Реклама:

ЗАКРЫТЬ

http://lashes.moscow/ татуаж бровей сделать перманентный макияж бровей.

 

На главную

 

 

Основные этнические группы Танзании

 

бена, вабена, народ группы банту в Танзании в бассейне рек Руфиджи и Большого Руаха. Близки народам хехе, поголо (погоро), сангу, матумби, денденуле. Постепенно сближаются с ньямвези. Численность 1875 тыс. человек. Говорят на языке бена-кинга. Бена сохраняют традиционные верования, есть мусульмане-сунниты, христиане-католики.
Традиционные занятия: основное - ручное подсечно-огневое земледелие (маниок, рис, кукуруза, просо-элевсина; батат, бобовые и прочие овощи), а также отгонное скотоводство (мелкий рогатый скот). Расширяется отходничество на сизалевые плантации и в крупные города. Традиционные ремёсла: плетение, изготовление одежды и утвари, резьба по дереву.
Поселения бена расположены на холмах и возвышенностях между долинами рек, заливаемыми водой в период дождей. Традиционное жилище - прямоугольный в плане дом с плоской крышей и внутренним двором, стены каркасно-столбовые, обмазаны глиной. Утварь из дерева, плетёная, глиняная, украшена резным орнаментом.
Традиционная одежда - кусок ткани, у мужчин - белого цвета, у женщин - ярких цветов. Распространена европейская одежда из современных тканей. На ногах - сандалии.
Основная пища растительная (каши, похлёбки из зерновых, овощей, бананы сырые и печёные, овощи, фрукты).
Счёт родства патрилатеральный, брак патрилокальный. Социальная структура основана на системе патриархально-племенных генеалогических связей. Основная ячейка - большая патриархальная семья.
Традиционные верования - культы предков, сил природы. Характерны деревянные антропоморфные стелы, связанные с отправлением культа предков. Богат песенно-танцевально-музыкальный фольклор.

К. П. Калиновская

гого, вагого (самоназвание), народ группы банту в Танзании (в центральной части). Численность 1080 тыс. человек. Говорят на языке чигого. Большинство гого придерживается традиционных верований, есть мусульмане-сунниты.
Занимаются ручным земледелием (сорго, просо, маис, бобовые и клубневые культуры) и разведением крупного рогатого скота, имеющим ритуальное и престижное значение; выращивают овощи.
Пища - в основном каши.
Традиционные поселения разбросанные, жилище прямоугольное, с плетёными стенами, обмазанными глиной.
Сохраняется большая семья, живущая отдельным домохозяйством. Несколько домохозяйств объединяются в соседскую общину. Сохраняются пережитки патрилинейных родов, границы расселения которых чётко не фиксированы. Институт вождей с административными и экономическими функциями введён британской администрацией, в доколониальное время отсутствовал: традиционные вожди (мутеми) исполняли только религиозные функции.
Распространены анимистические культы, тотемизм, колдовство.

А. В. Никифоров

джагга, чагга, вачагга, народ группы банту в Танзании. Живут на южном и восточном склонах горы Килиманджаро. Близки по языку и культуре паре. Численность (вместе с паре) 1,4 млн. человек. Говорят на языке киджагга (кичагга). Распространён также язык суахили. Джагга - христиане (католики), есть мусульмане-сунниты, часть придерживается традиционных верований.
Джагга, как и другие банту, мигрировали на современную территорию в XIII-XVI вв., процесс этнической консолидации завершился в середине XIX века.
Основные традиционные занятия - ручное террасное земледелие (бананы, просо, кукуруза) и скотоводство (крупный рогатый скот). В колониальный период стали выращивать кофе. Ремёсла - кузнечное (мотыги, копья, украшения) и резьба по дереву (посуда, щиты).
Поселения разбросанные. Жилища шлемовидной формы без окон, покрытые травой, с конца XIX века строят четырёхугольные дома суахилийского типа.
Традиционная одежда - меховые накидки, головные уборы, повязки на лодыжках и хвосты.
Основная пища - бананы, молоко, мясо.
Сохраняется музыкальный фольклор; деревянные духовые инструменты, песенный эпос.

