Почему деловое сотрудничество между Россией
и Южно-Африканской Республикой остается только на бумаге
00.06.04, Ирина Акимушкина, НГ. Еще в перестроечные времена
на Южно-Африканскую Республику в Москве смотрели как на наиболее
выгодного делового партнера на Африканском континенте. Однако
с тех пор как у нас (развал СССР), так и у них (в ЮАР к власти
пришел Африканский национальный конгресс) произошли радикальные
политические перемены, а двусторонние деловые связи (после относительно
непродолжительного бума 1992-1993 гг.) стали резко сокращаться
и сейчас находятся в состоянии "малоподвижного развития".
Незадолго до распада Советского Союза Москва, правда, попыталась
"прорубить" окно в деловую Южную Африку, пойдя на
тесное политическое сотрудничество с правительством белого меньшинства
Де Клерка и полностью забросив своего бывшего союзника - АНК.
В те времена только в период 1991-1992 годов ЮАР с официальными
визитами посетило свыше 50 советских, а позднее - российских
делегаций, в состав которых входили не только государственные
лица, но и частные предприниматели.
Затем уже в российские времена Южно-Африканская Республика в
документах и МИД, и Министерства внешнеэкономических связей
России была определена как страна, деловое сотрудничество с
которой является "ключевым" в Африке. Особенно активно
пытались завязать деловые связи с ЮАР российская алмазодобывающая
компания "Алмазы Саха-России", Комдрагмет, московский
двигательный завод (занимался поставкой авиационных двигателей
из России в ЮАР), предприятия российского ВПК. Перспективными
тогда казались контакты также в сфере поставок и совместного
производства вооружений: юаровцы выразили желание приобретать
отдельные виды оружия в России не только через государственные
структуры, но и напрямую у заводов-производителей (Нижний Новгород,
Пермь).
Но вот в Южной Африке грянули выборы 1994 года, и после прихода
к власти правительства черного большинства во главе с лидером
АНК Нельсоном Манделой сотрудничество Южно-Африканской Республики
с Россией стало сворачиваться, о чем у нас как-то не очень принято
было распространяться. Прежде всего южно-африканское руководство,
в большинстве своем состоящее из руководителей АНК (более 60%
из них по нескольку раз бывали и обучались в СССР), весьма негативно
относится к нынешнему российскому политическому истеблишменту.
В Претории не забыли высказывания бывшего министра иностранных
дел России Андрея Козырева в 1992 г., "дипломатично"
назвавшего АНК "террористической организацией". Помнил
Мандела и реверансы Москвы в адрес белого правительства в 1991-1993
гг., когда вчерашних "товарищей" по классовой борьбе
из АНК отказывались принимать, ссылаясь за занятость, в высоких
кремлевских кабинетах.
По той же причине не стоит в какой-то революционной плоскости
рассматривать и много раз переносимый и откладывавшийся, но
все же в конце концов состоявшийся визит Манделы в Россию (хотя
лидер ЮАР летал куда как в более дальние страны за время своего
президентства). Бывший президент ЮАР - очень порядочный человек,
и он главным образом хотел поблагодарить за помощь не столько
Россию, сколько бывший СССР в годы борьбы АНК с аппартеидом.
Я уже не говорю о пассажах нашего тоже теперь уже бывшего президента
при встрече с Манделой по поводу того, что "мы в России
победили коммунизм" (самый главный союзник АНК - это местная
компартия, а многих бывших функционеров международного отдела
ЦК КПСС, особенно тех, кто отвечал за связи с АНК в трудные
времена, до сих пор прекрасно встречают в Южной Африке, организовывают
им лекции, замечательный отдых и т.д).
Может быть, излишний акцент на "большую политику"
в отношении Претории и ее отношений с Россией покажется странным,
но я считаю, что российские предприниматели, которые соберутся
в ЮАР в нынешнем году, должны себе ясно представлять, в какой
обстановке им придется вести дела, расплачиваясь тем самым за
политическую близорукость наших чиновников, серьезно подорвавших
существовавшую ранее весьма перспективную базу в отношениях
между Москвой и Преторией.
Несмотря на то что, как выразился недавно один из южно-африканских
министров, "нам (т.е. ЮАР) сейчас не до вас, а вам (т.е.
России) - не до нас", существуют сферы сотрудничества,
в которых при взаимном желании и работе можно добиться успеха.
