forum_africana.jpg (6524 bytes)
rossiya_i_africa.jpg (6361 bytes)
madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
slovari.jpg (5646 bytes)
poiskaviki.jpg (6063 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

 

 

Неделимый Магриб

 

"Что ты скажешь своему султану о нас, когда вернешься под свою кровлю?"

Иван Извеков, 00.04.13, Независимая газета
Россия-Марокко: история связей двух стран. В документах и материалах (1777-1916). Автор и составитель Н.П. Подгорнова. - М.: Институт Африки РАН, 1999, 624 с.

...Волшебные сказки "Тысяча и одной ночи" восстают в реальных образах. Там где-то упоминается о Магрибе и о каком-то таинственном африканце, которому служили черные духи атлетических форм.
А. Сумароков. Картины Африки и Азии (русского путешественника), СПб, 1883.

ВРЕМЯ и пространство Магриба до сих пор намекают нам на всю условность географического взгляда. Именно мавританский Запад начал бросать отблески новой цивилизации на готический лес Европы: иудеи Толедо и утонченные андалузские арабы, жившие и творившие не в пример своим запиренейским коллегам-философам в обстановке рафинированной городской культуры и идеологической терпимости, явились первыми законодателями интеллектуальной (и не только) моды на рубеже второго христианского тысячелетия. Так, задолго до падения Византии, завещавшей свои драгоценные скриптории не русскому Северу, но североитальянским князьям, европейцы знакомились с греческой ученостью именно через мавров. Интересно, что сама мавританская культура, будучи отброшенной за Гибралтар католической Реконкистой, так и не нашла себе достойного пристанища в берберской Африке. Здесь она - уже вдали от восхищенных взоров - заскучала, закоснела, а бывшие тайные поклонники с каждым веком все больше презирали ее, пока не унизили вконец, поделив между собой Марокко перед Первой мировой войной как какой-нибудь заброшенный, но почетный огород (следы этого древнего презрения еще заметны в высказываниях Сент-Экзюпери, катавшего племенных мавританских вождей на своем волшебном самолете).

Для России же Магриб всегда был далью несусветной: Востоком, который ничем не угрожал... К вопросу о неделимости Магриба: отсутствие угрозы позволяло российским дипломатам отстаивать эту самую неделимость на фоне общемирового передела. Впрочем, вряд ли петербуржский кабинет следовал тогда неким романтическим соображениям. Был здесь тонкий расчет: третейский судья в колониальном споре всегда оставлял за собой право небескорыстно влиять на спорящих (вся эта кулуарная дипломатия, собственно говоря, отражена во второй - документальной - части представляемой книги).

А вот и очередная географическая апория, обнаруженная нами в первой части, содержащей записки русских о Марокко. Так, сами марокканцы смотрели на русских, как на "людей с Востока". "Кто из недостойных наших а"льфки (сиречь "ученых") решится поехать туда, где птицы бегают по земле, потому что крылья их съедены стужей, а рыбы летают на огненных хвостах, где дома доходят до неба и большие пушки с кораблей могут убивать врагов на сотни верст", - состязался в вежливости один из ученых собеседников Василия Ивановича Немировича-Данченко, брата знаменитого театрала (его записки - настоящий шедевр путешествующей беллетристики - еще раз напоминают, сколько таких шедевров до сих пор не переиздано или таится в архивных недрах Русского Географического Общества!).

Мы не запутаемся в ориентации окончательно, если скажем, что "восточный запад" и "западный восток" (можно и наоборот) повстречались на борту одного из императорских броненосцев, ставших на танжерском рейде в 1899 году. Посетившие его несколько сот марокканцев остались в полном восторге от корабля и команды, и не в последнюю очередь от присутствия на судне нескольких единоверцев татар. "Неделимый Восток", таким образом, не дипломатический трюк, но реальность, не ведая которой, мы не поймем столь частых в воспоминаниях Немировича-Данченко выпадов в адрес "европейского". В них слышна счастливая растерянность человека, попавшего не на очередную "сторону света", но в единственное Место на земле: "Нет, случалось ли вам во сне попадать в яркое сказочное царство? Громадная арка, и за ней... Я в первую минуту ничего сообразить не мог... Где я?"

Вернуться на главную