Гриоты Западной Африки
Музпросвет, Немецкая волна, 2000
Фотограф - Daniel Laine, фотографии позаимствованы из
книги, вышедшей вместе с CD "Jali Kunda. Griots of West Africa &
Beyond", 1996 Ellipsis Arts
Гриоты
-это музыканты Западной Африки. Их можно встретить в Мали, Сенегале, Гвинее
и Гамбии, то есть там, где живёт группа народов мандинго. Слово "гриот"
(griot) - французское, сами музыканты называют себя джали (jali).
Искусство гриотов передаётся из поколения в поколения, от отца - к сыну,
впрочем, поскольку отец часто не может быть достаточно суров к своему
чаду, то, как правило, дяди учат племянников. Обучение начинается в пятилетнем
возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция.
Гриоты - это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат
к особой касте: иными словами, у гриота - все родственники тоже гриоты.
Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов.
Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами.
Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют.
История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет.
Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее
и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в
обществе.
Собственно, называть гриотов музыкантами - значит существенно упрощать
и искажать дело.
Гриоты
- наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной
Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю
рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических
ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции
сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали
в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во
славу своего хозяина и, наконец, выполняли - вообще говоря, не очень поощряемые
в исламском обществе - функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных
оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами
предков.
Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было
связано со словом, с речью. Гриоты хранили в памяти историю своего народа,
историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана - кто
кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или,
наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее
до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается
111 таких песен. Длина некоторых из них - два дня. Многие гриоты помнят
все песни своего народа.
Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю,
ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст
все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры,
а те - следующему поколению, и так далее без конца.
В
60-х в США вышла книга "Roots" ("Корни"), которую
написал некто Элекс Хэйли (Alex Haley). В своём документальном повествовании
он рассказал о поездке в Западную Африку. Хэйли встретился с гриотами
и те сумели восстановить историю его семьи, разлучённой аж в XVIII веке.
Иными словами, книга гарантировала, что буквально каждый темнокожий американец
может окунуться в бездонную память гриотов и найти своих родственников,
то есть вернуться к корням. Сказать, что эта книга произвела впечатление,
значит, ничего не сказать. Правда, довольно скоро выяснилось, что свою
историю Элекс Хэйли большей частью просто придумал, однако в массовом
сознании прочно засела мысль о том, что у потомков рабов, у которых нет
ни рода ни племени, на самом-то деле есть и род, и племя.
К слову сказать, слушаем мы записи с компакт-диска "Jali Kunda"
- это название переводится как "Страна гриотов". Это книга с
текстами и картинками и компакт-диск. В качестве продюсера выступил известный
нью-йоркский человек Билл Ласуэлл (Bill Laswell), поэтому всё звучит плотно
и звонко, хотя и записано на лоне природы в Сенегале. Практически каждую
песню исполняет хор и оркестр.
Самым главным традиционным музыкальным инструментом гриотов Сенегала является
кора. Кора - это нечто среднее между лютней и арфой. Резонирующая дека
- это огромная выдолбленная тыква, на неё натянута буйволиная кожа, прибитая
к корпусу гвоздиками. Сквозь тыкву проходит толстая палка из твёрдого
дерева - это своего рода гриф. К этой палке кожаными ремешками прикреплены
два параллельных ряда струн - всего 21 струна. Раньше струны делались
из шкуры антилопы, а теперь - из лески. Гриот сидит перед корой, похожей
на большой шар, из которого вверх торчит длинная палка. Он перебирает
струны большим и указательным пальцами обеих рук - для каждой руки свой
ряд струн. Корпус инструмента одновременно используется и как бас-барабан.
Играть на коре - довольно непростое занятие. Музыкант ведёт одновременно
несколько мелодических линий, каждая из которых может иметь собственный
ритм. Всё в целом представляет собой ткань из переплетающихся и вибрирующих
звуков. Впечатление, разумеется, усиливается, когда играет несколько инструментов.
Второй по важности музыкальный инструмент гриотов - это балафон. В Африке
существует огромное количество самых разных балафонов. Балафон по европейски
называется ксилофоном - это ряд круглых деревянных болванок, по которым
музыкант колотит двумя палочками. Под болванками подвешены выдолбленные
тыквы-резонаторы. В эти тыквы часто насыпают мелкие камешки или высушенные
семена - от этого звук становится нечистым и дребезжащим. Этот ход очень
характерен для традиционной африканской музыки - к грифу лютни или к мембране
барабана тоже прикрепляют металлические полоски, чтобы звук получался
трескучим и шумным. И певцы вовсе не берут чистые ноты, а поют хрипло
и шероховато, шепчут или визжат.
Самая
популярная эпическая песня гриотов называется "Сундиата" ("Sundiata").
Сундиата - это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и
отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой - а был он сыном
короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью
к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его
отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его
родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого
гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол.
История длинная, интересная и поучительная.
Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного
короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда
в Западную Африку прибыли португальцы.
Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие.
Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому
часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько
месяцев в году - во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода
попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли
бы позволить себе содержать собственного гриота.
Гриоты - профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии,
вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским
жителям. Гриоты - непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы
или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это
так.
Имя принято давать ребёнку, когда ему исполнится одна неделя от роду.
В назначенный день, на восходе солнца собирается вся огромная семья, родственники
съезжаются из самых отдалённых мест. Ребёнку в первый раз бреют голову
- именно в этот момент и начинается его жизнь. Потом имам - духовный лидер
деревни - читает отрывок из Корана и шепчет ребёнку в правое и левое ухо
его имя. А объявить его родственникам должен именно гриот. Но гриот заявляет,
что забыл имя, все присутствующие дарят музыканту деньги, к тому благополучно
возвращается память, он объявляет имя младенца, после чего начинаются
песни и танцы. Они идут весь день и всю ночь.
И во время свадеб гриоты получают щедрые подарки. Поэтому свадьбы относятся
к самым разорительным праздникам Западной Африки.
Подарки гриотам - это не столько признание их высокого искусства, сколько
дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом - вовсе
не почётно и не престижно, более того, гриоты - самая нижняя каста общества,
на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых - плотников,
кузнецов, ювелиров, ткачей.
Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать
амбивалентным - без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие,
искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты - изгои,
их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную
профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены,
что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать - являются плохо замаскированными
язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших
гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба.
Сами гриоты отказываются говорить с посторонними о мистической и эзотерической
стороне своего искусства.
Африканские учёные горько отмечают, что исследователи из так называемого
цивилизованного мира концентрируют своё внимание на формальных и структурных
элементах музыки гриотов, на ритмических и тональных конструкциях, пытаясь
применить к ним западноевропейские понятия лада, тона, метра. Увиденное
в одной местности тут же обобщается на всю Африку. И совершенно игнорируется
психологическая и духовная сторона этого феномена.
У гриотов есть поговорка: "Не рассказывай белым людям всего, что
знаешь, потому что они это обязательно запишут".
|