"Татнефть". Африканский архив

 

"Славяне" в Судане

Российские нефтяники накапливают опыт участия в международных проектах вдали от ведущих центров нефтедобычи

 

Сергей Чернышов, Агентство "Прайм-ТАСС", опубликовано в нефтегазовом приложении к газете "Коммерсантъ", 30 августа 2001 года

Стараниями американской администрации и союзников США Судан с его тираническим режимом оказался закрытой зоной для крупных международных нефтяных компаний. Однако это же обстоятельство помогает российским нефтяникам налаживать сотрудничество с далекой африканской страной. "Славнефть", "Татнефть", "Роснефть" и другие компании уже достигли договоренности с суданцами и готовятся приступить к работе.

Неприглядная картина

На первый взгляд, в мире найдется немного стран, менее привлекательных для инвестиций, чем Судан. Здесь вот уже в течение 18 лет продолжается гражданская война, в ходе которой повстанцы Юга, исповедующие смешанные формы религии, в том числе христианство, пытаются отделиться от мусульманского Севера. Военные действия уже унесли, по разным оценкам, от полутора до двух миллионов жизней, однако конца им не видно. В начале июля в столице Кении Найроби завершились очередные переговоры между враждующими сторонами, но две недели спустя сепаратисты вновь атаковали главный район нефтяных промыслов страны.
К тому же, в Судане не так много углеводородов. По утверждениям местных геологов, доказанные запасы нефти составляют 160 млн тонн, хотя администрация энергетической информации министерства энергетики США (EIA) исходит из более консервативной оценки - 36 млн тонн. Но и эти запасы осваивать непросто. Так называемая Народно-освободительная армия Судана (НОАС), ведущая военные действия против Севера, не раз заявляла, что рассматривает нефтяные промыслы как законные цели для нападений.
Повстанцы мотивируют свою тактику тем, что правящий режим Судана использует доходы от экспорта нефти для эскалации варварских военных действий против противника, включая бомбардировки с воздуха, атаки на гражданские объекты, депортации гражданского населения из традиционных районов проживания и так далее. Не далее как в начале августа боевики НОАС атаковали Хеглиг - основной нефтяной промысел страны. Атака была отбита, но добычу нефти пришлось приостановить.
Для полноты картины добавим, что Судан является одной из беднейших стран мира, внешние долги которой более чем вдвое превышают годовой ВНП, а правящий режим можно без всякого преувеличения назвать тираническим. В стране зарегистрированы случаи рабства, пыток, подавления народных движений, религиозной нетерпимости и других деяний. В 1997 году США ввели против Судана экономические санкции, дабы вынудить Хартум отказаться от нарушения прав человека и поддержки международных террористических групп.
Немало претензий к суданскому режиму имеют и международные организации по правам человека. В результате давления со стороны мирового сообщества объекты в Судане были вынуждены покинуть Chevron, Total и другие лидеры нефтяного бизнеса, и в настоящее время добычу там ведут лишь небольшие независимые компании, а также нефтяники из Китая и арабских стран.

Африканское Эльдорадо

Сказанного выше вроде бы вполне достаточно, чтобы навсегда забыть дорогу в Судан и искать на карте другие места для инвестиций. Тем не менее, российские нефтяные компании наперегонки заключают сделки с правящим режимом в Хартуме. Так, 19 июля президент "Славнефти" Михаил Гуцериев и глава суданской инвестиционной группы MASA, министр науки и технологий Джамаль Мухаммед Хасанейн подписали протокол о создании совместного предприятия для разработки нефтяных месторождений на территории Судана. СП будет зарегистрировано в ближайшее время, после чего начнется подготовка соглашения о разделе продукции с суданским правительством по участку, который обозначен как Блок 9.
Этот блок расположен в центральной части Судана неподалеку от Хартума, где опасность нападения со стороны повстанцев Юга не так велика, как в южных районах. Тем не менее, "Славнефть" пока решила ограничить свою роль в проекте технической помощью - такой, например, как оценка и интерпретация геологической и геофизической информации. Кроме того, руководители "Славнефти" заявили, что российско-белорусская компания готова полностью взять на себя финансирование проекта.
"Славнефть" получила также официальное разрешение суданских властей на вхождение в роли партнера в международный нефтяной консорциум, уже работающий на территории страны. Михаил Гуцериев, президент компании, заявил весной этого года, что его компания ведет переговоры по покупке 46-процентной доли в концессии "Мелут", участниками которой являются китайская CNPC, малайская Petronas, катарская Gulf Petroleum и суданская Sudapet. Концессионеры ведут добычу нефти в бассейне бассейна Верхнего Нила.
В случае достижения договоренности о покупке пакета правительство Судана готово передать в управление "Славнефти", а возможно, и "Роснефти", которая может выступить участником консорциума, 8-процентную долю в проекте, принадлежащую суданской компании Sudapet. Таким образом, российско-белорусская компания получит контрольный пакет данного проекта в размере 54 процентов. Кроме того, "Славнефти" переданы предложения по работе на морском Блоке 15.
Пытается не отставать от "Славнефти" и "Татнефть". Не далее как в июне визит в Судан нанесла официальная делегация Татарстана во главе с премьер-министром республики Рустамом Миннихановым. Во время визита "Татнефть" и министерство энергетики и горного дела Судана подписали меморандум о сотрудничестве в сфере нефтедобычи. Кроме того, "Татнефть" заключила соглашение с катарской нефтяной Gulf Petroleum. Предполагается, что татарстанские нефтяники будут работать в Верхненильском и Красноморском районах Судана. Ранее переговоры с Суданом об участии в нефтегазовых проектах вели и другие российские компании, такие как "Зарубежнефтегазстрой" и "Воронежвнешторг".

