Илья Любин
Коренной
реорганизацией системы военно-технического сотрудничества России
с зарубежными государствами, начатой президентом Владимиром
Путиным в ноябре 2000 года для повышения эффективности военного
экспорта, заинтересовались не только наши традиционно ориентированные
в этой сфере партнеры. Огромный интерес проявляют и государства,
сотрудничество с которыми до сих пор осуществлялось лишь эпизодически.
Не
стали исключением в этом и страны Африканского континента, внимание
которых к российским вооружениям и военной технике заметно возросло.
Свидетельством тому стали недавно состоявшиеся визиты в Москву
лидеров ряда стран Африки, в том числе Алжира, Габона, Египта
и Нигерии, в ходе которых обсуждались и вопросы военно-технического
сотрудничества (ВТС).
Одним из важных направлений ВТС России с африканскими государствами
были и остаются экспортные поставки авиационной техники, значительное
место среди которых занимают боевые и военно-транспортные вертолеты.
За последние годы страны Африки приобрели около 400 вертолетов
советского и российского производства, создав на своей территории
при содействии российских специалистов необходимую для их эксплуатации
материально-техническую базу.
Многолетняя
эксплуатация российских вертолетов в условиях Африки дала возможность
объективно оценить их уникальные возможности не только как высокоэффективного
средства огневой поддержки войск, нанесения ударов по наземным
и морским целям, но и как мобильного, всепогодного и надежного
транспортного средства. Африканские партнеры на собственном
опыте сумели убедиться, что российская вертолетная техника способна
с высокой скоростью перемещать на большие расстояния живую силу,
боевую технику, провиант и боеприпасы, выполнять их выгрузку
практически в любых местах, включая даже совершенно неподготовленные
для этого площадки. Таким образом, между Россией и Африкой создан
серьезный задел для дальнейшего расширения конструктивного сотрудничества
в сфере вертолетной техники.
Являясь единым государственным посредником по продвижению на
мировой рынок российской продукции и услуг военного назначения,
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рособоронэкспорт",
которое создано путем слияния "Росвооружения" и "Промэкспорта",
предлагает своим африканским партнерам широкую гамму экспортных
образцов вертолетной техники, как новые серийные машины, так
и вертолеты, прошедшие после эксплуатации в войсках капитальный
ремонт. Кроме того, "Рособоронэкспорт" готов к заключению
контрактов на модернизацию ранее поставленных в страны Африки
вертолетов советского и российского производства (в том числе
машин первого поколения) до уровня современных требований, а
также на ремонт и сервисную поддержку эксплуатации вертолетов
непосредственно на территории заказчиков.
По
оценке специалистов, наиболее привлекательным вариантом для
Африки по комплексному критерию "эффективность-стоимость"
является российский десантно-транспортный вертолет Ми-17-1В.
Его высокая надежность в эксплуатации наряду с конкурентоспособными
тактико-техническими характеристиками снискали Ми-17-1В широкую
популярность и прочную репутацию во всех регионах мира, включая
и африканский континент.
Известно,
что "праотцем" Ми-17-1В является широко известный
российский вертолет Ми-8, который несколько десятков лет успешно
эксплуатируется в 50 странах мира. Всего в России было изготовлено
более 8000 единиц машин этого семейства. Свыше полутора сотен
Ми-8 в разные годы закупили Алжир, Ангола, Гвинея-Бисау, Египет,
Замбия, Конго, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Руанда, Судан, Уганда,
Чад, Эфиопия, Эритрея и другие страны. По оценке экспертов,
эксплуатируясь в различных климатических и погодных условиях
африканского континента, Ми-8 всегда работал как надежная "рабочая
лошадь", у которой не было ни одной серьезной аварии по
вине техники. Поэтому не случайно, что достаточно высоким спросом
на мировом рынке пользуется и прямой "наследник" Ми-8
— военный вариант вертолета — вертолет Ми-17-1В.
Поставленные во второй половине 90-х годов XX века в Алжир,
Анголу и Египет, вертолеты типа Ми-17 сумели за короткий период
времени приобрести непререкаемую репутацию надежных машин последнего
поколения прославленного семейства типа Ми-8. За все годы сотрудничества
с Черным континентом Казанский вертолетный поставил в разные
страны Африки 635 вертолетов.
Основные летно-технические характеристики Ми-17-1В
Как
многоцелевой военный вертолет среднего класса Ми-17-1В решает
широкий круг задач: доставка войск на оперативно создаваемые
рубежи; доставка материальных средств и боеприпасов войскам,
действующим в отрыве от основных сил; десантирование десантно-штурмовых
групп; высадка групп специального назначения и эвакуация раненых;
огневая поддержка десанта при выполнении перечисленных операций.
Вертолеты такого типа и весовой размерности значительно повышают
мобильность войск в условиях современных локальных войн и военных
конфликтов.
Эти же вертолеты способны выполнять и другие функции сугубо
мирного (или миротворческого) характера: спасение и эвакуация
людей, в том числе пострадавших в результате стихийных бедствий
и несчастных случаев; медицинское обеспечение в отдаленных местностях
или труднодоступных районах (летающий госпиталь); тушение пожаров;
перевозка грузов и многое другое.
Максимальная взлетная масса у Ми-17-1В составляет 13 тонн. А
это больше, чем у зарубежных аналогов этого класса вертолетов.
Именно показатель транспортно-десантных возможностей (транспортирования
грузов или десантников) вывел российскую машину за пределы конкуренции
с аналогичными вертолетами американского и европейского производства.
Вертолет
Ми-17-1В способен транспортировать в своей просторной грузовой
кабине грузы массой до 4 тонн, а на внешней подвеске _ до 5
тонн. В десантном варианте Ми-17-1B перевозит до 30 (36) человек
в полном боевом снаряжении, что в 2-2,5 раза больше его американских
и европейских аналогов. Такого рода превосходство становиться
еще ощутимее при выполнении вертолетом боевой задачи высадки
десантно-штурмовых групп в горных условиях, а также при высоких
температурах воздуха.
Максимальная скорость полета составляет 250 км/час, крейсерская
— 240 км/час. Установка высотных газотурбинных двигателей на
вертолете позволила российским разработчикам довести статический
потолок (при нормальной взлетной массе) до 4000 метров, практический
потолок _ до 6000 метров. В результате, в условиях высокогорья
российский вертолет более эффективен в эксплуатации, нежели
его зарубежные аналоги. Дальность полета (с топливом в 2-х основных
и расходном топливных баках и с 5-процентным запасом топлива)
составляет около 600 км, а с 4-мя дополнительными топливными
баками перегоночная дальность полета превышает 1000 км без посадки
(при нормальной взлетной массе).
Различные варианты вертолета и возможности оснащения
Популярность
вертолета объясняется возможностью его быстрой трансформации
в любой из вариантов путем установки различного оборудования,
а именно для: перевозки десанта (людей) в количестве до 36 человек
с полным вооружением; оказания оперативной медицинской помощи
и перевозки раненых; загрузки контейнеров, негабаритных грузов
и легкой колесной техники; парашютного десантирования и беспарашютного
покидания вертолета; перевозки грузов; противопожарных целей
(оборудование типа "Ветву").
Вертолет Ми-17-1В может производиться и предлагаться на экспорт
в пяти различных вариантах: транспортном, десантно-транспортном
с вооружением, пассажирском (на 24 места), VIP, а также в качестве
летающего госпиталя с необходимым для хирургических операций
оборудованием.
В первых двух вариантах вертолет может перевозить грузы в кабине
и на внешней подвеске, тушить пожары (емкость водосливного устройства
_ 5000 л), эвакуировать раненых (12 лежачих больных с сопровождающими
и санитарным оборудованием), садиться на воду с использованием
специальных воздушных камер "баллонет", а также участвовать
в спасательных работах (при его оборудовании специальным снаряжением).
Варианты вооружения
Ми-17-1В оснащается ракетным, стрелково-пушечным и бомбовым
вооружением. Благодаря этому он может эффективно действовать
как против стационарных "точечных" и "площадных",
так и движущихся целей, включая легкобронированные машины.
На вертолете может устанавливаться обзорно-прицельное оборудование,
предназначенное для прицеливания, наведения и стрельбы. На четырех
пилонах могут быть подвешены хорошо отработанные, в том числе
и в боевых условиях, авиационные средства поражения. Такие как
свободнопадающие бомбы калибром от 50 до 500 килограмм, а также
блоки неуправляемых авиационных ракет (до 20 ракет в каждом),
пушечные и пулеметные контейнеры. В состав вооружения могут
также входить комплексы управляемого вооружения "воздух-поверхность"
и управляемые ракеты класса "воздух-воздух" типа "Игла".
Десантники, что немаловажно, имеют возможность вести огонь из
личного оружия через иллюминаторы, в том числе из пулеметов,
устанавливаемых в проемах дверей грузовой кабины.
Защита
Как
и положено военному вертолету, с целью обеспечения выживаемости
и противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения
вертолет Ми-17-1В оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы,
устройствами постановки активных инфракрасных помех и отстрела
тепловых ловушек. На соплах его двигателей установлены экранно-выхлопные
устройства, снижающие инфракрасную заметность вертолета. Кабина
экипажа с целью надежной защиты от стрелкового оружия прикрыта
бронеплитами. В вертолете также предусмотрена бронезащита передней
нижней полусферы и задней части кабины.
Двигатель
Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью
в 2200 л.с. на "чрезвычайном режиме" каждый. При выходе
из строя одного из них, второй обеспечивает возможность продолжения
полета и даже безопасного взлета. Дальность полета может быть
увеличена с помощью съемных (2-4 единицы) дополнительных топливных
баков, которые устанавливаются в транспортном отсеке.
Авионика
Бортовое
радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета (автопилот, навигационное
оборудование) гарантируют полет в любых погодных условиях и
в любое время суток. Вертолет Ми-17-1В может быть оснащен приборами
ближней и дальней радионавигации, которые функционируют в системах
VOR/ILS, DME, OMEQUA и LORAN. Бортовое оборудование не привязано
"жестко" к вертолету и его состав может меняться согласно
пожеланиям заказчика. Кроме того, возможна установка аппаратуры
как российского, так и западного производства. Специальный метеолокатор
информирует о перемене погодных условий (к примеру, грозе или
кучевых облаках), а также определяет степень их опасности для
полета.
Вертолет может быть оснащен авионикой таких известных фирм,
как "HONEWELL", "MARCONI", "SEXTANT",
"AVIONIQUE" и других.
Интеграция БРЭО в единую систему управления и навигации, использование
пилотажных обзорно-прицельных оптико-электронных систем последних
поколений (в том числе приборов ночного видения) ставят вертолет
Ми-17-1В в ряд самых современных вертолетов мира и с учетом
ценовых параметров делают его наиболее привлекательным для африканских
партнеров.
Ми-17-1В — лучший вариант для армий стран Африки
Традиционными конкурентами семейства российских вертолетов Ми-8
являются американский вертолет S-70 (военное обозначение UN-60
"Блэк Хок") и французский AS.332 "Супер Пума".
По своей транспортной эффективности они существенно уступают
Ми-17-1-В. О преимуществах вертолетов семейства Ми-8 перед зарубежными
аналогами говорит и статистика: если вертолетов "Супер
Пума" всего построено 1000 единиц, "Блэк Хоков"
всех модификаций (включая вертолеты корабельного базирования
"Си Хок") _ 2900, то Ми-8 растиражирован более чем
в 8000 экземплярах, причем 2800 из них поставлено на экспорт
более чем в 55 стран мира. "Пумы" поставлялись более
чем в 30 стран, "Блэк Хоки" — в 21.
Строго говоря, аналогами Ми-17-1В ни "Супер Пуму",
ни "Блэк Хок" назвать нельзя _ по своей эффективности
в качестве транспортного средства российская винтокрылая машина
превосходит конкурентов в 2-2,5 раза. О превосходстве последних
модификаций Ми-8 над зарубежными аналогами свидетельствуют выводы
американского агентства DMS. По мнению американских аналитиков,
общее число продаж вертолетов с маркой "Ми" в 2002-2006
годах возрастет до 11,4% от общего числа всех поставленных в
мире вертолетов (в 1997-2001 годах этот показатель составил
8,9%).
Практика экспорта российских вертолетов за рубеж и опыт их эксплуатации
инозаказчиками убеждают в том, что качественное техническое
обслуживание и логистику вертолетов (в том числе Ми-17-1В),
их модернизацию на должном уровне может обеспечить только непосредственный
разработчик вертолетов — Московский вертолетный завод имени
М.Л.Миля и производитель — Казанский
вертолетный завод. Они обладают защищенным законом исключительным
правом на профилактическое техническое обслуживание вертолета
на базе Заказчика, а также на выполнение комплекса работ, связанных
с увеличением и восстановлением ресурса и сроков его службы.
Работая по продвижению вертолета Ми-17-1В на мировой рынок в
тесном взаимодействии с заводами, ФГУП "Рособоронэкспорт"
предлагает потенциальным заказчикам широкий выбор офсетных программ,
реализация которых позволит загрузить национальную промышленность
стран Африки и открыть дополнительные рабочие места. Предложения
по вертолету Ми-17-1В имеют также приемлемые ценовые параметры.
Совершенствование российского транспортно-десантного вертолета
Ми-17-1В осуществляется в полном соответствии с мировой тенденцией
в сфере вертолетостроения — круглосуточное применение, повышение
эффективности системы эксплуатации, улучшение летно-технических
характеристик (в первую очередь значений статического потолка
и крейсерской скорости полета).
Вне всякого сомнения, вертолет Ми-17-1В, сертифицированный по
американским или европейским нормам летной годности, с честью
выполнит стоящие перед ним задачи в небе Африки в XXI веке.
|