forum_africana.jpg (6524 bytes)
rossiya_i_africa.jpg (6361 bytes)
madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
slovari.jpg (5646 bytes)
poiskaviki.jpg (6063 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

Конголезская лихорадка


Война в районе Великих озер стала родной матерью слишком многим

01.04.23, Время новостей. Игорь ТАРУТИН, Хараре, Алексей СЛОБОДИН

На днях Джозеф Кабила, новый президент Демократической Республики Конго (ДРК, бывший Заир) призвал Совет Безопасности ООН рассмотреть вопрос о личной ответственности президента Руанды Поля Кагаме и президента Уганды Йовери Мусевени в том, что он назвал "разграблением минеральных богатств Конго". Это обращение последовало после обнародования доклада СБ ООН, раскрывающего экономическую подоплеку регионального конфликта. За несколько дней до этого ООН предприняла очередную, как считают многие наблюдатели, заранее обреченную на провал попытку разместить в ДРК международный миротворческий контингент.
Война в Конго, которую по привычке называют гражданской, длится уже два с половиной года и давно переросла в крупный международный конфликт. На стороне правительства в Киншасе воюют регулярные части из соседних Анголы, Намибии и Зимбабве. Повстанческие группировки, контролирующие большую часть территории страны, опираются на военную поддержку других соседей -- Бурунди, Руанды и Уганды. Каждый из участников войны ведет собственную игру, ставка в которой -- контроль над ресурсами одного из самых богатых государств Африки.

Тяжкое бремя богатства

Со времени получения независимости от Бельгии в 1960 году главной движущей силой развития Конго стал корыстный экономический интерес. Именно из-за него бельгийский концерн L'Union Miniere провоцировал сепаратистское движение в провинции Катанга (Шаба). Из-за него убили первого премьер-министра страны Патриса Лумумбу. Почти сорокалетняя (1961--1997) диктатура президента Мобуту держалась на том, что его коррумпированный режим позволял международному капиталу (тот же L'Union Miniere и Billitone из Бельгии, Anglo-American Corp.) действовать бесконтрольно. За годы правления Мобуту богатейшее государство пришло в упадок, попав в группу 15 беднейших стран мира, а президент с личным капиталом более 5 млрд долл. вошел в число самых состоятельных людей планеты. Однако Запад закрывал глаза на все «художества» диктатора, в котором кроме всего прочего видели преграду на пути «коммунистической заразы», охватившей соседние Анголу и Народную Республику Конго. Тем не менее к концу 90-х окончательно проворовавшийся, больной и недееспособный маршал Мобуту смотрелся явным анахронизмом.
Иностранный бизнес давно присматривался к Лорану-Дезире Кабиле, лидеру повстанцев Шабы и заклятому врагу Мобуту. Пообщавшись с партизанским вожаком, в прошлом -- соратником Лумумбы и Че Гевары, посланцы западного капитала остались довольны: иностранцам пообещали, что их интересы никто не тронет, напротив, они получат новые концессии. Приговор Мобуту был подписан -- весной 1997 года он бежал из страны под прикрытием бельгийских парашютистов.
Быстро выяснилось, что по части коррупции и некомпетентности Кабила не уступал предшественнику, а клятвы, данные международным монополиям на аудиенциях в джунглях, забыты. Обманутыми посчитали себя Руанда и Бурунди, которые помогли Кабиле свергнуть Мобуту. Разразилась новая война, в результате Киншаса потеряла полстраны, а сам Кабила-старший был убит в январе этого года при загадочных обстоятельствах.

Это сладкое слово "колтан"

12 апреля ООН обнародовала письмо генсека Кофи Аннана с изложением специального доклада S/2001/357 по ситуации в ДРК, подготовленного по указанию Совбеза. К документу прилагается список из 34 фирм, вывозящих через Руанду "разграбленные минеральные богатства" и в первую очередь очень редкий минерал колтан, в разные уголки мира. В списке 13 бельгийских компаний, 5 немецких, представлены Великобритания, Канада, Нидерланды, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан и даже одно АОЗТ из России.
Авторы доклада утверждают, что в связи со слабостью центральной власти природные богатства Конго являются все более притягательными для иностранных государств, а потому СБ должен незамедлительно объявить эмбарго на поставки оружия действующим в ДРК повстанцам. Документ рекомендует ввести эмбарго на импорт или экспорт некоторых видов ископаемых из Бурунди, Руанды и Уганды или в эти страны. Запрет, за нарушение которого любая страна подвергается санкциям, по мнению авторов, должен продлиться до того, пока не будет получена полная информация об их участии в эксплуатации природных ресурсов Конго. СБ ООН предлагается обязать все государства, причастные к конголезскому конфликту, заморозить активы повстанцев и гарантировать, что их финансово-кредитные учреждения откажутся от отмывания средств, полученных за счет грабежа ресурсов ДРК.
В докладе недвусмысленно говорится о том, что в карманах руководителей враждующих сторон оседают значительные суммы. Повстанцы захватывают богатые колтаном районы и ежемесячно получают десятки тонн минерала, выплачивая шахтерам по 2 доллара в день. Так, например, сделали партизаны из "Движения за конголезскую демократию". Понятно, откуда находятся средства на войну в Конго у нищих Уганды и Руанды. Последняя в оккупированных ею местностях наладила добычу и обогащение колтана (100--150 тонн в месяц), который в конечном счете вывозят в Европу. Угандийцы лишь немногим отстают от союзника.
Ясны и источники доходов режима в Киншасе, который тратит по миллиону долларов в день на содержание 70-тысячной армии. В странах, воюющих на стороне Конго, постоянно говорят о тяжелом бремени защиты ДРК от внешней агрессии. Однако умалчивают о полученных от покойного Кабилы-старшего в концессию, а то и подаренных им нефтяных месторождениях, алмазных шахтах, кобальтовых рудниках и том же бесценном колтане. В ООН же говорят, что не располагают достоверной информацией на этот счет.

Sabena влетела в историю

Хотя в докладе ООН главными виновниками ограбления Конго названы повстанцы и поддерживающие их три страны района африканских Великих озер, нельзя не заметить, что в Бурунди, Руанде и Уганде отсутствуют производства, требующие применения колтана. Очевидно, что заказчики живут отнюдь не в Африке. Кстати, наибольшее беспокойство доклад ООН вызвал в Бельгии, бывшей метрополии. Помимо перечисленных в докладе бельгийских фирм (их там больше всего) Брюссель расследует деятельность авиакомпании Sabena, которая якобы вывозит добытое сырье. Министр развития Эдди Бутманс пригрозил "разобраться" с ней, если факты подтвердятся. Его помощник Дирк Деповер заявил: "Компании должны признать ответственность. Если они проигнорируют проблему, правительству придется вмешаться".
Президент Уганды Мусевени уже выразил готовность направить в ООН целую делегацию для опровержения выдвинутых против него обвинений. В других странах пока молчат. Ведь доля личного участия каждого руководителя (страны, вооруженного движения, фирмы) в деле о конголезских сырьевых богатствах -- это самый щекотливый вопрос.

Тихие американцы

Жозефу Кабиле, сыну и наследнику убитого президента, не позавидуешь: страна на грани распада, ей грозит утрата суверенитета, причем угроза исходит не только от повстанцев и их покровителей, но и от новоявленных «союзников». За помощью молодой Кабила, судя по всему, решил обратиться к США, которые до сих пор оставались наблюдателями (как образно заметил один американский дипломат, «в этой драке нет нашей собаки»). В начале февраля, едва утвердившись в должности, Жозеф Кабила отправился в Вашингтон, где его принял Колин Пауэлл. Вскоре после этого и появился доклад ООН о разграблении Конго, возлагающий практически всю ответственность на противников правительства. Примечательно, что в списке «грабителей» нет ни одной американской компании. США тоже не прочь приобщиться к богатствам Конго. Любой мир имеет свою цену.

По запасам минеральных ресурсов Демократическая Республика Конго фантастически богатая страна, входящая в десятку крупнейших производителей или владельцев месторождений алмазов, золота, меди, нефти, урана, кобальта, многих редкоземельных металлов. Некоторые ископаемые просто уникальны -- к их числу относится коломбит-танталит (сокращенно колтан), применяемый в высокотехнологических производствах -- ядерной энергетике, компьютерах, мобильных телефонах, оптических приборах видения и связи и т.п. Помимо Конго колтан добывается только в Австралии, и спрос на него резко превышает предложение: в 1998 году, когда война в Конго начиналась, килограмм колтана на мировом рынке стоил 65 долларов, сейчас цена приближается к 450 долларам. Специалисты считают колтан более прибыльным, чем золото и алмазы.

Вернуться на главную