Размышления очевидца о выборах в Уганде

 



Размышления очевидца
о выборах в Уганде




01.03.17, Африкана, Михаил Колотков. 14 марта утром действующий президент Йовери Кагута Мусевени был объявлен победителем на президентских выборах в Уганде, состоявшихся 12 марта. Он убедительно переиграл всех своих соперников и был переизбран на второй срок. Мусевени набрал 69,3% из числа поданных голосов. Всего проголосовало 7,5 млн. человек (из 10,7 млн. зарегистрированных избирателей). Его ближайший конкурент отставной полковник Кизза Бесидже получил 27,8% голосов.



К. Бесидже, в прошлом участник войны против Милтона Оботе в рядах Национальной армии сопротивления во главе с Мусевени и активный сторонник созданного впоследствии Национального движения сопротивления (НДС), стал консолидированным кандидатом оппозиции, выступившим против своего бывшего шефа. В 1999 г. полковник К. Бесидже опубликовал открытое письмо с критикой НДС за отход от первоначальных принципов и идей, за коррумпированность и стратегические просчеты в экономике и политике, за что сразу попал в опалу. Ему грозил военный трибунал, однако по личному распоряжению президента К. Бесидже было просто разрешено уйти в отставку, после чего тот стал активным политиком и заявил о своих президентских амбициях. Вокруг него объединились находящиеся в загоне партии и отдельные одиозные лидеры типа Нассера Себаггалы, бывшего мэра Кампалы, который не смог стать кандидатом в президенты, не пройдя образовательный ценз (у не нет среднего образования). Примечательно, что Себаггала известен своими исламскими лозунгами вкупе с оголтелым антиамериканизмом (он просидел в американской тюрьме полтора года за ввоз в США поддельных банковских чеков) и неимоверным возвеличиванием Буганды над всеми остальными народами (Уганда—многонациональная страна).



Международные наблюдатели в лице представителей стран-доноров поторопились заявить о том, что выборы прошли в спокойной обстановке, без серьезных нарушений и в соответствии с международными нормами. Полномочия Й. Мусевени были подтверждены международным сообществом. Можно радоваться очередной победе демократии на просторах Африки.
Но если немного углубиться в суть происходящих событий, то для радости будет не так много поводов. Отметим, что и за меньшие грехи другие страны подвергаются гораздо большему прессингу и обструкции со стороны Запада. Угандийский лидер Й. Мусевени—политик новой генерации, любимчик западного истеблишмента, образцовый демократ. Уганду хвалят за выдающиеся экономические реформы. Тем не менее, Уганда начиная с 1986 г., т.е. прихода Й. Мусевени к власти, демонстрирует самый затянувшийся переходный период в Африке. Первый раз Й. Мусевени победил на выборах в 1996 г. (до этого выборов главы государства как таковых не было)—10 лет пребывания у власти на безальтернативной основе, со ссылками на обстоятельства и проводимые демократические реформы, как бы не в счет. Всего режим Й. Мусевени пребывает у власти более 15 лет, поэтому нельзя не порадоваться столь очевидному переизбранию на второй срок!

Политическая система Уганды остается замороженной. Бывшие угандийские партизаны, объединившиеся под флагом Национального движения сопротивления (НДС) и под руководством своего безусловного лидера Й. Мусевени завалившие режим жестокого Милтона Оботе в 1986 г., обогатили мир новой политологической концепцией—оказывается, политсистема может быть не только многопартийной или однопартийной, но и внепартийной. Это значит, что все граждане автоматически являются членами НДС, поэтому не нуждаются ни в каких партиях, которые способны привести лишь к расколу в обществе. Многопартийность так введена и не была, ее отсутствие закреплено в Конституции от 1995 года, более того в 2000 г. в стране был проведен референдум о том, вводить ли многопартийность, на котором большинство населения высказалось в пользу сохранения внепартийной системы под эгидой НДС. Западные доноры с пониманием относятся к тому факту, что одна из основополагающих свобод, содержащихся во Всемирной декларации прав человека, не только исключена, но и выставляется на референдум. Все это напоминает выборы в советские времена, которые так часто критиковали западные правозащитники.

