Ликвидируется Миссия наблюдателей ООН в Анголе

99.01.17, документ ООН. В связи с крахом мирного процесса в Анголе Генеральный секретарь рекомендует по истечении 26 февраля мандата МНООНА ликвидировать Миссию.

Отметив, что мирный процесс в Анголе потерпел крах и страна оказалась в состоянии войны, Генеральный секретарь Кофи Аннан в своем докладе Совету Безопасности от 17 января 1999 года (S/1999/49) заявил, что у МНООНА нет иного выбора, как продолжать сокращать свое присутствие и провести упорядоченную репатриацию персонала и имущества Организации Объединенных Наций. После истечения 26 февраля мандата МНООНА Организация Объединенных Наций приступит к технической ликвидации Миссии. Указав на решимость сторон в Анголе попытать счастья на поле боя, постоянное ухудшение положения в плане безопасности и неспособность МНООНА выполнять свой мандат, Генеральный секретарь пришел к выводу, что условий для конструктивного выполнения Организацией Объединенных Наций миротворческой роли более не существует. Он отметил, что правительство Анголы не намерено выступать в поддержку продления срока пребывания МНООНА по истечении 26 февраля 1999 года ее действующего мандата. Персонал и имущество всех опорных пунктов и региональных штабов МНООНА надлежало эвакуировать в столицу страны Луанду к середине февраля, а большую часть миротворческого персонала Организации Объединенных Наций — репатриировать к 20 марта. Генеральный секретарь предложил оставить пехотную роту численностью до 200 человек для охраны имущества Организации Объединенных Наций в первые месяцы ликвидации миссии.

Генеральный секретарь, однако, подчеркнул, что международное сообщество и Организация Объединенных Наций не должны бросать ангольский народ на произвол судьбы. И без того критическая гуманитарная ситуация может перерасти в полномасштабную катастрофу, а ожесточенные боевые действия влекут за собой ужасные последствия для гражданского населения. Поэтому он выразил намерение назначить базирующегося в Нью-Йорке специального посланника по Анголе и по возможности продолжить в стране деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека и в гуманитарной области.

21 января 1999 года: Совет Безопасности, будучи озабочен гуманитарными последствиями конфликта в Анголе, настоятельно призывает щедро финансировать Совместный гуманитарный призыв 1999 года в отношении Анголы.

В заявлении Председателя Совета Безопасности от 21 января 1999 года (S/PRST/1999/3) Совет с тревогой отметил серьезное ухудшение политической и военной ситуации в Анголе и выразил свою глубокую озабоченность по поводу гуманитарных последствий конфликта для народа Анголы. Совет настоятельно призвал международное сообщество оказать поддержку правительству Анголы в осуществлении лежащей на нем главной ответственности за удовлетворение гуманитарных потребностей народа Анголы. В этой связи он настоятельно призвал государства-члены щедро финансировать Совместный гуманитарный призыв 1999 года в отношении Анголы.

24 февраля 1999 года: после того как правительство Анголы выражает мнение о том, что в продолжении многокомпонентного присутствия Организации Объединенных Наций в стране уже нет необходимости, Генеральный секретарь информирует Совет Безопасности о технической ликвидации МНООНА.

В докладе, представленном Совету 24 февраля 1999 года (S/1999/202), Генеральный секретарь заявил, что обстановка в Анголе остается угрожающей и в некоторых районах страны продолжаются ожесточенные бои. Отношения между правительством Анголы и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА), возглавляемым г-ном Жонасом Савимби, по-прежнему характеризуются глубокой враждой и недоверием.

27 января 1999 года правительство Анголы информировало Специального представителя Генерального секретаря о том, что, по его мнению, в продолжении многокомпонентного присутствия Организации Объединенных Наций в Анголе необходимости нет. Правительство выразило мнение о том, что Организации Объединенных Наций следует продолжать свою деятельность через специализированные учреждения при координации со стороны Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Правительство Анголы указало, что будет и впредь поддерживать контакты с представителями учреждений и программ Организации Объединенных Наций по вопросам, касающимся гуманитарной помощи, прав человека, и по другим вопросам, представляющим интерес для народа Анголы. Что касается МНООНА, то, по мнению правительства, причины для сохранения присутствия МНООНА отпали. В своем письме президент душ Сантуш далее подчеркнул, что его правительство не возражает против назначения представителя Генерального секретаря, который будет из Нью-Йорка поддерживать контакты с правительством Анголы, контролируя развитие ситуации в стране. Генеральный секретарь заявил, что продолжит консультации с правительством относительно форм дальнейшего присутствия Организации Объединенных Наций и информирует Совет Безопасности об итогах этих консультаций.

Передислокация персонала и имущества Организации Объединенных Наций проходила слаженно и в целом в соответствии с существующими планами, несмотря на дефицит авиационных средств, имеющихся в распоряжении МНООНА. Все опорные пункты и региональные штабы МНООНА были переведены в Луанду к 23 февраля. По состоянию на 24 февраля 1999 года с начала 1999 года были репатриированы в общей сложности 325 военных и гражданских полицейских наблюдателей МНООНА. Что касается воинских подразделений, то намибийский контингент был репатриирован 22 февраля, а португальское подразделение связи должно покинуть Анголу к концу февраля 1999 года. Подразделение российских вертолетчиков по плану должно отбыть вскоре после истечения мандата МНООНА. Техническая ликвидация МНООНА и предшествовавших ей миссий, совокупное присутствие которых в Анголе охватывает почти десятилетний период, представляет собой важную задачу для Организации, и для ее выполнения может понадобиться более шести месяцев, что потребует присутствия в Анголе значительного числа административных сотрудников, работников служб материально-технического обеспечения и прочего персонала, а также небольшой медицинской части. Большая часть остального военного, полицейского и гражданского персонала будет репатриирована к концу марта 1999 года.

26 февраля 1999 года: Совет Безопасности принимает к сведению истечение в этот день мандата Миссии и одобряет техническую ликвидацию миссии.

26 февраля 1999 года Совет Безопасности принял резолюцию 1229 (1999), в которой он принял к сведению, что мандат МНООНА истекает 26 февраля 1999 года. Совет одобрил рекомендации Генерального секретаря от 24 февраля 1999 года (S/1999/202) в отношении технической ликвидации МНООНА. Совет подтвердил, что, несмотря на истечение мандата МНООНА, применяемое к МНООНА Соглашение о статусе Сил продолжает действовать, согласно его соответствующим положениям, до отбытия из Анголы последних элементов МНООНА. Он постановил, что компонент МНООНА, занимающийся правами человека, будет продолжать свои нынешние мероприятия в течение ликвидационного периода. Была выражена глубокая озабоченность в связи с отсутствием прогресса в расследовании падения двух воздушных судов, арендованных Организацией Объединенных Наций, и потерей при подозрительных обстоятельствах, других коммерческих воздушных судов в районах, контролируемых УНИТА. Совет призвал всех, кого это касается, особенно УНИТА, сотрудничать в проведении немедленного и объективного международного расследования этих инцидентов и способствовать ему.

7 мая 1999 года: Совет Безопасности, будучи встревожен гуманитарным кризисом, учреждает группы экспертов в связи с нарушениями мер, которые были введены в отношении УНИТА.

В принятой им 7 мая 1999 года резолюции 1237 (1999) Совет Безопасности, выразив свою тревогу в связи с последствиями кризиса для гражданского населения Анголы с гуманитарной точки зрения, подчеркнул, что прочного мира и национального примирения в Анголе можно добиться только путем политического урегулирования конфликта. Совет выразил сожаление по поводу ухудшения положения в Анголе, что обусловлено в первую очередь отказом УНИТА под руководством г-на Жонаса Савимби выполнять свои обязательства по Соглашениям об установлении мира, Лусакскому протоколу и соответствующим резолюциям Совета Безопасности. Он осудил продолжающиеся неизбирательные обстрелы УНИТА гражданского населения Анголы, в частности в городах Уамбо, Куито и Маланже, и постановил учредить группы экспертов сроком на шесть месяцев, предоставив им следующий мандат:

  • собирать информацию и расследовать сообщения, в том числе путем посещения соответствующих стран, о нарушении введенных в отношении УНИТА мер, касающихся оружия и соответствующего снаряжения, нефти и нефтепродуктов, алмазов и перемещения средств УНИТА, и информацию о военной помощи, включая наемников; 
     

  • выявлять стороны, пособничающие и потворствующие нарушениям вышеупомянутых мер; 
     

  • предлагать шаги с целью положить конец таким нарушениям и повысить эффективность осуществления вышеупомянутых мер.

