madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

Российский десантно-транспортный вертолет Ми-17-1В
для неба Африки

Илья Любин


Коренной реорганизацией системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами, начатой президентом Владимиром Путиным в ноябре 2000 года для повышения эффективности военного экспорта, заинтересовались не только наши традиционно ориентированные в этой сфере партнеры. Огромный интерес проявляют и государства, сотрудничество с которыми до сих пор осуществлялось лишь эпизодически.



Не стали исключением в этом и страны Африканского континента, внимание которых к российским вооружениям и военной технике заметно возросло. Свидетельством тому стали недавно состоявшиеся визиты в Москву лидеров ряда стран Африки, в том числе Алжира, Габона, Египта и Нигерии, в ходе которых обсуждались и вопросы военно-технического сотрудничества (ВТС).

Одним из важных направлений ВТС России с африканскими государствами были и остаются экспортные поставки авиационной техники, значительное место среди которых занимают боевые и военно-транспортные вертолеты. За последние годы страны Африки приобрели около 400 вертолетов советского и российского производства, создав на своей территории при содействии российских специалистов необходимую для их эксплуатации материально-техническую базу.

Многолетняя эксплуатация российских вертолетов в условиях Африки дала возможность объективно оценить их уникальные возможности не только как высокоэффективного средства огневой поддержки войск, нанесения ударов по наземным и морским целям, но и как мобильного, всепогодного и надежного транспортного средства. Африканские партнеры на собственном опыте сумели убедиться, что российская вертолетная техника способна с высокой скоростью перемещать на большие расстояния живую силу, боевую технику, провиант и боеприпасы, выполнять их выгрузку практически в любых местах, включая даже совершенно неподготовленные для этого площадки. Таким образом, между Россией и Африкой создан серьезный задел для дальнейшего расширения конструктивного сотрудничества в сфере вертолетной техники.

Являясь единым государственным посредником по продвижению на мировой рынок российской продукции и услуг военного назначения, федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рособоронэкспорт", которое создано путем слияния "Росвооружения" и "Промэкспорта", предлагает своим африканским партнерам широкую гамму экспортных образцов вертолетной техники, как новые серийные машины, так и вертолеты, прошедшие после эксплуатации в войсках капитальный ремонт. Кроме того, "Рособоронэкспорт" готов к заключению контрактов на модернизацию ранее поставленных в страны Африки вертолетов советского и российского производства (в том числе машин первого поколения) до уровня современных требований, а также на ремонт и сервисную поддержку эксплуатации вертолетов непосредственно на территории заказчиков.

По оценке специалистов, наиболее привлекательным вариантом для Африки по комплексному критерию "эффективность-стоимость" является российский десантно-транспортный вертолет Ми-17-1В. Его высокая надежность в эксплуатации наряду с конкурентоспособными тактико-техническими характеристиками снискали Ми-17-1В широкую популярность и прочную репутацию во всех регионах мира, включая и африканский континент.

Известно, что "праотцем" Ми-17-1В является широко известный российский вертолет Ми-8, который несколько десятков лет успешно эксплуатируется в 50 странах мира. Всего в России было изготовлено более 8000 единиц машин этого семейства. Свыше полутора сотен Ми-8 в разные годы закупили Алжир, Ангола, Гвинея-Бисау, Египет, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Руанда, Судан, Уганда, Чад, Эфиопия, Эритрея и другие страны. По оценке экспертов, эксплуатируясь в различных климатических и погодных условиях африканского континента, Ми-8 всегда работал как надежная "рабочая лошадь", у которой не было ни одной серьезной аварии по вине техники. Поэтому не случайно, что достаточно высоким спросом на мировом рынке пользуется и прямой "наследник" Ми-8 — военный вариант вертолета — вертолет Ми-17-1В.
Поставленные во второй половине 90-х годов XX века в Алжир, Анголу и Египет, вертолеты типа Ми-17 сумели за короткий период времени приобрести непререкаемую репутацию надежных машин последнего поколения прославленного семейства типа Ми-8. За все годы сотрудничества с Черным континентом Казанский вертолетный поставил в разные страны Африки 635 вертолетов.

Основные летно-технические характеристики Ми-17-1В


Как многоцелевой военный вертолет среднего класса Ми-17-1В решает широкий круг задач: доставка войск на оперативно создаваемые рубежи; доставка материальных средств и боеприпасов войскам, действующим в отрыве от основных сил; десантирование десантно-штурмовых групп; высадка групп специального назначения и эвакуация раненых; огневая поддержка десанта при выполнении перечисленных операций. Вертолеты такого типа и весовой размерности значительно повышают мобильность войск в условиях современных локальных войн и военных конфликтов.

