НЕ ОПОЗДАТЬ
НА НИГЕРИЙСКИЙ ПОЕЗД
Иван Иванов,
Владимир Корочанцев
"РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТЕР", №12-2000 (англ.)
На русском публикуется впервые
Страна, располагающая нефтедолларами и
насчитывающая свыше 120 миллионов потребителей –
это Нигерия, крупнейшая держава в Западной
Африке. Огромный перспективный рынок готов
принять продукцию, товары и технологию из других
регионов планеты, в том числе и из России. Как
развивается нигерийская экономика и какие
возможности она предоставляет тем, кто хочет
работать на этом рынке?
Между тем в Нигерии идут стремительные
перемены. После 29 лет правления военных режимов в
результате парламентских выборов в феврале 1999
года к власти там 29 мая того же года впервые
пришло демократически избранное правительство
президента Олусегуна Обасанджо. Одновременно
вступила в действие новая Конституция
Федеративной Республики.
Результаты правления военных режимов
безрадостны. По данным 1998 года, ВВП на душу
населения был менее 300 долларов по сравнению с
более чем 1000 в 1980 году, продолжительность жизни –
52 года, причем более трети не доживают до 40 лет,
неграмотность среди взрослых – 44 проц., 48,5 проц.
жителей живут в условиях бедности (43 проц. в 1985
году), 49 проц. населения лишены какого-либо
медицинского обслуживания.
С учетом числа жителей и многообразных
ресурсов Нигерия считается основным рынком на
континенте, что привлекает к ней партнеров по
торговле из Европы, Америки, Азии и Африки. Ее
недра богаты нефтью и газом, углем, оловом,
колумбитом, золотом, известняком, бурым углем,
цинком и другими природными ресурсами. В числе
продукции сельского хозяйства – какао, земляной
орех, каучук, хлопок, кофе, пальмовое масло, лес,
бобы, ямс, имбирь.
Провозглашенная цель усилий новой
администрации – оздоровление всех секторов
жизни общества, искоренение тяжелого наследия
военных режимов, установление прочной
демократии и создание жизнеспособной экономики.
Новый президент О.Обасанджо сталкивается с
масштабной задачей возрождения пришедшей в
упадок экономики одной из беднейших стран в
Африке и более всех остальных разделенной по
этническим признакам – в стране насчитывается
более 350 этнических общностей.
Правительство поставило четкие
политические и экономические цели.
Первостепенная задача – выработка в возможно
короткий срок и выполнение понятной и
всеобъемлющей программы демократизации. Как
заверил О.Обасанджо, его правительство будет
следовать таким непреложным принципам, как
приверженность правлению закона, уважение прав и
достоинства человека, неукоснительное
выполнение контрактов, работа правосудия по
самым высоким международным стандартам,
прозрачность и честность деятельности
правительства, соблюдение всех контрактов и
финансовых сделок, последовательная борьба
против коррупции.
Конечная цель реформ – "сделать
Нигерию крупной промышленной и экономической
державой, которая будет добиваться непрерывного
экономического роста и гармоничного развития,
улучшения качества жизни всех нигерийцев". В
этой связи ставится задача ориентировать
экономику на производство продукции,
предназначенной на экспорт.
Поставлена задача довести темпы роста
экономики в 2000 году до 4-5 проц. в год, а к 2010 году
они должны достигнуть 10 процентов. Темпы
инфляции к 2010 году должны снизиться и не
превышать 5 процентов.
Пересмотрена роль правительства в
экономическом и социальном развитии.
Государство отныне сосредоточивается на
социальных инвестициях (образование,
здравоохранение, молодежь и культура). Вкупе с
частным сектором, но выступая в роли младшего
партнера в экономике с минимальной затратой
средств, оно будет заниматься инфраструктурой
(энергетика, водоснабжение, телекоммуникации).
