madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
slovari.jpg (5646 bytes)
poiskaviki.jpg (6063 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

Сверхъестественное в Южной Африке

"У каждой ноги свой след у каждого рода-племени свое лицо", - из поколения в поколение повторяют коса и зулусы. И они, и все народности Южной Африки чтут обычаи и верования предков, стараются разумно сочетать современный уклад жизни с верой и традициями, с культурой своих отцов. В горожанине-африканце
своеобычие его народа не столь приметно, как в сельском жителе. Но, наблюдая за ним, убеждаешься, что, затянутый в водоворот бурных современных будней, он все же чтит обычаи, традиции.
Городская среда, конечно, перемалывает, обесцвечивает культурные традиции, - говорит профессор Университета Висты в Соуэто Мпиякхе Кумало. - Ничего дурного не вижу в духовном обогащении людей за счет "взноса" других цивилизаций. В деревне же люди привыкли жить размеренно, как жили предки, повинуясь извечному циклу природы; именно там родятся настоящие зулусы или коса. Когда вы просите зулуса или коса объяснить свой поступок, то обычно звучит односложный ответ: "Мтето! Закон племени!". И зулусы, и коса, и суто, и представители других черных народов Южной Африки верят в испытанную мощь обычая и традиции и опасаются, что, оторвавшись от них, могут стать игрушкой в руках своенравной судьбы. Вера в духов помогает списывать на них все происшествия, случившиеся по собственной глупости или неосторожности. Однажды мой спутник оступился, и тут же пожаловался на озорников-духов. Свою оплошность или вину никто не признает.
Помимо христианского бога, люди верят в мир, населенный божествами, духами, роковыми сверхъестественными силами, в приметы. Природа для них одушевлена. Каждый источник, водопад, скала, овраг издавна ассоциируются с ирреальными существами. В животных и растениях живут духи, в том числе и духи предков. В
крокодиле или леопарде черные африканцы могут узнавать своих предков.
Духи предков, которые играют огромную роль в жизни всех народов банту, связывают в единое целое историю рода и племени. Есть дух утиколоше. По представлениям, этот маленький человечек, покрытый грубой шерстью, любит играть с детьми на берегах рек, заманивая их туда смешными историями. Утиколоше нападает на женщин. Чтобы отпугнуть проказника, женщины спят на кроватях с подставками из красных кирпичей, которых дух остерегается. В старину хижины коса не имели окон. Теперь их делают, но узкими, на ночь плотно закрывают, чтобы не пролез утиколоше.
В жизни женщин коса и зулусов немало предписаний и табу. Им не разрешается касаться того, что принадлежит мужчине, особенно показывать кому-либо загон для скота, поскольку обычно там хоронят главу семьи. Глава семьи может запретить женам пользоваться определенными предметами вроде топора или трубки. Дочери хозяина дома дозволено доить корову лишь в том случае, если нет мужчины, который занимается этим, но ни в коем случае она не должна дотрагиваться до бурдюка с молоком, так как это привилегия ее отца. Ей не советуют касаться и оружия. Женщине заказано есть яйца, чтобы не сделаться беззастенчивой и не лишиться рассудка.
Мужчина - также объект многих запретов. Юноша, ищущий невесту, не должен входить в хижину ее родителей до тех пор, пока кто-то не справится о цели его визита. Мальчику не советуют есть травы или слизывать овсяную кашу с палки - иначе обуяет трусость. Ему запрещают есть лежа, дабы не быть потом поверженным в бою или сбитым с ног в драке.
Примет В Южной Африке уйма. Так, крокодилов люди предпочитают обходить стороной: оказавшееся поблизости земноводное - предвестник близкой смерти. На бабуина смотрят как на посланника злых сил. Коса не жалуют легуана и змею. Крик филина и парящий в небе орел - дурное предзнаменование. Нельзя трогать трясогузку, которая крутится рядом с пасущимся скотом. Убить ее - значит навлечь на себя напасть. Если она попала в ловушку, ее отпускают.
В Южной Африке два вида врачевателей: нгома, или сангома (прорицатель) и ньянга (знахарь). Ньянга может быть мужчиной или женщиной. Чтобы носить этот титул, он должен пройти курс обучения у известного специалиста.
Сангома и ясновидец, и чародей, и ведун, знающий травы, в одном лице. В его руках ключ ко всем загадкам и бедам односельчан. К сангоме обращаются по тысяче поводов, заранее оговаривая плату. Его видно по наряду, его отличают длинные заплетенные волосы и белые бусины, которые призваны держать злых духов на расстоянии. Шкуры и кости ядовитой змеи мамбы и питона символизируют храбрость и проницательность. Прорицатель со страусиным пером или желчным пузырем на голове и шкурой, накинутой на плечи, может связываться с духами предков, разбрасывая кости на циновке из козьей шкуры. По их положению он истолковывает передаваемые через него послания духов, вещает о причинах бед и болезней, указывая клиентам имена наславших напасти. Он гадает и по линиям руки. В случаях, когда сангома устанавливает серьезную болезнь, он отсылает пациента к ньянге, который исцеляет любые хвори.
У южноафриканской художницы Барбары Тайрелл была служанка, дочь которой непрестанно плакала, не давая никому покоя. Сангома объявил, что дух семьи рассержен тем, что девочка не прошла обряда скарификации (нанесение на лице отличительных знаков племени). Крошка была очень милой, и Барбара возражала против болезненной операции. Однако позже в полнолуние без ведома художницы операция была проведена. В шрамы втерли коровий навоз и пиво и с тех пор ребенок больше не плакал.
Мужчины и женщины обретают силу, вкусив зелье, полученное от чародея. Втирают мазь в лоб и становятся крепкими, энергичными. Венда считают, что внутри каждой женщины живет маленькая змея, благодаря которой зарождается плод.
Сангомы и ньянги имеют официальный статус в народе, а колдуны и шарлатаны, которые в сговоре с нечистой силой и злыми духами наводят порчу на людей, поставлены вне закона. В глубинке, бывает, и сегодня сжигают людей, заподозренных в черной магии.
С сангомами и ньянгами советуются политики. На церемонии вступления Нельсона Мандела на пост президента ЮАР 10 мая 1994 года лучшие чародеи страны в обрядовых костюмах шли впереди и вокруг него и, энергично размахивая метелками, отгоняли злых духов. Перед его присягой и речью они прокричали новые магические формулы, испрашивая у предков благоволения главе государства и его команде. И надо сказать: его властвование было одним из самых безоблачных и удачных в истории ЮАР. Как подметил английский путешественник Макс Мюллер, наблюдая за африканцами, "их представление о боге, возможно, несовершенно, но всегда являет собой высший идеал совершенства, которого может достигнуть душа человека". Нестандартность и своеобычность мышления африканцев изумляет. В Транскее мне показали английский перевод гимна, сочиненного одним из первых обращенных в христианство представителей народа коса Унсиканы. В нем он по сути отождествляет божество коса уТхиксо с Иисусом Христом: "Ты, уТхиксо, восседающий в вышине, ты творец всего живого, ты сотворил и небо, так поведали нам падающие звезды. Руки твои покрыты ранами, ноги твои покрыты ранами, ты пролил кровь твою за нас". Прочитав это песнопение, я оцепенел перед градом вопросов: Неужели уТхиксо был тоже когда-то распят на кресте, отчего у него на руках и ногах остались раны?
Семья включает не только живых ее членов, но и ушедших в мир призраков мужчин, которые не перестают быть частью семьи, пекутся о здоровье и благополучии тех, кто замещает их на Земле. Духи предков охраняют потомков при условии, если те не забывают их, заботятся о них.
Живые, поэтому, ревностно почитают мертвых, советуются с ними по всем важным семейным делам. Осквернение могил у африканцев - одно из самых кощунственных преступлений. Трижды в год каждая семья проводит торжественную церемонию, выражая благодарность предкам за все доброе, что приносят они живущим. Обычно на ней обращаются к деду или другому мужскому родичу, о котором еще можно вспомнить. Деда стараются всячески задобрить, не обидеть: в любой семье есть бык, названный в его честь. Это животное никто не посмеет тронуть и пальцем.
С предками африканцы ведут себя иначе, чем с богами, относятся к ним как к старшим, очень уважаемым, родным людям. Они так же обращаются за помощью к покойному деду, как и к живому отцу. На равных. Ведь и тот, и другой - рядом, только до одного можно дотронуться, а другой невидим. В беседе с ними употребляются одни и те же слова. У предков испрашивают совета, с ними спорят, их уговаривают, их советы равнозначны советам старейшин.
