Ганда Умару
(Ganda, Oumarou)
Нигерский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в 1934
г., умер в 1981 г. в Ниамее.
В кинематограф Умару Ганда пришел уже зрелым человеком, имея за плечами
большой жизненный опыт. Призванный в шестнадцатилетнем возрасте в армию,
в начале 50-х годов в составе экспедиционного корпуса Франции он прошел
кровопролитную колониальную войну во Вьетнаме. Демобилизовавшись, вернулся
обратно в Африку и долгое время перебивался случайными заработками. Оказавшись
в Береге Слоновой Кости, в 1957 г. познакомился с французским этнографом
и кинематографистом Жаном Рушем, изучавшим тогда пути миграции народностей
Нигера в регионе Западной Африки. Устроившись на работу в группу Ж. Руша
в качестве ассистента и переводчика, У. Ганда принял участие в съемках
нескольких научно-популярных этнографических фильмов французского режиссера.
В 1959 г. он выступил в актерском амплуа, снявшись в игровой картине Руша
"Я — негр", где удачно сыграл простого африканского солдата,
воевавшего в Индокитае. После этого У. Ганда решил стать профессиональным
кинематографистом и в столице Нигера Ниамее закончил режиссерские курсы,
а затем в течение нескольких лет сотрудничал во французском культурном
центре.
Первый художественный фильм "Кабаскабо" (на языке джерма "крутой
парень") У. Ганда поставил в 1968 г. Это история вернувшегося из
Вьетнама рекрута-африканца, который, высказав однажды офицеру-соотечественнику
свое отрицательное отношение к войне против далекой азиатской страны,
сам того не ведая, попал в "черные списки" и стал у себя на
родине персоной нон грата. Проводя время в барах, окруженный толпой подхалимов,
интересующихся лишь его деньгами, герой, истратив все заработанное, уезжает
в деревню, чтобы, занявшись крестьянским трудом, обрести душевное равновесие.
Снятая в полудокументальной манере, на редкость правдивая и искренняя
дебютная лента У. Ганди с большим успехом прошла по экранам африканских
кинотеатров и была отмечена наградами Московского, Каннского, Карфагенского
и других международных фестивалей.
В 1971 г. Умару Ганда выпустил ставшую через год лауреатом Всеафриканского
кинофестиваля в Уагадугу картину "Ваззу — многоженец", где критически
показал шариатский обычай заключения полигамных браков. Главный герой
драма- тически напряженного сюжета— богатый африканец, который, уже имея
двух жен, после паломничества в Мекку женится в третий раз, приведя в
дом подругу своей дочери. Если старшая жена считает многоженство нормой,
то вторая, задумав извести новенькую, отправляет по ошибке на тот свет
собственную дочь. Ее арестовывают, а молодая третья жена, к ужасу совершившего
хадж почтенного мужа, уходит из села в город и становится там проституткой...
Призыв к африканцам отказаться от привычки полагаться при решении важных
дел на всякого рода посред- ников, большей частью обычных шарлатанов,
прозвучал в фильме "Шайтан" (1973). Его герой, деревенский ясновидец,
уверен, что он действительно состоит в связи с духами предков и способен
предсказать соплеменникам их будущее. Но однажды, собирая в лесу целебные
травы, колдун поприветствовал священное
дерево, не заметив сидящего на нем охотника, который, решив пошутить,
ему ответил. Марабут в страхе кинулся прочь, бросив свои вещи, а охотник
принес их в деревню и обо всем рассказал. Превратившись во всеобщее посмешище,
прорицатель теряет веру в свое предназначение и в итоге кончает жизнь
самоубийством.
В историю африканского киноискусства Умару Ганда вошел как самобытный
и талантливый художник, стремившийся к критическим обобщениям и четкому
выражению авторской точки зрения на окружающую действительность. Произведения
режиссера до сих пор пользуются успехом и у сельских, и у городских зрителей
Черного континента. На Всеафриканском кинофестивале в Уагадугу ежегодно
вручается приз его имени за лучший режиссерский дебют.
А. Шахов
Фильмография:"Кабаскабо" (Cabascabo),
1968; "Ваззу — многоженец" (Le Wazzou polygame), 1971; "Шайтан"
(Saitan), 1973,. "Изгнание" (L’Exil), 1980.
Библиография: Черток С. Там-там ХХ века.
М., 1977; Кулик E. Многоликий мир африканского кино. М., 1993.
|