, или, как принято говорить у африканцев, женские и мужские голоса. Он хорошо знает, какой звук даст каждый квадратный сантиметр поверхности его инструмента, и может варьировать ими. Сигналы там-тама передаются на тридцать и больше километров. Другие виды тамтама состоят из выдолбленных с торца деревянных корпусов, с отверстиями, обтянутыми кожей.
Язык тамтамов в принципе схож с языком горнов. Многие темы определенным образом зашифрованы.
Звуки этих "тем" отличаются не только по тону, но и по ритму, частоте ударов и т. п.
Тамтам может объявить войну, возвестить победу, сообщить о смерти человека, забить тревогу, передать приказание, указать направление, просто позвать...
Каждая знаменитая личность, так же как и соседние народы и племена, имеет свою мелодию, свой, так сказать, девиз, обозначающий его имя или, точнее, прозвище. Если тамтам рассказывает о "стволе дерева" или о том, "кого все ненавидят", понимающий этот язык знает, о ком идет речь.
Этот барабанный код надо, конечно, знать, и язык тамтамов изучают с детства как науку не только в семьях барабанщиков, которых, как говорят предания, бог создал сразу же после охотников и кузнецов, но и в специальных школах.
По праздникам во время плясок тамтам звучит, не переставая. Он отбивает такт или говорит, например, такое:
- Мы хотим пить вино, а оно кончилось. Принесите еще...
Эти заявления понятны всем и вызывают ликующие крики участников торжества.
Удары тамтама следуют очень быстро один за другим - до шести в секунду, и барабанщик быстро устает. Поэтому исполнители часто меняются. И каждый следующий ударяет колотушками по бокам инструмента или пальцами по натянутой на нем коже с новой силой. Бывает, что пользуются сразу двумя-тремя тамтамами одного типа, но разных регистров. Иногда двое барабанщиков вместе бьют по одному инструменту. Тогда только один из них "говорит", передавая что-то "в эфир", а второй выбивает однообразные звуки подобно метроному, без пауз, беспрестанно сыпя дробью.
Мы видели тамтамы в лесных районах у входа в христианские церкви. Они подобно колоколам приглашают паству на церковную службу.
Перед нами хижина собраний бамилеке. Подошедший к нам молодой человек отрекомендовался сыном вождя и поднимает бамбуковую занавеску в двери, промолвив как бы невзначай, но тоном, не допускающим возражений:
- Женщинам и детям вход воспрещен.
Догадываюсь, что передо мной дом собраний тайных обществ. Все, что здесь обсуждается,- тайна, и никто, кроме титулованных членов общества, не должен этого знать. Разгласившего тайну ждет суровая кара.
Я перешагиваю через высокий порог. Помещение просторное, но темное. Потолок подпирают в середине два столба. У стен из тщательно подобранных по размерам и перевязанных лианами бамбуковых палок стоят такие же табуретки, на которых мы только что сидели. Кроме них, ничего нет.
Вся земля бамилеке делится на округа. Во главе их стоят независимые друг от друга вожди. Их более ста. Верховного вождя нет. Личность вождя божественна и неприкосновенна. При вожде состоят советники, телохранители, многочисленные слуги. Ему подчиняются вожди кварталов. Однако управляет каждый вождь своим округом с помощью тайных обществ, которые принуждают всех бамилеке выполнять свои гражданские обязанности и контролируют самих вождей, хотя и находятся у них в подчинении. Формально места в этих обществах передаются по наследству. На деле же на занятие вакантной должности требуется согласие самого вождя и уплата претендентом солидного вступительного взноса.