В отличие от европейцев африканцы понимают мир не как нечто сложившееся, стабильное, как отлаженный механизм, законы которого могут и должны быть постигнуты разумом, а как комплекс взаимопротивоположных сил, нейтрализующих друг друга. Гармония этого вечного циклического мира, частью которого являются боги, всегда неустойчива, хрупка. Все одушевленные и неодушевленные элементы в нем проникнуты и движимы безучастной духовной силой. Она придает энергию людям, наполняет мощью циклоны и ураганы, проявляется в гневе богов, величии, храбрости, уме и, наоборот, ничтожестве и глупости вождей, в исполинских или карликовых размерах деревьев, в агрессивности или трусливости зверей. Эта сила вездесуща, ибо она - сама жизнь и энергия, поскольку присуща Богу, Создателю как источник и движитель всего сущего. Она сокрыта в крови живых существ. Не потому ли кровь жертвы может отравить ее убийцу, прилипнуть к нему, поразить его душу и ум (кошмары) или его кожу (проказа)? Кровь льва, леопарда или других зверей, пожирающих людей, наделена страшной силой.
Вольное или невольное нарушение запрета и нормы поведения раздражает богов или духов, вызывает пагубные зловредные течения и прорехи в психической и материальной ткани вселенной, то есть нарушает необходимый для мира и спокойствия баланс сил. Африканцы прежде всего стремятся к полной гармонии между живыми, мертвыми и божествами, включая духов. Их цель - поддержать равновесие космического порядка, который может быть неумышленно расстроен неловкостью, недоразумением, забывчивостью, простой невнимательностью. Поведение неведомого нам cверхъестественного мира непредсказуемо, и по его вине нас подстерегают невезение, несчастные случаи, неожиданная смерть. Всякая потеря равновесия, по понятиям африканцев, проявляется в виде больших бедствий и несчастий, умножении смертей и болезней, засух и эпидемий, нашествиях саранчи и тому подобных бедах.
В Африке, в том числе современной, вожди, правление которых приносит их странам непрекращающиеся стихийные бедствия, катастрофы, умножение несчастий и смертей, изгоняются тем или иным способом. В традиционном обществе банту каждый занимает приличествующее его возрасту и опыту место от рождения до могилы. Человек должен соответствовать своему имени. Например, африканское имя Нельсона Манделы Ролихлахла означает на коса "Мятежный духом". Коса и зулу подчиняются правилам и нормам, которые впитываются ими с детства в плоть и кровь, и возраст предопределяет их обязанности по отношению к семье и племени.
Черный южноафриканец не груб и не жаден. Когда он принимает чей-то подарок, то протягивает обе руки. Независимо от значительности подарка, он стремится показать вам, сколь велик, тяжел и щедр он для него, и потому берет его сразу двумя руками, прижимая к груди. Принять подарок одной рукой означает не засвидетельствовать благодарности.
Нет в этих краях человека, который бы не любил детей.
- Мы говорим: "Дерево гнется, пока оно молодо". Если вы обделяете детей вниманием, вы пестуете крокодила в собственном доме, - пересыпал свою речь афоризмами М. Кумало.
C родителей спрашивают в деревне за поведение детей. Если сын или дочь ведут себя недостойно, дурная слава распространяется и об их родителях, ибо "лягушонок подражает лягушке".
Поведение, манеры, этика подчас окрашены здесь в племенные тона. Африканец не абсолютизирует понятия правильного и неправильного, правого и неправого. К примеру, истинный грех не в невольном прегрешении вообще, а в преднамеренном нарушении племенных законов и обычаев, отступлении от предков и их заветов. Подобная мораль утверждает в душах людей чувство верности соплеменникам и человеческой привязанности. Здесь презирают алчных и негостеприимных. "Одиночество погубило своего хозяина", - соглашаются коса и зулу. На человека, который чуждается людей, ищет одиночества, смотрят с подозрением и даже страхом. Ни один здоровый человек не может замыкаться днем наедине с собой, считают в народе. А если происходит так, то человек, видимо, вступил в контакт с духами, и ему надо обратиться к знахарю. Коса или зулус не мыслит себе жизни в одиночку.
Первейший долг африканца - жить для семьи и предков. Поэтому коса претит труд за деньги в общине: такой подход противоречит исконным представлениям народа, иллюстрируя несходство психологии африканцев и европейцев. В отличие от последних коса поровну делят дела, радости, невзгоды, обиды, не домогаясь материальной благодарности. Конечно, под влиянием рыночных отношений традиционные устои подтачиваются, но в основе своей они сохраняются.

Вернуться на главную