А. С. Балезин

зарамо, вазарамо, дзаламо, сагара, народ группы банту в Танзании. Расселены в низовьях рек Руфиджи, Руву, Вами, в окрестностях города Морогоро и далее почти до океанского побережья. Вместе с родственными народами лугуру и сагара насчитывают 1,4 млн. человек. Говорят на языке кизарамо (кидзаламо). В основном зарамо мусульмане-сунниты, часть зарамо сохраняет традиционные верования.
Основная отрасль традиционного хозяйства - ручное тропическое подсечно-огневое земледелие (просо, сорго, кукуруза, рис, бобовые, маниок, кассава, банан, орех кэшью, кокосовая пальма). Занимаются также рыболовством и в меньшей мере скотоводством. Развито отходничество, главным образом на плантации сизаля, кофе, хлопчатника и в города.
Зарамо имеют племенную социальную структуру. Счёт родства матрилинейный.
Традиционные поселения рассеянной планировки. Традиционный тип жилища - четырёхугольного в плане - почти вытеснен тукулем - круглой в плане хижиной, с каркасными стенами из сплетённых жердей и прутьев, обмазанных глиной, с конусообразной соломенной крышей, нависающей над стенами; иногда крышу покрывают банановыми или пальмовыми листьями. Зажиточные строят четырёхугольные кирпичные дома с двускатной крышей, крытой черепицей или кровельным железом.
Традиционная одежда зарамо из хлопчатобумажной ткани. У мужчин - длинная белая рубаха свободного покроя, на голове тюрбан, феска или шапочка, на ногах грубые кожаные сандалии. У женщин - блуза, штаны по щиколотку, передник, на голове свободно наброшенная чёрная накидка.
Основная пища - растительная (каши, похлёбки из зерна, бобовых, овощей, лепёшки из муки маниока, кукурузы, фрукты, овощи).
Традиционные верования - анимизм, культы предков и сил природы. Фольклор - исторические, этногенетические мифы; развито музыкально-танцевальное творчество.

К. П. Калиновская

ираку, иракв, иракуа (самоназвание), мбулу, народ группы кушитов в Танзании (между озёрами Эяси и Маньяра на юго-западе области Аруша). К ираку близки горова, или фиоме (район горы Фиоме), алава, или алагва (верховья реки Бубу) и мбугу (к югу от озера Эяси). Численность 500 тыс. человек. Говорят на языке ираку. Часть ираку - христиане (католики и протестанты, приверженцы Лютеранской церкви ираку). Наибольшая часть ираку сохраняет традиционные верования.
Основное занятие мужчин - разведение скота (крупный и мелкий рогатый скот, овцы и козы), женщин - ручное тропическое земледелие (сорго, элевсина, кукуруза, бобовые, арахис). Развиты плетение циновок и корзин, обработка шкур, выделка кож и изделий из них; резьба по дереву, изготовление изделий из меди.
Тип поселения рассредоточенный. Традиционное жилище двухэтажное, круглое, с плетёнными из лозы и обмазанными глиной стенами и конической тростниковой крышей.
Одежда - рубахи и штаны из хлопчатобумажных тканей, накидки, повязки.
Основная пища - каши, овощи, молоко, нередко смешанное с кровью.
Семья малая, счёт родства патрилинейный, сохраняют значение матрилинейные связи.
Традиционные верования - племенные культы предков, сил природы, тотемизм, магия. Богатый фольклор, танцевально-песенное музыкальное творчество.

