Для них зима начинается в... августе

 


 
Для них зима начинается в... августе

99.10.27, АиФ, Дмитрий Писаренко. Тысячи чернокожих людей живут в Москве. Что знаем мы о них? Совсем мало: что родом они из Африки, что большинство из них учатся в Университете дружбы народов, что попадаются среди них нехорошие наркоторговцы и что они не любят, когда их называют неграми. Мы решили сделать героем публикации обычного африканца: узнать, как ему жилось до Москвы и как живется теперь, что удивляет в нашей нелепой действительности и т. д. Позвонили в Университет дружбы народов.

Военные - это не модно

В небольшую аудиторию набилось с десятка два африканцев. Парни - в костюмах и при галстуках, девушки - в национальных нарядах, с немыслимыми тюрбанами на голове.

Настроение у всех приподнятое. Сегодня защищается их земляк Поль Чарльз Амара из Сьерра-Леоне. Тема диссертации: "Политика военных правительств в Сьерра-Леоне." Виновник торжества берет слово. Заметно волнуясь, рассказывает собравшимся, что всегда интересовался историей своей страны и что "военные у власти - это сейчас не модно". Поль Чарльз Амара обеими руками за демократию. Оппоненты не свирепствуют. В самом деле, какой нормальный человек скажет, что военные у власти - это модно?

Комиссия голосует. Африканцы ликуют и поздравляют своего товарища. Я подхожу к нему: "Поль, хотим про тебя в газете написать. Ты не против?" Он не против, вот только сегодня никак нельзя, сегодня они делают банкет. "Приходите завтра в общежитие, - предлагает он. - Только не утром, а то голова будет болеть. Пусть в середине дня".

Сьерра-Леоне - бывшая английская колония, независимость получила в 1961 г. Сейчас там идет очередная гражданская война. Кто с кем воюет, понять трудно - гражданским войнам в Африке несть числа. Поль родился и вырос в небольшом городе. Кайлахун - так он пишет его название по-русски. "Я родился в семье интеллигенции, у нас главное в семье было учеба. Если ты не учишься, не ходишь в школу, тебе не дают пищу кушать дома. Это как наказание."

В Сьерра-Леоне много этнических групп, самые большие из них - менде и темне. Менде и темне как бы враждуют между собой, во всяком случае у тех и у других есть своя политическая партия. "Я сам из менде, а моя жена - из темне, - говорит Поль. - Но мы ведь не можем с ней враждовать". По словам Поля, в каждом регионе и в каждой деревне Сьерра-Леоне есть некие тайные общества, кланы: "У нас есть секретные общества, где обучают детей - девочек и мальчиков. Их обучают там, как женщина должна служить своему мужу. А мальчиков тоже учат, как содержать семью, как бороться против врагов. Там все секретное, никто не знает, что там происходит. Я тоже был в обществе, но даже не могу вам сказать, какие там секреты". В "общества" детей отдают в подростковом возрасте, лет этак в 10-12. Кроме того, как "служить своему мужу", девочек учат ловить рыбу - рыболовство в Сьерра-Леоне считается женским занятием. Мужчины же (разумеется, в свободное от войны время) выращивают и собирают рис.

Наш расизм

О Москве сьерралеонцы знают, что здесь "хорошо и дешево". Много выпускников нашего Университета дружбы народов работает в их правительстве. И все-таки, когда Поль ехал в Россию, он смутно представлял себе, что это за страна. "Я не знал, что будет такая погода, - сокрушается он. - Я приехал в августе, и для нас это было как настоящая зима. Было холодно. В университете нам выдали форму: пальто, шапку, ботинки, носки, спортивный костюм. И еще: нам не сказали, что мы будем учиться на русском языке. На первом уроке преподавательница начала говорить на языке, который я совсем не знал. Я почти плакал, говорил, что хочу обратно на родину. Пришлось учить язык".

