История начинается сначала

 

Середина нашего века, когда над миром нависла угроза ядерного уничтожения, может показаться будущему поколению мрачной. Но оно отметит в этом периоде и некоторые положительные моменты, в частности начало освобождения Африки и присоединение ее народов ко всему человечеству на условиях равенства.
Эти интересные годы будут годами постепенного исчезновения расистских измышлений, которые так или иначе тормозили прогресс человечества во всех уголках земного шара. Однако нигде разлагающее влияние расизма не проявлялось столь губительно, как в Африке. Наша эпоха восстановит или, по крайней мере, подготовит восстановление в своих правах 70 или 80 миллионов "черных" африканцев из английских, французских и итальянских колониальных империй. Другие народы Африки, в том числе, конечно, "белые" африканцы Арабского Севера, идут по тому же пути. Сейчас в Африке не найдешь территории, как бы мала, далека или отгорожена от остального мира она ни была, где мужчины н женщины не собирались бы вместе, обсуждая свое будущее.
В этом кратком обзоре некоторых аспектов истории Африки, предшествующей периоду колониальных захватов, многие проблемы остались не затронутыми, а некоторые спорные вопросы едва освещены. Более мудрый автор, напиши он более объемистый труд, должен был бы сделать то же самое. Ибо только в ближайшие 50 лет история Африки будет восстановлена во всех деталях и ее разрозненные части соединятся в цельную картину, в которой не будет места невежеству, сомнениям и предрассудкам. А пока эта слабая попытка рассказать о том, что сейчас прояснилось и стало доподлинно известным в отношении некоторых крупных проблем африканской истории, может оказаться полезной, если она хотя бы убедит читателя, что возникающие сейчас в Африке государства появились не из инертной пустоты прошлого.
Они появились отчасти в результате общения с остальным миром, которое часто наносило Африке ущерб, хотя иногда было и созидательным. Но прежде всего африканские государства возникли благодаря присущему им внутреннему динамизму. Пастушеские государства древнего Судана - это вовсе не результат усиления чужеземцев. Цветущие города восточного побережья - отнюдь не инородная драгоценность, одиноко сверкающая на унылом берегу. Стены и башни Зимбабве - не памятник предприимчивости Средиземноморья, не торжественный монумент, оставленный неизвестным народом, исчезнувшим с лица земли.
Африканская история представляет собой процесс, в котором подъем не раз чередовался с упадком, но в конечном итоге созидательное начало одерживало верх. Африка всегда была в русле всеобщего человеческого прогресса и шла в том же направлении, что и народы других континентов. Народы Африки внесли и вносят ценный вклад в сокровищницу мировой культуры: в развитие человеческой мысли, искусство управлять и просто искусство, особенно в музыку.
История народов Африки начинается заново, они вступают в период возрождения в момент, когда печальные сумерки опустились вокруг на национальные гocyдарства. Однако их собственные традиции, как можно заметить, редко были традициями узко национальными; Гений африканских народов выражался в интеграции - интеграции путем завоеваний, как это предписывало время, и интеграции путем плодотворного смешения и переселения народов. Они никогда не довольствовались узко национальными рамками, стремясь к государственному объединению на более широкой основе. Так, империя Канем наряду с Мали и Сонгаи - крупнейшими централизованными государствами древнего Судана - была по государственной структуре прототипом федеральных государств: во главе ее стоял правящий совет, в который входили 12 князей, управлявших обширными пространствами страны в течение многих поколений.
Империализм XIX века расчленил народы, оставив нынешней Африке проблему восстановления ее гpaниц на рациональной основе. По мере того как все больше африканцев добивается независимости, возникает вопрос: не нарушится ли эта основа в процессе создания национальных государств, которые будут скопированы с европейских образцов? Удовольствуются ли эти народы копированием? Сейчас это особенно опасно, ибо наступил период, когда национальное государство уже утратило способность стимулировать развитие человечества и все чаще препятствует его дальнейшему росту. Должна ли Африка возродить у себя национальное разделение и межнациональные распри?
Время ответит на этот вопрос. Можно отметить лишь, что в 1959 году народы Нигерии готовились перейти к независимому существованию в рамках федеральной структуры. По тому же пути шли соседние с ними народы Французского Судана и Экваториальной Африки. Анализируя пути их развития, легко замечаешь уклон и федерализму и интеграции внутри крупных соединений. Африканские народы в прошлом шли собственным самобытным путем, и нет никаких оснований думать, что сейчас они свернут с него.
Их неудачи были предметом пересудов много лет и даже веков. Пора заявить о достижениях Африки. В ходе истории эти достижения будут становиться все более явными и понятными. В настоящее время мы находимся пока в преддверии ее истории.

 

Вернуться на главную