Леопольд Седар Сенгор

 

Леопольд Седар Сенгор

(Senghor)

автор теории негритюда, философ, поэт, первый президент Сенегала

 

Родился 9 октября 1906 года в местечке Жоаль, Сенегал.

В 1933 году окончил филологический факультет Сорбонны.

В 1935-58 (с перерывом в 1939-42) преподавал в учебных заведениях Франции.

В 1939-40 служил во французской армии; в 1940-42 был в немецком плену, затем участвовал во французском Движении Сопротивления.

В 1936-48 член Французской социалистической партии (СФИО).

В 1948 основал Демократический блок Сенегала (в 1959 преобразован в Прогрессивный союз Сенегала, ПСС).

С 1959 генеральный секретарь ПСС.

В 1945-60 занимал ряд министерских постов во Франции.

С 4 апреля 1959 по 20 августа 1960 председатель Федеральной ассамблеи Федерации Мали.

С сентября 1960 - президент Республики Сенегал; в декабря 1962 - февраля 1970 одновременно глава правительства.

 

Сенгор - один из создателей концепции "негритюда", утверждающей исключительность исторических судеб Африки и психического склада "африканской личности". Говоря о психологии африканского негра, Сенгор отмечал, что он - дитя природы, его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется западному, рационалистическому. По мнению Сенгора, именно отношение к объекту - к внешнему миру, к "другому", характеризует народ и его культуру. Африканский негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на субъективном уровне. Именно космический ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных клетках, именно на него человек реагирует поведением; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонительная реакция.

Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: "Я чувствую, я танцую "другого", я существую". Африканскому негру для осознания своего существования необходимо не "словесное определение", а объективное дополнение. Танцевать - значит открывать и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, существовать. Это - высшая форма познания. Поэтому познание африканского негра есть одновременно открытие и воссоздание.

Жизненная сила африканского негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом, нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логических категорий, не прикасаясь к нему. Слово негра возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки. Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность, и привносит в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классической Европы аналитичен, негра - интуитивен.

В негритюде присутствует также социальная критика европейского мира - атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности негра: религию, социальные структуры, искусство, литературу и главное - гениальность его языка.

 

Сенгор - почётный доктор наук Парижского, Страсбурского и других университетов; иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1969).

 

Архив публикаций:

 

Андрей Полонский. Девять жизней Леопольда Сенгора. Газета "1 сентября", №19-2001

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Основные сочинения Сенгора

Дух цивилизации и законы африканской культуры, 1956

Африканский социализм, N. Y. - L., 1964

Негритюд и германизм, 1965

Негро-африканская эстетика, 1964

Негритюд - это гуманизм XX века, Дакар, 1971

"Песни в, сумраке", стихи (1945)

"Песни для Наэтт", стихи (1949)

Поэтический цикл"Чёрные жертвы" (1948)

Драматическая поэма"Чака" (1949)

Стихотворения. P., 1974;

В русских переводах:

Песнь ночи и солнца, (послесловие М. Малышева), М., 1965

Избранная лирика, (предисл. М. Ваксмахера), М., 1969.

 

Ученые записки о нем:

Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968

Современные литературы Африки, М., 1973-74

Guibert A., L. S. Senghor, P., 1962 ("Poetes d'aujourd'hui")

Leusse Н. de, L. S. Senghor, l'Africain, P., 1967

Mezu S. O., L. S. Sengbor..., P., 1968 (лит. с. 207-29).

 

Сенгор в Интернет

 

Эдуард Лимонов
ЭТО Я - ЭДИЧКА
гл. 10. ЛЕОПОЛЬД СЕНГОР И БЭНЖАМЭН

...Опять потянулись ньюйорктаймцы. Читатели хуевы. Сизифы с грузом. Впрочем, читаю ее и я. Какая-то глупая гордость. Читаю по-английски, узнаю по-английски, по-английски, по-английски, что происходит в разных странах мира. Хоть туго, медленно, но читаю, узнаю, что в Уганде происходит, что в Кении, и в Израиле, и в Ливане, и что делает сейчас Леопольд Сенгор - президент Сенегала и поэт, который вместе со мной был напечатан в одном и том же номере австрийского литературного журнала, покойным его редактором Фидерманом в 1973 году. Я хочу написать Леопольду письмо - может быть, он пригласит меня. Хотя что ему - черному Марку Аврелию - до меня, но, может быть, и пригласит. Тогда я поеду в Сенегал. Наскребу, займу денег на билет, и поеду. Это не пустая мечта, пустых мечтаний у меня не бывает. Я буду жить в зеленом городе у президента и читать ему стихи. Что еще лучше может придумать воображение поэта? А? Я убегу от Нью-Йорка и буду снова, как в России, поэт, а не вэлфэрщик Эдичка.
Накрытый хрустящей скатертью белый стол в саду, и колышется африканская весна в ветвях окружающих деревьев. Бокалы на столе. Руки Сенгора и мои. Стихи... И я бы даже легко и безоблачно умер в этот момент, если бы враждебные президенту оппозиционные партии вдруг совершили бы нападение на резиденцию президента и вооруженные люди, вдруг появившись из зарослей в саду, прервали бы наши занятия. Я обязательно совершил бы какой-либо театральный жест. Презирая жизнь и смерть, я бы закрыл собой президента, и пуля попала бы мне в переносицу, там, где у меня всегда натирали раньше кожу очки, дужка очков, в это красное пятно. Вот туда. И брызнула бы густая кровь. И быстро закапала бы и оживила скатерть. Было бы красиво - красное на белом. А часть крови попала бы в холодный, только что наполненный бокал с белым вином, и вино бы мутнело, взаимообнимаясь с кровью.
Все это, конечно, очень театрально, но я почти не сомневаюсь, что поступил бы именно так, и я вполне могу написать письмо Леопольду Сенгору. А хули?
"Дорогой господин президент! Позвольте..."
Тут я вспомнил, что у меня с собой нет бумаги, а по опыту своей жизни и многолетнего поэтического творчества я знал, что можно выдумать, сложить в голове стихотворение или письмо, но пока я приду в отель и смогу записать выдуманное, связный текст испарится и на его месте окажутся клочковатые обрывки. И я пошел дальше. Пошел себе дальше...

Вернуться на главную