Балогун Ола
(Balogoun, Ola)
Нигерийский кинорежиссер, сценарист, продюсер, дипломат.
Родился в 1945 г. в Абе (Нигерия).
Получив образование в учебных заведениях Лагоса и Дакара и испробовав
силы на литературном поприще, Ола Балогун увлекся затем кинематографом,
уехал в Европу и в 1968 г. закончил парижский институт ИДЕК. На протяжении
трех лет он работал в должности пресс-атташе посольства Нигерии во Франции;
находясь на дипломатической службе, снял лирическую видовую ленту "Мосты
Парижа" и документальный фильм "Одна Нигерия". В нем прозвучала
критика в адрес сепаратистов самопровозглашенной "республики Биафра",
пытавшихся в 1967 — 1970 гг. подорвать единство крупнейшей по населению
страны Африканского континента. Оставив в 1971 г. престижную карьеру дипломата
и вернувшись домой, Балогун посвятил себя просветительской и творческой
деятельности. В дебютной полнометражной игровой картине "Альфа"
(1972 г.) он поведал историю европейски образованного африканца, живущего
в Париже и подобно многим другим афро-иммигрантам, строящего иллюзорные
честолюбивые планы политического переустройства далекой и, в сущности,
потерянной родины. Через три года в фильме "Амади" режиссер
снова обратился к проблемам африканской интеллигенции. Его герой, изучающий
в Лагосе театральное искусство юноша-нигериец, подавленный столичными
нравами и стремительными ритмами города, обретает душевное равновесие,
только оказавшись в привычном и человечном мире своей родной деревни.
Адресованные весьма ограниченному кругу интеллектуальной элиты и посвященные
рефлектирующим одиноким героям, эти первые работы О. Балогуна не нашли
понимания и одобрения у массового зрителя. Коммерческого успеха режиссер
смог добиться основанными на фольклорном материале мелодрамой "Аджани
Огун" (1975) и комедией "Айе" (1979). Включив в действие
этих фильмов выигрышные в зрелищном отношении народные песни и танцы,
красочные обряды и церемонии, автор в то же время отразил косность и порочность
нравов верхушки нигерийского общества. Для глубокого знакомства с особенностями
вкусовых пристрастий соотечественников Балогун, будучи режиссером и продюсером
своих фильмов, вместе с членами съемочной группы ездил по всей стране,
устраивая после сеансов встречи и творческие дискуссии с городскими и
сельскими зрителями.
Наибольшую известность О. Балогуну принесли решенные в полудокументальной
манере и обращенные к национальной киноаудитории публицистические ленты
"За свободу!" и "Власть денег". Первая из них, показанная
в конкурсе МКФ в Москве в 1981 г., достоверно рассказала об антиколониальной
борьбе африканцев в конце 1950-х годов, дав беспристрастную оценку разнородным
политическим силам, которые в ней участвовали. Во "Власти денег"
через историю двух молодых людей, чью любовь стремится разрушить престарелый
богатый политикан, звучит мотив обличения произвола высших бюрократических
кругов Нигерии, бесцеремонно распоряжающихся людскими судьбами и торгующих
выгодными должностями.
Большинство фильмов О. Балогуна, первого в Тропической Африке кинематографиста,
организовавшего в 1970-80-е гг. собственное кинопроизводство, сняты на
языке йоруба – одного из основных народов Нигерии. По мнению режиссера,
это должно было способствовать формированию подлинно национального киноискусства.
Между тем социальная направленность и гражданский пафос его кинолент вызывали
раздражение как органов официальной цензуры, так и владельцев кинозалов,
предпочитавших показывать коммерческие боевики иностранного производства.
Именно это во многом предопределило решение Балогуна отказаться от работы
в области кино и заняться с середины 80-х гг. главным образом преподавательской
и просветительской деятельностью.
А. Шахов
Основные фильмы: .Альфа (Alfa), 1972,. "Амади" (Amadi), "Аджани
Огун" (Ajani Ogun), 1975; "Айе" (Ауе), 1979; "3a свободу!"
(For Freedom!), 1980; "Власть денег" (Money Power), 1982.
Библиография: Будяк Л. Борьба продолжается // Спутник XII ММКФ. 1981.
№11; Кулик Е. Нигерия // Искусство кино. 1983. №6.
|