Правительство приняло меры для поощрения
и усиления роли иностранных инвестиций в
экономике Нигерии. Оно осуществляет курс реформ,
нацеленных на развитие предпринимательства и
либерализацию экономики для поощрения
иностранных инвестиций. Отменен указ,
устанавливавший строгие ограничения на объем
иностранных инвестиций в Нигерии. По новому
декрету, помимо всего прочего, иностранцы смогут
инвестировать и участвовать в управлении любого
предприятия в Нигерии. В том же ключе предпринята
либерализация режима обмена иностранной валюты
для свободного притока и оттока капитала,
дивидендов, экспортной выручки, прибыли и других
выплат из страны. Новые правила дают
нерезидентам ощутимые налоговые стимулы и
позволяют им открыть счета по месту жительства,
получать экспортную выручку в валюте.
Правительство форсирует работу по
завершению создания Зоны экспортной продукции в
Калабаре. Это позволит облегчить привлечение
инвестиций в ориентированные на экспорт отрасли
экономики, так как данная зона будет свободна от
ряда обязательств, которые преследуют
производителей в Нигерии.
Реализуется программа приватизации
госпредприятий, включая такие области, как
энергетика и система телекоммуникаций. Как
стремление к созданию благоприятного
инвестиционного климата расценивается
приверженность правительства к
макроэкономической стабильности, что выражается
в устойчивости таких ключевых экономических
показателей, как обменный курс валюты,
процентные ставки, темпы инфляции.
Администрация выразила решимость
способствовать дальнейшей децентрализации и
либерализации экономики, взяла на себя твердые
обязательства по ликвидации двойного обменного
курса валюты, по введению открытого и
прозрачного управления финансами. Отменены
несколько законов и указов, которые в последние
годы тормозили конкуренцию в экономической
сфере – вместо них приняты новые законы и
правила, направленные на либерализацию
экономики. Принят закон, содержащий список
утвержденных налогов и сборов, позволяющий тем
самым сгладить экономические проблемы. Налицо
усилия по созданию благоприятного климата для
бизнеса, утверждена системная и актуальная
программа, разработанная совместно с частным
сектором.
Выполнение поставленных в ней задач
необходимо для коренных изменений в
деятельности правительства – от роли
собственника и управляющего до политика и
регулятора стабильности c целью создать
конкурентоспособную передовую экономику,
приводимую в движение с помощью частного
предпринимательства.
Администрация, зная, что политическая
стабильность – основной фактор в вопросе о
капиталовложениях, а также то, что страх перед
социальными потрясениями служит решающим
фактором риска в прогнозировании
капиталовложений, особенно иностранных,
предприняла со дня прихода к власти ряд шагов,
которые благоприятствовали стабилизации в
стране, заметно улучшили положение в критических
районах, а это положительно влияет на
иностранные инвестиции.
Экономическое положение страны
В нигерийской экономике насчитывается
свыше 2 тысяч промышленных предприятий, но
безраздельно доминирует нефтяной сектор, где
доля иностранных компаний составляет 65
процентов. Он дает 30 проц. ВВП, 95 проц. валютных
поступлений, 80 проц. доходов госбюджета. Когда-то
Нигерия была экспортером сельхозпродукции, но
сейчас ввозит продовольствие.
Что касается ВВП, то в 1998 году прирост
составил всего 1,6 проц. /по другим данным, 2,4 проц./,
что ниже, чем в 1997 году, когда он был равен 3,2
процента. Год в целом был для Нигерии неудачным,
но это во многом связано с низкими в то время
ценами на нефть – основной экспортный продукт.
Стоимость ВВП, дсчитанная по системе,
учитывающей реальную покупательную способность,
равнялась 106,2 млрд долларов. ВВП на душу
населения /по той же системе/ – 960 долларов. По
данным Агентства Франс Пресс, в 1999 году ВВП
Нигерии оценивается в размере 3.979 млрд найр
(около 40 млрд долларов) при ежегодных темпах
роста, составивших 2,6 процента. По оценкам же
специалистов, в прошлом году ВВП не только не
возрос, но даже снизился.
Нигерийская финансовая система
включает регулирующие и контролирующие власти,
банки и другие финансовые институты. К
регулирующим и контролирующим органам относятся
Центральный банк Нигерии, Нигерийская
депозитная страховая корпорация, Комиссия по
валюте и ценным бумагам, Нигерийское страховое
контрольное управление и Федеральный ипотечный
банк Нигерии. В стране есть несколько
коммерческих и торговых банков, обеспечивающих
своим клиентам эффективные финансовые услуги. По
последним данным, в Нигерии действуют примерно 115
банков. Их деятельность регулирует Центробанк,
который в последние годы взял на себя такие
второстепенные функции, как, например,
обслуживание индивидуальных клиентов.