К. П. Калиновская

ирамба, иламба, ланги, анирамба, памби, народ группы банту в Танзании. Населяют область Сингида в окрестностях горы Киньянгири. Ирамба близки народам ньятуру, сукума, ньямвези. Численность ирамба вместе с родственными иранги (иланги) 800 тыс. человек. Говорят на языке ирамба. Придерживаются традиционных верований. Незначительная часть ирамба исповедует христианство и ислам суннитского толка.
Традиционное хозяйство сочетает две отрасли: ручное тропическое земледелие (элевсина, сорго, кукуруза, бобовые, маниок) и скотоводство в отгонной форме (крупный и мелкий рогатый скот). Разделение труда осуществляется по полу и возрасту в соответствии с отраслями хозяйства и сезонностью. Подготовку поля под посев осуществляют мужчины вместе с женщинами, все остальные земледельческие работы (сев, уход, уборка, переработка, распределение продуктов) выполняют женщины. В скотоводстве в основном занято мужское население. Развиты ремёсла: резьба по дереву (мелкая скульптура, утварь), плетение из растительных волокон (корзины, сосуды, циновки, мелкая утварь), изготовление металлических украшений.
Поселения имеют кучную планировку. Традиционное жилище - четырёхугольное в плане, стены углублены в землю, сплетены из ветвей и прутьев, обмазаны глиной, плетёный остов четырёхскатной шатровой крыши опирается на столбы. Хижины одного домохозяйства нередко ставят вплотную одна к другой, образуя ими внутренний четырёхугольный двор - крааль для скота, куда его помещают после выпаса на пастбище.
Мужская одежда состоит из коротких штанов и рубахи из хлопчатобумажной ткани, женская - длинное хлопчатобумажное платье свободного покроя или рубашка с короткими рукавами и юбка. На ногах грубые сандалии.
Пища в основном растительная - каши из зерновых, бобовых, лепёшки с острыми приправами на перце, соусы из овощей и растительного масла, овощи, фрукты, кисломолочные продукты, мясо редко.
Счёт родства матрилинейный. Брак матрилокальный. В основе социальной организации племенные генеалогические связи, образующие племенную структуру. Сельская оседлая и подвижная община совпадает с племенными подразделениями.
Богато устное творчество, танцевально-музыкальный фольклор. Сохраняются бки тотемизма, почитание духов предков.

К. П. Калиновская

кинга, вакинга, группа народов банту в Танзании (к северу от озера Ньяса) и в пограничных районах Замбии и Малави. Кинга близки по языку и культуре киси, кукве, муанга, нгонде, ндали, ньякуса, ньика, сафва и др. Их общая численность в Танзании 1510 тыс. человек, в Малави 90 тыс. человек. Говорят на языке группы бена-кинга. Большинство кинга придерживается традиционных верований (культ предков, племенных вождей), часть - христиане (католики, есть протестанты).
Основное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (просо, кукуруза, сорго, бобовые, батат, тыква, кунжут, маниок). Обрабатываемые участки перемежались с территориями залежей разного возраста (от 2-3 до 15-20 лет). Традиционные ремёсла - резьба по дереву (маски, скульптуры и др.), плетение из соломы (корзины, сосуды, циновки), окрашенной в красный и чёрный цвета. Развито отходничество на горнопромышленные предприятия и в города.
Поселения встречаются как разбросанной, так и компактной планировки; некоторые деревни окружены частоколом. Жилище - суданского типа с крышей, нависающей над стенами. Своеобразны глиняные круглые зернохранилища.
Одежда европейского типа из фабричных хлопчатобумажных тканей.
Основная пища - растительная.
Традиционная социальная структура родо-племенная, община возглавляется старейшиной; счёт родства патрилинейный, брак патрилокальный.
Сохраняется танцевально-музыкальный фольклор.

Б. В. Андрианов

куриа, кулиа, булиа, тенде, народ группы банту на севере Танзании и юге Кении. Численность 363 тыс. человек, в том числе в Танзании 213 тыс. Говорят на языке игикуриа. Куриа - в основном католики, часть - приверженцы христианско-африканской церкви Легия Мария.
Предки куриа в XV-XVI вв. пришли на берега озера Виктория из Центральной Африки под давлением луо, а позднее масаи. Они разделились на северных (современные лухья) и южных (современные гусии и куриа).
Основные традиционные занятия - интенсивное тропическое ручное земледелие с сооружением оросительных каналов и террас (сорго, элевсина, товарные культуры - арахис и хлопчатник), скотоводство (овцы, козы), на берегу озера Виктория - рыболовство. Развито художественное ремесло: изготовление деревянных, глиняных или кованных из железа масок, скульптуры и др.
Семья большая патриархальная, развита система половозрастных классов.
Поселения компактные. Жилища суданского типа: круглые, со стенами из плетёного каркаса, обмазанного глиной, и конической крышей из травы или пальмовых листьев, делятся циновками на жилую часть, кухню и помещение для молодняка.
Мужская одежда европейского типа, женщины носят яркие цветные платья; разнообразны женские причёски.
Традиционная пища - каши и похлёбки, кукурузные лепёшки с острой овощной приправой, поджаренные зёрна кукурузы и арахиса, бананы, рыба.

Б. В. Андрианов

масаи, ил-масаи (самоназвание), маасаи, барагуйу, народ группы нилотов в пограничных районах Кении и Танзании. Численность в Кении 400 тыс. человек, в Танзании 270 тыс. человек. Язык масаи шари-нильской группы нило-сахарской семьи. Придерживаются традиционных верований.
Этногенез связан с миграцией нилотов в XVI-XVII вв. К югу от озера Рудольф (Туркана). В XX веке были оттеснены английскими колонизаторами в засушливый район на границе с Танзанией.
Основные традиционные занятия - кочевое скотоводство (зебу, ослы; пасут скот неженатые юноши, доят женщины), пчеловодство, охота, рыболовство. Особые группы масаи (квави, аруша) занимаются земледелием (элевсина, тыквы, маис), считающимся занятием непрестижным.
Ремёсла: кузнечное (копья), изготовление одежды и щитов из шкур, музыкальных инструментов, табакерок и посуды из рогов и копыт. Издавна существовал натуральный обмен между масаи и земледельческими народами - кикуйю, джагга. В современной Танзании правительство предпринимает меры для перевода масаи к оседлости.
Традиционное поселение - крааль, насчитывал от 20 до 50 хижин, был обнесён оградой. Хижины наземные, сплетены из прутьев, покрытых травой и обмазанных глиной и навозом, с плоской крышей, у масаи-земледельцев - с конической крышей из травы.
Традиционная одежда - накидка и повязка из кожи, у воина - головной убор из страусовых перьев, украшения из шкур, у женщин - массивные воротники из нескольких рядов проволоки (в настоящее время - чаще украшения из бисера). Головы бреются, воины носят косицы. Два передних зуба из нижней челюсти удаляются, уши прокалываются, мочки удлиняются.
Основная пища - молоко и молочные продукты, кровь, смешанная с молоком (скот забивался в редких случаях). Дети и женатые мужчины едят также овощи, вымениваемые у земледельцев.
Масаи делились на территориальные общины, распоряжавшиеся пастбищами. Патрилинейные роды сохранили значение при заключении брака и наследовании. Брак патрилокальный. Была распространена полигиния; количество жён определялось возрастом, величиной и богатством рода. За жену уплачивался выкуп скотом (представлял для масаи основную ценность).
Существовала развитая система возрастных классов, инициаций. Неженатые юноши в возрасте от 12-17 до 25-30 лет составляли отряды воинов (они пасли скот, совершали ради захвата скота набеги на соседние племена, жили в особых краалях). Управлением общины ведал совет старейшин. Большую роль играли военные вожди и лайбоны (церемониальные старейшины); власть великого лайбона была сакрализована.
Верховное божество - божество неба, громовник Нгаи (Энгаи).

