Мир болен Африкой
Пока Запад изобретает новые лекарства, Черный континент рождает новые эпидемии

00.11.24, Итоги, Олег Храбрый. Вирусная лихорадка Эбола заставила на какое-то время забыть даже о СПИДе. Хоронившаяся где-то в джунглях Конго после вспышки пятилетней давности, Эбола снова обрушилась на континент в октябре - теперь на севере Уганды, в районах, охваченных повстанческим движением. Повстанцы и вирус наперегонки косят местное население - за четыре недели умерли 117 человек.
Специалисты теряются в догадках, почему эта зараза, годами, а может, веками ждавшая своего часа в теле дикого зверя или в болотистом буше, вдруг набросилась на людей? Ответа нет. Врачи пока могут распознавать Эболу только в человеческом организме - сначала она вызывает жар, рвоту, боль в мышцах, диарею, затем - кровотечение изо рта, глаз и ушей и в конце концов всего за несколько дней убивает человека.
Эбола - плоть от плоти тропической Африки с ее войнами, беженцами, голодом, дикими ритуалами и неистребимой антисанитарией. На пороге третьего тысячелетия континент словно открыл ящик Пандоры. С середины 70-х Африка "подарила" миру 30 новых инфекций, среди которых СПИД, Эбола, гепатит C. А заодно "возродила" старые, казалось, почти побежденные человеком - оспу, малярию, холеру. В эпоху глобализации изолировать инфекцию невозможно: "больной континент" грозит заразить весь мир.
Одно из распространенных объяснений этого инфекционного взрыва - экологическое: дело, дескать, в глобальном потеплении, из-за которого на Африку обрушиваются то наводнения, то засухи. Затяжные тропические ливни создают бесчисленные "тихие заводи", которые кишат вирусами и полчищами малярийных комаров. Засухи, в свою очередь, становятся причиной пожаров и респираторных заболеваний.
Объяснение эпидемиологического взрыва климатическими изменениями не кажется особенно убедительным. Природа континента, до последнего времени защищавшая его обитателей от распространения новых инфекций, пострадала и от рук человека. Крупные животные уничтожены браконьерами, местные охотники в поисках пропитания довольствуются лесными крысами, дикобразами и изредка обезьянами. Трудно сказать, исчезновение какого звена нарушило баланс в отношениях человека с природой - звеньев выпало столько, что не сосчитать.
При этом жители континента отрицают теории африканского происхождения вирусов, видя в них проявление дискриминации. В самых пораженных СПИДом странах - Зимбабве (заражено 26% населения), Замбии (20%) или Ботсване (25%) - вам непременно расскажут, что ВИЧ впервые появился в Латинской Америке среди геев или был изобретен американцами как биологическое оружие. При этом африканцев совершенно не волнует, что ВИЧ в Африке представлен в самых разнообразных мутационных формах - явный признак того, что именно здесь его, вируса, дом. Исследованиям западных ученых здесь тоже не доверяют, считая их скрытым расизмом.
Медицинская ипостась "конфликта цивилизаций" стала очевидна еще на первой конференции по СПИДу в 1985 году, где присутствовало всего трое африканских ученых. Они молчаливо следили за обсуждением теории заражения ВИЧ через мясо обезьян. Единственное объяснение, которое они предоставили, состояло в том, что это такое же традиционное блюдо для африканцев, как устрицы для французов, суши для японцев или собаки для корейцев. Едят их веками, а вот СПИД появился с приходом белых.
Эти настроения давно уже перекочевали в высокие кабинеты. Так, президент ЮАР Табо Мбеки долгое время вообще отрицал существование СПИДа в своей стране, где вирусом поражены свыше 4 миллионов. Президент Кении Даниэль Арап Мои назвал теории происхождения СПИДа из Африки "кампанией расовой ненависти". А президент Намибии Сэм Нуйома уверен, что эпидемия СПИДа - это "биологическая война".
Наиболее точный диагноз, пожалуй, принадлежит социологам. Они первыми обратили внимание на то, что всплеск эпидемий последовал вскоре после обретения независимости большинством африканских стран. В начале 70-х деревенское население хлынуло в города. Осваивая колониальное наследие - дороги, городской уклад, европейские языки и прочие "плоды просвещения", - новые власти, а вслед за ними и население разрывали тысячелетние связи с племенем, родом, природой. Заменить их было нечем - в новорожденных мегаполисах отсутствовал элементарный контроль за здоровьем и питанием, снятие традиционных табу и свобода нравов превращали их в рассадник болезней.
География эпидемии СПИДа говорит об этом достаточно красноречиво. В середине 80-х было установлено, что ВИЧ поначалу распространялся по Африке вдоль шоссейных дорог - водители пользовались услугами проституток: для большинства африканок это единственная возможность заработка.
Еще одним эпидемиологическим фактором стали бесконечные гражданские войны в Руанде, Уганде, Конго, Сьерра-Леоне, которые погнали миллионы людей из бидонвилей обратно в деревни или в лагеря беженцев, куда они принесли все "городские хвори". О необходимости профилактики в районах, не затронутых "культурной революцией", думал лишь "Красный Крест" или "Врачи без границ".
На какое-то время им удалось локализовать эпидемии, однако привить миллионам африканцев представления о санитарных нормах они были не в силах. Например, в ходе нынешней эпидемии Эболы в Уганде выяснилось, что самый распространенный путь передачи вируса - похороны. В этих краях испокон веков хоронили всей деревней - односельчане обмывали покойника, затем опускали в эту воду руки и пожимали их друг другу в знак солидарности. Не прекрати врачи эту практику, Эбола уничтожила бы всю страну.
То же самое можно сказать и о паническом страхе перед вакцинацией - в ряде стран, например, прививку полиомиелита провозгласили источником ВИЧ-инфекции. В результате тысячи семей лишили детей необходимых прививок.
Современная система здравоохранения для Африки - несбыточная мечта. Если на здоровье одного человека США тратят в среднем 2300 долларов в год, то Кот д'Ивуар, к примеру, - 25, Уганда - 9, а Эфиопия и вовсе три. (К слову, Всемирная организация здравоохранения считает, что критический минимум - 60 долларов на человека.)
В этих условиях главным борцом с эпидемиями на континенте выступают либо секты вроде церкви "Восстановления 10 заповедей", которые сулят избавление от недугов путем самосожжения, либо фундаменталисты, чаще всего исламские, которые обещают вылечить всех шариатом, то бишь жесткой регламентацией нравов. Словом, Африке не до медицины.
 


Другие африканские инфекции и как они передаются

Комары
Малярия
Желтая лихорадка
Лихорадка долины Рифт
Лихорадка Западного Нила

Клещи
Конго-крымская лихорадка

Вода, пища, от человека к человеку
Гепатит А, В, С
Полиомиелит

Плоские черви (вода)
Шистосоматоз

Грызуны
Ласса-лихорадка