Африканский гуру в Одессе


Ифа-Ориша как живая духовная традиция

Интервью с Аво Фа'феми

Одесса – уникальный город. Это аксиома, которая не требует доказательств. Люди живут там разные, но мой путь лежал к человеку не просто уникальному, а единственному из сотни миллионов. Человеку, о котором уже сейчас в вудуистских кругах ходят легенды. Я ехала к тому, чье имя будоражит не одну сотню людей, кто решил связать свою жизнь с «вуду». Я ехала к главе одесской вудуисткой общины Аво Фа'феми. По мнению специалистов-религиоведов, деятельность Аво Фа'феми является одним из главных факторов, определяющих весь ход развития древней африканской религии йоруба Ифа/Ориша на территории стран СНГ. Аво Фа'феми – Бабалаво, что означает “Отец Тайн”.

Встреча произошла прямо на перроне. Разговор с самого начала завязался непринужденный. Сидя в уютном кафе и наслаждаясь кофе, мы говорили обо всем. По старой журналисткой привычке я стала задавать вопросы Аво Фа'феми и тщательно записывать ответы.


– Почему вы выбрали африканскую традицию йоруба Ифа/Ориша, а не афро-карибскую традицию Сантерия – Лукуми или афро-бразильскую традицию Кандомбле?

– Африканская традиция йоруба Ифа/Ориша – исток реки. Йоруба говорят: если река забывает свой исток, то она высыхает. Меня интересуют древние практики и мнение хранителей этой традиции. Исток традиции йоруба – западная Африка. Я предпочитаю получать информацию из первоисточника и изучать ее мистерии и устное учение с теми, кто знаком с более глубокими аспектами этой древней традиции и является ее хранителем.

– У кого вы получали инициацию?

– Это один из самых известных мировых духовных учителей традиции йоруба – Олуво Аво Фа'локун Фатунмби. Он американец, который неоднократно приезжал в Нигерию для посвящения и обучения. Его «стаж» жреца уже превышает два десятка лет. Я приглашал его в Одессу.

– И что вам сказал ваш духовный Отец? Какую рекомендацию дал на этот год?


– Не говорить слово: « Не могу» и не носить черную одежду.

– Сколько лет вы являетесь последователем этой традиции?

– Восемь. Из них три года имею жреческий сан.

– В России существует мнение, что религия йоруба несколько агрессивна по своей природе и поэтому непригодна для данной территории. Это так?


– Мне уже задавали этот вопрос о, якобы, агрессивности и неуместности традиции йоруба для белых. Все люди на земле испытывают одни и те же чувства: радость, печаль, гнев, уныние. Мы не можем опровергнуть это и сказать: “О, вы на территории России: здесь не уместно радоваться и грустить, а вот на Украине в самый раз посмеяться!” Существует солнце, и разные народы называют его по-разному, согласно своему языку, но от этого солнце не меняет своей природы. Нам всем, независимо от веры, расы и места проживания, тепло от его лучей. Существуют универсальные законы и силы, поддерживающие порядок жизни. Нет таких понятий, как уместное проявление богов на той или иной территории, так как Ориша (дух) – сама ткань жизни.

Ведь Ориша – это жизнь, и их аше (сила) в нас. Ещё древние индусы обнаружили, что человек имеет тонкие тела и чакры. Йоруба называют эти центры авудже. Разные слова, но смысл тот же самый. Сознание в своей основной форме описано учением Ифа, как семя или аше (энергия) Ориша Обатала. Ориша Обатала – источник Света. Ифа учит, что Ориша Обатала Владелец Света первый импульс в Сотворении, вторая сила Аджала Мопин – он сформировывает головы (сознания) еще в лоне беременных женщин. В богословии религии йоруба существует концепция о формировании головы с "ире" или "иби". Голова (сознание) сформированная с "ире" – созданная для хорошего благосостояния, а голова созданная с "иби" рождена для неудач. Сформированная голова для хорошего благосостояния предполагает, что индивидуум сможет реализовать весь свой потенциал. Для данного индивидуума нет ничего невозможного. Напротив, голова, сформированная с "иби", предполагает, что человек не имеет потенциала для полной реализации и использования своих ресурсов. Так или иначе, каждый индивидуум выберет для себя оптимальное сознание (судьбу) для жизни на Земле. Помимо таких Духовных Сил как Ориша Огун, Обатала и Аджала Мопин, в формировании человека, участвуют так же Алаану – Дух, оказывающий помощь в формировании сознания (Ори) до рождения: его называют “Милосердный”. Олооре – Дух, создающий головы младенцев перед рождением, его так же называют “Владелец Доброты”, Сунгбеми, Магбеемити, Саарагаа – “Место Хранения Уникальности ” и Эджуфири – Дух, создающий основу для внутренней силы. Все это может сперва показаться примитивным, но все эти описываемые силы хранят память, на современном научном языке их можно было бы назвать гены. Таким образом, как могут агрессивно относится эти силы к нам, если мы с ними взаимосвязаны?