А. С. Балезин

ньямвези, ваньямвези (самоназвание - "лунные люди" - от "мвези", "луна", или "западные люди" - от "мвели", "запад"), народ группы банту в Танзании (на равнинах в областях Табора, Шиньянга и Мванза). Близки ирамба, ньятуру и сукума. Численность вместе с сукума и ньятуру 4,6 млн. человек. Говорят на языке киньямвези, имеющем несколько диалектов. Распространён также язык суахили. Придерживаются традиционных верований; есть мусульмане-сунниты, христиане (главным образом католики).
Ньямвези сложились в результате миграций банту в XVII-XVIII веках.
Основные занятия - ручное земледелие (сорго, просо, маис, бананы, маниок, в колониальный период - табак, сахарный тростник), на севере - скотоводство (короткорогий горбатый зебу, козы, овцы). В XIX веке включились в караванную торговлю с суахилийским побережьем, часто нанимались носильщиками грузов. Почётным занятием считается охота на крупную дичь. Традиционно развиты плавка и ковка железа (кузнецы прежде образовывали отдельные поселения), обработка луба и дерева.
Сейчас многие ньямвези работают на предприятиях города Табора.
Поселения разбросанного типа на склонах холмов состоят из круглых хижин на каркасной основе с конической травяной крышей. В южных районах прямоугольные жилища с плоской крышей образуют замкнутое пространство для загона скота.
Традиционная одежда - покрывало из кожи или луба. Распространяется европеизированная одежда; одежда мусульман близка к одежде суахили.
Традиционная пища в основном растительная. Употребляют мясо коз и диких животных. Молока не пьют.
Социальная организация - территориально-родовые объединения во главе с носителями потестарной власти, обладавшими ритуальными функциями (нтеми). В середине XIX века ньямвези создали раннегосударственное объединение. Счёт родства матри-, патри- и билинейный. Нормативная моногамия отсутствовала. Традиционная семья большая, патриархальная. Существовали тайные танцевальные и охотничьи союзы. Традиционная социальная организация разрушена. Характерны кооперация хозяйства, обычаи взаимопомощи.
Развито песенное и танцевальное искусство, существуют мужские танцевальные группы - пуба, или бену, а также смешанные группы. Традиционные верования - культ предков. Характерны глиняные культовые фигурки.

А. С. Балезин

ньятуру, туру, ваньятуру, рими (самоназвание), народ группы банту в Танзании (в центральной части, к северу от железнодорожной магистрали Дар-эс-Салам - Табора). Близки ньямвези, сукума, ирамба. Численность около 200 тыс. человек. Говорят на языке киньятуру. Распространён также суахили. Ньятуру - в основном мусульмане-сунниты, часть придерживается традиционных верований.
Возводят своё происхождение к мифическому первопредку Муньятуру, или Мурими (отсюда самоназвание).
Основные традиционные занятия - ручное земледелие (маис, просо, бобовые, из товарных культур - табак), разведение крупного и мелкого рогатого скота, имеющего престижное значение. Сельскохозяйственные орудия - веслообразная палка и мотыга с короткой ручкой.
Жилище прямоугольное, из дерева и глины, состоит из комнаты и прихожей. В зависимости от состава семьи усадьба может включать несколько жилых построек. Каждая усадьба имеет загон для скота, огороженный частоколом.
Пища - в основном каши, иногда употребляют мясо и молоко.
Институт вождей отсутствовал, вожди стали назначаться лишь в период германского колониального господства (с начала XX века). Характерны генеалогии локализованных родовых групп (до 12 поколений) при отсутствии правящих династических родов. Некоторые генеалогии связывают ньятуру с датога (татуру). Большая семья вытесняется малой.

