Оценка африканского рынка вооружений
(стран южнее Сахары)

Сергей Кандауров,
Российский институт стратегических исследований

Журнал "Экспорт вооружений"

В настоящем аналитическом обзоре рассматриваются современные тенденции и общие проблемы в торговле оружием в африканском регионе (в части стран, расположенных южнее Сахары): динамика военных расходов отдельных государств, характер производимых ими закупок вооружений, особенности позиций основных поставщиков оружия в Африке, вопросы платежеспособности и т.д. В отдельный раздел вынесен анализ политики и позиций России в регионе, возможностей экономического содействия продвижению российского оружия в страны Африки.

В настоящее время во многих странах Черной Африки проводится инвентаризация имеющихся вооружений (которые, как правило, сильно устарели как морально, так и физически), формируются программы по ремонту и модернизации военной техники, в ряде случаев намечаются планы по закупке новых систем вооружений. Улучшение экономического положения некоторых государств региона, повышение уровня их платежеспособности, наблюдаемое на фоне роста заинтересованности в налаживании ВТС с зарубежными государствами, привлекают внимание основных производителей оружия, включая США, Францию, Великобританию, Германию, Китай, Словакию, Чехию, Украину и др. Не стоит в стороне от этого и Россия, имевшая в свое время (в годы существования СССР) ряд традиционных клиентов в регионе: Анголу, Мозамбик, Гвинею, Мадагаскар и др. Правда, к настоящему времени многие из них имеют крупные долги перед Россией, а сотрудничество с ними уже не может строиться лишь на политической основе (требуется переход на условия коммерческого расчета). И это ставит перед российской стороной задачу поиска наиболее приемлемых форм ВТС, взаимовыгодных финансовых условий оплаты за поставки оружия и т.д. Такая задача особенно актуальна, если учитывать все еще низкий уровень платежеспособности большинства стран региона.

Источниками данных в обзоре послужили различные публикации открытой печати - отечественная и зарубежная периодика, публикации западных аналитических центров и международных организаций, а также электронные базы данных (типа ИНФО-ТАСС), информационные ресурсы, полученные по сети Интернет[1].

1. Оценки военно-экономической деятельности стран региона, вопросы платежеспособности

Как известно, одним их важнейших показателей, определяющих возможности той или иной страны по закупкам за рубежом вооружений и военной техники, выступают военные расходы (ВР). Общее представление о динамике военных расходов африканских стран, ведущих сравнительно активную военно-экономическую деятельность, дает табл.1[2].

Таблица 1. Военные расходы ряда стран Африки (млн. долл., цены 1995г.)

Страна 1985 1995 1996
ЮАР 3922 3177 2506
Нигерия 1475 1507 1521
Алжир 1301 1427 1764
Марокко 875 1464 1539
Ливия 1844 1401 1272
Ангола 883 400 441
Эфиопия 610 119 122
Тунис 569 369 390
Кения 350 206 207
Зимбабве 232 233 232
Ботсвана 51 225 224
Судан 146 389 397
Камерун 217 202 218
ДРК 111 185 166
Габон 108 102 109
Уганда 72 126 150
Мозамбик 326 58 61

Источник: The Military Balance 1997/98, IISS, London.

По данным IISS, в 1996г. суммарные военные расходы стран региона (12,710 млрд. долл., цены 1995г.) были несколько меньше чем в 1995г. (12,913 млрд.) и составляли в среднем 3,4 проц. от величины ВВП[3]. При этом основной причиной такого снижения явилось резкое сокращение военного бюджета ЮАР, переключившей часть расходов с военных нужд на гражданские (военные расходы ЮАР снизились с 3,2 млрд. долл. в 1995г. до 2,5 млрд. долл. в 1996г.). Итоговый эффект от такого снижения мог бы быть большим, если бы продолжение вооруженного конфликта в Конго (Браззавиль), Сомали и Судане не вызвало рост усилий по укреплению обороны в соседних странах - Анголе, Эритрее, Эфиопии и Уганде[4]. Так, в Уганде за два года военные расходы в постоянных ценах почти удвоились (с уровня в 81 млн. долл. в 1994г. до 150 млн. долл. в 1996г.); помимо этого, заметный рост ВР отмечался и в таких североафриканских государствах, как Алжир (связано с продолжающейся борьбой правительства с повстанцами из числа мусульманских фундаменталистов) и Марокко.

На юге Африки военные расходы поддерживаются на сравнительно высоком уровне в Ботсване и Зимбабве, причем этот процесс ведет скорее к укреплению уровня их национальной безопасности, а не возникновению угроз для соседей; со временем, благодаря этому, вероятно, будет создана инфраструктура субрегионального мирного процесса.

В целом, по уровню военных расходов страны Африки могут быть условно подразделены на следующие три группы:[5]

1-я группа. Государства - традиционные лидеры в выделении ресурсов на нужды обороны. К их числу относятся страны, чьи ежегодные военные расходы превышают 1 млрд. долл. В регионе южнее Сахары сюда можно причислить лишь два государства - ЮАР и Нигерию. Показательно, что на их долю приходится немногим больше половины суммарной величины ВР стран данного субрегиона (причем такая пропорция имела место как в 1985г., так и ныне). На Севере Африки к этой группе относятся Алжир, Ливия и Марокко.

2-я группа. Государства "второго эшелона" в плане ассигнования ресурсов на военные цели; их ВР в 1996г. превышали по крайней мере 100 млн. долл. Это Тунис, Эфиопия, Судан, Камерун, Габон, ДРК, Кения, Уганда, Гана, Ангола, Ботсвана, Зимбабве.

3-я группа. Большое число государств Черной Африки с традиционно низким уровнем военных расходов (порой даже по меркам данного региона). Это Сомали, ЦАР, Чад, Конго (Браззавиль), Мадагаскар, Бенин, Гамбия, Гвинея, Либерия, Мали, Нигер, Сьерра-Леоне, Того, Лесото, Малави, Замбия и др. Как отмечают эксперты IISS, военные ассигнования многих таких стран недостаточны даже для поддержания внутренней стабильности и порядка, о чем свидетельствовало возникновение повстанческой активности в ЦАР, Конго (Браззавиль), Лесото и Нигере в период 1996-97гг.

Определенный интерес представляет выделение государств, которые в последние годы (на временном интервале 1985-1996гг.) в силу ряда причин, например, окончания межгосударственных вооруженных конфликтов, резко снизили интенсивность военно-экономической деятельности. Это Эфиопия, Мозамбик, Танзания, Ливия.

С другой стороны, к числу государств, которые, наоборот, в последние годы активизировали военно-экономическую деятельность, увеличили военные расходы, относятся: Судан, ДРК, Уганда, Гана, Ботсвана, Алжир, Марокко.

В среднем африканские государства в 1996г. выделяли на военные нужды 3,4 проц. своего ВНП или 30 долл. в расчете на душу населения, причем в 1985г. эти показатели составляли примерно ту же величину, см. табл.2[6]. Для сравнения - на Ближнем Востоке средний показатель военной нагрузки на экономику в 1996г. достиг почти 7 проц., а военные расходы в расчете на душу населения - около 500 долл. (т.е. в 16 раз больше). В другом же регионе, который как и Африка, не отличается активной ВЭД - Латинской Америке, - эти показатели в 1996г. составили: ВР/ВВП - 1,8 проц., а в расчете на душу населения - 42 долл.

Таблица 2. Показатель военной нагрузки на экономику ряда стран Африки, имеющих наиболее крупные военные расходы (ВР/ВВП, проц.)

Страна

1985 1995 1996

Ангола

15,1 6,3 6,4

Ливия

6,2 5,6 5,1

Судан

3,2 4,3 4,3

Марокко

5,4 4,5 4,3

Алжир

1,7 3,3 4,0

Нигерия

1,7 3,5 3,5

Мозамбик

8,5 3,7 3,7

Зимбабве

3,1 4,2 3,9

Уганда

1,8 2,1 2,4

Кения

3,1 2,3 2,2

ДРК

1,5 3,2 2,8

Габон

1,8 1,9 2,0

Камерун

1,4 2,4 2,4

Эфиопия

17,9 2,2 2,0

Тунис

5,0 2,1 2,0

ЮАР

2,7 2,4 1,8

Источник: The Military Balance 1997/98, IISS, London.

