Нури Хаким
(Noury, Hakim)
Настоящее имя Нури Абдалла (Noury, Abdel-Llah).
Марокканский режиссер кино и телевидения. Родился 14 апреля
1952 г. в Касабланке в Марокко.
Специального кинообразования не имеет, но в юности помимо кино увлекался
искусством, литературой. Режиссерской профессии обучался на практике —
на съемочной площадке под руководством ведущего в Марокко режиссера Сухейля
Бена Барки, энтузиаста национального кино, руководителя Марокканского
кинематографического центра (главной киноорганизации страны по производству
фильмов).
Начиная с 1971 г. Нури постоянно работал на картинах Бена Барки. После
стажировки на его фильме "Тысяча и одна рука" (1971) был ассистентом
режиссера на лентах "Нефтяной войны не будет" (1974), "Кровавая
свадьба" (1977), "Амок" (1981), принимал участие в создании
его документальных лент. Сотрудничал и с другим корифеем марокканского
кино Ридой Бехи на его получившей широкую известность остросоциальной
картине "Солнце гиен" (1976).
Творческий контакт с этими мастерами помог Нури, как он отмечал в своих
интервью, оценить при со- здании фильма важность крепкой режиссуры, необходимость
подвижной и изобретательной камеры и профессионального монтажа, а главное
— умение подчинить все компоненты картины общему художествен- ному стилю.
Первый короткометражный фильм "Без слов" (1977) доказал, что
Нури оказался талантливым и способным учеником. Лента была отмечена призом
"За лучшую образность" на фестивале в Рабате. После успеха этой
картины Марокканский кинематографический центр выделил Нури средства для
съемки полнометражного фильма "Почтальон" (1979) по его собственному
сценарию. (Лента шла на экранах нашей страны.)
В конце 70-х гг. в национальной кинематографии страны ясно обо- значились
два направления — одно, представленное творчеством Сухейля Бена Барки,
тяготело к широкому метафорическому осмыслению социально-политических
событий, происходящих не только в Марокко, но и других африканских государствах.
Режиссеры второго течения, среди них можно назвать М. Реггиба, А. Декауна,
А. Яшфина, к которому примыкал Нури, проявляли гораздо больший интерес
к местным национальным проблемам, к камерным событиям жизни простого человека.
Хаким Нури, выросший в большом портовом городе Касабланке, досконально
знал тех, кто ежедневно трудился в мелких и крупных конторах, офисах,
магазинах, кто служил в богатых домах, с трудом зарабатывая на жизнь,
и испытывал постоянный страх потерять работу.
В фильме "Почтальон" речь идет об одном из таких людей, почтовом
служащем Али, которого по воле случая приглашают на место шофера к богатому
боссу. Из крохотной комнатенки огромного перенаселенного бедняками дома
он переезжает на роскошную виллу. Здесь добрый паренек горячо привязывается
к маленькой хозяйской дочке Надин, не встречающей у равнодушных родителей
ни внимания, ни ласки. Али охотно принимает участие в ее играх, прогулках,
и она со всей непосредственностью ребенка тянется к этому человеку, сумевшему
стать ей ближе матери и отца. Но счастье Али длится недолго. Он оказывается
в руках банды преступников, решивших похитить девочку, и, спасая ее, погибает
под колесами наехавшей на него машины. В этой и других лентах режиссер
многие эпизоды строит на контрастах: юмор соседствует с горьким сарказмом,
улыбка часто переходит в слезы. Медленное течение существования героев
внезапно прерывается резкой переменой в их жизни. Так происходит с 55-летним
инженером Тахаром в фильме "Молот и наковальня" (1989), пунктуальным
исполнительным человеком, отцом семейства, неожиданно уволенным с работы
самодуром начальником. Это событие становится крахом всех его надежд.
Отставка влечет безденежье, потерю квартиры, распродажу вещей, постепенную
деградацию не только в материальном, но и в психологическом плане.
Картины Нури, в том числе и телефильмы "Такси", "Электрик",
"Служанка" — это серия рассказов о простых марокканцах, среди
которых есть и честные трудяги, и ловкачи, и подхалимы, и бескорыстные
добряки. Но все они зависят от произвола тех, у кого власть и деньги.
И если Нури чаще всего не видит счастливого конца в судьбах своих героев,
он тем не менее призывает зрителя задуматься о тех людях, которые волею
судьбы оказались "между молотом и наковальней".
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Без слов"
(Sans paroles), 1977; "Почтальон" (Le facteur), 1979; т/ф "Такси"
(Taxi); т/ф Электрик" (Electricien), 1984; т/ф "Служанка"
(La servante), 1985; "Молот и наковальня" (Le marteau et I'enclume),
1989; "Украденное детство" (Enfance volee), 1998.
|