Главное тайное общество (или совет вельмож) состоит из прямых потомков основателя округа. Оно назначает преемников вождя и творит суд над нарушителями обычаев, строго наказывая их, вплоть до применения высшей меры наказания - изгнания из округа. Есть религиозное общество предсказателей и врачевателей с. богатым ритуальным реквизитом. Это общество служит божествам воды и духам - покровителям полей, вызывая с их помощью дождь. Главная исполнительная власть - нечто вроде жандармерии - имеет свое, недоступное даже для родственников вождя общество. А самое могущественное и авторитетное сейчас - общество предпринимателей. Оно держит в своих руках не только торговлю, промышленность и транспорт во всех округах бамилеке, но и солидную их часть во всей стране. Главная его сила в том, что оно представляет собой нечто вроде банка и кассы взаимопомощи. Поэтому оно и процветает. Другие общества собираются редко, функции их постепенно отмирают и переходят к префектам и супрефектам центрального правительства.
У бамилеке есть профессиональные мужские и женские тайные общества. Есть и обязательные для всех мужчин возрастные общества. В них входят люди, живущие в одном квартале и родившиеся в одно пятилетие. Каждому члену такого общества его однолетки оказывают помощь во время болезни, в случае смерти близкого человека и в других трудных жизненных ситуациях.
В обществах соблюдается строжайшая дисциплина. У каждого их члена своя роль. Для главы общества существует специальный вход в хижину собраний и почетное место. Его резной табурет покрыт разноцветным бисером и отделен от других бамбуковыми ширмами. Он сделан из целого куска дерева, на котором изображен леопард. Предметы с изображением. леопарда могут быть только у носителей верховной власти, ибо леопард - тотем бамилеке.
Советники размещаются на собраниях обществ на высоких сидениях из бамбуковых палочек. Знатные члены общества сидят на широких деревянных табуретках с четырьмя ножками, менее влиятельные - на узких трехногих, а рядовые - на низких, без всяких ножек. Новички же занимают место прямо на полу и так сидят до тех пор, пока не получат повышение в чине, позволяющее им занять более почетное место.
С этого начинается та строжайшая иерархия, которая характерна для организации бамилеке. Обязательное разделение политических, административных, судебных, религиозных и других ролей во всех учреждениях бамилеке в сочетании с железной дисциплиной всех и каждого позволило им устоять и против ислама, надвигавшегося на них с севера и запада, и против христианства, подступавшего с юга и востока, и остаться на водоразделе этих двух религий, сохранив в чистоте свои традиционные верования.
Нам не встретилось ни одной мечети, ни одной церкви на землях бамилеке, хотя святые отцы основали все-таки в их юго-восточных районах несколько миссий и за сорок лет непрерывного наступления на верный обычаям своих предков народ успели окрестить процентов пятнадцать местного населения.
Выходя из хижины собраний, я задерживаюсь у тамтама. С торца его смотрит аккуратно вырезанная резцом голова какого-то немыслимого животного: тупой нос, выдающаяся нижняя губа и четыре торчащих длинных клыка.
- Что это за зверь? - спрашивает Костя. - Слон! - отвечают хором окружившие его ребята.
- Совсем не похож. - Слонов давно нет в наших краях,- разъясняет кто-то из старших.- Но остались воспоминания об охоте на них. И наши художники продолжают изображать этих животных по рассказам тех стариков, отцы которых видели их своими глазами Главное у слона - его бивни. Резчик и изобразил их.

