Бишара Хайри
Египетский режиссер и сценарист.
Родился 30 июня 1947 г. в Каире.
Хайри Бишара принадлежит к тому поколению египетских кинематографистов,
чьи мировоззренческие и основные творческие принципы во многом сформировались
под влиянием острых драматических поворотов национальной истории в период
правления в стране Г.А. Насера и сменившего его А. Садата. Свою кинематографическую
карьеру после окончания в 1967 г. Каирского высшего киноинститута. Бишара
начинал ассистентом у известных кинорежиссеров Египта Аббаса Кямиля и
Тауфика Салиха. В 1968 г. был направлен на стажировку в Польшу. Вернувшись
через полтора года на родину, снял несколько короткометражных документальных
фильмов. В 1982 г. поставил дебютную полнометражную игровую картину "Дом
на воде № 70". Ее герой молодой телережиссер задумал снять обличительную
киноленту о воровских махинациях на хлопкоочистительной фабрике, но, испугавшись
мести со стороны преступного теневого бизнеса, утешился более безопасными
темами.
Тяготение Х. Бишары к документализму проявило себя и в экрани- зации романа
Яхьи ат-Тахира Абдаллы "Ожерелье и браслеты" (1986). В Египте
30-х — 50-х годов существовал целый свод патриархальных обычаев, которые
определяли жизнь граждан. Люди широко прибегали к колдовству при лечении
болезней. Девушек, забеременевших вне брака, закапывали в землю. Чтобы
сообщить всей деревне о невинности невесты, жених должен был разбить выстрелом
из ружья подброшенный кувшин. Воссоздав со всей возможной достоверностью
свод этих архаических правил, постановщик сумел передать трагедию и безысходность
жизни трех поколений простой крестьянской семьи, скованной "ожерельями
и браслетами" вековых традиций и гнетущим, движущимся словно по кругу
временем. Правдивое воссоздание повседневности каирского "народного
квартала" отличало и выпущенную спустя два года семейно-бытовую реалистическую
драму "День горький, день сладкий". В ней автор показал заботы
и чаяния одинокой вдовы, воспитывающей шестерых детей, стоически перенося
бесконечные тяжкие удары судьбы, она сохраняет личное достоинство и твердо
придерживается идеалов добра и справедливости.
В последующем, осваивая новые пласты действительности, кинорежиссер создал
фильмы, обогатившие идейную и жанрово-тематическую палитру национального
кинематографа. В исполненной обличительного пафоса киноленте "Кабурия"
он поведал историю троих боксеров-любителей, мечтавших поехать на Олимпийские
игры. Поиски спонсоров приводят их на виллу присыщенного жизнью миллионера
и его жены. Однако те видят в боксерах не спортсменов-патриотов, а "шутов
гороховых", способных повеселить "показательными поединками"
их скучающих друзей.
Глубоким проникновением в характеры египтян и общественную среду отличались
также острые социальные картины "Дикое желание" и "Мороженое
в Джалиме". В первой рассказывалось о "хождении по мукам"
жены и дочери осужденного преступника, вынужденных скрываться от позора
в одном из провинциальных районов страны. Вторая лента изобретательно
рассказывала историю молодого александрийца, его тернистый путь к личному
счастью и наконец обретение "места под солнцем". Большой резонанс
в арабском мире имел фильм "Америка тра-ля-ля)". В ней Бишара
показал злоключения своих соотечественников — рабочего, выпускника университета,
танцовщицы, портного и других представителей египетского общества, мечтавших
перебраться в США и после обрушившихся на них несчастий и унижений решивших
вернуться на родину.
Фильмы одного из наиболее авторитетных сегодня режиссеров Египта отличаются
тяготением к методу социального реализма, а также высокой кинематографической
культурой, благодаря которой ему удается многогранно и убедительно воплощать
дух своего народа, его повседневные проблемы и надежды.
А. Шахов
Фильмография: "Дом на воде № 70" (Аль-Аууама ракм 70), "Кровавые
судьбы" (Аль-Акдар ад-дамийя), 1982; "Ожерелье и браслеты"
(Ат-Таук уа-л-асуара), 1986; "День горький, день сладкий" (Яум
мурр яум хилв), 1988; "Кабурия" (Кабурия), 1990; "Дикое
желание" (Рагба мутаууаххиша), 1991; "Мороженое в Джалиме"
(Айс крим фи-л-джалим), 1992; "Америка тра-ля-ля1" (Амрика шика
бика), 1993; "Война аль-Фаруала" (Харб аль-фарауала), 1994;
"Скорлупа ореха" (Кышр аль-бундук), 1995; "Сигнал светофора"
(Ишарат мурур), 1996.
Библиография: Комус ас-синимаийин аль-мисрийин. Каир. 1997.
|