К числу стран региона, активно развивающих военные программы (и испытывающих вследствие этого наибольшую нагрузку на экономику), относятся: Ангола, Ливия, Судан, Марокко, Зимбабве, Мозамбик, Нигерия, ДРК. Все они потенциально заинтересованы в импорте вооружений и военной техники, так как не располагают собственным военным производством. С другой стороны, ЮАР выделяет на оборону существенно большие ресурсы, чем другие страны региона. Вместе с тем, ввиду значительного объема ВВП и возможности зарабатывать средства на экспорте оружия собственного производства, она не испытывает особенного перенапряжения экономики в этом отношении. Таким образом, в общем плане у ЮАР имеются резервы для наращивания военных расходов (это и было засвидетельствовано объявлением тендеров на закупку крупных партий вооружений).

Наиболее емкими рынками вооружений среди стран южнее Сахары обладают ЮАР, ДРК, Зимбабве, Нигерия, Ангола, Намибия. Показательно, что западные экспортеры оружия, в частности США, стремятся выйти на рынки именно этих государств (исключая Нигерию, против которой введены санкции).

При исследовании перспектив военно-экономической деятельности стран региона и их политики закупок за рубежом вооружений и военной техники решающую роль играют такие факторы как:
- уровень конфликтности и наличие угроз безопасности стране (причем угроз как внешних так и внутренних угроз правящему режиму);
- планы руководства страны по модернизации вооруженных сил и закупкам ВВТ за рубежом;
- состояние экономики и государственных финансов государства (оценки платежеспособности).

Отмеченные факторы взаимосвязаны, причем их действие весьма противоречиво. Так, наличие внутренней нестабильности, в частности вооруженного конфликта, борьбы правительственных войск против повстанцев и т.д. в общем случае является предпосылкой для укрепления материально-технической базы ВС и появления заинтересованности в закупке за рубежом средств противоповстанческой борьбы (многоцелевые и военно-транспортные вертолеты, бронетехника, стрелковое оружие, легкие истребители-штурмовики и т.д.). С другой стороны, продолжение вооруженных действий требует содержания многочисленной армии и тем самым обескровливает экономику страны; наличие высоких политических рисков отпугивает зарубежных предпринимателей и препятствует иностранным инвестициям, что также не способствует экономическому росту. В результате платежеспособность таких стран (в плане закупок ВВТ за рубежом) часто оказывается весьма ограниченной, если только они не располагают богатыми запасами минеральных ресурсов или имеются другие благоприятствующие обстоятельства.

Конкретная военно-политическая и социально-экономическая ситуация на континенте (в разрезе указанных факторов) характеризуется следующими данными.

Уровень конфликтности и наличие угроз безопасности стране.

Континент уверенно лидирует в послевоенном мире по количеству региональных конфликтов и кризисов. И хотя в последние годы наметились некоторые позитивные сдвиги в районах, традиционно считавшихся наиболее "горячими" на планете (Юг Африки, Африканский Рог), ситуация в целом все еще далека от стабильности. На смену затихшим конфликтам приходят новые (имеющие преимущественно внутреннюю природу). Так, продолжается гражданская война в южном Судане; противоповстанческая борьба отмечена в Центральной африканской республике (ЦАР), Демократической Республики Конго (ДРК) и Сьерра-Леоне. В Анголе произошло частичное разоружение сил УНИТА, однако конфликт с правительственными войсками продолжается в приграничных районах страны. Внутренние конфликты не затихают также в Бурунди, Руанде и Сомали. Действия военного руководства Нигерии побудили западные государства ввести эмбарго на поставку военной техники и боеприпасов в эту страну. Постоянные вооруженные действия отмечаются на границах Судана и Эритреи. Напряженная внутриполитическая ситуация сохраняется в Конго (Браззавиль). Недавно вновь вспыхнул вооруженный конфликт между Эфиопией и Эритреей; в Гвинее-Бисау военные подняли мятеж против президента и правительства страны. В Замбии и Кении, к руководству стран предъявляются серьезные претензии в плане авторитарности и соблюдения прав человека.

Особенностью военно-политической обстановки на континенте и, в частности, протекающих вооруженных конфликтов, является активное перемещение оружия, осуществляемое тайно через территории сопредельных стран. Примеры этому многочисленны. В результате, фактически вовлеченными в вооруженные конфликты оказывается зна­чительно большее число государств, чем это выглядит на первый взгляд; в ряде случаев велик риск попадания оружия в руки мятежников, борющихся против законно избранных правительств. Эти обстоятельства нельзя не учитывать при оценке возможности и желательности поставок российского оружия в ту или иную страну конти­нента. Так, особого рассмотрения требуют страны, в той или иной форме вовлеченные в вооруженные конфликты либо характеризуемые высокой степенью внутренней нестабильности - Судан, ДРК, ЦАР, Конго, Сьерра-Леоне, Эритрея, Руанда, Гвинея-Биссау, Эфиопия и др.

Планы руководства страны по модернизации вооруженных сил и закупкам ВВТ за рубежом.

Если опираться на статистику SIPRI последних лет о закупках вооружений африканскими странами южнее Сахары, то можно сделать вывод о стабилизации соответствующего суммарного показателя на уровне 150-260 млн. долл. (в ценах 1990г.)[7]:

1991г. - 138 млн. долл.
1992г. - 407 млн.
1993г. - 147 млн.
1994г. - 263 млн.
1995г. - 154 млн.
1996г. - 255 млн.

Вместе с тем, есть основания полагать, что в ближайшие годы объем импорта африканскими странами вооружений и услуг военно-технического характера несколько увеличится[8]. Известно, например, что намерение активизировать ВТС с зарубежными государствами в последнее время проявляется руководством многих африканских государств. Показателен при этом высокий уровень закрытости информации по закупкам оружия в регионе: лишь 8 из 53 африканских государств южнее Сахары предоставили данные за 1995г. для Регистра ООН по обычным вооружениям (Буркина-Фасо, Эфиопия, Габон, Мадагаскар, Мальдивы, Мальта, Намибия, Танзания); в результате данный регион фактически оказался вне действия этого международного механизма контроля[9]. Думается, что это не случайнои служит отражением низкого уровня взаимного доверия на континенте[10].

Состояние экономики и государственных финансов государства (оценки платежеспособности).
В последнее время стали появляться факты, ставящие под сомнение традиционно мрачные прогнозы по поводу обреченности Черной Африки на вечную отсталость и прозябание в нищете. Новое поколение африканских лидеров (Й.Мусевени в Уганде, Ф.Могае в Ботсване, Ж.Чиссано в Мозамбике, Н.Мандела и Т.Мбеки в ЮАР и др.) нацелены на развитие предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций. И хотя намерения и результаты - это две разные вещи, деятельность новых лидеров в 1997-й год породила надежды на оживление экономической деятельности на континенте. Практически во всех странах к югу от Сахары отмечен прирост ВНП. По оценкам МВФ, средние темпы роста экономики на континенте в 1997г. составили примерно 3,2 проц., а в Анголе, Ботсване, Уганде, Мозамбике, Мали, Лесото и некоторых других - свыше 5,0 проц[11]. Лишь в странах, где еще тлеют внутренние конфликты, ВНП уменьшается (либо сокращается его ежегодный прирост). В будущем, согласно данным МВФ, прогнозируется дальнейший рост экономики стран континента: в 1998г. в среднем на 4,6 проц., а в 1999г. - на 4,9 проц. Снижается инфляция и тем самым улучшаются перспективы достижения финансовой стабилизации: если в 1996г. ее средний уровень по странам региона превышал 26 проц., то в 1997г. он уже опустился до 10,5 проц., а в 1998г., по прогнозу МВФ, составит 7,5 проц. Как отмечают специалисты, все больше стран континента пытаются использовать во благо преимущества рыночной экономики, создать условия для становления сильного частного сектора, превратить государство в действенный рычаг и регулятор развития[12].