Женская хижина

Мы спускаемся под гору по широкой аллее, соединяющей рынок с дворцом вождя. На большой дворцовой площади нас встречает средних лет крупный мужчина. Одежда его напоминает строгую монашескую рясу. На безымянном пальце левой руки красуется массивное кольцо. Шея повязана длинным платком.
- Вторая рука вождя,- представляется он. - Премьер-министр,- разъясняют нам.- А сам вождь в отъезде.
Дворец вождя отличается от прочих строений не только размерами. Его фасад целиком сделан из плотно подогнанных стеблей бамбука. Он окружен плетнем из циновок и резными столбами. Под навесом стоит на возвышении трон.
Мы обходим дворец. К нему примыкают разные постройки. Плотно прижавшись друг к другу, стоят амбары. Между хижинами слуг целый лабиринт из палисадников, дворов, тупиков, потайных ходов.
От дворца к реке ведет еще одна аллея. По обе ее стороны выстроились одинаковые хижины жен. За каждой женской хижиной - поле. Входы во все хижины приподняты над землей на полметра. Они без крылец и так низки, что пройти в них можно только согнувшись. Таким образом жилище защищается от потоков дождевой воды, зверей и насекомых. Количество столбов вокруг каждой хижины обозначает, какая по счету жена здесь живет. Мы заходим к третьей.
В середине хижины камни очага. Над ними сушилка. К полатям в одном из углов приставлена лестница.
- На полатях - арахис, - поясняет хозяйка.- На чердаке - кукурузные початки.
На высоких бамбуковых полках стоит посуда. Сделана она из глины, дерева, сушеных тыкв.
Распиленная пополам круглая тыква образует две вместительные миски. Бывают тыквы, похожие на бутылки с узкими горлышками. Если такую небольшую тыкву разрезать вдоль, получатся две разливательные ложки. Посуда из тыкв легка и удобна.
Деревянные горшки с узорами - произведения местных резчиков - мужчин, глиняные - творения самих женщин.
Вся мебель, от кровати до табуретки, из бамбука. В углах, за бамбуковыми перегородками, находятся различные хозяйственные предметы. В первом - дрова и орудия для работы в поле. Костя с трудом поднимает с земли мотыгу с короткой рукояткой - так она тяжела. А ведь при подготовке к севу хрупкая на вид хозяйка хижины взрыхляет ею почву от зари до зари. В другом углу стоят четыре больших, ростом с Костю, бутылеобразных сосуда с пробками в виде тукана, хамелеона, паука и двуглавой змеи - существ, приносящих счастье. В них масло, вода, вино и пудра.
В третьем углу в глиняных горшках хранятся одежда и украшения. Хозяйка с гордостью показывает свои платья, косынки, браслеты, ожерелья кроваво-красного, ослепительно белого и канареечного цветов, старинные и современные безделушки. Лишний раз мы убеждаемся, какие искусные ремесленники бамилеке. Их изделия из дерева, слоновой кости, бронзы, терракоты и других материалов изящны и очень красивы.

Сокровищница вождя

В конце аллеи виднеется маленький домик с оштукатуренными стенами и железной крышей. В нем хранятся сокровища и ритуальные предметы округа.
Перед входом из земли торчит резная трость. Это означает: вход строго воспрещен. Премьер собственноручно удаляет это препятствие.
У стены дома, под навесом, стоят деревянные фигуры мужчин и женщин.
- Каждый предшественник вождя,- рассказывает вельможа,- по вступлению на трон заказывает для увековечения своей персоны статую из дерева и такую же статую жены, первой родившей ему для продолжения рода дочь.
Деревянные скульптуры изображают вождей с кубком или рогом, наполненным вином, а их жен - с наследницей у груди.
В сокровищнице у стен стоят троны предшественников ныне здравствующего вождя. Они расцвечены бисером самых разнообразных оттенков, хотя у бамилеке существует всего четыре определения цвета: красный, белый, черный с синим и желтый. Один из тронов сделан в виде человека, сидящего с подносом на коленях. Ножки трона - две ноги, сиденье - поднос, подлокотники - руки, держащие поднос, спинка - туловище и голова.
Бамилеке - непревзойденные мастера украшений из цветного бисера. Мы и раньше видели их расшитые геометрическими узорами. жилеты и пояса, оплетенные бисером рукоятки мечей и копий, калебасы и корзины. А теперь мы видим еще и вышитые бисером шлемы членов тайных обществ, костюмы из толстого холста, одетые в бисер статуэтки.
На стенах висят рогатые маски, одежда, отделанная не только бисером, но и ракушками каури, шкуры леопардов, оружие, конские хвосты...
- У бамилеке,- рассказывает сановник,- никогда не было лошадей. Когда наши предки отбивали атаки конницы фульбе и бамунов, поверженным всадникам рубили головы, а их коням - хвосты. Эти военные трофеи кое у кого сохранились и считаются большой ценностью. К хвостам приделываются отделанные бисером рукоятки, и с такими хлыстами по праздникам выходят в круг танцоры.
У стен стоят слоновые бивни, фигурки беременных женщин - символы плодородия, два тамтама вождя, которые сделаны ко дню его восшествия на трон и должны "умереть", то есть исчезнуть отсюда вместе с ним, длинная трубка предков. Отдельно лежат семейные реликвии: браслеты, колье, статуэтки из слоновой кости, пережившие множество войн, пожаров и наводнений. Вождь и члены его семьи могут ими пользоваться, но подарить или продать хотя бы одну из этих вещей нельзя, даже если она пришла в полную негодность. Если пропажа обнаруживается, вождь теряет авторитет.
Во время нашего визита премьер был невесел, даже печален. Чтобы мы не приняли его дурное настроение на свой счет, он объяснил нам причину:
- Вождям приходится все труднее и труднее. Каждый из них не только глава большой племенной семьи, но верховный судья, жрец, представитель своего округа перед умершими предками, богами земли; духами и местными властями. Забот у него много. Но съедает его главная - население растет. Вы заметили, что мы строим свои жилища среди обработанных полей? Уже много лет назад свободные земли кончились. Остались только леса и болота. К вождю приходят молодожены и просят землю. А что он может поделать? Отнимать у других землю, данную им или его предшественниками, нельзя. Дробить? Это тоже не годится. Ведь только один из сыновей получает надел в наследство, а другие идут за землей к вождю. Но дать им нечего. Некоторые уезжают в город. Их толкает туда еще и необходимость заработать на выкуп за невесту. Это облегчает задачу вождей, но уехавшие часто возвращаются. Однако их судьба решается лишь наполовину: невесту купить можно, а землю не купишь...