В резолюции был вновь подтвержден призыв Совета ко всем, кого это касается, сотрудничать в осуществлении мероприятий Организации Объединенных Наций по оказанию гуманитарной помощи на основе принципов нейтралитета и недискриминации в целях содействия оказанию гуманитарной помощи всем нуждающимся на всей территории Анголы и гарантировать без каких-либо условий безопасность и свободу передвижения персоналу гуманитарных организаций.

19 мая 1999 года: Совет Безопасности требует предоставления информации о судьбе пассажиров воздушного судна Ан-26, сбитого УНИТА 12 мая 1999 года, и их освобождения

В заявлении Председателя Совета Безопасности от 19 мая 1999 года (S/PRST/1999/14) члены Совета решительно осудили преступную акцию, совершенную Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА) против коммерческого воздушного судна: 12 мая 1999 года вблизи Лузамбы было сбито воздушное судно Ан-26, в качестве заложников взят его российский экипаж, а о судьбе его ангольских пассажиров по-прежнему ничего не известно. Совет выразил серьезную обеспокоенность по поводу судьбы лиц, находившихся на сбитом воздушном судне, потребовал немедленного и безоговорочного освобождения членов российского экипажа и всех других иностранных граждан, которые могут содержаться УНИТА в качестве заложников в Анголе, и потребовал предоставления информации о судьбе ангольских пассажиров. Он подчеркнул, что УНИТА и его руководитель г-н Жонас Савимби несут полную ответственность за безопасность всех этих лиц. Совет Безопасности призвал правительство Анголы и все другие имеющие к этому отношение стороны содействовать освобождению членов российского экипажа, а также прояснению судьбы пассажиров и членов экипажей других коммерческих воздушных судов, пропавших при подозрительных обстоятельствах над территорией, контролируемой УНИТА.

Финансирование

По оценкам Генерального секретаря, изложенным в докладе от 5 мая 1999 года (A/53/937), для финансирования мероприятий по ликвидации МНООНА в течение одногодичного периода с 1 июля 1999 года по 30 июня 2000 года потребуются ассигнования в размере 7 млн. долл. США брутто (6,6 млн. долл. США нетто), которые подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей. По рекомендации Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам (ККАБВ) (A/52/860/Add.8) и до представления следующего доклада Генерального секретаря Ассамблея ассигновала 43,6 млн. долл. США брутто на содержание МНООНА в период с 1 июля 1998 года по 30 июня 1999 года.

14 апреля 1999 года Генеральный секретарь сообщил (A/53/908), что за предыдущие бюджетные циклы в своих резолюциях 52/8 A от 31 октября 1997 года и 52/8 B от 31 марта 1998 года Генеральная Ассамблея ассигновала на специальный счет МНООНА общую сумму в размере 175 млн. долл. США брутто (170,7 млн. долл. США нетто) на содержание Миссии в период с 1 июля 1997 года по 30 июня 1998 года. В своей резолюции 52/8 C от 26 июня 1998 года Ассамблея ассигновала 43,60 млн. долл. США брутто на содержание Миссии в период с 1 июля по 31 октября 1999 года (пресс-релиз GA/9425).

Общий объем ресурсов, выделенных на операции в Анголе, охватывающие деятельность КМООНА с момента ее создания 3 января 1989 года и по 30 июня 1997 года и МНООНА с момента ее создания 1 июля 1997 года и по 30 июня 1998 года, составляет 1,08 млрд. долл. США брутто (1,06 млрд. долл. США нетто). Из этой суммы государствам-членам было возвращено в виде зачетов порядка 44,4 млн. долл. США брутто (44 млн. долл. США нетто), в том числе 1,4 млн. долл. США - по статьям процентов и разных поступлений. За Контрольной миссией Организации Объединенных Наций в Анголе (КМООНА), учрежденной в 1989 году, последовали операции-преемники (КМООНА II и КМООНА III). К учрежденной в 1997 году МНООНА перешла ответственность за все компоненты и остающееся имущество КМООНА III.