Скажем, перспективными, и что самое главное - взаимовыгодными
продолжают оставаться деловые контакты российского и южно-африканского
ВПК. В то же время вряд ли Москве стоит тешить себя надеждами
на кооперацию с ЮАР на территории третьих стран (особенно африканских).
На этом "игровом поле" Россия и ЮАР будут скорее выступать
как непримиримые конкуренты, нежели добрые партнеры, и это также
необходимо будет учитывать.
Аналогичная ситуация складывается и с привлечением наших инвестиций
в ЮАР, и их - в Россию. Вспоминаю, как после моей поездки в
ЮАР еще в конце 80-х годов ответственные работники тогдашнего
советского Совмина говорили мне о необходимости привлечения
"свободных" южно-африканских финансовых ресурсов в
нашу страну. С тех пор по вполне понятным причинам ЮАР не только
не инвестировала ничего в Россию, но и выступает в последнее
время как один из конкурентов Москвы в деле "вышибания"
кредитов и займов у МВФ и Всемирного банка на осуществление
собственных "постапартеидных" проектов.
Определенные подвижки в деле финансового сотрудничества могли
бы произойти с активизацией российских частных банков в ЮАР.
Однако ни один из них не торопится открывать своих полномасштабных
представительств в Южной Африке, которые могли бы работать на
весь регион (я умышленно не считаю представителями неких таинственных
людей, которые поодиночке в Претории, Йоханнесбурге и Кейптауне
представляют какие-то никому не известные ООО или ААА), а все
"банковское сотрудничество" россиян что до нашего
кризиса, что после него ограничилось проведением в ЮАР семинара
по инвестициям в Россию, устроенного для "делового отдыха"
российских банкиров (с посещением города тысячи казино Сан-Сити
и Коморских островов) на который пришли... два представителя
местного МИДа и ни одного южно-африканского банкира или бизнесмена.
Не очень пока обнадеживают и перспективы двусторонней торговли
- практически весь товарооборот между Россией и ЮАР был в 1999
году заработан исключительно на экспортно-импортных операциях
и мелких коммерческих сделках. В нынешнем году, как считают
в Министерстве торговли ЮАР, за исключением кооперации с компанией
"Де Бирс" (но это отдельная тема, и всех остальных
сторон российско-южноафриканских отношений она касается весьма
относительно) торговля между Москвой и Преторией может еще больше
уменьшиться - практически все товары, которые может предложить
Россия, ЮАР способна приобрести на "ближних" рынках,
и наоборот.
К тому же официальные приоритеты южно-африканского бизнеса на
сегодня - это Китай (Претория ради впечатляющих торговых перспектив
с Пекином пошла на фактический разрыв своих отношений с давним
деловым партнером - Тайванем), Индия, страны Персидского залива.
Россия в официальных деловых документах южно-африканского правительства
даже не фигурирует в списке "перспективных потенциальных
рынков".
Крайне осторожен по отношению к России и южно-африканский частный
капитал (хотя он и менее идеологизирован по отношению к Москве,
чем политическое руководство ЮАР). Как говорили мне представители
южно-африканского бизнеса, за последние несколько лет местные
предприниматели убедились в том, что основная цель поездок их
российских коллег в ЮАР - это не долгосрочный бизнес, а вояжи
по схеме "быстро украл - и убежал" или популярный
вариант "служебного отдыха" - т.е. приезд в экзотическую
страну для посещения казино, сафари, катания на яхтах и тому
подобного.
В принципе и российские предприниматели, судя по всему, весьма
разочаровались в деловых перспективах ЮАР: "Быстрых денег
там не сделать, работать на долгосрочной основе желания большого
нет, да и свободных средств - тоже", да и другие рынки
для рискованных российских бизнесменов на сегодня кажутся куда
более выгодными и предсказуемыми, чем малоисследованный южно-африканский.
А тем временем при относительной пассивности российского бизнеса
в ЮАР активизировалась Украина. Киев не только имеет в этой
стране свое посольство, но и готов предложить южно-африканцам
по бросовым ценам большое количество тех же товаров (в том числе
вооружений, что должно крайне беспокоить Москву и российское
Министерство обороны), которые пытаются внедрить на местный
рынок российские компании.
И все же у развития деловых связей России и Южной Африки есть
будущее - и оно на ближайшую перспективу не за "идеологизированными
проектами" и взаимными обидами, а за грамотными предпринимателями
и политиками-прагматиками, что в России, что в ЮАР.
|