Пастушеская идиллия

Направляясь к Джангу, неофициальной столице бамилеке, ползем на первой скорости, зигзагами преодолевая тяжелый подъем. Перед нами вырастает отвесная двухкилометровая горная стена. С трудом преодолев ее, оказываемся на ее вершине. Спускаясь с противоположной стороны горы, попадаем в обширную, высоко поднятую над окружающим миром чашу. В ней и лежит Джанг. Климат в этом городе самый приятный и целебный не только в Камеруне, но, пожалуй, во всей Западной Африке. К тому же здесь не болеют ни малярией, ни сонной болезнью. В рождественские каникулы и по другим большим праздникам сюда съезжаются на отдых десятки семей из окрестных городов и даже те, кто живет у океана.
На ночлег устраиваемся в так называемом климатическом центре. Это городок из домиков-бунгало с бассейном. Он построен во время второй мировой войны.
- Флот Франции,- рассказывает управляющая гостиницей француженка,- захватил у берегов Камеруна два немецких транспорта. На деньги, вырученные от продажи их груза, были построены домики в этом тихом, безветренном и благодатном уголке. Здесь залечивали свои раны французские офицеры, сражавшиеся против фашистов. Теперь наш курортный городок принадлежит камерунскому правительству. Дом отдыха, как видите, не пустует.
Только что начались школьные каникулы, и большинство домиков занято веселыми ребятами, приехавшими на отдых из Дуалы.
Сегодня воскресенье, и мы едем отдыхать к водопаду в горах, известному своей величиной на весь Камерун. В переводе с французского его название означает "Пастушеский".
Наши попутчики дают по дороге объяснения: - Роща хинных деревьев.
- Этот дом принадлежал камерунцу, у которого было более сорока жен. Недавно он умер и оставил их своему брату, у которого и своих жен предостаточно.
- Выше по дороге - испытательная станция сельскохозяйственных культур. Руководит ею много лет подряд голландец. Там выращивается такой картофель, какой и в Европе не сыщешь: крупный, рассыпчатый, вкусный. А вот и водопад. Останавливаемся у небольшого деревянного мостика через едва струящийся ручеек. Водопад над нашими головами. Он и питает этот ручеек. С огромной, не поддающейся измерению на глаз высоты отвесной скалы тоненькой струйкой стекает вода. До нас эта струйка не доходит. Она превращается в мелкую водяную пыль. Под грозным в сезон дождей водопадом сейчас, в сухой сезон, моросит мелкий дождичек.
Все взбираются к подножию скалы по беспорядочно наваленным каменным глыбам и попадают под холодный естественный душ:
На обратном пути заходим в ближайший домик на окраине города. Меня интересует, из кого состоит семья и сколько у нее земли.
Хозяин дает обстоятельный ответ: - Мне ровно сорок лет. У меня двенадцать жен от восемнадцати до тридцати семи лет. Много детей умерло. Трех дочерей уже выдал замуж. Одного сына женил. Замужние дочери живут далеко от меня. А женатый сын - рядом. Все сыновья помогают мне в работе, а дочери ведут хозяйство вместе с матерями. Земли шесть гектаров. Она разделена на двадцать восемь частей. Каждая жена обрабатывает по две делянки, сеет на них просо и кукурузу. На одном участке растут бананы, сахарный тростник, ямс, арахис, немного табаку. На другом - пальмы. Пальмового вина у нас всегда достаточно. А деревья, когда стареют, идут на тес. С двух участков я собираю кофе на продажу. На уплату налогов этого кофе хватает. Скота и птицы у нас мало: два десятка кур, пять коз да несколько свиней. Их негде пасти. Вся земля занята под посевы.