В Москву он приехал лет десять назад. Говорит, к иностранцам сейчас отношение изменилось: "Однажды я хотел войти в автобус, и меня не пускали. Они сказали: "Черный!" - и ударяли меня. И еще в метро на "Теплом стане" напали на меня. О, они избивали очень много наших! Приезжали в университет и говорили: мы хотим убивать всех черных. Я удивляюсь: почему так в Москве? Человек ходит, никому не мешает, а на него нападают. В Англии и Франции даже не думают, белый ты или черный".

Чего-чего, а расизма у нас действительно хоть отбавляй. Причем не какого-нибудь воинствующего, а банального, бытового. Взять песенку "Убили негра". Хит сезона! В той же Англии за такой шлягер мигом бы к ногтю прибрали. У нас же не то что взрослые или там скинхэды оголтелые, а маленькие дети при виде чернокожего тычут пальцем и напевают: "Ай-я-я-я-я-яй..." Не понимает Поль такого: "Да, эта песня - уже расизм, это понятно. Артист, который спел эту песню, говорит, что он против расизма, но это странно. Для нас слово "негр" - оскорбление. Но у вас даже бабушки так говорят. Когда я работал учителем английского языка, меня дети называли негром. Я им говорил: извините, мне это неприятно. А они: ой, мы не знали. А как надо? Я им объяснял, что можно говорить "чернокожий" или "африканец". Так можно, а вот черномазый - уже нельзя".

Девушки и деньги

О русских девушках Поль рассуждает с большим воодушевлением. Несомненно, они самые красивые и к тому же очень общительные. "Я могу на улице знакомиться с русской девушкой, сразу беседовать с ней, и это может остаться на долгие отношения. На Западе не так. В Голландии, например, девушка не будет с тобой разговаривать на улице, она скажет: извините, я спешу. В России девушки не боятся иностранцев. Даже наоборот, у них есть к нам любопытство".

Существует миф: африканцы - хорошие любовники. Поль вспоминает, что некоторые девушки подходили к нему с конкретным предложением: "Поль, мы хотим с тобой попробовать". И даже денег не просили. Кстати, о деньгах. Именно из-за них (точнее, из-за их отсутствия) Поль сотоварищи захватили в январе этого года посольство Сьерра-Леоне в Москве. Студентам перестали присылать деньги с родины. Тогда они приехали в посольство (собственно, посольство - это съемная двухкомнатная квартира на Рублевском шоссе) и взяли в заложники консула. Два дня длилась осада. Потом требования студентов переправили по факсу кому надо, и конфликт благополучно разрешился.

Бамбу-вайн

ОДИН раз Поль с женой попал на русскую свадьбу. Гуляли где-то в Тульской области, в деревне. "Там я первый раз увидел, чтобы ТАК пили. Все ко мне подходили и говорили: давай выпьем! Да, мы тоже пьем, кушаем, но у вас столько тостов! "Давай за девушку!" "Давай за ребенка!" "Давай за прическу!" Как это пить за прическу? У нас так не бывает".

В Сьерра-Леоне, между прочим, есть свой традиционный алкогольный напиток - бамбу-вайн, это сок пальмы (нетрудно догадаться, что пальма называется бамбу, а "вайн" по-английски - вино). Вставил трубочку в ствол - только стакан подноси. Бамбу-вайн очень сладкий и (по нашим меркам опять же) - слабый. В нем градусов тридцать от силы. Неудивительно, что некоторых африканцев русская водка косит на корню и даже превращает в натуральных алкашей. "Как, вы не видели африканцев-бомжей?! - удивляется Поль. - Приходите вечером к университету, они там сидят вместе с русскими бомжами, некоторые спят в подвале. Их много там".

Полю нравится, что русские открыты и общительны, легко идут на контакт: "Русские очень гостеприимные. И еще - русские говорят прямо то, что они думают. А на Западе не так. Что-то у них есть в сердце, а они говорят другое. И чтобы поболтали с тобой, этого у них тоже нет. Это очень опасно".

...Такой вот африканец. Вполне обычный и нормальный столичный парень. А сын у него и вообще хлеб ест. Это показатель. Поль с женой считают, что кушать хлеб - чисто русская привычка. Сами они обходятся рисом.

 

Ссылки по теме:

Ссылки по стране: