Проблемы африканцев Москвы и москвичи

 

Москва расистская и антирасистская

По данным мониторинга сервера Africana ru, ежемесячно в Москве происходит не менее семи жестоких и немотивированных нападений на африканцев

Антонина Воронкова, Общество ру, 22 марта 2002

Африканцы-беженцы - приходане Московской протестантской церкви - волонтеры в благотворительных столовых для одитноких песионеров МосквыКонтакты

 

Региональное представительство УВКБ: rusmo@unhcr.ch, тел.: 232-3011/12, факс: 232-3016/17, д-р Джозеф Гьорк, Вера Васильевна Соболева

Конференция "Толератность: объединяем усилия" (4-5 апреля 2002): geniseva@libfl.ru, тел.: 937-4823, факс: 915-7986, Марина Николаевна Генишева
Приход протестантской церкви: calhoun@ktv.ru, Ноэль и Джон Калхоун
Большая Черная Конференция (октябрь 2002): info@africana.ru, 345-5913, Игорь Сид, Анна Бражкина
Пункт юр.помощи "Миграция и право" ("Мемориал"): sgannush@mtu-net.ru, тел.: 973-54-43, факс: 251-53-19, Ганнушкина Светлана Алексеевна


Прелюдия: два вопиющих дела

 

· 8 июня 2001 года в районе Москвы "Печатники" четверо в штатском, угрожая оружием и выкрикивая "Убить негра!", пытались ворваться в квартиру Жоржа Блему, гражданина Гвинеи, кандидата наук, сотрудника французской компании. Семья Блему, включая жену и сына, пыталась сопротивляться тем, кого посчитала бандитами. При обороне двери в собственный дом Жорж получил ножевое ранение в руку и пулю в живот, и вынужден был спасаться бегством через балкон 6 этажа. На уровне 4 этажа он был сброшен жильцами квартиры с балкона, мимо которого спускался, истекая кровью. Но Жорж выжил, хотя перенес две операции и его ожидает третья. Теперь он - инвалид II группы. Жена Жоржа Елена и сын Александр так же подверглись физическому нападению. В семье растет маленькая Мари Мадлен, которая отделалась испугом. Позже оказалось, что это были не бандиты, а сотрудники УБНОН, преследовавшие Жоржа по ошибке. Между тем, на Жоржа и членов семьи заведено уголовное дело по факту сопротивления властям.

 

· 23 августа 2001 года у станции метро "Первомайская" 6 африканцев-беженцев подверглись нападению 10-15 подростков. Африканцы пытались убежать, но злоумышленники преследовали их, выкрикивая расистские лозунги, бросая бутылки и камни. Скоро двум хулиганам удалось настичь беженцев у входа в один из центров регионального представительства Управления Верховного Комиссара ООН по Беженцам. Один из африканцев - анголец Масса Майони - споткнулся и упал на колени. Подбежавшие малолетние расисты ударили его несколько раз палкой по голове и скрылись. Масса Майони был госпитализирован и перенес операцию. Против подростков возбуждено уголовное дело. 4 сентября 2001 Масса Майоне умер, не приходя в сознание. Через несколько месяцев убийца был найден и опознан. Сегодня ему предъявляется обвинение в банальном хулиганстве. Это означает, что по малолетству парень вообще может отделаться условным сроком.

 

Сколько в Москве африканцев?

 

Сколько сегодня живет африканцев в Москве, точно сказать не может никто.
Точно известно только то, что в Российским Университете Дружбы народов (РУДН) учится ок. 2 тыс. студентов из Африки. Предположим, что в остальных вузах столицы обучаются еще ок. 1000 африканцев. Итого, пятилетний оборот африканских студентов в Москве - ок. 3000 чел. Незначительная часть из них остается в России продолжать обучение в аспирантурах, но для стат. показателей это слишком малые цифры, которыми можно пренебречь. Гораздо больше студентов - по нашим наблюдениям, ок. 25% - по окончании курса обучения не уезжают на родину, а остаются в Москве - иногда на нелегальном положении, иногда женившись на русских девушках. А это в среднем ок. 700 чел. в пять лет или 140 человек в год. Значит, с новой эры (1991 года) в Москве должно было накопиться не больше полутора тысяч "невозвращенцев" (нужно еще учесть, что сегодняшнее число обучающихся чуть выше, чем показатели середины 90-х). Предположим, что половине из них удалось легализоваться. Т.е. по самым смелым предположениям, человек 700 - 800 африканских выпускников московских вузов проживают в Москве нелегально, и еще столько же имеют на это те или другие юридические основания. Итого, студенты нам дали 4,5 тыс. африканских обитателей Москвы непосредственно сегодня.
Вторую по многочислености группу, вероятно, представляют работники посольств африканских стран - это не более 1000 человек вместе с членами семей и обслуживающим персоналом, а также их гости, одновременное присутствие которых не превышает 100 человек. Значит, вместе со студентами мы имеем не менее 5,5 тыс. человек.
Третья, поддающаяся хоть какому-то стат. учету, группа - беженцы. В региональноим отделении Управления Верховного Комиссара ООН по делам Беженцев состоят на учете и получают помощь ок. 800 выходцев из Африки. Значительная часть из них - те же студенты-"невозвращенцы". Но предположим, что две трети из них - "новые" люди, попавшие в Россию по частным приглашениям, турпутевкам или в трюмах кораблей. Это еще 500-600 человек. Значит, сегодня в Москве временно или постоянно проживают не менее 6 тыс. африканцев.
Туристов, к сожалению, никто никогда не считал, но зная, что ежегодно только в Египет отправляется 150 тыс. российских граждан, можно предположить, что "обратный туризм" составляет не менее нескольких тысяч человек в год.
Т.е. в самым грубом приближении мы можем говорить как минимум о 8 тыс. африканцев, единовременно находящихся в Москве. А если к ним прибавить случайных гостей и два поколения детей от межрасовых браков, имеющих российское гражданство, то мы поймем, что имеем дело уже не с "малой", а со "средней" социальной городской группой, насчитывающей более 10 тыс. человек. Причем, группой неоднородной, слабо организованной, не имеющей общих механизмов самозащиты и воспринимающейся как единое сообщество только со стороны.

 

Механизмы адаптации и защиты

 

Естественно, "местными" эта наглядно чужеродная группа вопринимается с подозрением, как и любые пришельцы в любом компактном сообществе. Для адаптации 10 тыс. "черных" людей в "белом" городе, пусть и многомиллионном, для благополучного "переваривания" их социумом, требуются немалые сознательные усилия разных социальных институций, заинтересованных в контактах с этой группой.
Обычно, "буферами" и "контактерами" с "чужими" служат: международные организации, заинтересованные в защите подобных групп хотя бы потому, что получают за это зарплату; специальные госструктуры - по тому же простому поводу служебных обязанностей; представители контактирующего бизнеса - понятно, из коммерческих соображений; неправительственные правозащитные организации в силу запутанного комплекса личных и финансовых причин; и частные лица - в данном случае, прежде всего, русские девушки - жены африканцев.
Особняком (в нашем случае международных связей) стоят Посольства, главной обязанностью которых, по западной традиции, является защита интересов и прав соотетечественников, проживающих и действующих в стране.
Рассмотрим эти институции.

 

Посольства африканских стран и МИД РФ

 

К сожаленнию, ни российский МИД, ни посольства африканских стран, не функционируют еще в русле западной традиции, поэтому регулярные преследования соотечественников вызывают довольно абстрактную реакцию обеих дипломатических сторон, несмотря на постоянное и публичное выражение "беспокойства по поводу учащения случаев проявления расизма в России", которое высказывают на всевозможных приемах и конференциях африканские Послы. Российские власти разных уровней, оказывающиеся на этих самых приемах и конференциях, в свою очередь, "подтверждают готовность содействовать предотвращению проявлений отдельных случаев расовой неприязни" и "выражают уверенность в том, что в целом расизм глубоко чужд российскому народу".
Мы лично в последние полтора года наблюдали всего два случая более действенной дипломатической реакции на "конкретные случаи проявления расовой неприязни". Это прежде всего недавний решительный поход в МИД семи послов африканских стран после того, как "московские улицы" коснулись сотрудников посольств непосредственно - в декабре какие-то твари избили одного из чрезвычайных и полномочных послов персонально, а в январе с.г. были избиты два (12 и 14 лет) внука министра-посланника другой страны. Какова была окончательная реакция МИДа, как водится, не узнает никто. Но из протокольных соображений понятно, что МИД был не вполне готов к этому приходу, т.к. послов принял чиновник несоответствующего уровня - начальник протокольного отдела вместо приличествующего такому количеству одновременных послов хотя бы зам. министра иностранных дел.
Второй случай связан с уже упоминавшимся делом Жоржа Блему, репортажи о котором были показаны тремя иностранными телекомпаниями на весь мир, благодаря невероятным усилиям по защите собственной семьи, предпринятыми русской женой гвинейца Жоржа - Еленой, воистину "некрасовской женщиной", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Под давлением Елены Посол Гвинейской республики участвовал в качестве наблюдателя в допросе свидетей по делу, когда у семьи еще не было адвокатов.
Но все же особенно роптать на посольства не приходится. Некоторые из них предпринимают героические усилия по пропаганде культуры своей страны в России, что, по идее, косвенно должно работать на защиту африканцев. И если бы москвичи отличали африканцев из разных стран по внешнему виду и ходили на посольские фестивали, они бы гораздо лучше относились к южноафриканцам или ангольцам, регулярно проводящим Недели своей страны в Москве. Но, к сожалению, подавляющее большинство горожан абсолютно ничего не понимает в Африке, в свободное время ходит только по грибы и на лыжах, а пропаганду воспринимает исключительно через телевизор.
МИД также в виде своего "отростка" Росзарубежцентра, возглавляемого Валентиной Терешковой, делает многое для пропаганды африканских культур, но, к сожалению, это так же малоэффективно для предупреждения расизма, как и культурная деятельность посольств. В обязанностях же сотрудников Департамента Африки МИД юридическая и иная защита проживающих в России африканцев не прописана.

 

Другие госструктуры

 

Администрация Президента РФ
В аппарат Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ ни одного "африканского дела" пока не поступало, поэтому с аппарата и взятки гладки.
Несколько месяцев назад в недрах администрации Президента появился специальный представитель Президента РФ в Большой Восьмерке по связям с лидерами африканских стран. Этот спецпред - Нодар Александрович Симония, директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), но пока в его обязанности входит только написание программы по развитию связей России со странами Африки в рамках т.н. "Новой африканской инициативы". Программа будет представлена на встрече Большой Восьмерки в Канаде в июне с.г., и мы очень надеемся, что там найдется место разделу "профилактика расизма".

 

Госдума
Существует специальная "африканская" организация в ГосДуме - депутатская группа по связям с парламентами стран Африки, координатором которой является депутат Владимир Коптев-Дворников. По слухам, депутатская группа, устраивающая регулярные встречи с Послами и хорошо осведомленная о делах с нападениями на африканцев в Москве, готовится к проведению антирасистской конференции. Но один из депутатов (справедливости ради сообщим, что он не входит в указанную депгруппу) Вячеслав Игрунов, уже совершил конкретное доброе дело в пользу африканцев - однажды по просьбе правозащитников он послал запросы в Генпрокуратуру и УБНОН по делу того же Жоржа Блему. Ответы на его депутатские запросы и стали единственными достойными источниками для цитирования в прессе официальной точки зрения по делу, спасибо Вячеславу Владимировичу.

 

Институт Африки РАН и Институт стран Азии и Африки при МГУ
Еще одна структура, на которую можно было бы возлагать определенные общественные надежды - естественно, Институт Африки РАН. Действительно, ИнАфр приютил в своем особняке фонд помощи межрасовым детям "Метис", а заместитель его директора Владимир Геннадиевич Шубин, когда-то сам работавший в ЮАР - единственный из россиян на очередной думской конференции с послами выступил с призывом обратить особое внимание на проблему межрасовых конфликтов. Но, насколько нам известно, фонд "Метис" - довольно неоднозначная организация, а призывы г-на зам. директора не вылились пока ни в одну научную работу в рамках Института Африки, не говоря уже о более предметной общественной активности. В этом смысле определеннее выступает Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, несколько раз по заказу мэрии Москвы проводивший социсследования на тему отношения москвичей к представителям других (кроме русской) национальностей. Именно профессор МГУ и руководитель Центра африканских исследований при ИВИ РАН, известный африканист Аполлон Давидсон, написал, кажется, первый научный доклад по проявлениям расизма в современной России.

 

Миграционые службы
Другие госструктуры типа несчастной, постоянно реорганизуемой, Федеральной миграционной службы, или нескольких московских миграционных служб, включая пресловутый городской Штаб контроля за миграцией, делают вид, что им все равно, кто их подопечные - африканцы, афганцы, кавказцы или украинцы; никаких специальных "африканских" отделов в них нет, соответственно, нет и специалистов, обладающих тайными знаниями об Африке и специфических проблемах африканских диаспор.
Нет "африканистов" и в органах защиты правопорядка, в которых из-за острой нехватки знаний складываются мифы и рождаются чистые суеверия. Не умея даже отличить мальгаша от сомалийца, служители правопорядка на всякий случай всех черных подозревают в принадлежности к "нигерийской наркомафии" - со всеми вытекающими из этих подозрений последствиями.

 

Минобразования и мэрия Москвы
Разворачивающаяся уже пару лет в рамках Минобразования программа по воспитанию в детях толерантности, во-первых все никак не развернется, а во-вторых, и в ней тоже нет ничего специфически "африканского", кроме тропических расцветок Цветов Дружбы в рисунках чудесных младшеклассников. Нигде не упоминается Африка и в образовательных или социальных программах мэрии, в которых кто только ни упоминается.

 

Международные организации

 

Управление Верховного Комиссара ООН по делам Беженцев

Зато "толерантность" в последние пару лет, похоже, стала одной из приоритетных тем в деятельности международных организаций в России. Тут прежде всего следует упомянуть региональное представительство Управления Верховного Комиссара ООН по Беженцам, благодаря которому еще два года назад все пользователи московского метро узнали, что "Эйнштейн тоже был беженцем". Пожалуй, самый удачный PR-проект, поддержанный представительством - правозащитный кинофестиваль "Сталкер", прошедший с аншлагами уже в восьми регионах России. Среди победителей фестиваля в 2001 году оказалась и передача ОРТ, посвященная "афрорусам" - межрасовым детям. Основные усилия УВКБ в России, естественно, направлены на беженцев с Северного Кавказа, но среди получающих помощь центров представительства есть и около 800 выходцев из Африки.
Вообще можно сказать, что с УВКБ нашим африканцам повезло - прошлым Региональным представителем был англичанин Джон МакКалин, работавший ранее в Ботсване и Зимбабве, а позже заведовавший отделом в управлении Директора Регионального Африканского бюро УВКБ ООН. Теперешний руководитель представительства - Джозеф Гьорке - начинал свою карьеру в посольствах Венгрии в Эфиопии и Танзании, владеет суахили и с явным удовольствием называет себя "африканистом". Джозеф Гьорке возлагает определенные надежды на новое руководство Федеральной миграционной службы и введение ее в подчинение МВД. "Я знаю, что многие правозащитные организации выступали против "сращения" ФМС с МВД. Но, во-первых, это обычная (и успешная) практика для многих европейских стран, а во-вторых, надо понять, что таким образом хотя бы проблемы с пропиской для беженцев будут решаться быстрее, что уже немало". УВКБ оказывает консультативную и материальную помощь беженцам в своих четырех московских центрах, доставляет гуманитарную помощь в пострадавшие районы, консультирует власти при подготовке законов, связанных с гуманитарной проблематикой. "Россия - единственная страна, в которой с гумпомощи до сих пор взимается НДС!", - возмущается г-н Гьорке, это его больная тема.
К проявлениям расизма в нашей стране он относится двойственно. Счастливый выпускник МГИМО, Джозеф не хочет верить, что Россия - расистская страна: "В наше время такое даже в голову не могло прийти - бить из-за цвета кожи. Ну, дрались из-за девушек, бывало, но это бывало и между белыми. И тот мальчик, который недавно бил Массу Майоне, ему 15 лет, я думаю - он жертва воспитания. Но с другой стороны - посмотрите, сколько африканцев здесь делают бизнес, становятся богатыми людьми, держат рестораны, управляют метрополитеном. На расизм не похоже. Существует проблема скинхедов, это правда. И это - прежде всего дело правоохранительных органов".
Самые большие группы африканцев, стоящих на учете в УВКБ - ангольцы (162 чел.) и конголезцы (108 чел.). В этих странах десятки лет идет братоубийственная война. Ангола - первый поставщик беженцев в мире (по разным сведениям - от 1 до 3 млн.). А в Большую войну в Конго, земля которого напичкана алмазами и золотом, втянуты практически все центральноафриканские государства. Воплощением иррационального называют Конго европейцы, а российские леваки до сих пор совершают одиночные паломничества в последнюю страну героизма. Другие страны, из которых бежали в Россию в поисках убежища наши черные братья - Эфиопия, Судан, Сьерра-Леоне, Руанда, Сомали. В этих странах 12-летние дети сплошь и рядом весят по 15 кг, средний возраст населения - 30 лет, засуха каждые несколько лет уничтожает весь урожай, а на репортажные фото невозможно смотреть, не обливаясь слезами. Жаль, что всего этого не знают необразованные малолетние москвичи, разгуливающие с железными прутами по вечерним улицам.

 

Московкая протестантская Церковь

Самую удивительную работу с африканцами в Москве мы увидели в благотворительных столовых Московской протестантской церкви. Там черные парни и девушки кормят белых старичков и старушек. Африканцы-добровольцы (почти все - беженцы) опекают наших одиноких пенсионеров. Ноэль Калхоун - жена священника, преподавательница политологии в МГУ - рассказывает, что поначалу бабули, конечно, с недоверием относились к африканцам. Но теперь очень к ним привязались. Когда одна девушка уезжала домой в Нигерию, все бабушки плакали, а одна ей говорит: "Вот ты такая хорошая, что когда приедешь к себе на родину, родишь там ребеночка, и будет этот ребеночек или Христос или Пушкин". Смущенная девушка пошла к Ноэль спросить, как ей к этому относиться - ведь это теологически неверно? "Христос не рассердится, не бойся, сказала Ноэль, это они просто от любви". Африканцев среди прихожан церкви - около 300 человек. И почти каждую службу (по воскресеньям) кто-нибудь встает и говорит: "Братья! Давайте помолимся за моего друга, который сейчас болеет, потому что его вчера избили хулиганы". Семья священника-американца полагает, что никаких перспектив для черных беженцев в России нет, и единственный выход для этих несчастных - отъезд из России в более цивилизованные страны. Ноэль считает, что правительство США, утверждающе, что оно уважает права человека, обязано позаботиться о брошенных людях. Ежедневно сталкиваясь со злосчастьями беженцев, Ноэль не верит ни в местные власти, ни в местных правозащитников. Но она здесь только полгода, и ей 28 лет. Несколько дней назад Ноэль, очень довольная, сообщила, что две ее студентки будут писать работы по межрасовым отношениям в Москве. "Нужно, чтобы об этом знали люди". Значит, не все потеряно, да, Ноэль?

 

Международные фонды и российские правозащитные организации

 

В прошлом году при участии фонда Сороса в Москве прошел большой фестиваль по продвижению толерантности. На акции фестиваля, проходившие на официозных (типа Фонда Культуры) и развлекательных (типа ночных клубов) площадках Москвы мы не ходили, поэтому свидетельствовать о его воспитательном значении не можем. Африканская тема специальным образом там не заявлялась, в чем сказалась специфика отношения российских правозащитников к расовой проблеме вообще.
Особенно ясно проявилась эта специфика в рамках участия делегации российских правозащитников во Всемирной конференции против расизма, прошедшей в сентябре 2001 года в Дурбане (ЮАР) под флагами ООН. Наши ребята, явно не африканисты, поехали в Африку и выступили с довольно странным заявлением о том, что российский расизм отличается от прочих расизмов тем, что он не связан с расами, а связан прежде всего с чеченской войной и прочими горячими точками СНГ, и всем это надо учитывать. У нас не было ни цветных колоний, ни цветного рабства, поэтому, якобы, почвы для классического расизма в стране нет. Мы не станем сейчас вдаваться в дискуссию по этому пустяшному поводу, но только констатируем, что проблемы африканцев до последних пор не входили в сферу интересов презентационных правозащитных организаций России.
Однако, с полгода назад Африка коснулась одной из самых авторитетных организаций России - правозащитного центра "Мемориал", в который обратилась та самая жена Жоржа Блему Алена. Светлана Ганнушкина, руководитель программы "Миграция и право", живо откликнулась на просьбу и помогла семье найти грамотных адвокатов, которые сейчас ведут это сложное дело.
А буквально на днях - 4-5 апреля, накануне ставших традиционными апрельских скинхедовских погромов в честь дня рождения Гитлера, в Сахаровском центре должна пройти правозащитная конференция "Толерантность: объединяем усилия", на которую, в числе прочих, приглашены представители африканского дипломатического сообщества, африканцы, пострадавшие от побоев, и семьи с межрасовыми детьми.
В октябре же ожидается проведение Большой Черной Конференции, которую организует сервер Africana.ru - единственное ежедневное российское афроориентированное СМИ - в партнерстве с несколькими африканскими и международными общественными организациями. Руководитель программы сервера "Антирасистский центр" Игорь Сид считает, что пока мы видим только пятачок сюрреалистического расистского рыла России, а вся свинья, скорее всего, покажется позже. Нехорошо, что на столь ранней стадии конфликта уже пару лет правозащитники проигрывают cкинам пр актически всухую, - говорит Сид. Ведь cкины - тупые, - говорит он. - Нужно нам как-то сосредоточиться. Сид очень расстроен тем, что только в последние два дня в редакцию позвонили целых четыре девушки, имеющие мужей-африканцев и детей-мулатов. Они горько жаловались на судьбу и спрашивали, как уехать в Америку или Голландию.

Вернуться на главную