Спасаясь от конкуренции

Разгадку странного намерения российсих нефтяников работать в неспокойном и не слишком богатом ресурсами Судане следует искать в сфере высокой политики. В последние годы правящий режим в Хартуме предпринимает усилия для восстановления отношений с мировым сообществом. В феврале 2000 года в Судане была открыта зона свободной торговли "Красное море". В том же году Хартум выразил намерение вступить в ВТО. А недавно власти Судана заявили о стремлении добиваться отмены экономических санкций, и с этой целью готовы обратиться к ООН и администрации США с официальным запросом.
Со своей стороны, американцы также делают встречные шаги: госсекретарь Колин Пауэлл уже заявил, что прекращение гражданской войны в Судане является одним из приоритетов внешней политики Белого дома. Если санкции будут сняты, то в Судан, без сомнения, устремятся западные нефтяные компании, и в этих условиях российским нефтяникам было бы выгодно застолбить себе место в будущих консорциумах. Кроме того, нефтяные компании могут выступать в качестве проводников и для других отраслей производства: Судан испытывает интерес к российскому вооружению и транспортной технике. Так, делегация Татарстана обсуждала возможность продажи Судану вертолетов и грузовиков "КАМАЗ".
Новые возможности открываются и в сфере нефтедобычи. В середине августа генеральный секретарь Министерства энергетики и горного дела Судана Хасан Мухаммед Али ат-Таум заявил, что к 2005 году его страна рассчитывает удвоить годовой объем добычи нефти, доведя его до 22,5 млн тонн. Для достижения этой цели правительство Судана намерено интенсифицировать разведку новых запасов нефти и привлечь инвесторов к работе во всех областях страны, кроме южных, где действуют вооруженные силы сепаратистов. Для достижения этой цели Хартум принял комплекс законов о поощрении иностранных инвестиций. В соответствии с ним иностранные нефтяные компании, допущенные к разработке местных залежей углеводородного сырья, могут получить освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до пяти лет.
Проблема слабой ресурсной базы остается, но следует иметь в виду, что в настоящее время разведкой было охвачено не более 15 процентов территории Судана, и у геологов есть шансы сделать серьезные открытия. Это, разумеется, не Самотлор, но работать можно, тем более что себестоимость добычи нефти в Судане, по заявлениям специалистов "Славнефти", примерно на два доллара ниже, чем в России.
Наверное, российским нефтяникам было бы интереснее получить доступ к нефтяным ресурсам в более стабильных и ресурсообеспеченных странах. Но нужно глядеть правде в глаза: там их не ждут, и входная плата может оказаться слишком высокой. Поэтому компании второго эшелона готовы, предоставив ЛУКОЙЛу право осваивать более перспективные рынки, набирать опыт участия в международных проектах в других странах. Пусть тиранических, пусть бедных, пусть вовлеченные в войну - лишь бы не слишком освоенных западными конкурентами.

 

ОАО "Татнефть" подписало ряд соглашений о сотрудничестве с компанями Судана

01.07, tatneft ru. В Республике Судан с двухдневным визитом побывала официальная делегация Республики Татарстан во главе с Премьер-министром Рустамом Миннихановым. Во время визита обсуждался вопрос об участии ОАО "Татнефть" в разработке месторождений нефти, а также были затронуты вопросы торгово-экономического сотрудничества между нашими республиками. Особый интерес для руководства этой африканской страны представляет продукция машиностроительного комплекса Татарстана, в том числе вертолеты и "КамАЗы". Были рассмотрены области взаимовыгодного сотрудничества.
Между нефтяной компанией "Gulf Petroleum Corp" и ОАО "Татнефть" подписано соглашение о совместной нефтедобыче. Вторым подписанным документом стал меморандум о сотрудничестве между министерством энергетики и горного дела Республики Судан и ОАО "Татнефть".

 

Вслед за Славнефтью на суданские нефтегазовые ресурсы нацелилась Татнефть

01.06.25, rusenergy.com. Акционерное общество “Татнефть” и суданская нефтяная компания Gulf Petroleum подписали договор о производстве разведочных работ, организации разработок ранее открытых месторождений и совместной добыче нефти на территории Судана. Об этом сообщил www.neftegaz.ru со ссылкой на генерального директора “Татнефти” Шафагата Тахаутдинова, накануне вернувшегося из Республики Судан. По его словам, также был подписан меморандум о сотрудничестве между министерством энергетики и горного дела Республики Судан и АО “Татнефть”. Шафагат Тахаутдинов находился в Судане в составе делегации Татарстана, которую возглавлял премьер-министр республики Рустам Минниханов.