– Какую роль играют животные приношения в йоруба–практике?

– Такую же, как и в иудаизме или других религиях. Мы создаем кошерное мясо. После того, как Ориша была предложена кровь, мясо готовят и едят всей общиной.

– А что такое «эбо»?

– Эбо – животная жертва. Так же этот термин мы можем найти во всех стихах Оду, и он связан с рядом всевозможных компонентов таких как: мука, зерно, определенные травы, ткани, фрукты, деньги и так далее. Эбо не едят участники церемонии, в отличие от обычных приношений, которые предлагают Ориша. Составы эбо содержатся в стихах оракулов Ифа и Мериндинлогун. Через предсказания будет получена точная информация, какие элементы должны входить в состав эбо. Через процесс предсказания на опеле (цепь Ифа), икин (орехи пальмы) или мериндинлогун (16 каури) жрец может предписать определенное эбо для решения какой-либо проблемы клиента или сообщества людей. В традиции йоруба Бог – создатель жизни не нуждается в приношениях. Выполнить жертвоприношение для Бога приравнивается к тому, что вы отдадите ему то, что ему всегда принадлежало. В Ифа-практике жертвы или эбо предлагают эманациям Бога или Ориша для того, чтобы сбалансировать жизнь, открыть дороги, направить нас в нужное направление.

Последователи традиции йоруба Ифа верят в одного Бога. Олорун – источник Жизни. Он создал себя, тогда как Олодумаре – владелец всех Оду или матриц мироздания. Эла свидетель создания Мироздания. Сила Элла – это творческий потенциал Олорун. Слово Эла означает "Я – Свет". Бабалаво это медиумы духа Эла. Когда они консультируются с оракулом Ифа, то призывают Эла – свидетеля создания мироздания и всех Ориша. Роль эбо в традиции йоруба изменить плохую ситуацию или закрепить предсказанное хорошее благосостояние. Эбо устраняет нарушенное равновесие. Во всех африканских традициях через жертву стремятся получить покровительства от духовных сил. Если вы находитесь в гармонии с духовными силами, вы будете иметь все, что вам нужно.

– Какая роль молитв в традиции йоруба?

– Орики или инвокации, молитвы помогают открыть сознание индивидуума и установить контакт с божественными силами. Слово “орики” означает “освещение сознания”. Важно, когда вы произносите орики, знать их значение и заложенное в них намерение. Произнесенные слова, из которых состоят орики, создают нужные вибрации, помогающие привлечь силы из невидимого мира.

– Какие существуют главные африканские оракулы йоруба?

– В западной Африке: Гане, Того и Бенине (Дагомея) распространены четыре главных оракула: Оби Абата (орехи кола), Мериндинлогун (16 каури), Опеле (цепь предсказания) и Икин (священные орехи пальмы).

– Какую роль играют травы в религии йоруба?

– Как говорят йоруба, нет трав – нет Ориша. Очень важную роль играют травы в традиции йоруба Ифа. Каждому Ориша принадлежат определенные травы. Когда мы создаем определенные аспекты Эшу, мы используем свойственные этим Эшу травы, для того, чтобы изготовить омиэро (травяной настой).

Омиэро для Ориша Ошун будет отличаться от омиэро для Шанго. В Ифа-практике есть определенные слова, пробуждающие силу той или иной травы. Существует церемония мытья икин (орехи пальмы). Изготовление омиэро для этой цели требует комбинации, по крайней мере, 16 специальных трав, которые предназначены только для этой цели. Также в этом процессе уместны специальные пения и заклинания. Это очень трудный и длинный процесс.

– Кто такие Эгун? Нужно обязательно пройти инициацию в Эгун, чтобы общаться со своими предками?

– Инициация в Эгун не обязательна, каждый может создать святыню для своих предков, но... В Оде Ремо (деревня в западной Африке) дают горшок Эгун, который содержит определенные компоненты. Эгун – коллективный Дух наших Предков, и все мы имеем своих предков, чтобы говорить с ними. Разрешить вам это могут только ваши предки. Но, как показывает опыт, лучший результат в общении с предками достигается тогда, когда человек получил в церемонии горшок Эгун. Все ритуалы в традиции йоруба содержат часть восхваления и призывания своих Предков. Основой всех африканских традицией является почтение своих предков, своего наследственного Духа. Почтение предков – одна из фундаментальных практик Ифа/Ориша традиции. Эгун – важные силы в жизни всех приверженцев Ифа, предоставляющие им мощную защиту, руководство и мудрость. В Африке Эгунгун – это медиумы предков, они имеют помощников, обычно женщин – жриц Ориша Ойя (Ориша перемен). Святыни предков в Африке помимо прочего содержат 9 определенных веток, связанных вместе красной тканью. Ветки могут быть собраны жрецом, хорошо осведомленным в обрядах Эгун. Эти ветки являются своеобразным жезлом. Данному жезлу в дальнейшем предлагают соответствующие жертвы. Существуют разные Эгун: Эгун илу – основатели семьи, Элейе – души ведьм, Эгун гун олуфе – души Бабалаво, Ошо – колдунов и знахарей, Эгун иги – души, населяющие деревья и так далее.

– Кто посланник Бога на земле у народа йоруба?

– Ифа – Универсальная Мудрость. Йоруба верят в одного Бога, но с поклонением многим Его эманациям. У христиан есть посланник Бога – Иисус. На земле йоруба был пророк и посланник Бога – Орунмила. В Индии был Будда. И все они говорили об одном, как и все великие святые. Все мы пришли из одного источника.

Йоруба понимают, что Бог невыразим и непостижим. По этой причине они предпочитают связаться с его посланниками. Ориша управляют многими аспектами жизни, как на личностных, так и на универсальных уровнях. Традиция йоруба Ифа считает, что все в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределенной Богом и Природными Силами (Ориша) целью. Все созданное имеет индивидуальное специфическое сознание. Каждое сознание (сознание животного, растения, человека) направляют определенные силы (Ориша).

– Мне немного непонятна концепция Ори в традиции йоруба. Расскажите подробнее.

– Йоруба говорят: “ Ко си Ориша ти и да ни и гбе лехин Ори ени”. Перевод таков: не один Ориша не сможет помочь человеку, если его голова (Ори) не даст на это согласие. Все живое обладает сознанием, йоруба называют его Ори. Слово "Ори" в переводе означает "голову". Если перевести более точно, то буква "О" является личным местоимением, слово "ри" означает "восприятие и сознание". Таким образом, более точный перевод слова ори – это "место восприятия". Учение Ифа считает, что Ори является личной святыней индивидуума. Благодаря ей происходит взаимодействие с Духовными Силами – Ориша. Успех или неудача зависит от Ори, который выбран каждым человеком перед атунва (воплощением) на Земле. Ориша помогают нам, но они не могут изменить нашу судьбу. Ори – это наша судьба. По этой причине всегда нужно обратить вначале внимание на истинную потребность Ори перед тем, как обращаться за помощью к Ориша. Поскольку Ори связан с судьбой, важно обратится к Ифа-предсказанию, так как этот Оракул связан с Эла (Орунмила) или Свидетелем Судеб. Ифа-оракул может точно учесть все, что необходимо индивидууму для того, чтобы обеспечить ясную дорогу и возможность реализации своей судьбы.

– Одержимость: что это? Я знаю, что последователи иногда могут подвергнуться одержимости. Расскажите немного об этом.

– Одержимость или экстаз – важная стадия духовного развития. В этом состоянии сознание претерпевает трансформацию, природу которой невозможно описать. Взаимодействие с Миром Духа и Ориша происходит благодаря трем энергетическим центрам, расположенным на тонком теле в области головы. Их называют Иваджу – Ори, Атари и Ипако. Иваджу-Ори раскрывается, когда предсказатель берет в руки Оракул, чтобы увидеть будущие события или получить руководство от Духа. Данный центр подобен вихрю, объединяющий человеческое сознание с внешними "протекающими" осознающими потоками энергий, что позволяет считать информацию и действовать согласовано с Законом Небес. Именно в процессе предсказания, когда жрец говорит с Миром Духа, у него раскрывается центр Иваджу-Ори.

Другой важный центр взаимодействия с Духовными Силами является Атари-центр Аше, расположенный на вершине головы. В даосской йоге этот центр называют местом "Сотни Встреч", а в индийской традиции именуется чакрой "Cахасрара". Слово Атари означает – "Вершина головы" и является главным центром аше головы. Благодаря этому центру индивидуум может связать свой внутренний Дух с измерением Лаи-Лаи. Измерение Лаи-Лаи аналогично индийской Нирване. В данном состоянии отсутствуют слова, объяснения и рациональность. Это состояние относится к категории вне интеллекта, вне разума, вне слов и объяснений. Следующим центром является Ипако. Центр находится в основании черепа в задней части шеи. Духовный центр Ипако объединяет вместе голову и сердце, разум и чувства. Если человеческое сознание вне баланса, этот центр может создать иллюзии одержимости и взаимодействия с Ориша. Очень точно этот центр взаимодействия с Духом называют даосы – Уста Бога и считают своеобразной антенной, воспринимающей информацию свыше. Данный центр аше является местом слияния Сил Ориша с индивидуальным человеческим сознанием. Благодаря центру Ипако происходит одержимость Ориша. Одержимость происходит в форме симпатического резонанса с формами сознаний, существующими вне человеческого сознания.

Тайны Ифа/Ориша традиции доступны всем, кто будет следовать традиционному обучению, включающему самое важное умение – слушать своего учителя, а не свое ЭГО.

Кофе был допит. За окном пошел снег. Был конец декабря, канун Нового Года. Но мы не стали ждать традиционного праздника для всех. Для нас праздник наступил в тот самый момент, когда мы, мужчина и женщина, украинец и русская, сказали друг другу «Алафия!»

Мадин Ра
декабрь 2005 года




Подробности по теме: сайт "Мир Ифа-Ориша. Африканская религия йоруба"