Центробанку пока не удается выполнять свои
контролирующие и регулирующие функции в связи с
феноменальным расширением банковского и
финансового сектора и противостоять
политическому вмешательству, усложняющему его
регулирующую деятельность.
Деятельность банковского сектора, по
признанию президента Обасанджо, затруднена
многими институционными, оперативными и
юридическими трудностями. Оперативные трудности
включают плохое управление делами, низкий
профессиональный уровень, преобладание высоких
накладных /комиссионных/ расходов за
обслуживание, широкую распространенность
отказов от выполнения финансовых обязательств и
т.д. В числе институционных трудностей –
неравномерное географическое распределение
финансовых институтов, банков и филиалов и
низкая профессиональная этика. Среди
юридических помех – ограничительные
юридические процедуры, вмешательство власти и
непоследовательная политика. Банки отличает
нехватка капитала, слабый внутренний контроль,
коррупция, плохое управление.
Среди функций Центробанка Нигерии –
сдерживание инфляции с помощью ГКО. Инфляция
раскручивается кредитованием Центробанком
федерального правительства для погашения
бюджетного дефицита. Другие функции –
кредитованиее правительств штатов, частного
сектора, контроль за коммерческими финансовыми
организациями (в том числе отбором лицензий и
ликвидация 26 обанкротившихся банков),
поддержание стабильности найры с помощью
валютных интервенций.
Баланс ЦБ на 31 декабря 1998 года. Капитал
– 7.919.192 тыс. найр. Пассивы – 649.110.184 тыс. найр.
Активы – 649.110.184 тыс. найр. 95 найр официально
эквивалентны одному доллару США. В начале июля
найра упала до самой низкой за последние 10 лет
отметки: курс доллара к найре на валютном рынке
повысился с 1:101 до 1:120. Спад произошел в
результате резкого снижения ставки по
однодневным межбанковским кредитам
"овернайт". Инвесторы на валютно-финансовом
рынке стали в больших суммах закупать доллары, в
результате ставка по краткосрочным
межбанковским кредитам упала – с 16 до 3
процентов.
По мнению нигерийских экспертов, в
последнее время расходы правительства
значительно возросли, Центробанк не в состоянии
контролировать объем эмиссии на валютном рынке.
Все это способствовало продолжительному спаду
курсов найры к доллару и другим ведущим
иностранным валютам. Они полагают, что власти
должны принять меры по дальнейшему снижению
процентной ставки для стимулирования развития
строительной отрасли. Лишь совершенствование
развития инфраструктуры наряду с сокращением
процентной ставки и корректировка структуры
зарплаты служащих государственных и частных
предприятий помогут экономике встать на путь
позитивного развития.
Рынок капитала очень узок. Уровень
внутренних сбережений низок и недостаточен для
того, чтобы финансировать капиталовложения в
соответствии с поставленными целями. Например,
отношение валовых внутренних сбережений к ВВП
равно примерно 11 проц. по сравнению с 37 проц. в
Малайзии, 31 – в Индонезии, 36 – в Южной Корее и 28 –
в Чили.
Доходы, полученные федеральным
правительством в 1998 году, составили 463.608,8 млн
найр, что на 20,5 проц. меньше, чем годом ранее.
Причина все та же – падение цен на нефть. В 1997
году поступления в федеральный бюджет от нефти
составили 71,5 проц., в 1998 году – 62,5 процента.
Другие крупные источники поступлений в бюджет в
1998 году – таможня и акцизы /12,4 проц./, НДС /8 проц./,
подоходный налог с компаний /7,2 проц./.
Колебания цен на нефть на мировом рынке
сказались и на платежном балансе страны. Если в
1997 году положительное сальдо составило 1.077,7 млн
найр /15 млн долларов/, в 1998 году сальдо было
отрицательным – 220.667,6 млн найр /2.873 млн долларов/.
60,8 проц сырой нефти было экспортировано в
США и Латинскую Америку /Бразилия, Чили/, 20,1 проц.
