Уэдраого Идрисса
(Ouedraogo, Idrissa)
Буркинийский кинорежиссер и сценарист. Родился в 1954 г.
в Банфаре (Верхняя Вольта — Буркина-Фасо).
Теорию и практику кино Идрисса Уэдраого начинал изучать у себя на родине
в Африканском институте кинематографии Уагадугу. Затем непродолжительное
время стажировался в Советском Союзе, после чего уехал во Францию, где
закончил парижский ИДЕК и отделение кино при Сорбоннском университете.
Как режиссер известность снискал уже дебютной своей картиной "Поко",
затронувшей наболевшие вопросы медицинского контроля и охраны материнства
в Буркина-Фасо и завоевавшей приз лучшего короткометражного фильма на
Всеафриканском кинофестивале ФЕСПАКО-81. В начале 1980-х гг. по собственным
сценариям Уэдраого выпустил еще несколько разноплановых по содержанию
короткометражных кинолент. Наибольший интерес среди них вызвали "Миски"
(1983) и "Ткач Исса" (1985), посвященные самобытному прикладному
искусству буркинийских ремесленников. В этих фильмах сквозил призыв сберечь
и защитить уникальные кустарные промыслы от конкуренции фабричной продукции
развитых государств Запада.
Значительным успехом молодого кинематографиста и одновременно откровением
ФЕСПАКО-87 явился первый его полнометражный игровой фильм "Выбор"
("Яам Даабо"). Поэтичная и вместе с тем исполненная гражданского
пафоса картина о нравственных исканиях семьи сахельских крестьян, уставших
от унизительного ожидания международной гуманитарной помощи и решивших
переехать в другой, более благоприятный для земледелия регион страны,
была удостоена на самом авторитетном смотре фильмов Тропической Африки
в Уагадугу сразу восьми почетных призов. Два года спустя Уэдраого выпустил
многослойную по содержанию и окрашенную в мистические тона кинопритчу
"Яаба". Это история того, как постепенно между двумя юными двоюродными
братьями налаживаются взаимоотношения благодаря их дружбе с деревенской
старухой-отшельницей, которую суеверные члены крестьянской общины считают
ведьмой и решают приговорить к "очистительной" ритуальной казни
через сожжение. Яркие зарисовки жизненного уклада соотечественников, красот
и своеобразия национальной природы, напряженность экранного действия,
присущие первым работам режиссера, отличают и его третий полнометражный
фильм "Тилай". Показанная с большим сочувствием история любви
молодых героев, дерзко восставших против патриархальных и бесчеловечных
обычаев заключения брака, отчаянно борющихся и глубоко страдающих, поднимается
до уровня трагедии. Став заметной вехой в этой супертеме африканского
кино, на протяжении многих лет уделяющего первостепенное внимание острейшим
проблемам сложного взаимодействия традиций и современности, "Тилай"
принес Уэдраого специальный приз жюри Каннского МКФ 1990 г.
Знаменательным шагом к мировому признанию режиссера явилась заслужившая
на Берлинском МКФ 1993 г. "Серебряного медведя" совсем не типичная
для кинематографа Тропической Африки (тяготеющего больше к созерцательности
и неторопливому ритму повествования) темпераментная и остросюжетная картина
"Самба Траоре". Использовав на сей раз приемы американского
вестерна и западноевропейского гангстерского фильма, Уэдраого жестко и
с суровой достоверностью воссоздал печальную судьбу потерявшего в городе
нравственные ориентиры молодого африканца, который после разбойного нападения
на станцию техобслуживания скрылся в родной деревне и, обретя на короткое
время дружбу, любовь и человеческое к себе отношение, все-таки не смог
избежать роковой расплаты за свое криминальное прошлое.
Снискав к сорока годам репутацию одного из самых высокопрофессиональных
и талантливых кинематографистов Черного континента, в 1994 г. при финансово-техническом
содействии Франции Уэдраого поставил получивший хороший прием и лестные
отзывы в Европе и Африке фильм-размышление "Крик сердца". В
нем автор трогательно и проникновенно рассказал о мыслях и чувствах маленького
африканца, привезенного матерью к отцу в Париж, где ребенок никак не может
адаптироваться к чужой для него новой жизни и только и мечтает поскорей
вернуться в привычный и манящий мир далекой родины. Дар И. Уэдраого, тонкого
психолога и виртуозного стилиста, умение создать на экране эмоционально
насыщенную атмосферу повествования ярко раскрылись в ленте "Кини
и Адамс", снятой в Зимбабве в 1996 г. Притча о двух чудаковатых фермерах,
грезящих о путешествии и выбрасывающих весьма скудный заработок на ремонт
никому, кроме них, не нужного автомобиля, вобрала в себя элементы трагедии
и гротеска, убедительно проведя мысль о неисповедимости человеческого
счастья и нежданных поворотов судьбы.
Черпая вдохновение из сюжетов сегодняшней жизни Тропической Африки, уделяя
особо пристальное внимание изобразительному ряду, а также удачно выбирая
темы, ранее в поле зрения кинокамеры не попадавшие, Идрисса Уэдраого,
по признанию критики, создает фильмы, по идейному и нравственному содержанию
близкие и понятные зрителям разных стран и народов. В немалой степени
этому способствуют широкая образованность и высокая кинематографическая
культура их автора, в последние годы ставшего постоянным гостем и участником
самых авторитетных международных киносмотров.
А.С. Шахов
Основные фильмы: "Поко" (Poko),
1981; "Миски" (Les ecuelles), 1983; "Ткач Исса" (Issa
le tisserand), 1985; "Выбор" (Le choix, Yam Daabo), 1986,. Яаба
(Yaaba), 1988, .Тилай. (Tilai), "Карим и Сала" (Karim et Sala),
1990; "Самбо Траоре" (Samba Traore), 1992; "Крик сердца
(Le cri du coeur), 1994; "Кини и Адамс" (Kini and Adams), 1996.
Библиография: Кулик Е. Многоликий миф африканского кино.
М. 1993; Nader Takmil-Homayoun. Idrissa Ouedraogo; african outlook, personal
style // Film-international. Spring 93. Vol. 1. № 2; Annamaria Gallon.
Ouedraogo: Tu connais la demiere? // Есran d’Afrique-1997. № 19.
|