Диверсанты Южной Африки - диверсия ангольских партизан

 

От автора: все факты и имена изложенные ниже подлинные. Описываемые события происходили в 1983-1986 годах.

Мост через реку Жираул, взорванный диверсантами Ду Тойта

Огромный багровый круг солнца стремительно погружается на далеком горизонте в бирюзовую пучину Атлантического океана. Впечатление такое, что там - далеко, где солнечный круг тонет в океане, вода должна закипеть, взорваться бешеным выбросом соленого пара и золотых искр. Но ничего этого не происходит. Последняя капля солнца исчезает в ровной водной глади. По горизонту, как сполохи, пролетают сиреневые полосы, вспыхивают ярко несколько звезд, как бы обрадовавшихся, что могучее светило перестало прятать их в своих лучах. Луна - блестящая лодка с загадочными пятнами на борту, укоризненно смотрит на них, а сама не замечает, что засияла еще ярче.
Невзрачный Южный Крест едва виден над горизонтом в своем южно-полярном далеке. На берегу вспыхивают огни небольшого ангольского городка - Намиб.
Шум океана, который начинает отдавать свое тепло остывающей африканской земле, усиливается. В этом нарастающем ровном гуле появляются новые звуки, чуждые тихой ночи на пятнадцатой южной параллели. Это рев четырех мощных подвесных моторов, десантных лодок "Дельфин" специального диверсионного отряда южноафриканской армии по командованием капитана Ду Тойта. Лодки, отвалив от борта проходящего торгового судна ЮАР, летят к берегу со скоростью в 40 узлов, оставляя за собой белые буруны, фосфоресцирующие в лунной дорожке, загадочным бирюзово-розовым светом.
Именно в ту лунную ночь пятнадцать лет назад, военное руководство ЮАР завершало серию диверсий на железных и автомобильных дорогах юга Анголы, уже почти десять лет раздираемой гражданской войной после провозглашения независимости от владычества некогда могучей покорительницы морей - Португалии. Цель этих акций была одна - если не прекратить, то существенно затруднить поставки советских военных грузов из порта Намибе вглубь страны, чтобы облегчить ведение боевых действий оппозиционному движению УНИТА с поддержкой силами батальона наемников "Буффало", действовавшего с территории Намибии.
***
За двадцать минут бешеной гонки от нейтральных вод лодки достигли устья реки Жираул, втекающей в океан. С заглушенными моторами их резиновые тела с тихим шуршанием влетели на песчаную отмель, намытую рекой веками.
Группа в считанные секунды снимает груз, упакованный в удобные походные ранцы. Уже через пять минут диверсанты готовы к короткому маршу до конечного пункта - железнодорожного моста.
Огромные ленивые морские черепахи с панцирями размером с журнальный столик лениво расползаются по сторонам, уступая дорогу тяжело нагруженным "солдатам удачи" капитана Ду Тойта.
Ду Тойт, высокий темноволосый голландец с обожженным солнцем пустыни лицом, уверенно ведет группу сквозь высокий тростник поймы. Из-под ног в свете луны блестящими телами расползаются питоны, вышедшие на свою ночную охоту. Удивительно запахом пахнет примятая высокими диверсантскими ботинками трава жирикау - самая лучшая приправа для отварного мяса. Капитан нагибается и на ощупь срывает пучок жирикау: в ЮАР такой травы нет, и он собирается удивить друзей диковинкой после удачного возвращения домой.
Тишина. Их высадки никто не обнаружил. Ленивые ангольские охранники, очевидно, спят. Мелькает шальная мысль: подняться на крутой левый берег реки и взорвать пусковые установки советского ракетного дивизиона ПВО, которые виднеются на фоне звездного неба. Но, увы, в сегодняшнюю задачу это не входит. Вот и мост - добротное мощное железобетонное сооружение, построенное еще португальцами. Короткое наблюдение показывает, что охрана моста в этот час сидит в двух помещениях на берегах. В окнах караулок не видно ни огонька. Местная агентура УНИТА сумела наладить доставку охранникам каньемы - крепчайшего самогона из сахарного тростника. Можно смело надеяться, что доблестные солдаты спят мертвецким сном.
Теперь за дело. Тридцатикилограммовые ранцы сбрасываются на землю. Мост изучен в учебном центре по чертежам, опубликованным в давние времена в строительном португальском журнале. Схему минирования диверсанты знают на память, капитан лишь контролирует размещение мощных зарядов и проверяет прокладку проводов для электроподрыва. За полтора часа мост готов к полному разрушению. Но чуть выше по течению виднеется тень автомобильного моста. Ду Тойт отдают приказ остаток взрывчатки использовать на него. Двое диверсантов ползком по песку, раздвигая руками противные на ощупь тела питонов, достигают центральный пролет и подвязывают заряды под балки.
Сонно плещет рыба в русле Жираула. Морские черепахи окружили лодки, и диверсантам приходится идти к ним прямо по панцирям. Одна из лодок повреждена о береговой камень, но она уже и не нужна. Без груза группа может уйти к кораблю, ожидающему ее в нейтральных водах и на одной.
Капитан Ду Тойт поверяет исправность электрической цепи омметром и подключает провода к электроподрывной машинке. Все чуть приоткрывают рот, для того чтобы уменьшить оглушающий эффект взрыва.
"Огонь!" - командует сам себе капитан и указательным пальцем нажимает на кнопку.
Ослепительный свет и грохот разрывают темную тишину ночи. Даже сюда, на расстояние в полкилометра, долетают осколки бетона, распугивая отдыхающих на песке черепах. Грохот. Огонь, а затем - тишина и гул прибоя.
"С Богом!", - командует капитан. Резиновая лодка, взревев сотнями лошадиных сил своих моторов, стремительно несется в океан...
От автора:
Рассказ об этой диверсии автор слышал на пресс-конференции в Луанде от самого капитана Ду Тойта в декабре 1985 года, после его ареста при попытке совершить очередную диверсию на нефтепромыслах в ангольской провинции Кабинда. А путь диверсантов неоднократно прошел ногами.

Сергей Кононов, статья опубликована на сайте: www.agentura.ru

 

вернуться на главную