Азиатский финансовый кризис лета 1997г. не оказал сильного воздействия на состояние экономик африканских стран, хотя и привел к некоторому снижению темпов их экономического роста (со среднего уровня 5,5 проц. в 1996г. до 3,2 проц. в 1997г.). По оценкам специалистов, негативное влияние этого кризиса на страны континента проявляется прежде всего вследствие действия следующих факторов: ряд государств ЮВА, в частности Малайзия, являются традиционными инвесторами в африканскую экономику; снизились мировые цены на некоторые виды сырья, составляющие основу экспорта ряда африканских стран (нефть, медь, древесина и др.), помимо этого, произошел рост общей стоимости заимствований на международном финансовом рынке.

В целом, для ситуации в регионе характерна сильная неоднородность государств в плане уровня их экономического развития, источников экспортных поступлений, темпа осуществляемых преобразований и др. Так, например, объем производимого на душу населения ВВП в ЮАР в последние годы примерно в 11 раз выше, чем, скажем, в Танзании или Демократической Республике Конго (ДРК); если внешняя задолженность Ботсваны находится на уровне 20 проц. от объема ВВП, то долг Мозамбика превышает его ВВП более чем в три раза.

В соответствии с их нынешним экономическим положением африканские страны южнее Сахары могут быть отнесены к следующим группам.

Сравнительно благополучные страны (показатель Долг/ВВП составляет менее 100 проц., а ВВП в расчете на душу населения превышает 1 тыс. долл.)[13]:
ЮАР, Намибия, Ботсвана, Сейшелы, Уганда, Зимбабве, Сенегал, Нигерия, Маврикий, Кения, Гана, Габон, Джибути, ЦАР. Из них к числу наиболее развитых можно причислить: ЮАР, Ботсвану, Маврикий, Габон, Намибию и Сейшелы (значение подушевого ВВП у них превышает 4 тыс. долл.).

По оценкам американских официальных лиц, к африканским странам с наилучшими экономическими перспективами следует отнести ЮАР, Уганду, Гану, Руанду, Ботсвану и Сенегал. США рассчитывают, что именно в этих государствах "пойдут" либеральные экономические реформы.

Страны - крупнейшие должники (показатель Долг/ВВП превышает 130 проц., перечислены в порядке уменьшения значения): Мозамбик, Сомали, Гвинея-Бисау, Танзания, ДРК, Замбия, Конго, Судан, Кот-д'Ивуар, Либерия, Сьерра-Леоне, Ангола, Того, Мали, Лесото[14].

Самые бедные страны (показатель ВВП в расчете на душу населения менее 1 тыс. долл.): Руанда, Мали, Мадагаскар, Танзания, Сьерра-Леоне, ДРК, Бурунди, Эритрея, Эфиопия, Чад, Буркина-Фасо, Гвинея, Гвинея-Бисау, Нигер, Малави, Замбия, Мозамбик, Сомали.

Согласно оценкам экспертов, сделанным в ходе встречи восьми развитых стран мира в Бирмингеме (1998г.), в особенно тяжелом экономическом положении среди африканских стран ныне находятся Танзания, Мозамбик, Малави и Эфиопия.

Если рассматривать каналы, по которым государства Черной Африки зарабатывают валюту на внешнем рынке, то их можно подразделить на следующие группы[15]:

- Экспортеры энергоносителей (нефти): Ангола, Конго (Браззавиль), Габон, Нигерия; в меньшей степени - Камерун, Экваториальная Гвинея, ДРК.

- Экспортеры минерального сырья (нетопливного)[16]: Ботсвана, Бурунди, ЦАР, Чад, ДРК, Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мавритания, Намибия, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Судан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве, Свазиленд.

- Экспортеры услуг, рабочей силы (получатели трансфертов): Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Каморы, Джибути, Эритрея, Гамбия, Лесото, Мозамбик, Сейшелы.

- Страны с различными источниками получения валюты: Камерун, Кения, Маврикий, Сенегал, Сьерра-Леоне, ЮАР.

Характерно, что некоторые страны Африки выступают в качестве своего рода локомотивов происходящей экономической трансформации и играют ключевую роль в определении перспектив экономического развития всего континента. Так, по мнению М.Олбрайт, процесс стабилизации или дестабилизации половины континента, экономический рост африканских государств или его замедление ныне зависит от положения в центре Африки (Руанда, Уганда, ДРК и Ангола) и, прежде всего, от ситуации в ДРК, учитывая ее стратегическое положение, а также в Анголе, которую США рассматривают как новую региональную африканскую силу[17]. Аналогично, на юге континента, особая роль отводится Зимбабве, которую считают экономическим двигателем этого района, основываясь на характере проводимых реформ и высоких темпах развития.

При оценке платежеспособности конкретных стран региона необходимо принимать во внимание ряд особенностей, характерных для Африканского континента:
- ряд государств (Нигерия, Эфиопия и др., см. выше две первые группы стран в типологии по источникам экспортных поступлений) располагают внебюджетными источниками, которые могут быть задействованы для внеплановых закупок за рубежом вооружений и военной техники. Дополнительные финансовые средства могут, в частности, быть получены за счет продажи нефти и других минеральных ресурсов;
- от некоторых африканских государств Мировой банк требует сокращения расходов на оборону и это условие включает в программы по реструктуризации их экономики (Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар и др.). В других случаях (например, в Уганде) западные доноры осуществляют жесткий контроль за военными расходами и, прежде всего, в том, что касается их возможного использования для закупок боевой техники и снаряжения;
- для многих африканских стран характерна сильная зависимость от внешней финансовой помощи. И если западные доноры по каким-либо причинам отказывают в предоставлении такой помощи, то такие страны (как это, например, не так давно случилось с Замбией) попадают в тяжелое финансово-экономическое положение. Более того, в некоторых случаях платежеспособность стран поддерживается только благодаря финансовой помощи извне (так, для Эритреи такими донорами выступают Саудовская Аравия, Египет и др.).

В целом, в международных финансовых организациях (например, в МВФ) производится деление развивающихся стран на группы в соответствии с каналами их внешнего финансирования: (1) по линии государства; (2) частного капитала; (3) диверсифицированной схеме. В общем случае можно предполагать, что относительно большей экономической устойчивостью и платежеспособностью обладают те страны, в которые идет иностранный частный капитал (другими словами, эти страны имеют меньшие политические и финансовые риски). В настоящее время эксперты МВФ выделяют следующие государства Черной Африки, которые финансируются с привлечением частного капитала (страны 2-й и 3-й групп): Ангола, Ботсвана, Кот-д'Ивуар, Эритрея, Гана, Гвинея, Мали, Маврикий, Сейшелы, Сьерра-Леоне, ЮАР, Свазиленд, Того. Подавляющее же большинство стран южнее Сахары относится к группе государств, финансируемых по линии государства и международных финансовых организаций (1-я группа);
есть группа африканских стран, хотя и немногочисленная, которые выступают не только импортерами вооружений, но и сами организовали у себя военные производства (ЮАР, Нигерия) либо осуществляют реэкспорт получаемой военной техники (Зимбабве, намеревается Танзания). Во всех этих случаях у государств появляются дополнительные источники доходов, которые они могут задействовать при закупке современного оружия за рубежом.

2. Краткая характеристика закупок вооружений странами региона

На долю стран Африки приходится ныне лишь 2,4 проц. суммарного импорта оружия странами "третьего мира" (или 427 млн. долл. в стоимостном отношении, по состоянию на 1996г.)[18]. Таким образом, африканский рынок в настоящее время уступает по своим возможностям другим регионам мира, например, латиноамериканскому рынку, не говоря уже о ближневосточном или азиатском. Так, согласно данным SIPRI, суммарные поставки оружия в Латинскую Америку в 1996г. составили 5,4 проц. от общего объема импорта вооружений развивающимися странами[29].

К числу наиболее крупных покупателей ВВТ в Африке традиционно относятся Алжир, Марокко и ЮАР (суммарный объем закупок вооружений за период 1991-95гг. составил соответственно, 959 млн. долл., 493 млн. и 467 млн., данные SIPRI). Только они среди всех стран региона входят в список 50 ведущих импортеров оружия в мире за период 1991-95гг.