А. В. Никифоров

сандаве, народ в Танзании, в центральных районах (округ Кондоа). Численность 70 тыс. человек. Говорят на языке сандаве койсанской семьи. Широко распространены языки соседних банту, в том числе язык суахили. Сохраняют традиционные верования. В XX веке часть сандаве христианизирована (протестанты).
По традиционному типу хозяйства - бродячие охотники и собиратели. С начала XX века у отдельных групп распространяется ручное земледелие, мелкий рогатый скот (козы), куры.
В основе традиционной социальной организации - мелкие группы из нескольких малых семей.
Значительная часть сандаве восприняла элементы культуры соседних ньятуру (западные сандаве) и гого (южные сандаве). В верованиях широко представлены культы духов леса, животворной и вредоносной силы животных и растений, скал, магия.

Н. М. Гиренко

суахили, васуахили, васвахили (самоназвание; буквально - "береговые люди", от арабского сахиль - "берег"), народ группы банту в Восточной Африке. Населяет побережье Индийского океана в Кении, Д. Р. Конго, Танзании, Мозамбике и др., а также соседние острова. Общая численность 2400 тыс. человек, в том числе в Танзании 2060 тыс. человек и Д. Р. Конго 130 тыс. человек. Говорят на языке кисуахили. Диалекты: ламу, мрима, мангата, мвита, патта, сию, вумба и др. Письменность на основе арабского алфавита с X века, на основе латинского с конца XIX - начала XX вв. Суахили - мусульмане-сунниты.
В этногенезе суахили участвовали потомки аборигенного населения береговой полосы, смешавшиеся с переселявшимися сюда (с первых веков нашей эры) индийцами, арабами, персами, а также с представителями различных племён, вывезенными арабами в качестве рабов из внутренних областей Африки. Формирование этнокультурной общности суахили происходило в городах-государствах Пате, Ламу, Момбаса, Занзибар, Килва и др., расцвет которых приходится на XII-XV века, новый подъём - на середину XVIII - начало XIX вв.
Традиционные занятия - рыболовство и ручное земледелие (кокосовая пальма, гвоздичное дерево, бананы, просо, маис, элевсина, сахарный тростник, батат, ямс, бобовые и тыквы). Были развиты мореходство и торговля (в том числе посредническая). Ремёсла - резьба по камню и дереву, гончарное дело (из красной глины с чёрным орнаментом), ткацкое, плетение, строительство судов и др.
Традиционные поселения - компактные огороженные деревни и города. Жилище - четырёхугольный деревянный дом с двускатной крышей, без окон. Городские дома каменные, в несколько этажей, с портиком перед входной дверью и внутренним или задним двором.
Традиционная одежда женщин - хлопчатобумажная накидка, мужчин - материя, обёрнутая вокруг бёдер, или длинное белое одеяние (канзу) с головным убором.
Традиционная пища - разнообразные блюда из риса, кокосы, рыба, маисовые лепёшки, бобовые, бананы и овощи, реже мясо и молоко.
Суахили восприняли ислам суннитского толка в X-XIII веках. Создали богатую духовную культуру. С XII-XIII веков известны хроники городов-государств (самая богатая и, по-видимому, древняя - хроника Пате). С X-XI веков известны стихотворные (машаири) и песенные жанры, эпические поэмы (тензи). Среди суахили было значительное число грамотных, существовали коранические школы.

