Для них зима начинается в... августе
99.10.27, АиФ, Дмитрий Писаренко. Тысячи
чернокожих людей живут в Москве. Что
знаем мы о них? Совсем мало: что родом
они из Африки, что большинство из них
учатся в Университете дружбы народов,
что попадаются среди них нехорошие
наркоторговцы и что они не любят,
когда их называют неграми. Мы решили
сделать героем публикации обычного
африканца: узнать, как ему жилось до
Москвы и как живется теперь, что
удивляет в нашей нелепой
действительности и т. д. Позвонили в
Университет дружбы народов.
Военные - это не модно
В небольшую аудиторию набилось с
десятка два африканцев. Парни - в
костюмах и при галстуках, девушки - в
национальных нарядах, с немыслимыми
тюрбанами на голове.
Настроение у всех приподнятое.
Сегодня защищается их земляк Поль
Чарльз Амара из Сьерра-Леоне. Тема
диссертации: "Политика военных
правительств в Сьерра-Леоне."
Виновник торжества берет слово.
Заметно волнуясь, рассказывает
собравшимся, что всегда интересовался
историей своей страны и что "военные
у власти - это сейчас не модно". Поль
Чарльз Амара обеими руками за
демократию. Оппоненты не свирепствуют.
В самом деле, какой нормальный человек
скажет, что военные у власти - это
модно?
Комиссия голосует. Африканцы ликуют и
поздравляют своего товарища. Я
подхожу к нему: "Поль, хотим про тебя
в газете написать. Ты не против?" Он
не против, вот только сегодня никак
нельзя, сегодня они делают банкет. "Приходите
завтра в общежитие, - предлагает он. -
Только не утром, а то голова будет
болеть. Пусть в середине дня".
Сьерра-Леоне - бывшая английская
колония, независимость получила в 1961 г.
Сейчас там идет очередная гражданская
война. Кто с кем воюет, понять трудно -
гражданским войнам в Африке несть
числа. Поль родился и вырос в
небольшом городе. Кайлахун - так он
пишет его название по-русски. "Я
родился в семье интеллигенции, у нас
главное в семье было учеба. Если ты не
учишься, не ходишь в школу, тебе не
дают пищу кушать дома. Это как
наказание."
В Сьерра-Леоне много этнических групп,
самые большие из них - менде и темне.
Менде и темне как бы враждуют между
собой, во всяком случае у тех и у
других есть своя политическая партия.
"Я сам из менде, а моя жена - из темне,
- говорит Поль. - Но мы ведь не можем с
ней враждовать". По словам Поля, в
каждом регионе и в каждой деревне
Сьерра-Леоне есть некие тайные
общества, кланы: "У нас есть
секретные общества, где обучают детей
- девочек и мальчиков. Их обучают там,
как женщина должна служить своему
мужу. А мальчиков тоже учат, как
содержать семью, как бороться против
врагов. Там все секретное, никто не
знает, что там происходит. Я тоже был в
обществе, но даже не могу вам сказать,
какие там секреты". В "общества"
детей отдают в подростковом возрасте,
лет этак в 10-12. Кроме того, как "служить
своему мужу", девочек учат ловить
рыбу - рыболовство в Сьерра-Леоне
считается женским занятием. Мужчины
же (разумеется, в свободное от войны
время) выращивают и собирают рис.
Наш расизм
О Москве сьерралеонцы знают, что здесь
"хорошо и дешево". Много
выпускников нашего Университета
дружбы народов работает в их
правительстве. И все-таки, когда Поль
ехал в Россию, он смутно представлял
себе, что это за страна. "Я не знал,
что будет такая погода, - сокрушается
он. - Я приехал в августе, и для нас это
было как настоящая зима. Было холодно.
В университете нам выдали форму:
пальто, шапку, ботинки, носки,
спортивный костюм. И еще: нам не
сказали, что мы будем учиться на
русском языке. На первом уроке
преподавательница начала говорить на
языке, который я совсем не знал. Я
почти плакал, говорил, что хочу
обратно на родину. Пришлось учить язык".
В Москву он приехал лет десять назад.
Говорит, к иностранцам сейчас
отношение изменилось: "Однажды я
хотел войти в автобус, и меня не
пускали. Они сказали: "Черный!" - и
ударяли меня. И еще в метро на "Теплом
стане" напали на меня. О, они
избивали очень много наших! Приезжали
в университет и говорили: мы хотим
убивать всех черных. Я удивляюсь:
почему так в Москве? Человек ходит,
никому не мешает, а на него нападают. В
Англии и Франции даже не думают, белый
ты или черный".
Чего-чего, а расизма у нас
действительно хоть отбавляй. Причем
не какого-нибудь воинствующего, а
банального, бытового. Взять песенку
"Убили негра". Хит сезона! В той же
Англии за такой шлягер мигом бы к
ногтю прибрали. У нас же не то что
взрослые или там скинхэды оголтелые, а
маленькие дети при виде чернокожего
тычут пальцем и напевают: "Ай-я-я-я-я-яй..."
Не понимает Поль такого: "Да, эта
песня - уже расизм, это понятно. Артист,
который спел эту песню, говорит, что он
против расизма, но это странно. Для нас
слово "негр" - оскорбление. Но у
вас даже бабушки так говорят. Когда я
работал учителем английского языка,
меня дети называли негром. Я им
говорил: извините, мне это неприятно. А
они: ой, мы не знали. А как надо? Я им
объяснял, что можно говорить "чернокожий"
или "африканец". Так можно, а вот
черномазый - уже нельзя".
Девушки и деньги
О русских девушках Поль рассуждает с
большим воодушевлением. Несомненно,
они самые красивые и к тому же очень
общительные. "Я могу на улице
знакомиться с русской девушкой, сразу
беседовать с ней, и это может остаться
на долгие отношения. На Западе не так.
В Голландии, например, девушка не
будет с тобой разговаривать на улице,
она скажет: извините, я спешу. В России
девушки не боятся иностранцев. Даже
наоборот, у них есть к нам любопытство".
Существует миф: африканцы - хорошие
любовники. Поль вспоминает, что
некоторые девушки подходили к нему с
конкретным предложением: "Поль, мы
хотим с тобой попробовать". И даже
денег не просили. Кстати, о деньгах.
Именно из-за них (точнее, из-за их
отсутствия) Поль сотоварищи захватили
в январе этого года посольство Сьерра-Леоне
в Москве. Студентам перестали
присылать деньги с родины. Тогда они
приехали в посольство (собственно,
посольство - это съемная
двухкомнатная квартира на Рублевском
шоссе) и взяли в заложники консула. Два
дня длилась осада. Потом требования
студентов переправили по факсу кому
надо, и конфликт благополучно
разрешился.
Бамбу-вайн
ОДИН раз Поль с женой попал на русскую
свадьбу. Гуляли где-то в Тульской
области, в деревне. "Там я первый раз
увидел, чтобы ТАК пили. Все ко мне
подходили и говорили: давай выпьем! Да,
мы тоже пьем, кушаем, но у вас столько
тостов! "Давай за девушку!" "Давай
за ребенка!" "Давай за прическу!"
Как это пить за прическу? У нас так не
бывает".
В Сьерра-Леоне, между прочим, есть свой
традиционный алкогольный напиток -
бамбу-вайн, это сок пальмы (нетрудно
догадаться, что пальма называется
бамбу, а "вайн" по-английски - вино).
Вставил трубочку в ствол - только
стакан подноси. Бамбу-вайн очень
сладкий и (по нашим меркам опять же) -
слабый. В нем градусов тридцать от
силы. Неудивительно, что некоторых
африканцев русская водка косит на
корню и даже превращает в натуральных
алкашей. "Как, вы не видели
африканцев-бомжей?! - удивляется Поль. -
Приходите вечером к университету, они
там сидят вместе с русскими бомжами,
некоторые спят в подвале. Их много там".
Полю нравится, что русские открыты и
общительны, легко идут на контакт: "Русские
очень гостеприимные. И еще - русские
говорят прямо то, что они думают. А на
Западе не так. Что-то у них есть в
сердце, а они говорят другое. И чтобы
поболтали с тобой, этого у них тоже нет.
Это очень опасно".
...Такой вот африканец. Вполне обычный
и нормальный столичный парень. А сын у
него и вообще хлеб ест. Это показатель.
Поль с женой считают, что кушать хлеб -
чисто русская привычка. Сами они
обходятся рисом.
|