Все эти небольшие недочеты, а также и крики западных неправительственных организаций, не мешают западным донорам оказывать массированную экономическую помощь Уганде. Половина угандийского бюджета в 1 млрд. долл. США пополняется за счет иностранной помощи, в этом и заключается корень экономического процветания Уганды. На оставшуюся часть бюджета Уганда ведет крупномасштабную войну в Конго, борется с боевиками на западе и севере собственной страны, изгоняет кочевников племени каримаджонг на северо-западе и т.п.
Уганда не раз называлась стратегическим партером США, потому что ее внешняя политика в регионе во многом соответствует целям и задачам американцев, или наоборот. Угандийское руководство, также как и американское, не любит Судан и поддерживает многие безумные инициативы американцев на международной арене.
Вот с таким наследием вышел на выборы политик новой генерации Й. Мусевени.
Следует отметить, что выборы дважды произвольно переносились на более поздний срок в связи с тем, что Избирательная комиссия не была готова к их проведению. В течение предшествовавших двух месяцев президент Й. Мусевени дважды объявлял выходные, чтобы потенциальные избиратели имели возможность зарегистрироваться с целью обновления избирательных списков и получения карточек избирателей. Много раз обещанные карточки избирателей были розданы лишь в нескольких округах, поэтому накануне было разрешено голосовать и без избирательных карточек, тем не менее, без традиционной африканской неразберихи не обошлось. Хотя выборы должны были завершиться к 5 часам дня, Избирательная комиссия продлила срок для голосования до полуночи, сославшись на технические трудности и необходимость дать возможность проголосовать всем желающим.
Угандийский избирательный закон не запрещает агитацию накануне выборов, поэтому 11 марта на «Красной площади» Кампалы - Кололо Эйр Стрип Мусевени проводил до самого вечера помпезный предвыборный митинг.



В целом, вопреки некоторым прогнозам, выборы прошли в достаточно спокойной обстановке, без крупных стычек. Накануне и после выборов деловая активность замедлилась, улицы опустели, вплоть до официального объявления результатов выборов. Все предыдущие три месяца страну немного лихорадило, экономический рост замедлился, предприниматели понемногу вывозили капитал от греха подальше.
Значительную роль сыграла армия и спецслужбы. Военнослужащим было запрещено вести предвыборную агитацию, что не мешало высшим чинам, в т.ч. и брату президента генерал-майору Салиму Салеху, активно участвовать в агиткампанию в пользу Й. Мусевени. Военнослужащие, заявлявшие о своих намерениях голосовать за Бесидже или других кандидатов, нередко избивались и попадали в тюрьму. К кульминации предвыборной компании противоречия между двумя избирательными штабами (Й, Мусевени и К. Бесидже) настолько обострились, что стороны даже призывали к физическому устранению соперников в случае победы на выборах. Были и кровавые столкновения в ходе митингов. И везде активно вмешивалась армия, спецслужбы, полиция, которую наблюдатели обвиняли в инициировании кровопролитий.
Интересна и раскладка по итогам выборов. К. Бесидже безусловно победил в северных районах (55,7%), где проживают ачоли, ланго и др. народы, традиционно считающиеся оплотом Милтона Оботе и сторонниками сепаратистов. И наоборот, Мусевени собрал небывалое число голосов (72,6%) в Карамодже—районе кочевых племен каримоджонг, которые никогда не голосовали, а только занимались кровавыми разборками друг с другом. Просто поразительная избирательная активность со стороны полудиких народностей, которых Мусевени в предыдущие годы серьезным образом изводил, чтобы навести в Карамодже мир и порядок. Проголосовала за Мусевени и Буганда (64%), которая всегда выражала недовольство засильем в столичных госструктурах племени баньянколе, выходцев с юго-запада, которых привел с собой Й. Мусевени, тоже представитель баньянколе. На западе страны, в своей вотчине Мусевени одержал потрясающую победу (87,7%), хотя его оппонент К. Бесидже тоже происходит оттуда.
Оппозиция цивилизованно отнеслась к своему поражению, обвинив Мусевени в запугивании избирателей и фальсификации голосов. Тем не менее, К. Бесидже призвал своих сторонников к спокойствию и пообещал подать в суд иск с требованием опротестовать результаты выборов.


Ссылки по теме:


Ссылки по стране: