Леопольд Седар Сенгор
(Senghor)
автор теории негритюда, философ, поэт, первый президент
Сенегала
Родился
9 октября 1906 года в местечке Жоаль, Сенегал.
В 1933 году окончил филологический факультет Сорбонны.
В 1935-58 (с перерывом в 1939-42) преподавал в учебных
заведениях Франции.
В 1939-40 служил во французской армии; в 1940-42 был в
немецком плену, затем участвовал во французском Движении Сопротивления.
В 1936-48 член Французской социалистической партии (СФИО).
В 1948 основал Демократический блок Сенегала (в 1959 преобразован
в Прогрессивный союз Сенегала, ПСС).
С 1959 генеральный секретарь ПСС.
В 1945-60 занимал ряд министерских постов во Франции.
С 4 апреля 1959 по 20 августа 1960 председатель Федеральной
ассамблеи Федерации Мали.
С сентября 1960 - президент Республики Сенегал; в декабря
1962 - февраля 1970 одновременно глава правительства.
Сенгор
- один из создателей концепции "негритюда", утверждающей исключительность
исторических судеб Африки и психического склада "африканской личности".
Говоря о психологии африканского негра, Сенгор отмечал, что он - дитя
природы, его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Для
негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение.
Такое мироощущение противопоставляется западному, рационалистическому.
По мнению Сенгора, именно отношение к объекту - к внешнему миру, к "другому",
характеризует народ и его культуру. Африканский негр как бы заперт в своей
черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта:
от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества.
Он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать
его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день
творения: чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на субъективном
уровне. Именно космический ритм задает объект, именно он вызывает приятное
ощущение в нервных клетках, именно на него человек реагирует поведением;
если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонительная реакция.
Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу:
"Я чувствую, я танцую "другого", я существую". Африканскому
негру для осознания своего существования необходимо не "словесное
определение", а объективное дополнение. Танцевать - значит открывать
и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной
жизнью, существовать. Это - высшая форма познания. Поэтому познание африканского
негра есть одновременно открытие и воссоздание.
Жизненная
сила африканского негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума
белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом, нежели с
рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного
впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логических категорий,
не прикасаясь к нему. Слово негра возвращает объектам их первозданную
окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки. Оно пронизывает
объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность, и привносит
в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классической Европы
аналитичен, негра - интуитивен.
В негритюде присутствует также социальная критика европейского
мира - атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное
отношение к миру определяет все культурные ценности негра: религию, социальные
структуры, искусство, литературу и главное - гениальность его языка.
Сенгор
- почётный доктор наук Парижского, Страсбурского и других университетов;
иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1969).
Архив публикаций:
Андрей Полонский. Девять жизней Леопольда
Сенгора. Газета "1 сентября", №19-2001
БИБЛИОГРАФИЯ
Основные сочинения Сенгора
Дух цивилизации и законы африканской культуры, 1956
Африканский социализм, N. Y. - L., 1964
Негритюд и германизм, 1965
Негро-африканская эстетика, 1964
Негритюд - это гуманизм XX века, Дакар, 1971
"Песни в, сумраке", стихи (1945)
"Песни для Наэтт", стихи (1949)
Поэтический цикл"Чёрные жертвы" (1948)
Драматическая поэма"Чака" (1949)
Стихотворения. P., 1974;
В русских переводах:
Песнь ночи и солнца, (послесловие М. Малышева), М., 1965
Избранная лирика, (предисл. М. Ваксмахера),
М., 1969.
Ученые записки о нем:
Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной
Африки, М., 1968
Современные литературы Африки, М., 1973-74
Guibert A., L. S. Senghor, P., 1962 ("Poetes d'aujourd'hui")
Leusse Н. de, L. S. Senghor, l'Africain, P., 1967
Mezu S. O., L. S. Sengbor..., P., 1968 (лит. с. 207-29).
Сенгор
в Интернет
Эдуард Лимонов
ЭТО Я - ЭДИЧКА
гл. 10. ЛЕОПОЛЬД СЕНГОР И БЭНЖАМЭН
...Опять потянулись ньюйорктаймцы. Читатели хуевы. Сизифы с грузом. Впрочем,
читаю ее и я. Какая-то глупая гордость. Читаю по-английски, узнаю по-английски,
по-английски, по-английски, что происходит в разных странах мира. Хоть
туго, медленно, но читаю, узнаю, что в Уганде происходит, что в Кении,
и в Израиле, и в Ливане, и что делает сейчас Леопольд Сенгор - президент
Сенегала и поэт, который вместе со мной был напечатан в одном и том же
номере австрийского литературного журнала, покойным его редактором Фидерманом
в 1973 году. Я хочу написать Леопольду письмо - может быть, он пригласит
меня. Хотя что ему - черному Марку Аврелию - до меня, но, может быть,
и пригласит. Тогда я поеду в Сенегал. Наскребу, займу денег на билет,
и поеду. Это не пустая мечта, пустых мечтаний у меня не бывает. Я буду
жить в зеленом городе у президента и читать ему стихи. Что еще лучше может
придумать воображение поэта? А? Я убегу от Нью-Йорка и буду снова, как
в России, поэт, а не вэлфэрщик Эдичка.
Накрытый хрустящей скатертью белый стол в саду, и колышется африканская
весна в ветвях окружающих деревьев. Бокалы на столе. Руки Сенгора и мои.
Стихи... И я бы даже легко и безоблачно умер в этот момент, если бы враждебные
президенту оппозиционные партии вдруг совершили бы нападение на резиденцию
президента и вооруженные люди, вдруг появившись из зарослей в саду, прервали
бы наши занятия. Я обязательно совершил бы какой-либо театральный жест.
Презирая жизнь и смерть, я бы закрыл собой президента, и пуля попала бы
мне в переносицу, там, где у меня всегда натирали раньше кожу очки, дужка
очков, в это красное пятно. Вот туда. И брызнула бы густая кровь. И быстро
закапала бы и оживила скатерть. Было бы красиво - красное на белом. А
часть крови попала бы в холодный, только что наполненный бокал с белым
вином, и вино бы мутнело, взаимообнимаясь с кровью.
Все это, конечно, очень театрально, но я почти не сомневаюсь, что поступил
бы именно так, и я вполне могу написать письмо Леопольду Сенгору. А хули?
"Дорогой господин президент! Позвольте..."
Тут я вспомнил, что у меня с собой нет бумаги, а по опыту своей жизни
и многолетнего поэтического творчества я знал, что можно выдумать, сложить
в голове стихотворение или письмо, но пока я приду в отель и смогу записать
выдуманное, связный текст испарится и на его месте окажутся клочковатые
обрывки. И я пошел дальше. Пошел себе дальше...
|