Сила племенной солидарности

Можно подумать, что все жители вышли из своих домов на дорогу - так много их тянется гуськом по ту и другую стороны ее. Каждый что-то куда-то несет на голове: гроздь бананов, вязанку дров, деревянную скульптуру, миску с плодами манго, калебасу, корзину с ананасами, даже мебель и домашнюю утварь.
Справа и слева, насколько хватает глаз, раскинулись огороженные клетки полей с хижинами. И повсюду фигурки людей. Одни копаются в земле, другие хлопочут у оград, третьи рубят, крошат, пилят и обтесывают дерево, которое превращается в их умелых руках в произведения искусства. Рвение бамилеке к работе велико. Способность экономить и накапливать деньги - тоже.
Более миллиона бамилеке - шестая часть населения страны - живут на своем плато крайне скученно. Плотность населения в Камеруне - 10 человек на квадратный километр, а у бамилеке - 250, тогда как отдельные их округа насчитывают по 340 (Банджум) и даже по 350 (Багум) человек. Это чрезвычайно редкое явление в Африке. И плотность увеличивается, потому что рождаемость у бамилеке самая высокая в Камеруне.
Из семей, безоговорочно подчиненных вековым традициям предков нет-нет да и откалывается какой-нибудь индивидуум и уходит в современный мир капитала. Он становится мелким предпринимателем - покупает, перепродает, снова покупает, обменивает, копит деньги и пускает их в оборот.
Так понемногу двигаются бамилеке по лесенке, ведущей к крупным капиталам, не забывая на всех ее ступенях о своих соплеменниках и помогая им по мере сил и возможностей.
Есть, однако, и другой путь крестьянина-бамилеке в мелкую буржуазию. По установившейся в округах традиции часть денег, заработанных от продажи плодов своего труда, крестьяне собирают в общую кассу. Бросается жребий. Счастливчик, один из нескольких сотен, получает огромную для него сумму и отправляется в какой-нибудь город вкладывать свой капитал в "дело". Так, в конечном счете, если не задавят конкуренты, появляются национальные деловые люди типа бывшего вождя Соппо Призо, у которого несколько многоэтажных домов, кинотеатров и поликлиника в Дуале.
В Дуале и Яунде и даже в соседнем Габоне, где бамилеке также развивают бурную коммерческую деятельность, они придерживаются друг друга: покупают домики рядом, образуя свои кварталы среди дуала, эвондо, фангов. У них там появляются свои вожди, тайные общества и строгая иерархия - совсем, как на родине.
Бывает, что. связи эмигрантов с родиной не прерываются даже на больших расстояниях. Так из Бафусама почти на две тысячи километров, через город Гарва в Северном Камеруне до султаната Марва, проходит знаменитая дорога орехов кола. Орехи, вывозимые на продажу, как эстафетные палочки передаются от одного бамилеке к другому. И все участники этой эстафеты, от торговцев и владельцев автомашин до шоферов и грузчиков,- люди из одного округа.

Вернуться на главную