Эти же вертолеты способны выполнять и другие функции сугубо мирного (или миротворческого) характера: спасение и эвакуация людей, в том числе пострадавших в результате стихийных бедствий и несчастных случаев; медицинское обеспечение в отдаленных местностях или труднодоступных районах (летающий госпиталь); тушение пожаров; перевозка грузов и многое другое.

Максимальная взлетная масса у Ми-17-1В составляет 13 тонн. А это больше, чем у зарубежных аналогов этого класса вертолетов. Именно показатель транспортно-десантных возможностей (транспортирования грузов или десантников) вывел российскую машину за пределы конкуренции с аналогичными вертолетами американского и европейского производства.

Вертолет Ми-17-1В способен транспортировать в своей просторной грузовой кабине грузы массой до 4 тонн, а на внешней подвеске _ до 5 тонн. В десантном варианте Ми-17-1B перевозит до 30 (36) человек в полном боевом снаряжении, что в 2-2,5 раза больше его американских и европейских аналогов. Такого рода превосходство становиться еще ощутимее при выполнении вертолетом боевой задачи высадки десантно-штурмовых групп в горных условиях, а также при высоких температурах воздуха.

Максимальная скорость полета составляет 250 км/час, крейсерская — 240 км/час. Установка высотных газотурбинных двигателей на вертолете позволила российским разработчикам довести статический потолок (при нормальной взлетной массе) до 4000 метров, практический потолок _ до 6000 метров. В результате, в условиях высокогорья российский вертолет более эффективен в эксплуатации, нежели его зарубежные аналоги. Дальность полета (с топливом в 2-х основных и расходном топливных баках и с 5-процентным запасом топлива) составляет около 600 км, а с 4-мя дополнительными топливными баками перегоночная дальность полета превышает 1000 км без посадки (при нормальной взлетной массе).

Различные варианты вертолета и возможности оснащения

Популярность вертолета объясняется возможностью его быстрой трансформации в любой из вариантов путем установки различного оборудования, а именно для: перевозки десанта (людей) в количестве до 36 человек с полным вооружением; оказания оперативной медицинской помощи и перевозки раненых; загрузки контейнеров, негабаритных грузов и легкой колесной техники; парашютного десантирования и беспарашютного покидания вертолета; перевозки грузов; противопожарных целей (оборудование типа "Ветву").
Вертолет Ми-17-1В может производиться и предлагаться на экспорт в пяти различных вариантах: транспортном, десантно-транспортном с вооружением, пассажирском (на 24 места), VIP, а также в качестве летающего госпиталя с необходимым для хирургических операций оборудованием.
В первых двух вариантах вертолет может перевозить грузы в кабине и на внешней подвеске, тушить пожары (емкость водосливного устройства _ 5000 л), эвакуировать раненых (12 лежачих больных с сопровождающими и санитарным оборудованием), садиться на воду с использованием специальных воздушных камер "баллонет", а также участвовать в спасательных работах (при его оборудовании специальным снаряжением).

Варианты вооружения

Ми-17-1В оснащается ракетным, стрелково-пушечным и бомбовым вооружением. Благодаря этому он может эффективно действовать как против стационарных "точечных" и "площадных", так и движущихся целей, включая легкобронированные машины.
На вертолете может устанавливаться обзорно-прицельное оборудование, предназначенное для прицеливания, наведения и стрельбы. На четырех пилонах могут быть подвешены хорошо отработанные, в том числе и в боевых условиях, авиационные средства поражения. Такие как свободнопадающие бомбы калибром от 50 до 500 килограмм, а также блоки неуправляемых авиационных ракет (до 20 ракет в каждом), пушечные и пулеметные контейнеры. В состав вооружения могут также входить комплексы управляемого вооружения "воздух-поверхность" и управляемые ракеты класса "воздух-воздух" типа "Игла". Десантники, что немаловажно, имеют возможность вести огонь из личного оружия через иллюминаторы, в том числе из пулеметов, устанавливаемых в проемах дверей грузовой кабины.

Защита

Как и положено военному вертолету, с целью обеспечения выживаемости и противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения вертолет Ми-17-1В оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы, устройствами постановки активных инфракрасных помех и отстрела тепловых ловушек. На соплах его двигателей установлены экранно-выхлопные устройства, снижающие инфракрасную заметность вертолета. Кабина экипажа с целью надежной защиты от стрелкового оружия прикрыта бронеплитами. В вертолете также предусмотрена бронезащита передней нижней полусферы и задней части кабины.

Двигатель

Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью в 2200 л.с. на "чрезвычайном режиме" каждый. При выходе из строя одного из них, второй обеспечивает возможность продолжения полета и даже безопасного взлета. Дальность полета может быть увеличена с помощью съемных (2-4 единицы) дополнительных топливных баков, которые устанавливаются в транспортном отсеке.

Авионика

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета (автопилот, навигационное оборудование) гарантируют полет в любых погодных условиях и в любое время суток. Вертолет Ми-17-1В может быть оснащен приборами ближней и дальней радионавигации, которые функционируют в системах VOR/ILS, DME, OMEQUA и LORAN. Бортовое оборудование не привязано "жестко" к вертолету и его состав может меняться согласно пожеланиям заказчика. Кроме того, возможна установка аппаратуры как российского, так и западного производства. Специальный метеолокатор информирует о перемене погодных условий (к примеру, грозе или кучевых облаках), а также определяет степень их опасности для полета.
Вертолет может быть оснащен авионикой таких известных фирм, как "HONEWELL", "MARCONI", "SEXTANT", "AVIONIQUE" и других.

Интеграция БРЭО в единую систему управления и навигации, использование пилотажных обзорно-прицельных оптико-электронных систем последних поколений (в том числе приборов ночного видения) ставят вертолет Ми-17-1В в ряд самых современных вертолетов мира и с учетом ценовых параметров делают его наиболее привлекательным для африканских партнеров.
Ми-17-1В — лучший вариант для армий стран Африки

Традиционными конкурентами семейства российских вертолетов Ми-8 являются американский вертолет S-70 (военное обозначение UN-60 "Блэк Хок") и французский AS.332 "Супер Пума". По своей транспортной эффективности они существенно уступают Ми-17-1-В. О преимуществах вертолетов семейства Ми-8 перед зарубежными аналогами говорит и статистика: если вертолетов "Супер Пума" всего построено 1000 единиц, "Блэк Хоков" всех модификаций (включая вертолеты корабельного базирования "Си Хок") _ 2900, то Ми-8 растиражирован более чем в 8000 экземплярах, причем 2800 из них поставлено на экспорт более чем в 55 стран мира. "Пумы" поставлялись более чем в 30 стран, "Блэк Хоки" — в 21.
Строго говоря, аналогами Ми-17-1В ни "Супер Пуму", ни "Блэк Хок" назвать нельзя _ по своей эффективности в качестве транспортного средства российская винтокрылая машина превосходит конкурентов в 2-2,5 раза. О превосходстве последних модификаций Ми-8 над зарубежными аналогами свидетельствуют выводы американского агентства DMS. По мнению американских аналитиков, общее число продаж вертолетов с маркой "Ми" в 2002-2006 годах возрастет до 11,4% от общего числа всех поставленных в мире вертолетов (в 1997-2001 годах этот показатель составил 8,9%).

Практика экспорта российских вертолетов за рубеж и опыт их эксплуатации инозаказчиками убеждают в том, что качественное техническое обслуживание и логистику вертолетов (в том числе Ми-17-1В), их модернизацию на должном уровне может обеспечить только непосредственный разработчик вертолетов — Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля и производитель — Казанский вертолетный завод. Они обладают защищенным законом исключительным правом на профилактическое техническое обслуживание вертолета на базе Заказчика, а также на выполнение комплекса работ, связанных с увеличением и восстановлением ресурса и сроков его службы.

Работая по продвижению вертолета Ми-17-1В на мировой рынок в тесном взаимодействии с заводами, ФГУП "Рособоронэкспорт" предлагает потенциальным заказчикам широкий выбор офсетных программ, реализация которых позволит загрузить национальную промышленность стран Африки и открыть дополнительные рабочие места. Предложения по вертолету Ми-17-1В имеют также приемлемые ценовые параметры.

Совершенствование российского транспортно-десантного вертолета Ми-17-1В осуществляется в полном соответствии с мировой тенденцией в сфере вертолетостроения — круглосуточное применение, повышение эффективности системы эксплуатации, улучшение летно-технических характеристик (в первую очередь значений статического потолка и крейсерской скорости полета).
Вне всякого сомнения, вертолет Ми-17-1В, сертифицированный по американским или европейским нормам летной годности, с честью выполнит стоящие перед ним задачи в небе Африки в XXI веке.

[an error occurred while processing this directive]
Вернуться на главную