Ликвидируется Миссия наблюдателей ООН в Анголе
99.01.17, документ ООН. В связи с
крахом мирного процесса в Анголе Генеральный секретарь рекомендует
по истечении 26 февраля мандата МНООНА ликвидировать Миссию.
Отметив, что мирный процесс в Анголе потерпел
крах и страна оказалась в состоянии войны, Генеральный секретарь
Кофи Аннан в своем докладе Совету Безопасности от 17 января
1999 года (S/1999/49)
заявил, что у МНООНА нет иного выбора, как продолжать сокращать
свое присутствие и провести упорядоченную репатриацию персонала
и имущества Организации Объединенных Наций. После истечения
26 февраля мандата МНООНА Организация Объединенных Наций приступит
к технической ликвидации Миссии. Указав на решимость сторон
в Анголе попытать счастья на поле боя, постоянное ухудшение
положения в плане безопасности и неспособность МНООНА выполнять
свой мандат, Генеральный секретарь пришел к выводу, что условий
для конструктивного выполнения Организацией Объединенных Наций
миротворческой роли более не существует. Он отметил, что правительство
Анголы не намерено выступать в поддержку продления срока пребывания
МНООНА по истечении 26 февраля 1999 года ее действующего мандата.
Персонал и имущество всех опорных пунктов и региональных штабов
МНООНА надлежало эвакуировать в столицу страны Луанду к середине
февраля, а большую часть миротворческого персонала Организации
Объединенных Наций — репатриировать к 20 марта. Генеральный
секретарь предложил оставить пехотную роту численностью до 200
человек для охраны имущества Организации Объединенных Наций
в первые месяцы ликвидации миссии.
Генеральный секретарь, однако,
подчеркнул, что международное сообщество и
Организация Объединенных Наций не должны
бросать ангольский народ на произвол судьбы. И
без того критическая гуманитарная ситуация
может перерасти в полномасштабную катастрофу, а
ожесточенные боевые действия влекут за собой
ужасные последствия для гражданского населения.
Поэтому он выразил намерение назначить
базирующегося в Нью-Йорке специального
посланника по Анголе и по возможности продолжить
в стране деятельность Организации Объединенных
Наций в области прав человека и в гуманитарной
области.
21 января 1999 года: Совет Безопасности,
будучи озабочен гуманитарными последствиями
конфликта в Анголе, настоятельно призывает щедро
финансировать Совместный гуманитарный призыв 1999
года в отношении Анголы.
В заявлении Председателя Совета
Безопасности от 21 января 1999 года (S/PRST/1999/3)
Совет с тревогой отметил серьезное ухудшение
политической и военной ситуации в Анголе и
выразил свою глубокую озабоченность по поводу
гуманитарных последствий конфликта для народа
Анголы. Совет настоятельно призвал
международное сообщество оказать поддержку
правительству Анголы в осуществлении лежащей на
нем главной ответственности за удовлетворение
гуманитарных потребностей народа Анголы. В этой
связи он настоятельно призвал государства-члены
щедро финансировать Совместный гуманитарный
призыв 1999 года в отношении Анголы.
24 февраля 1999 года: после того как
правительство Анголы выражает мнение о том, что в
продолжении многокомпонентного присутствия
Организации Объединенных Наций в стране уже нет
необходимости, Генеральный секретарь
информирует Совет Безопасности о технической
ликвидации МНООНА.
В докладе, представленном Совету 24
февраля 1999 года (S/1999/202),
Генеральный секретарь заявил, что обстановка в
Анголе остается угрожающей и в некоторых районах
страны продолжаются ожесточенные бои. Отношения
между правительством Анголы и Национальным
союзом за полную независимость Анголы (УНИТА),
возглавляемым г-ном Жонасом Савимби, по-прежнему
характеризуются глубокой враждой и недоверием.
27 января 1999 года правительство Анголы
информировало Специального представителя
Генерального секретаря о том, что, по его мнению,
в продолжении многокомпонентного присутствия
Организации Объединенных Наций в Анголе
необходимости нет. Правительство выразило
мнение о том, что Организации Объединенных Наций
следует продолжать свою деятельность через
специализированные учреждения при координации
со стороны Программы развития Организации
Объединенных Наций (ПРООН). Правительство Анголы
указало, что будет и впредь поддерживать
контакты с представителями учреждений и
программ Организации Объединенных Наций по
вопросам, касающимся гуманитарной помощи, прав
человека, и по другим вопросам, представляющим
интерес для народа Анголы. Что касается МНООНА,
то, по мнению правительства, причины для
сохранения присутствия МНООНА отпали. В своем
письме президент душ Сантуш далее подчеркнул,
что его правительство не возражает против
назначения представителя Генерального
секретаря, который будет из Нью-Йорка
поддерживать контакты с правительством Анголы,
контролируя развитие ситуации в стране.
Генеральный секретарь заявил, что продолжит
консультации с правительством относительно форм
дальнейшего присутствия Организации
Объединенных Наций и информирует Совет
Безопасности об итогах этих консультаций.
Передислокация персонала и имущества
Организации Объединенных Наций проходила
слаженно и в целом в соответствии с
существующими планами, несмотря на дефицит
авиационных средств, имеющихся в распоряжении
МНООНА. Все опорные пункты и региональные штабы
МНООНА были переведены в Луанду к 23 февраля. По
состоянию на 24 февраля 1999 года с начала 1999 года
были репатриированы в общей сложности 325 военных
и гражданских полицейских наблюдателей МНООНА.
Что касается воинских подразделений, то
намибийский контингент был репатриирован 22
февраля, а португальское подразделение связи
должно покинуть Анголу к концу февраля 1999 года.
Подразделение российских вертолетчиков по плану
должно отбыть вскоре после истечения мандата
МНООНА. Техническая ликвидация МНООНА и
предшествовавших ей миссий, совокупное
присутствие которых в Анголе охватывает почти
десятилетний период, представляет собой важную
задачу для Организации, и для ее выполнения может
понадобиться более шести месяцев, что потребует
присутствия в Анголе значительного числа
административных сотрудников, работников служб
материально-технического обеспечения и прочего
персонала, а также небольшой медицинской части. Большая
часть остального военного, полицейского и
гражданского персонала будет репатриирована к
концу марта 1999 года.
26 февраля 1999 года: Совет Безопасности
принимает к сведению истечение в этот день
мандата Миссии и одобряет техническую
ликвидацию миссии.
26 февраля 1999 года Совет Безопасности
принял резолюцию
1229 (1999), в которой он принял к сведению, что
мандат МНООНА истекает 26 февраля 1999 года. Совет
одобрил рекомендации Генерального секретаря от
24 февраля 1999 года (S/1999/202) в
отношении технической ликвидации МНООНА. Совет
подтвердил, что, несмотря на истечение мандата
МНООНА, применяемое к МНООНА Соглашение о
статусе Сил продолжает действовать, согласно его
соответствующим положениям, до отбытия из Анголы
последних элементов МНООНА. Он постановил, что
компонент МНООНА, занимающийся правами человека,
будет продолжать свои нынешние мероприятия в
течение ликвидационного периода. Была выражена
глубокая озабоченность в связи с отсутствием
прогресса в расследовании падения двух
воздушных судов, арендованных Организацией
Объединенных Наций, и потерей при подозрительных
обстоятельствах, других коммерческих воздушных
судов в районах, контролируемых УНИТА. Совет
призвал всех, кого это касается, особенно УНИТА,
сотрудничать в проведении немедленного и
объективного международного расследования этих
инцидентов и способствовать ему.
7 мая 1999 года: Совет Безопасности, будучи
встревожен гуманитарным кризисом, учреждает
группы экспертов в связи с нарушениями мер,
которые были введены в отношении УНИТА.
В принятой им 7 мая 1999 года резолюции
1237 (1999) Совет Безопасности, выразив свою
тревогу в связи с последствиями кризиса для
гражданского населения Анголы с гуманитарной
точки зрения, подчеркнул, что прочного мира и
национального примирения в Анголе можно
добиться только путем политического
урегулирования конфликта. Совет выразил
сожаление по поводу ухудшения положения в
Анголе, что обусловлено в первую очередь отказом
УНИТА под руководством г-на Жонаса Савимби
выполнять свои обязательства по Соглашениям об
установлении мира, Лусакскому протоколу и
соответствующим резолюциям Совета Безопасности.
Он осудил продолжающиеся неизбирательные
обстрелы УНИТА гражданского населения Анголы, в
частности в городах Уамбо, Куито и Маланже, и
постановил учредить группы экспертов сроком на
шесть месяцев, предоставив им следующий мандат:
собирать информацию и расследовать
сообщения, в том числе путем посещения
соответствующих стран, о нарушении введенных в
отношении УНИТА мер, касающихся оружия и
соответствующего снаряжения, нефти и
нефтепродуктов, алмазов и перемещения средств
УНИТА, и информацию о военной помощи, включая
наемников;
выявлять стороны, пособничающие и
потворствующие нарушениям вышеупомянутых
мер;
предлагать шаги с целью положить конец
таким нарушениям и повысить эффективность
осуществления вышеупомянутых мер.