– в Западную Европу, 12,8 проц. – в Азию.
В 1998 году стоимость экспорта Нигерии
составила 9,7 млрд долларов. Из них на нефть и
нефтепродукты приходится 95 процентов. Остальное
– какао, резина. 35 проц. экспорта пошли в США, 11 –
в Испанию, 6 – в Италию, столько же – во Францию.
Стоимость импорта в том же году – 9,8 млрд /по
другим данным, 10,873 млрд долларов/. Ввозились
машиностроительная и химическая продукция,
транспортное оборудование, промтовары,
продовольствие. Главным поставщиком также были
США /15 проц./. За ними следовали Великобритания /11/,
Германия /10/, Франция /8/, Голландия /5/. Общий объем
экспортных поставок – 9,727 млрд долларов.
Структура экспорта: нефть (главная статья
доходов шестой в мире нефтедобывающей страны) –
9.218 млн долларов; какао – 89,0 млн долларов;
какао-масло – 4,0 млн долларов; каучук – 12,0 млн
долларов; саго – 4,0 млн долларов. По данным на 1999
год, экспорт нефти составил 2.03 млн баррелей в
день.
Внешний долг Нигерии и отношения с
США и МВФ
Согласно ЦБ Нигерии, внешний долг в 1998
году составил 28.773,5 млн долларов. Из них 20.829,9 /72,4
проц./ приходились на Парижский клуб кредиторов,
2,043 млрд – на Лондонский клуб, 4,237 млрд – на
международные финансовые организации. Платежи в
тот год составили 680,2 млн долларов международным
финансовым организациям, 228,5 млн долларов –
Парижскому клубу, 127,7 млн Лондонскому клубу.
По другим данным, внешний долг в 1998 году
равнялся 32 млрд долларов. Сейчас его объем равен
примерно 31-33 млрд долларов. Нигерия добивается
реструктуризации внешнего долга со списанием
его части. Эта позиция нашла поддержку
Вашингтона: министр финансов США Лоуренс Саммерс
заявил во время пребывания в Абудже, что "США
поддержат обширную реструктуризацию долга
Нигерии Парижским клубом".
До сих пор финансирование со стороны
МВФ не восстановлено. Пока ведутся переговоры.
Соответственно, кредиты в этом году МВФ пока не
предоставлялись. Насколько известно, в ближайшее
время МВФ также не собирается выделять Нигерии
какие-либо кредиты – по крайней мере, в прессе
никаких упоминаний на сей счет пока не было, хотя
из достоверных источников во Всемирном банке
стало известно, что "вокруг Нигерии идет
какая-то шумиха". Год назад тогдашний
директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю
охарактеризовал состояние экономики страны
весьма негативно, отмечая тяжелое долговое
бремя, коррупцию, утраченное доверие инвесторов,
слабость институтов власти и много иных
факторов.
В то же время Камдессю заверил, что
"МВФ готов работать с властями Нигерии". Он
сообщил, что начато выполнение новой
экономической программы правительства под
надзором экспертов МВФ. При этом говорилось о
необходимости возрождения доверия к нигерийским
властям со стороны международных финансовых
институтов и мирового сообщества в целом. Он
заявил, что "в случае успешного выполнения
этой программы МВФ будет готов по просьбе
Нигерии превратить ее в договоренность о
расширенном кредитовании на несколько лет".
В МВФ подтверждают выделение Нигерии
кредитов. Выяснилось также, что
"законодательная и исполнительная власть
Нигерии достигли договоренности по бюджету", в
которой, видимо, под давлением Фонда, были
внесены необходимые "исправления" – и
теперь "переговоры между МВФ и Нигерией по
принятию программы расширенного кредитования
вступают в заключительную фазу".
В июле директор-распорядитель МВФ Хорст
Келер отправился в поездку по странам Африки,
избрав первым этапом Нигерию. Там Келер провел
"конструктивные переговоры" с президентом
Обасанджо. "Я прибыл, чтобы подтвердить еще раз
нашу волю поддержать идеи и нынешнюю политику
Нигерии", – объяснил он. Нигерия нуждается в
списании части внешнего долга, заявил Келер,
подчеркнув готовность международных кредиторов
выделить проводящей экономические реформы
Нигерии очередной заем в размере 1 млрд долларов.
