Россия и арабский мир: все еще впереди

 


 
Россия и арабский мир: все еще впереди
Знающие люди говорили, что это невозможно, что и пытаться не надо - все равно ничего хорошего не получится. Такого и в прежние добрые времена не бывало, а уж теперь и подавно: мир и мировая политика слишком изменились и не надо тешить себя иллюзиями.

99.11.20, Российская газета. Но скептики были посрамлены - впрочем, к их же радости - и в Каире прошла представительная международная конференция "Россия и арабские страны: совместный вклад в строительство многополярного мира". В ней приняли участие делегаты из России и семнадцати арабских стран - государственные и общественные деятели, дипломаты, священнослужители, бизнесмены, ученые, писатели. Инициаторами и организаторами форума были Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр) и Египетская ассоциация дружбы с Россией во главе с ее руководителем, председателем Народного собрания Арабской Республики Египет Фатхи Суруром. Российскую делегацию возглавляли министр РФ Рамазан Абдулатипов и первый заместитель руководителя Росзарубежцентра Светлана Шевцова.
По общему мнению участников, конференция обозначила некий поворотный момент в российско-арабских отношениях после очевидного спада последних лет. Каирская встреча еще раз показала, что столь желанная "многополярность" в мире уже существует. Ее надо делать более зримой, наполнять политической волей и конкретными делами. Возможности для этого, и немалые, есть у России и арабских стран.
На вопросы корреспондента "Российской газеты" Сергея Меринова отвечает заместитель председателя Египетской ассоциации дружбы с Россией, известный бизнесмен Ибрагим КАМЕЛЬ.
     - На конференции много говорилось о необходимости "восстановления" отношений между Россией и арабским миром. О восстановлении чего идет речь, что, на ваш взгляд, было утрачено?
     - Многое: постоянный политический диалог и чувство политической перспективы, торговые отношения, культурные обмены - все опустилось на низкий уровень. Исторически Советский Союз был очень близок арабскому миру. Но с началом "перестройки" и во все последующие годы в России набирала силу такая политика, которая способствовала большему сближению России скорее с Западом, нежели с ее традиционными союзниками. Это была основная тенденция. Но сейчас, по общему мнению участников нашей конференции, настало время для нового сближения традиционных союзников, от которого они только выиграют. Надо строить наши отношения лучше, чем мы это делали в последние десять лет.
     Первое и главное - это не говорить: "Слишком поздно". Надо начинать, начинать заново. Второе - надо иметь в виду, что сотрудничество будет одинаково привлекательным для обеих сторон. В прошлом арабы больше получали от Советского Союза, чем давали ему. Сегодня, когда российской экономике требуются громадные инвестиции для того, чтобы она стала по-настоящему работать и развиваться, арабы должны думать об инвестировании в Россию. И речь не идет ни о какой-то благотворительности. Это будет только справедливо - ведь Советский Союз помогал арабам в самые трудные для них времена. Теперь наша очередь помочь России.
     - Многие ли в арабском мире разделяют такую точку зрения?
     - Многие разделяют, но многие и опасаются высокой степени риска. Будем откровенны: частая смена правительств в России не способствует, не добавляет ей привлекательности в глазах инвесторов. Потоки инвестиций идут туда, где обеспечено важнейшее условие - стабильность.
     - От сотрудничества арабского мира с Россией обе стороны, по вашим словам, только выиграют. Но может ли при этом проиграть какая-то третья сторона или, скажем, какие-то тенденции в международной политике?
     - Сейчас арабы вкладывают свои капиталы на Западе. Если часть этих капиталов уйдет в Россию, то на эту часть Запад проиграет. Но на самом деле и это не проигрыш, если иметь в виду, что интересам Запада отвечает процветающая Россия. К сожалению, многие западные умы, причастные к формированию практической политики, впадают в заблуждение: пусть Россия на многие годы остается ослабленной и стагнирующей, и тогда она никому не будет представлять собой угрозы. Мало того, что это заблуждение. Это крайне опасное заблуждение, и именно оно будет таить в себе главную угрозу в начале XXI века. Почему? Потому что русские никогда не смирятся со статус-кво, с нынешним положением вещей. Это военная сверхдержава, это страна с развитым человеческим потенциалом и почти стопроцентной грамотностью, с наукой и технологией, с громадными природными ресурсами. Мне не хотелось бы показаться грубияном, но только глупцы могут рассчитывать на то, что русские надолго смирятся с тем, чтобы играть в мире любую другую роль кроме центральной, важнейшей. В течение переходного периода - да, в течение долгого времени - нет, ни в коем случае. И чем короче будет этот переходный период, тем лучше для всего мира, для Запада в том числе. А не наоборот.
     - В ряде выступлений на конференции звучала не только приязнь к России, но и неприязнь к Америке. Что не удовлетворяет арабов в отношениях с США и в американской внешней политике?
     - Здесь есть разброс мнений. Жестче других высказываются иракцы - и их можно понять. Но если и не брать крайние позиции, то все равно арабские страны и народы в большинстве своем постоянно задаются вопросом об американском влиянии в регионе и в мире в целом. Им не нравится, что только у Америки есть право и сила говорить "да" или "нет" по любому вопросу, им хотелось бы, чтобы решения принимались всем международным сообществом.
     Особая статья - Израиль. Арабы и Израиль держатся разных точек зрения по проблеме Иерусалима и ряду других вопросов. И, безусловно, арабы чувствуют, что Америка неизменно поддерживает Израиль, независимо от того, прав он или не прав. Ее поддержка - почти что слепая, потому что Америка не дает себе труда вникнуть в суть проблем, проанализировать их. Это оставляет неприятный осадок в душах и умах арабов.
     Вспомним Советский Союз. Он никогда не был против Израиля. Но он никогда не поддерживал слепо израильскую политику. Советский Союз всегда признавал за Израилем право на существование, но считал, что и у палестинцев есть право на свою землю и свою государственность. Это был сбалансированный подход, который подчас отсутствует у американцев.
     Часть арабов, часть арабского мира испытывают дискомфорт и разочарование от того, что американцы больше не считаются с чужим мнением. Тем не менее, у Америки остаются друзья в арабском мире, которые считают, что хотя американская политика и выглядит до сих пор высокомерной, но это только видимость, а не реальное ее содержание, что это восприятие, а не суть. Но восприятие бывает важнее сути.
     - Российская делегация оценила тактичность арабских участников конференции, которые не будировали чеченскую тему. Но вот на пресс-конференции все без исключения вопросы арабских журналистов касались Чечни и военных действий. Насколько важна эта тема для арабов?
     - Это лишний раз доказывает, как легко и просто договориться с любым профессионалом - с любым, кроме журналиста. Попробуйте только попросить журналистов не касаться какой-то чувствительной темы - и вы получите лавину яростных публикаций.
     Если же говорить серьезно, то в Чечне идет борьба против терроризма и фундаменталистского экстремизма. Те, кто понимают это, в полной мере понимают и действия федерального правительства в Чечне. К великому сожалению, есть люди, которые воспринимают - ошибочно воспринимают российские действия в Чечне как атаку на ислам и на мусульман. Я не думаю, что действия российского Правительства, российских военных в Чечне можно интерпретировать таким образом. Российское Правительство пытается доказать террористам, особенно после взрывов в Москве, что Россия не является страной, открытой для терроризма, что она не потерпит терроризма на своей земле.

Сергей МЕРИНОВ