А. С. Балезин

сукума, васукума (самоназвание; буквально - "северные люди"), народ группы банту в Танзании (в саваннах южного побережья озера Виктория). Численность около 1300 тыс. человек. Близки ньямвези, ирамба и ньятуру. Говорят на языке сукума (кисукума, или гве). Диалекты: собственно сукума, кия и др. Большинство сукума владеет также суахили. Придерживаются традиционных верований, часть - христиане.
Традиционное занятие - ручное земледелие (сорго, просо, маис, в колониальный период - хлопок). Существенное значение (в том числе и ритуальное) имеет разведение крупного рогатого скота (короткорогий горбатый зебу), разводят также коз и овец, занимаются охотой, рыболовством. Развиты кузнечное ремесло, обработка луба и дерева (мужские занятия), гончарство (женское занятие).
Традиционные поселения большие, компактные, огороженные, состоят из круглых жилищ (мсонге) с травяной конической крышей.
Одежда - покрывала из кожи или луба.
Традиционная форма общественного устройства - племя-вождество, объединявшее билатеральные и унилатеральные экзогамные родовые группы. Малые семьи находились в значительной экономической зависимости от родовых и общинных объединений. Существовали возрастные классы и тайные союзы. Нормативная моногамия отсутствовала, появляется у христианизированных групп.
Существует культ предков. Распространены ритуальные глиняные фигурки. Развит танцевальный фольклор.

А. С. Балезин

фипа, вафипа (самоназвание), народ группы банту на юго-западе Танзании и в пограничных районах Замбии и Малави. Численность фипа вместе с родственными народами муанга, пимбе (бапимбве), рунга, ванда и др. в Танзании 340 тыс. человек, в Замбии 275 тыс. человек, в Малави 165 тыс. человек. Говорят на языке кифипа. Большая часть фипа придерживается традиционных верований, есть христиане.
Традиционное занятие - подсечно-огневое ручное земледелие (просо, сорго, маниок, арахис, бобовые, тыквы, батат, кукуруза, бананы). Основное ремесло - резьба по дереву (маски, мебель и др.). У современных фипа развито отходничество на плантации кофе и бананов. Традиционная социальная организация: вождество, патрилатеральные родовые группы. Семья малая, брак патрилокальный. Поселение разбросанное. Жилище круглое, из прутьев, обмазанных глиной, с конической крышей. Традиционная пища - похлёбки, каши из проса и сорго, лепёшки с острыми приправами; корнеплоды (маниок, ямс, батат) и бананы употребляют жареными и варёными; из сока пальм и бананов готовят пиво. В приозёрных областях употребляют рыбу. Традиционная одежда (набедренные повязки) используется лишь при работе. У фипа разнообразны музыкальные инструменты (струнные, духовые, ксилофоны, барабаны).

Б. В. Андрианов

ха, баха, ваха (самоназвание), народ группы банту на западе Танзании (главным образом область Кигома); родственен рунди. Численность 600 тыс. человек. Говорят на языке киха. Верующие ха - в основном протестанты.
Традиционные занятия - ручное земледелие (сорго, просо, кукуруза, кассава, земляной орех, бобовые, картофель, пшеница) и скотоводство. Собственность на землю общинная, земля принадлежит владельцу до тех пор, пока он её обрабатывает. Пастбища используются сообща. Тип поселения хуторской, возделываемые поля находятся вокруг усадьбы. Традиционное жилище - ульеобразная хижина из бамбука с крышей из травы; современные ха заимствовали у соседних народов прямоугольные дома. Традиционная одежда из растительных волокон, шкур. Традиционная пища - каши из проса и кассавы, приправы из овощей. Из бананов изготовляют пиво, употребляемое при церемониях. Во главе племён-вождеств ха стояли вожди. Традиционно деление на экзогамные патрилатеральные группы - роды и линиджи. Брак патрилокальный. Семья малая, в прошлом преобладали большие семьи. Нормативная моногамия появилась у христианизированного населения. Сохранились культы предков, духов природы, магия, богатый фольклор (сказки, пословицы, поговорки).

А. В. Никифоров

хадза (самоназвание), хадзапи, хатса, народ в Танзании (вытесняются иссансу, мбулу и масаи в район озера Эяси). Численность 1 тыс. человек. Говорят на языке хадзапи, или хатса. Придерживаются традиционных верований.
Хадза - охотники и собиратели засушливых саванн. Охотятся в сухой сезон, кочуя группами по 40-70 человек. Охотничье оружие - лук и стрелы; наконечники стрел, ножи, иногда топоры выковывают из выменянного железа. Собирают плоды дикорастущих растений, птичьи и черепашьи яйца, кочуя в дождливый сезон группами до 20 человек, в разгар сухого сезона в поисках плодов мтусси объединяются по 100 и более человек. В периоды засухи обменивают у иссансу кость, шкуры на зерно. Жилище - травяная хижина с каркасом из ветвей, в дождливый сезон живут в пещерах. Хижины располагают близко друг к другу в естественно защищённом месте. Традиционная одежда у женщин - кожаный передник, у мужчин - пояс стыдливости и передник из шкур; при переходах по колючкам носят сандалии.
Семья малая. Брак моногамный патрилокальный. Образующиеся локальные группы семей возглавляют наиболее удачливые охотники, при объединении нескольких групп избирается главарь.

хехе, вахехе (самоназвание), народ группы банту в Танзании (верхнее и среднее течение реки Большая Руаха и Руфиджи). Численность хехе вместе с близкими им бена, поголо, матумби, мдемдеум 1,5 млн. человек. Говорят на языке кихехе. Большинство хехе придерживается традиционных верований, имеются мусульмане-сунниты и католики.
Этнос сложился на основе мелких племён, объединившихся в середине XIX века, чтобы отразить нападения нгони. Традиционное занятие - ручное земледелие (элевсина, сорго, кукуруза, бобовые, маниок), местами подсечно-огневое, местами с применением севооборота и удобрений. В районах, где нет мухи цеце, разводят крупный и мелкий рогатый скот. Развиты художественные ремёсла - резьба по дереву (утварь, мебель, двери хижин, характерная антропоморфная столбовая скульптура), плетение из соломы. Поселения разбросанные. Преобладают прямоугольные каркасные жилища с двускатными соломенными крышами. На востоке встречаются тембе - прямоугольные каркасные хижины с плоской земляной крышей, нередко образующие квадратное селение с двором посередине. Традиционная мужская одежда - длинная рубаха, с широкими рукавами и набедренная повязка, женская - платье с короткими рукавами. Основная пища - похлёбки, каши, лепёшки с острой приправой. Сохраняется соседcкая община. Брак патрилокальный, распространён ортокузенный брак. Нормативная моногамия - только у христиан. Развиты культы предков, сил природы; распространено колдовство, особым почётом пользуются вызыватели дождя. Сохранился богатый фольклор; разнообразны музыкальные инструменты: флейты, барабаны, ксилофоны.

Б. В. Андрианов

шамбала, шамбаа, самбаа, васамбаа (самоназвание), народ группы банту в Танзании, в основном на северо-востоке страны в возвышенной области Усамбала. Включают группы различного происхождения, испытали культурное влияние суахили. Шамбала близки таита, камба, группе бондеи, дое, зигула (зигуа), квере. Численность шамбала вместе с зигула 1,2 млн.человек. Сохраняют традиционные верования, есть мусульмане-сунниты, христиане-протестанты.
В XIX веке, в связи с развитием меновой торговли между суахили и внутренними областями Восточной Африки, у шамбала возникло раннегосударственное образование во главе с наследственным вождём (симбамвене).
Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура - банан; также кукуруза, бобовые, маниок, батат, товарные культуры - рис, кофе, хлопок, табак, овощи). В небольшом количестве в долинах разводят крупный (в основном для обмена) и мелкий рогатый скот, кур. В кооперативных хозяйствах производят экспортные культуры. Развито отходничество в города. По материальной культуре близки к суахили.
Семья малая, брак патрилокальный. У нехристианизированных групп сохраняются большая семья и полигиния.
Традиционные верования - культ предков. До 60-х гг. XX века сохранялись традиционные половозрастные группы, инициации.

Н. М. Гиренко

Сведения взяты с ресурса rubricon.ru

 

Вернуться на главную