По мнению руководителя МВФ, кредиторы
могут пойти на облегчение долговой участи самой
многонаселенной страны Африки, но при условии,
если нигерийские власти поведут решительную
борьбу с коррупцией, докажут эффективность
управления экономикой. Примером серьезного
отношения к коррупции служит то, что в середине
июля в Центробанк Нигерии поступили из Швейцарии
64,4 млн долларов – первая сумма из примерно 3 млрд
долларов, похищенных из госказны нигерийским
диктатором генералом Сани Абачей. Как сообщил в
Абудже министр информации Нигерии Джерри Гана,
всего в банках Швейцарии на замороженных по
просьбе правительства Нигерии счетах,
принадлежащих самому Абаче, его сыну Мохаммеду,
вдове Мариам и брату Абдулкадиру, находится
около 600 млн долларов. Около 620 млн долларов, ныне
замороженных, диктатор хранил в банках
Люксембурга. Значительные суммы нигерийских
государственных средств, присвоенных
диктатором, хранятся также в ряде европейских
банков, в том числе в Лихтенштейне.
"Мы готовы, как говорится, перерыть
всю землю в поисках украденных денег, так как
коррупция обрекла нигерийцев на нищету. Деньги
крали у бедняков, делая их еще беднее", –
подчеркнул президент О.Обасанджо.
"Находящийся у власти с мая 1999 года
президент Нигерии О.Обасанджо проводит политику,
которая заслуживает доверия и поддержки
мирового сообщества, – считает Х.Келер. –
Нигерия находится на добром пути". С середины
прошлого года, после восстановления в Нигерии
гражданского правления, МВФ и Всемирный банк
возобновили активный диалог с Абуджей.
В июне министр финансов США Лоуренс
Саммерс впервые ознакомился со сложным
экономическим положением Нигерии. Саммерс
провел переговоры за закрытыми дверями с высшими
должностными лицами Нигерии во главе с
президентом О.Обасанджо его главной
экономической командой. Экономические реформы,
поддерживаемые США, нацелены на гарантирование
займов в размере около 1 млрд долл. от МВФ, которые
должны содействовать возрождению экономики
Нигерии, испытывающей нехватку ликвидных
средств. Эти займы – важная часть усилий Нигерии
с целью убедить кредиторов, предоставлявших
займы на двусторонней основе, списать
невозвращенные займы, исчисляемые миллиардами
долларов. Л.Саммерс также отметил
"значительный прогресс на пути проведения
серьезных финансово-экономических реформ в
стране в соответствии с договоренностями с МВФ и
Всемирным банком". США намерены оказать в этом
году Нигерии помощь в размере 107 млн долларов.
Л..Саммерс сообщил, что США "будут ратовать за
существенный временный пересмотр задолженности
Нигерии Парижскому клубу в сторону его
многостороннего сокращения при условии, что
Нигерия добьется значительных успехов в плане
экономических реформ". Американская позиция в
пользу сокращения долга Нигерии "носит
последовательный характер, но базируется на
достижении дальнейших результатов и
соответствующих корректировок с МВФ и Всемирным
банком", указал министр.
В этой связи, как утверждают критики
правительства Нигерии, Абудже еще следует
разработать убедительную стратегию для
надежного развития в этой стране, пронизанной
коррупцией. По словам представителей США, они
хотели бы, чтобы Нигерия разработала
среднесрочный план по приватизации экономики,
сокращению ее зависимости от неустойчивого
нефтяного сектора и по высвобождению ресурсов
для социальных программ и просветительской
работы в сфере здравоохранения.
После нескольких десятилетий жестокого
правления военных в Нигерии Вашингтон смотрит на
Обасанджо как на свою наилучшую и, возможно,
последнюю надежду на демократические перемены и
экономический прогресс в этой стране. Как и в
отношении других развивающихся стран, Вашингтон
считает, что торговля, а не неразборчиво
предоставляемая помощь наряду с местными
реформами служит ключом к будущему росту и более
высокому уровню жизни.