В резолюции был вновь подтвержден
призыв Совета ко всем, кого это касается,
сотрудничать в осуществлении мероприятий
Организации Объединенных Наций по оказанию
гуманитарной помощи на основе принципов
нейтралитета и недискриминации в целях
содействия оказанию гуманитарной помощи всем
нуждающимся на всей территории Анголы и
гарантировать без каких-либо условий
безопасность и свободу передвижения персоналу
гуманитарных организаций.
19 мая 1999 года: Совет Безопасности
требует предоставления информации о судьбе
пассажиров воздушного судна Ан-26, сбитого УНИТА 12
мая 1999 года, и их освобождения
В заявлении Председателя Совета
Безопасности от 19 мая 1999 года (S/PRST/1999/14)
члены Совета решительно осудили преступную
акцию, совершенную Национальным союзом за полную
независимость Анголы (УНИТА) против
коммерческого воздушного судна: 12 мая 1999 года
вблизи Лузамбы было сбито воздушное судно Ан-26, в
качестве заложников взят его российский экипаж,
а о судьбе его ангольских пассажиров по-прежнему
ничего не известно. Совет выразил серьезную
обеспокоенность по поводу судьбы лиц,
находившихся на сбитом воздушном судне,
потребовал немедленного и безоговорочного
освобождения членов российского экипажа и всех
других иностранных граждан, которые могут
содержаться УНИТА в качестве заложников в
Анголе, и потребовал предоставления информации о
судьбе ангольских пассажиров. Он подчеркнул, что
УНИТА и его руководитель г-н Жонас Савимби несут
полную ответственность за безопасность всех
этих лиц. Совет Безопасности призвал
правительство Анголы и все другие имеющие к
этому отношение стороны содействовать
освобождению членов российского экипажа, а также
прояснению судьбы пассажиров и членов экипажей
других коммерческих воздушных судов, пропавших
при подозрительных обстоятельствах над
территорией, контролируемой УНИТА.
Финансирование
По оценкам Генерального секретаря,
изложенным в докладе от 5 мая 1999 года (A/53/937), для
финансирования мероприятий по ликвидации МНООНА
в течение одногодичного периода с 1 июля 1999 года
по 30 июня 2000 года потребуются ассигнования в
размере 7 млн. долл. США брутто (6,6 млн. долл. США
нетто), которые подлежат утверждению Генеральной
Ассамблеей. По рекомендации Консультативного
комитета по административным и бюджетным
вопросам (ККАБВ) (A/52/860/Add.8) и
до представления следующего доклада
Генерального секретаря Ассамблея ассигновала 43,6
млн. долл. США брутто на содержание МНООНА в
период с 1 июля 1998 года по 30 июня 1999 года.
14 апреля 1999 года Генеральный секретарь
сообщил (A/53/908),
что за предыдущие бюджетные циклы в своих
резолюциях 52/8
A от 31 октября 1997 года и 52/8 B от 31
марта 1998 года Генеральная Ассамблея ассигновала
на специальный счет МНООНА общую сумму в размере
175 млн. долл. США брутто (170,7 млн. долл. США нетто) на
содержание Миссии в период с 1 июля 1997 года по 30
июня 1998 года. В своей резолюции 52/8 C от 26 июня 1998
года Ассамблея ассигновала 43,60 млн. долл. США
брутто на содержание Миссии в период с 1 июля по 31
октября 1999 года (пресс-релиз GA/9425).
Общий объем ресурсов, выделенных на
операции в Анголе, охватывающие деятельность
КМООНА с момента ее создания 3 января 1989 года и по
30 июня 1997 года и МНООНА с момента ее создания 1
июля 1997 года и по 30 июня 1998 года, составляет 1,08
млрд. долл. США брутто (1,06 млрд. долл. США нетто). Из
этой суммы государствам-членам было возвращено в
виде зачетов порядка 44,4 млн. долл. США брутто (44
млн. долл. США нетто), в том числе 1,4 млн. долл. США -
по статьям процентов и разных поступлений. За
Контрольной миссией Организации Объединенных
Наций в Анголе (КМООНА),
учрежденной в 1989 году, последовали
операции-преемники (КМООНА II и КМООНА III).
К учрежденной в 1997 году МНООНА перешла
ответственность за все компоненты и остающееся
имущество КМООНА III.
|