В последние годы сравнительно крупные (по масштабам региона) закупки ВВТ были осуществлены многими африканскими государствами, в их числе[20]: Алжир, Мавритания, Марокко, Тунис, Ангола, Ботсвана, Камерун, Чад, Кот-д'Ивуар, Эритрея, Эфиопия, Кения, Руанда, Сьерра-Леоне, ЮАР, Судан, Уганда, Зимбабве.

При этом предметом поставок служила следующая военная техника (данные IISS):
- техника сухопутных войск: БМП и БТР из Словакии, Польши, ЮАР, США и Египта; артиллерийские орудия: калибра 155мм. из США, орудия М-30 из Австрии, орудия L118 из Великобритании; ПТУРСы из США; легкие танки Scorpion из Великобритании, ОБТ Т-72, Т-54, Т-55 из Украины; РСЗО "Град" из Румынии;
- авиатехника: вертолеты: AS-350B, AS-532 из Франции, SA-316B из Нидерландов; штурмовики: А-37 из США, F-5 из Канады, MB-326 из ЮАР, МиГ-21 из Израиля; УТС: L-59 из Чехии, MB-339, SF-260F из Италии, PC-7 из Швейцарии; военно-транспортные самолеты: C-130B из США, CN-212 из Индонезии;
- техника ВМС: патрульные катера из Франции;

Кроме того, эксперты IISS приводят ряд неподтвержденных данных по поставкам оружия Судану: истребители-штурмовики из Белоруссии и Китая; вертолеты из Йемена и Китая; ОБТ из Ирана; минометы из Китая.

Несколько ранее странами региона закупалась следующие виды вооружений (данные SIPRI):
- вертолеты Ми-8Т (Алжиром в России);
- патрульные катера C-212-300MP (Анголой в Испании);
- ОБТ Leopard-1 (Ботсваной в Нидерландах);
- вертолеты SA-315B, SA-316B (Намибией в Индии);
- ОБТ Mk-3 (Нигерией в Великобритании);
- вертолеты Ми-24 (Сьерра-Леоне в Белоруссии);
- вертолеты Ми-24 (Суданом в Киргизии);
- вертолеты AS-332 (Зимбабве во Франции).

Характерным для импорта вооружений странами региона является то, что ввиду недостатка бюджетных средств, слабой финансовой базы страны региона вынуждены ориентироваться не на приобретение нового вооруже­ния, а на восстановление, продление ресурса и, в отдельных случаях, модернизацию имеющегося специмущества (в основном советского производства). Как традиционный поставщик соответствующих услуг, Россия имеет в этом плане определенное преимущество. При этом, правда, возникают следующие трудности: - во многих случаях африканские страны заинтересованы в получении запчастей к военной технике советского производства, уже снятой с производства (как, например, БМП-1, БТР-60, БРДМ-2, танки Т-55, Т-62, ПЗРК "Стрела-2" и др.);
- в последнее время обостряется конкуренция на этом сегменте рынка со стороны восточноевропейских государств (Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария), стран СНГ (Украина, Белоруссия), а также Китая и Израиля. Наличие конкурентной среды вынуждает российскую сторону работать более оперативно, идти на уступки при заключении контрактов;
- довольно типичной является ситуация, когда африканские страны обращаются с просьбой о поставке российской военной техники на безвозмездной основе. В качестве приемлемого варианта в данном случае эксперты рассматривают безвозмездные поставки партий российского специмущества из наличия МО РФ (как например, артиллерийского вооружения, боеприпасов) при условии оплаты предэкспортной подготовки и транспортировки;
- ввиду слабости местных кадров при поставке российского оружия во многие страны Африки требуется командирование российских специалистов для оказания технического содействия. К тому же встает вопрос об источниках оплаты их работы.

Многие страны региона проводят политику диверсификации источников получения вооружений, услуг военного и военно-технического характера. Ныне в наиболее заметной форме это свойственно ЮАР, Уганде, Нигерии, Намибии, Ботсване, Эритрее, Мадагаскару, Анголе. Можно предположить, что перечень таких стран со временем будет только расти. Основная преследуемая при этом цель - избежать чрезмерной зависимости от отдельных поставщиков ВВТ; кроме того, искусственно создавая конкурентную среду, импортеры рассчитывают получать специмущество на самых выгодных для себя условиях. Это обстоятельство необходимо учитывать российской стороне, тем более что отмечаются случаи осуществления контактов со странами Восточной Европы, членами СНГ специально для того, чтобы добиться от России больших уступок при заключении сделок. Есть и другое следствие такой ситуации - для сохранения позитивной динамики ВТС от России требуется строгое выполнение взятых на себя обязательств по заключаемым договорам (в особенности с приведенными выше странами), конкурентоспособность цен на наше вооружение и т.д.

Ряд африканских государств в ходе закупок специмущества за рубежом стали использовать практику организации тендеров (ЮАР, Эфиопия, Кения). В таких условиях от российской стороны требуется повышенная оперативность и отсутствие проволочек при формировании предложений, доведении технической информации до потенциального клиента, прохождении необходимых согласований и т.д.

Существует ряд объективных предпосылок к расширению экспорта оружия в африканский регион, в числе которых:
- не только моральное, но и физическое устаревание значительной части боевой техники в общем парке африканских государств. При этом лишь ЮАР и отчасти Алжир, Нигерия имеют возможности самостоятельно укреплять материально-техническую базу своих ВС. Вооруженные силы других африканских стран в решающей степени укомплектованы военной техникой, поставляемой из-за рубежа;
- недостаточная эффективность национальных НИОКР в военной сфере (ведущихся прежде всего в ЮАР), несмотря на значительные затраты;
- отсутствие в регионе программ по внедрению высоких военных технологий, хотя в отдельных странах (ЮАР) и имеется достаточно развитая оборонная промышленность;
- сохранение в ряде государств региона межгосударственных и межэтнических противоречий, ведение противопостанческих действий (и это требует повышения боеготовности вооруженных сил);
- осознание некоторыми лидерами африканских государств, что без достаточной боеготовности своих армий трудно проводить независимую или, по крайней мере, сбалансированную политику по отношению к интересам крупных западных стран; - - намерение ряда стран региона участвовать в создании миротворческих сил, что требует укрепления и переоснащения местных ВС;
- готовность руководства некоторых стран региона предоставлять ценные минеральные ресурсы (алмазы, бокситы и др.) в счет оплаты за получаемое вооружение;
- улучшение в последние годы общеэкономических показателей некоторых стран региона (прежде всего, показателей экономического роста, инфляции, валютных резервов) и повышение уровня их платежеспособности в плане закупок ВВТ.

3. Политика основных зарубежных производителей ввт, особенности конкурентной борьбы за рынки сбыта в регионе

По оценкам наблюдателей, в настоящее время достаточно четко наблюдается раздел сфер влияния между ведущими производителями оружия на африканском континенте. Так, США, традиционно имеющие сильные позиции на Ближнем Востоке и странах Персидского залива, ориентируются на север Африки, Франция - на франкоязычную Африку, Великобритания - на юг Африки. В последнее время Германия настойчиво пытается потеснить в Африке Францию и Великобританию, особенно на юге континента.

Что касается ЮАР, то она стремится выйти на рынки вооружений Малайзии, Сингапура, Индонезии, стран Ближнего Востока (Сирия) и Персидского залива (Оман, Саудовская Аравия). Помимо этого, развиваются связи и с клиентами ЮАР на африканском континенте - Алжиром и др.

Характерно, что западные поставщики вооружений предпринимают специальные меры по привязке к себе стран-импортеров и недопущению конкурентов (прежде всего, Россию) в свои зоны влияния. Так, США при заклю­чении соглашений о ВТС с Садовской Аравией включили текст положения, ориентирующие Эр-Риад преимущественно на закупки лишь американских вооружений.

3.1. Политика США

В последнее время при проведении своей внешней политики США стали уделять большее внимание африканскому региону, рассматривая его как источник сырьевых ресурсов, а также рынок сбыта своих товаров. При этом они столкнулись с растущей конкуренцией со стороны Франции, Германии, Великобритании и ЕС в целом, также ведущих борьбу за сырьевые ресурсы и рынки сбыта в Африке (и ранее считавших эту часть мира своим заповедником). Озабоченность США вызывает также активный возврат в Африку Китая, который только за 1997г. сумел увеличить свой товарооборот с государствами континента на 47 проц.

По оценкам ряда наблюдателей, американцам удалось захватить инициативу в борьбе за влияние в Черной Африке и ее ресурсы.[21]. США ныне ставят перед собой следующие задачи в отношениях со странами континента:
- в экономической области: переход к торговому обмену как альтернативе политике помощи, развитие торгово-экономических связей с ключевыми, по оценкам госдепартамента, странами континента, исходя из наличия у последних запасов стратегического сырья и предпосылок для роста экономики (ЮАР, Ангола, ДРК (бывший Заир) и Зимбабве); ослабление позиций западноевропейских конкурентов;
- в военно-политической сфере: изолировать неугодные режимы, в частности режим Судана, под предлогом пресечения его дестабилизирующего влияния на другие страны региона; укрепление отношений со своими основными партнерами, например, Угандой;
- в военной сфере: способствование созданию межафриканских сил по урегулированию кризисов на континенте (США, наряду с Великобританией и Францией предполагают взять на себя обязательства по подготовке африканского континента миротворцев, который будет действовать под эгидой ОАЭ и ООН);
- в военно-технической области: завоевание рынков оружия африканских стран "новой волны", обладающих наибольшим весом в военно-политическом плане и имеющих реальные перспективы экономического роста (например, ДРК, Зимбабве); вытеснение западноевропейских конкурентов и недопущение на рынок России; пресечение дальнейших поставок оружия со стороны стран континента (например, со стороны ЮАР) таким нежелательным для США режимам, как Ливия и Сирия.

Характерно, что ни одно из приведенных направлений политики США в регионе не может быть безоговорочно поддержано ни их европейскими союзниками, ни самими африканцами. Так, стремление изолировать режим в Судане, а также готовность пойти на экономическую и прямую военную помощь входящим в антисуданскую коалицию Эфиопии и Уганде, демонстрируют приверженность методам силового давления по отношению к неугодным правительствам. Подталкивание оппозиционных сил к интенсификации гражданской войны в Судане, носящей межэтнический и межконфессиональный характер, создает опасный для Африки прецедент, вызывает недовольство африканских и арабских государств, настороженно воспринимается европейцами, не желающими быть втянутыми в очередную конфронтацию с исламским миром.

Аналогично, содействие формированию африканского миротворческого механизма встречает отрицательную реакцию у африканских лидеров, а также в бывших метрополиях, в первую очередь во Франции, отводящей военному сотрудничеству важное место в двусторонних отношениях с африканскими государствами.

Для решения указанных задач США имеют в своем распоряжении ряд реальных рычагов воздействия на ситуацию. В частности:
- оказание давления на международные финансовые организации (МВФ, Всемирный банк), которые могут быть использованы для финансовой помощи тому или иному африканскому государству;
- выработка формулы, облегчающей погашение внешней задолженности африканских стран;
- сотрудничество с кредиторами африканских стран в целях уменьшения внешнего долга;
- оказание непосредственной финансовой помощи на проведение той или иной программы (и тем самым более тесная привязка страны к себе);
- введение при необходимости полного экономического эмбарго против той или иной страны (как это было, например, сделано в 1997г. против Судана);
- продвижение в Конгрессе США и на встречах "семерки" инициативы, предусматривающей снижение тарифов для стран Африки, склонных к реформам (при условии самостоятельного выделения таких стран).

Наиболее крупные поставки американского оружия в последние годы приходились на страны севера Африки - Египет, Алжир, Марокко и Тунис. Что касается стран Черной Африки, то объем ВТС с ними значительно скромнее.

Недавнее решение американской Администрации об отмене штрафных санкций против ЮАР открыло для американских фирм возможность реального участия в военных тендерах и модернизации ВС этой страны.

3.2. Политика западноевропейских производителей ВВТ

Западноевропейские производители ВВТ уже активно включились в борьбу за наиболее перспективные и емкие рынки ВВТ Африки. Наглядной иллюстрацией тому стало активное участие этих государств в проводимом в ЮАР тендере на "пакетную поставку вооружений в страну". При этом были предприняты следующие шаги:
- проведению тендера предшествовало подписание ряда межправительственных соглашений о ВТС;
- при активной господдержке была предложена широкомасштабная программа помощи ЮАР в решении социально-экономических проблем, развитии национальной инфраструктуры и военно-промышленного потенциала (предложения по офсету);
- были выдвинуты льготные предложения по поставкам отдельных видов ВВТ;
- по мнению некоторых наблюдателей, имела место координация усилий между странами - поставщиками по укреплению позиций Запада в целом на юге Африки и вытеснению России из региона.

В целом, прошлый и текущий опыт работы западных производителей ВВТ (прежде всего, Франции и ФРГ) показывает, что они активно используют лоббирование на всех этапах проработки военных контрактов и соглашений по военно-техническому сотрудничеству. Еще одной сильной стороной их деятельности является умение работать в условиях дефицита времени, отпускаемого на подготовку предложений для тендеров, проведение необходимых согласований и т.д. (все это продемонстрировал тендер на "пакетную поставку вооружений в ЮАР).

Наблюдатели обращают внимание и на такую особенность работы западноевропейских оружейных фирм на рынке африканских стран - стремление создать совместные предприятия (СП), причем прежде всего в странах, обладающих достаточной платежеспособностью (западные фирмы не уходят с рынка таких стран даже тогда, когда они испытывают временные финансово-экономические трудности, как, например, это было в Ботсване). Не случайны в этой связи попытки закрепиться на рынке Нигерии, несмотря на официально введенные санкции прави­тельств западных стран.

3.3. Политика восточноевропейских производителей ВВТ, стран - членов СНГ, Израиля и Китая

Среди стран Восточной Европы наибольшей активностью на рынках оружия африканских стран отличаются Чехия, Польша и Словакия. Чехия проявляет настойчивость в продвижении своего легкого штурмовика L-159 для ВВС ЮАР. Рекламируя качества истребителя, чехи ссылаются на солидный опыт своего участия в лицензионном производстве российских МиГов. Одним из серьезных аргументов, который привлекает внимание официальных лиц ЮАР к чешскому предложению, является готовность Чехии рассмотреть вариант замены российских вертолетов огневой поддержки, стоящих на вооружении ВВС Чехии, на южноафриканские "Руиволк".

Польша и Словакия развернули деятельность по налаживанию ВТС с Суданом. Словакия предпринимает усилия по активизации ВТС с ЮАР и переводу сотрудничества в практическое русло. Была достигнута договоренность (по данным за июль 1997г.) о создании словацко-южноафриканского СП в Претории, которое будет заниматься ремонтом военной техники советского производства, находящегося на вооружении соседних с ЮАР государств, а также осуществлять маркетинг словацкого ВВТ в странах Африки.

В отличие от западных производителей военной техники, которые ориентируются в первую очередь на наиболее платежеспособные страны региона (ЮАР и некоторые другие), восточноевропейские государства (а также Украина, Белоруссия, Китай и Израиль) активно работают с государствами, располагающими техникой российского/советского производства, даже несмотря на их финансовые затруднения. Анализ, проведенный на основе данных по отдельным импортерам оружия в Африке, дает следующую географию контактов рассматриваемых поставщиков военной техники в сфере ВТС.

Китай: Зимбабве, Судан, Замбия, Нигерия, Эритрея, Уганда, Танзания, Мадагаскар; при этом наиболее сильные позиции отмечаются в Танзании, Нигерии и Замбии.
Израиль: Зимбабве, Замбия, Нигерия, Эфиопия, Эритрея, Уганда, Ангола;
восточноевропейские страны (Польша, Болгария, Чехия, Словакия, Румыния): ДРК, Нигерия, Эфиопия, Уганда, Ангола, Танзания, Конго;
Украина: Нигерия, Эфиопия, Уганда, Гвинея, Танзания, Конго.

Согласно имеющимся данным, Украина, Белоруссия, Чехия и др. зачастую предлагают выполнение заявок, аналогичных направляемых российской стороне, однако на льготных условиях и в сжатые сроки (так, например, предлагая военную технику из наличия МО Украины). В особенности специалисты отмечают оперативность решения необходимых вопросов по оформлению решений, согласованию, выдаче лицензий и т.д. Все это объективно затрудняет работу российским поставщикам ВВТ, требует от них предоставления аналогичных льгот.

С другой стороны, в ряде случаев африканские страны (по некоторым оценкам, это свойственно Эфиопии) специально идут на контакты с Украиной, Румынией, Польшей, а также Израилем, ФРГ и Италией лишь в целях побуждения России к уступчивости в ценовых вопросах. И это обстоятельство необходимо учитывать российской стороне в каждом конкретном случае. В отличие от России, ее конкуренты (Украина, Чехия и др.) проявляют готовность поставлять оружие в "горячие точки", странам с острой внутриполитической обстановкой и т.д.

4. Политика и позиции россии на рынке оружия стран региона

До 1991г. более 20 государств африканского континента являлись импортерами военной техники и специмущества из СССР. Экспорт в страны Африки занимал достаточно важное место в общем объеме оружейного экспорта бывшего СССР. Так, по данным Американского агентства по контролю за вооружениями и разоружению (ACDA), поставки советского оружия в страны южнее Сахары за период 1984-1991гг. достигли 17,2 млрд. долл., что превысило 13 проц. общего экспорта ВВТ в регионы развивающихся стран (для сравнения - экспорт советского оружия в страны Ближнего Востока составил за тот же период 36,0 млрд. долл.). Оборонные предприятия осуществляли массированные поставки ВВТ в Анголу, Мозамбик, Гвинею и др. Правда, эти поставки носили в значительной степени не столько коммерческий, сколько политический характер и поэтому не давали ощутимой валютной выручки.

Впоследствии, в связи с прекращением военной поддержки национально-освободительного движения на континенте он во многом потерял свое стратегическое значение для России. Сказалось и то, что сотрудниче­ство с африканскими странами не могло дать российской стороне крупные контракты на поставку новых систем вооружений (истребителей, танков, подводных лодок и т.д.), и ГК "Росвооружение" сконцентрировало свое внимание на работе по другим регионам - Ближнему Востоку и АТР. Вместе с тем, до сих пор парк вооружений африканских стран в значительной степени состоит из ВВТ советского и российского производства, требующих модернизации, регулярного ремонта и обслуживания.

В последнее время, в особенности после возникновения финансового кризиса в странах АТР и падения значимости для России ряда азиатских партнеров - Индонезии, Ю.Кореи и др., африканский рынок вооружений стал вновь привлекать внимание российских производителей ВВТ. Этому способствует и рост заинтересованности самих африканских стран в укреплении военно-экономических связей с Россией. Надежды ряда лидеров африканских государств на скорую помощь Запада и его кредиты под закупку новых вооружений не оправдались (так, изменение подхода со стороны США к ВТС с африканскими государствами наметилось лишь на рубеже 1997-98гг.). В результате они были вынуждены искать другие источники для организации обслуживания, ремонта и модернизации имеющейся у них техники советского производства. К тому же опора на ВТС с Россией является фактором для проведения более независимой политики, укрепляет позиции в противодействии политике крупных импортеров дорогостоящего сырья, борящихся за влияние на рынках региона.

В целом необходимо отметить, что ныне имеется ряд предпосылок к появлению среди африканских стран интереса именно к российскому оружию (и в более широком плане, к восстановлению связей с Россией в военно-экономической области):
- российское оружие обладает такими общепризнанными в мире качествами, как простота, надежность и доступные цены. Это особенно важно для стран данного региона, не располагающих значительными финансовыми возможностями. Кроме того, многие африканские страны уже имели возможность опробовать российское оружие в ходе различных вооруженных конфликтов, а также сравнить его с западными образцами;
- в России разработан ряд программ по восстановлению и модернизации многих ключевых вооружений советской разработки (МиГ-21, Т-62/Т-72, БМП-1 и др.);
- ряд стран региона (как, например, Нигерия, Намибия, Уганда, Ботсвана и др.) стремятся диверсифицировать источники закупок оружия; помимо этого, в некоторых случаях (ЮАР и др.) наблюдается намерение противостоять диктату Запада в военно-политической области, проводить более независимую, самостоятельную внешнюю политику;
- при заключении сделок на поставку оружия странам региона Россия не намерена оказывать какое-либо политическое давление на своих покупателей и не ставит политических; с другой стороны, западные производители ВВТ накладывают такие ограничения (в частности, ФРГ накладывает жесткие ограничения в плане реэкспорта в третьи страны);
- большинство африканских государств уже располагают военной техникой российской разработки (причем произведенной не только в России, но и в Чехии, Словакии, Польше, Китае, на Украине и др.). В ряде случаев такая техника была получена в результате реэкспорта одних африканских стран другим. В ходе ее эксплуатации и обслуживания требуется проведение ремонта, закупка запасных частей, комплектующих. Так, широко распространены БТР-60, БРДМ-2, танки Т-55/Т-62, ПЗРК "Стрела-2", комплексы ПВО "Печора", стрелковое оружие, боеприпасы и др.;
- российский ВПК представляет интерес для некоторых африканских стран как источник разнообразных военных технологий, включая высокие технологии;
- политическое руководство многих африканских стран сохраняет симпатии к России как правопреемнице СССР (Мандела, Душ Сантуш, Ньома и др.); военные кадры в ряде случаев укомплектованы офицерами, прошедшими обучение в военных учреждениях СССР;
- многие страны региона заинтересованы в развитии связей с Россией в торгово-экономической сфере: добыча минерального сырья, энергетика и др. Так, весьма успешно развиваются российско-ангольские отношения в сфере добычи алмазов (работает СП "Горнорудное общество Катока Лтд."). Разворачивается сотрудничество с Намибией в области геологоразведки, добычи, оценки, обработки и продажи алмазного сырья; помимо этого, для российских компаний в стране открываются перспективы для участия в разработке месторождений меди, урана, проведения разведки на нефть и газ. Есть планы по участию российских компаний в сооружении нефтепровода в Судане.

В сложившихся условиях наибольшие перспективы на африканском рынке специмущества имеют разнопрофильные программы модернизации ВВТ, поставка стрелкового оружия и боеприпасов, причем с использованием альтернативных схем финансирования сделок, со значительной товарной частью в оплату поставок. Так, наибольший интерес вызывают следующие системы.
Для большинства стран легкое стрелковое оружие (автоматы, пулеметы), гранатометы, средства борьбы с танками, военные грузовики, боевые и военно-транспортные вертолеты (типа Ми-8, Ми-17-1В), военно-транспортные самолеты средней грузоподъемности, катера береговой охраны, средства связи, артиллерийские и зенитные системы, радиолокационные станции.

Таким образом, большинство африканских стран, высказывающих заинтересованность в закупке российского ВВТ, ориентируются в значительной мере на технику двойного назначения (учитывая как характер стоящих задач, так и серьезные финансово-экономические трудности, испытываемые ими).

Для некоторых стран (на более продвинутой ступени) учебно-боевые самолеты (типа английского Hawk), бывшие в употреблении истребители МиГ-21бис, ракеты класса "воздух-воздух", истребители МиГ-29, РСЗО типа "Град", "Смерч", бронетехника (типа БТР-80).

Несколько в стороне стоит ЮАР, которая выражает готовность к закупке за рубежом (главным образом, на Западе), самого современного оружия.

Несмотря на наличие указанных выше благоприятных предпосылок, налаживание и ведение Россией военно-технического сотрудничества с африканскими государствами (южнее Сахары) ныне встречается с рядом трудностей как объективной, так и субъективной природы. Проведенный нами анализ позволил выделить некоторые проблемные вопросы, от решения которых, на наш взгляд, во многом зависит успех в развитии ВТС со странами континента.

а). Создание нормативно-правовой базы межгосударственного ВТС.

Как показывает практика, подготовка и заключение межгосударственного Соглашения о ВТС облегчает подписание конкретных контрактов на поставку оружия или оказание услуг военно-технического характера, способствует "привязке" данного государства именно к России, появляется возможность специально оговорить условия реэкспорта российской военной техники, определиться по вопросу привлечения в случае необходимости посредников с той и другой стороны, решить вопрос о возможности установления прямых контактов с российскими предприятиями ВПК (или нежелательности этого ввиду большего риска утечки секретной информации и военных технологий) и т.д. Предварительная ступень на пути подготовки межправительственного соглашения - создание механизма межправительственной комиссии, подписание соответствующего протокола.
Вместе с тем, имеются некоторые ограничения на подписание таких соглашений. Так, межправительственное соглашения о ВТС желательно подписывать только с государствами, имеющими сравнительно стабильную внутриполитическую обстановку, режим которых не придерживается прозападной ориентации; целесообразно также учитывать потенциальный объем рынка вооружений и уровень платежеспособности партнера по ВТС, его возможности по оплате в той или иной форме поставок российского оружия.

б). Выбор наиболее рациональных форм ВТС.

Местная специфика африканских стран предъявляет определенные требования к выбору взаимоприемлемых форм ВТС. Так, в данном случае не подходят формы поставок, используемые в ходе ВТС с некоторыми другими клиентами России (например, с Индией):
- льготные поставки запчастей и неосновного оборудования после заключения широкомасштабной сделки о поставке оружия;
- продажа наиболее современных видов вооружений лишь после того, как покупатель ранее приобрел менее совершенные виды вооружений.

В целом, ввиду низкой покупательной способности африканских стран, поставка серийных образцов российских вооружений из промышленности в ближайшей перспективе представляется маловероятной (за исключе­нием, пожалуй, ЮАР, Нигерии, Зимбабве).
Формами ВТС, применимыми в той или иной мере для большинства африканских стран, являются:
- бартер - частичная компенсация валютной стоимости оружия встречными поставками товаров и услуг;
- сделка "трейд-ин" - обмен старого оборудования на новое;
- лизинговые операции (долгосрочная аренда) с последующей покупкой на льготных условиях арендованной техники, в частности, высвобожденной из наличия МО РФ в связи с реформой ВС России;
- безвозмездные поставки современных образцов ВВТ с оплатой их предэкспортной подготовки и транспортировки (в частности, высвобожденной из наличия МО РФ в связи с реформой ВС России);
- обучение военнослужащих африканских государств в вузах МО РФ;
- аккредитация представителей "Промэкспорта" (ГК "Росвооружение", "Российские технологии");
- предоставление долгосрочных кредитов, часть из которых может быть использована на оплату работы российских военных специалистов по восстановлению ВВТ российского производства и погашения имеющихся долгов.

Помимо этого, при ведении ВТС с африканскими государствами, располагающими собственными военными производствами либо базой по ремонту и обслуживанию военной техники (ЮАР, Нигерия, Замбия, Эфиопия, Ангола, Зимбабве и др.) возможно налаживание сотрудничества по линии ВПК. Примерами этого могут служить:
- создание совместных ремонтно-технических предприятий (кустовых, региональных ремонтных баз) по обслуживанию российской военной техники;
- создание совместного предприятия по модернизации, ремонту и обслуживанию специмущества, поставленного ранее в страны Африки из бывшего СССР и стран Восточной Европы (например, самолетов МиГ-21/23);
- создание совместного проектно-конструкторского бюро для адаптации российской военной техники к местным требования;
- технологическое содействие России в модернизации местных оборонных производств с целью разработки и производства ВВТ для третьих стран;
- организация технологических линий по производству взрывчатых веществ, боеприпасов;
- строительство предприятия по сборке БМП и БТР;
- организация лицензионного производства легкого стрелкового оружия.

в). Применение гибких условий финансовых расчетов при поставке ВВТ и оказании услуг военно-технического характера.

Решение российской стороны о возможности оплаты африканскими странами поставок специмущества не только валютой, но и встречными поставками товаров, создало более благоприятный фон для налаживания ВТС в регионе. Такого рода встречные поставки могут включать ценные минералы (алмазное сырье, золото, кобальт, медь, драгоценные камни, бокситы и др.), а также с/х продукты (табак, хлопок и др.).

Как показывает практика, многие африканские государства при обращении к России в связи с поставками ВВТ рассчитывают и на такую льготу, как предоставление военной техники на безвозмездной основе (возможно уже бывшей в употреблении). Российская сторона не может не учитывать финансовые возможности и запросы африканских государств и вынуждена идти на льготные условия поставок военной техники. К этому же ее подталкивает и обострившаяся в последнее время конкуренция со стороны Польши, Чехии, Словакии, Украины и др., которые активно используют предоставление льгот.

Еще одна проблема, встающая перед российской стороной в этой связи - необходимость погашения задолженности африканских стран по осуществленным ранее поставкам специмущества (и услугам военно-технического характера). В особенности остро эта проблема стоит в отношении Танзании, Мозамбика и Анголы (например, задолженность Луанды Москве по кредитам бывшего СССР составляет около 6 млрд. долл.)[22].

Перспективным вариантом решения этого вопроса является проведение взаиморасчета не только бартерными поставками сырья и сельхозпродуктов, но и путем предоставления прав владения недвижимой собственностью, лицензирования (безвозмездное пользование земельными участками, лесными массивами, горнорудными шахтами, лицензии на лов морепродуктов в экономической зоне и т.д.).

Другая проблема связана с необходимостью изыскивать средства для предоставления кредитов африканским странам под закупку конкретных систем российского оружия. Как показывает практика, конкуренты России (например, Китай, ЮАР) идут на это, хотя речь в этом случае идет о сравнительно небольших кредитах.

г). Проблема поставки запчастей.

В силу особенностей имеющегося на вооружении африканских стран парка военной техники, а также их сложного финансового положения (не позволяющего, как правило, закупать новые системы вооружений) вопросы поставки запчастей и комплектующих к технике российского (советского производства) принимают особую актуальность. С другой стороны, российская сторона не всегда оперативно реагирует на запросы африканских стран на поставку запчастей. Отмечены случаи, когда не имея возможности получить запчасти, военное руководство африканских стран было вынуждено снимать боевую технику с вооружения, и это наносило серьезный ущерб престижу России как надежного поставщика специмущества. Более того, ряд конкурентов России (некоторые страны Восточной Европы и Китай) стали активно выходить на этот сегмент рынка, предлагая также боеприпасы к военной технике российского производства. В этой связи перед российской стороной встал вопрос поиска мер по перекрытию каналов приобретения запчастей и боеприпасов в других странах-производителях.

Ряд моментов затрудняют для российской стороны решение этой проблемы:
- во многих случаях запчасти требуются к весьма устаревшей военной технике, давно снятой с производства;
- ГК "Росвооружение", объективно не заинтересована в работе с мелкими контрактами (правда, руководство ГК РВ периодически объявляет о пересмотре приоритетов в своей работе и важности уделять большее внимание поставкам запчастей и комплектую­щих; однако такие заявления делались уже неоднократно в течение последних лет);
- российской компании "Авиазапчасти", имеющей значительный опыт поставок запчастей к такой технике, как МиГ-21/23/27 и др. было запрещено работать с военной номенклатурой (это право было передано исключительно ГК РВ и "Промэкспорту").

д). Проблема эффективности российского механизма ВТС.

Как свидетельствуют оценки эффективности работы российского механизма ВТС, даваемые различными специалистами африканских стран - партнеров России, российским структурам свойственна неповоротливость, слабая координация и взаимодействие между военными и гражданскими организациями, банковскими структурами в разработке и особенно финансировании офсетных программ.

Помимо этого, отмечается неумение работать в условиях рыночной экономики, дефицита времени, отпущенного на согласования, подготовку предложений и т.д.; механизм принятия решений слишком затянут, ценовая политика недостаточно гибкая. Показательно, что такие оценки даются уже после предпринятого в августе 1997г. реформирования системы ВТС, направленного на повышение ее эффективности.

Настораживающим моментом в этой связи является то, что по мнению африканских партнеров, такие конкуренты России, как страны Восточной Европы, а также Украина работают более оперативно и эффективно на африканском рынке. Отмечается также довольно гибкая ценовая политика, проводимая Китаем.