В мае законодатели США приняли закон, в
рамках которого будут предоставлены торговые
привилегии, выражающиеся в миллиардах долларов,
70 странам в Африке, в Карибском бассейне и
Центральной Америке. Многое поставлено на карту
для США в Нигерии, которая предоставляет
значительные контингенты для сил по поддержанию
мира в Сьерра-Леоне. На долю Нигерии приходится
более 8 проц. нефти, импортируемой США, Нигерия –
второй по масштабам торговый партнер Вашингтона
в Африке.
Своего рода признанием роли Нигерии в
Африке и мире, а также места, которое эта страна
занимает в политике США, стал состоявшийся в
августе визит президента Билла Клинтона.
Б.Клинтон и О.Обасанджо подписали совместную
декларацию из 17 пунктов о расширении
двухстороннего сотрудничества в области
региональной безопасности, сельского хозяйства,
торговли и инвестиций, телекоммуникаций,
транспорта, здравоохранения и образования. Глава
американской администрации объявил, что
определен перечень некоторых нигерийских
товаров для беспошлинного ввоза в США. Два
ведущих американских правительственных
ведомства по торговому страхованию и
кредитованию подписали соглашения с Нигерией
стоимостью 1,2 млрд долларов.
Б.Клинтон также пообщал
ходатайствовать перед
странами-членами Парижского клуба кредиторов о
реструктуризации почти 30-миллирдного внешнего
долга Нигерии. Он указал, что Вашингтон готов
согласиться освободить все товары,
экспортируемые Нигерией в США, от пошлин. Нигерия
станет первой африканской страной к югу от
Сахары, которая получит такие льготы.
Выступив перед представителями деловых
кругов, глава администрации США отметил, что
актуальными задачами, стоящими перед Нигерией,
являются планомерное и рациональное освоение и
использование ее богатых природных ресурсов,
урегулирование общей экономической модели,
дальнейшее содействие процессу приватизации и
восстановление инфраструктуры.
НАШИ ПЕРСПЕКИТВЫ
Товарооборот между Россией и Нигерией в
1998 году равнялся всего лишь 39,6 млн долларов (32,4
млн – экспорт, 7,2 млн – импорт), а в 1999 году 30,1 млн
долларов (25,4 млн – экспорт, 4,7 млн – импорт). Для
сравнения отметим, что в 1992 году общий
товарооборот между двумя странами составлял 78,6
млн долларов (78,0 – экспорт и 0,6 – импорт).
Надежду на оживление наших отношений
подала состоявшаяся в июле 2000 года встреча в
Москве между заместителем председателя
правительства РФ Ильей Клебановым и личным
посланником президента Нигерии Мухамеда Гассау,
которые рассмотрели вопросы активизации
отношений между Россией и Нигерией. По словам
вице-премьера, обсуждался вопрос о возобновлении
после 11-летнего перерыва деятельности
межправительственной российско-нигерийской
комиссии. Ее заседание намечено на начало
следующего года.
И.Клебанов сообщил, что на встрече
рассматривались вопросы возобновления
строительства крупного металлургического
комбината в Аджаокуте, начавшегося во времена
Советского Союза, а также ремонта трубопроводов,
возведенных также во времена СССР. Вице-премьер
добавил, что обсуждались вопросы поставки
оборудования в Нигерию, а также обмена в области
здравоохранения и образования.
В Нигерию наши бизнесмены и предприятия
могли бы поставлять машины и станки, которые по
цене намного ниже западных аналогов,
оборудование для сельского хозяйства, на
развитие которого делает упор новое
правительство, дешевые товары ширпотреба.
Правда, в последнем случае нам придется
вступить в жесткую конкуренцию с не только с
западными, но и, к слову сказать, с китайскими
товарами. Пекин активно внедряется в экономику
Нигерии, не без оснований видя в ней
перспективного партнера и новый рынок. Нашим
бизнесменам было бы правильно также выработать
схожий подход к этому гиганту Тропической
Африки. Сейчас, когда в экономике этой ключевой в
регионе страны происходят значительные
перемены, у нашего бизнеса появляется хороший
шанс выйти на фактически новый рынок. Важно лишь
использовать его и не терять времени.
Использованы фото BBC и НТВ
|