Заключение

На континенте по-прежнему сохраняется значительное число вооруженных конфликтов, а также очагов внутриполитической нестабильности. Широко распространена практика передачи импортированного оружия от одной страны другой, при этом имеется ряд тайных каналов для осуществления реэкспорта ВВТ. В ряде случаев велика вероятность попадания поставляемого военного имущества и военной техники в руки повстанцев, борящихся против законно избранной власти. Все это требует от российской стороны повышенного внимания к вопросу о целесообразности (возможности) поставок специмущества тому или иному режиму по военно-политическим соображениям. Кроме того, необходимо учитывать и возможные экономические потери от реэкспорта (в том, например, случае, когда предоставляемое одной стране вооружение на безвозмездной основе может быть затем продано в другую, но уже за валюту).

Ограниченность финансовых ресурсов большинства африканских стран Черной Африки, а также потенциально невысокая емкость рынка оружия отдельных стран ставят серьезные ограничения на использование различных форм ВТС: речь чаще всего может идти только об осуществлении ремонта, восстановления функциональной готовности поставленной ранее военной техники, отчасти - проведения ее модернизации. Заинтересованность же в закупке нового специмущества порой сводится лишь к легкому стрелковому оружию, боеприпасам, технике двойного назначения (как, например, вертолетам, грузовикам) и др. К тому же страны-импортеры оказываются не готовыми к полной оплате контрактов в СКВ, предлагают различные встречные поставки минерального сырья, сельхозпродукции. Наличие крупных внешних долгов африканских стран (в частности, за предыдущие поставки вооружений) требует от российской стороны поиска взаимовыгодных вариантов по конверсии долгов в права собственности, концессии, лицензии и др. В случае тех немногих африканских государств, которые имеют сравнительно емкие рынки ВВТ и представляются платежеспособными (как, например, ЮАР), велика конкуренция западных оружейных фирм.

Определенное негативное влияние в отношении платежеспособности потенциальных африканских импортеров ВВТ оказывает финансовый кризис в Юго-Восточной Азии: упали цены на ряде мировых сырьевых рынков, а также рынке нефти, что объективно сокращает валютные поступления тех африканских государств, в чьей структуре экспорта эти товары имеют существенную долю.

Как показывает практика последних лет, российский механизм ВТС хуже работает в отношении мелких контрактов (к которым, в частности, относятся поставки запчастей и комплектующих), особенно если при этом имеются жесткие временные ограничения на отработку запросов, проведение необходимых согласований и т.д. Поставки бывшей в употреблении военной техники из наличия ВС РФ пока еще не получили широкого распространения. С другой стороны, именно эти условия являются важными для ведения ВТС с африканскими государствами.

Известно, что развитие Россией торгово-экономического сотрудничества с африканскими государствами может создать благоприятные предпосылки для ведения ВТС с ними. И на этом направлении уже есть позитивные примеры (например, с Анголой, Намибией). Однако общая политическая нестабильность на континенте повышает рискованность вложений российского капитала, передачи технологий при организации совместных предприятий и т.д. (показателен в этом смысле пример Судана, Анголы). Кроме того, российские предприниматели отмечают неповоротливость государственной бюрократической машины РФ, что проявляется в существенных задержках на выдачу лицензий на вывоз капитала, необходимого оборудования, без чего создание СП не представляется возможным.

Вместе с тем, региональному рынку вооружений присущи и некоторые особенности, облегчающие укрепление на нем позиций российских производителей ВВТ. Так, благоприятствующим обстоятельством является наличие на вооружении многих африканских стран военной техники советского/российского производства, требующей ремонта (модернизации), поставки запчастей и боеприпасов. Основными конкурентами продукции российских пред­приятий ВПК во многих случаях выступает техника производства стран Восточной Европы, Китая, Украины и Израиля, а не ведущих западноевропейских или американских фирм (и вообще, проникновение США на региональный рынок оружия пока что весьма ограничено). Военно-политическое руководство некоторых африканских стран сохраняет симпатии к России как правопреемнице бывшего СССР, оказывавшего в свое время значительную поддержку национально-освободительному движению на континенте и т.д.

Оценивая ситуацию в целом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе российской стороне вряд ли стоит рассчитывать на значительные валютные поступления от ведения ВТС со странами региона. Для выхода и закрепления на оружейных рынках африканских стран южнее Сахары еще необходимо провести значительную работу, при этом особого внимания, на наш взгляд, требует анализ платежеспособности нынешних и потенциальных клиентов, а также поиск выгодных форм финансовых расчетов за поставляемое специмущество.

Ссылки
[1]/ Много полезной информации по проблематике ВТС доступно в сети Интернет по адресу американского Центра оборонной информации (Center of Defence Information - CDI) - http://www.cdi.org/. В частности, ин­терес представляет ведущаяся база данных по торговле оружием - Database on Arms Trade.

[2]/ При этом, как это делается экспертами SIPRI, в число африканских стран мы включаем 4 государства Северной Африки - Алжир, Ливию, Тунис и Марокко (Египет же относится к региону Ближнего Востока).

[3]/ По оценке специалистов IISS, государства Африки являются наименее прозрачными в мире в плане предоставления информации о военных расходах и их структуре. В связи с этим к соответствующим дан­ным следует относиться особенно осторожно.

[4]/ The Military Balance 1997/98, IISS, London, p.231.

[5]/ При проведении такой типологии использованы данные Лондонского международного института стратегических исследований, см. The Military Balance 1997/98, IISS, London.

[6]/ Если при этом не считать нефтедобывающую Ливию, чьи военные расходы на душу населения в 1996г. со­ставили примерно 227 долл.

[7]/ SIPRI Yearbook-1997, p.292.

[8]/ Правда, это может и не найти отражения в динамике данных по тор­говле оружием, приводимых SIPRI. Дело в том, что в соответствии с применяемой методикой, такие данные не включают сведений о межстра­новом перемещении легкого стрелкового оружия, артиллерии с калиб­ром менее 100 мм., боеприпасов, различного рода услуг. А военно-техническое сотрудничество многих африканских стран включает по­ставки именно по этим наименованиям.

[9]/ SIPRI Yearbook-1997, p.281-286.

[10]/ С другой стороны, как отмечают некоторые эксперты, лишь повышение транспарентности в военно-эконо­мической сфере существенно снизило бы необходимость в выделении средств на нужды обороны. Тем бо­лее, что общей проблемой, с которой сталкивается руководство таких государств, является недостаток свободных финансовых средств, а также наличие внешней задолженности, в частности, за предыдущие по­ставки оружия в эти страны.

[11]/ Здесь и далее при ссылках на данные МВФ имеется в виду следующий источник: World Economic Outlook, may 1998, IMF, Wash.,DC.

[12]/ Правда, по-прежнему сохраняют остроту многие "хронические" про­блемы африканских стран: слабый приток иностранных инвестиций, низкий уровень накопления, проблема задолженности (например, внешний долг одной лишь республики Конго составляет ныне около 13 млрд. долл.), зависимость от природных условий (в частности, засух), полити­ческая нестабильность и авторитарность правления, коррумпирован­ность местной бюрократии и др. В последние годы к ним прибавилась проблема широкого распространения СПИДА, от которого страдает экономически наиболее активная часть населения.

[13]/ Данные по показателям ВВП и внешней задолженности африканских стран относятся к 1996г. и взяты из источника: The Military Balance 1997/98, IISS, London.

[14]/ В последние годы совместными усилиями МВФ, Всемирного банка и Па­рижского клуба осуществляется так называемая инициатива в отноше­нии государств с наибольшей задолженностью. В соответствии с ней, значительные льготы на выплату долговых обязательств предоставляются тем из них, которые проводят одобренные МВФ экономические реформы. К настоящему времени почти 80 проц. долгов списаны с Мозамбика и Уганды. Еще 5 стран будут охвачены инициативой в ближайшее время, включая Буркина-Фасо, Мали и Гвинею-Бисау.

[15]/ World Economic Outlook, may 1998, IMF, Wash.,DC.

[16]/ Учитывая снижение вследствие азиатского финансового кризиса миро­вых цен на нефть и некоторые сырьевые товары, можно предположить ухудшение платежеспособности стран из этих двух групп в расчетах по внешнеэкономическим операциям.

[17]/ ИТАР-ТАСС, Компас, N1, 1998, 8 января 1998, с.60.

[18]/ При этом в число африканских стран включаются 4 государства Север­ной Африки - Алжир, Ливия, Тунис и Марокко (Египет же относят к странам Ближнего Востока).

[19]/ Заметим, что так было не всегда.