А.Давидсон. Вступительное слово на открытии конференции

 


 

А. Б. Давидсон

(г. Москва)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
НА ОТКРЫТИИ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Рад, что мы все здесь. Не так часто теперь бывает, чтобы столько членов нашего цеха — африканистов — собирались вместе.

Работа научных конференций, как я слышал в англоязычных странах, может пойти по одному из двух путей.

Один из них: A conference is a gathering of important people who singly can do nothing but together can decide that nothing can be done.

Я бы не хотел, чтобы мы следовали такому сценарию.

Лучше другой. Как говорил американский писатель Скотт Фитцжеральд: No grand idea was ever born in a conference but a lot of foolish ideas have died there. Это, мне кажется, и может быть результатом нашей встречи. Хотя бы как минимум.

Ну, а если говорить всерьез, то важность нашей сегодняшней темы — бесспорна.

Недавно появились идеи Африканского Ренессанса. Это продолжение и развитие того, что еще в XIX в. у Блайдена, затем у Сильвестра Уильямса. У Дюбуа и Пэдмора. У Сенгора. У Шейка Анта Диопа.

Идеи афроцентризма появляются снова и снова, развиваются, приобретают новые обличья и расширяют сферы своего влияния.

Но у многих наверное встанет вопрос: а почему дискутировать об этом здесь в Москве?

Москва имеет к этому прямое отношение. Семьдесят лет назад в Коминтерне стали обсуждать, как говорили тогда, “Негритянский вопрос”: проблемы борьбы черных, их политическое самосознание, их политические организации. Коминтерн был одним из пионеров в этом подходе. И тут можно увидеть своеобразный афроцентризм.

Но за этим афроцентризмом все же стоял евроцентризм. Африканцам предлагались лозунги, большинство из которых выросли не из африканской почвы и были африканцам далеки. Их призывали бороться против троцкизма, социал-демократов, “ревизионистов”. Под такими лозунгами Коминтерн пытался сплачивать африканцев даже в Конго, где, должно быть, в 20-х и 30-х годах никто и не слыхивал о ревизионистах или троцкистах.

В годы “холодной войны” советская пропаганда противопоставляла “растленному” Западу африканские страны — большинство из них, или во всяком случае многие, — как вступившие на путь подлинного прогресса. Не только пресса, но и ученые нередко завышали уровень социально-политического развития Африки как в современности, так и в различные исторические эпохи.

Но за всем этим вполне очевиден и евроцентризм. Африку хотели направить по советскому пути развития, выработанному главным образом в идеях, рожденных на европейской почве.

Я отнюдь не считаю, что Запад действовал неизмеримо лучше. В “холодной войне” целью Запада было — перетянуть Африку на свою сторону. И о многих действиях Запада, как и Советского Союза, можно сказать словами Ежи Леца: “Всегда найдутся эскимосы, которые будут давать советы неграм, как им спастись от жары”.

И, что касается Советского Союза, то он своими действиями несомненно содействовал ликвидации колониальных режимов.

С окончанием “холодной войны” политическая и идеологическая борьба за Африку, как мы знаем, ослабела.

Многое меняется и в самом характере афроцентризма. Если на протяжении жизни ряда поколений идеологами афроцентризма зачастую выступали афро-американцы или выходцы из Вест-Индии (Дюбуа, Сильвестр Уильямс, Пэдмор), но теперь родиной этих идей все более становится Африка.

Африка в идейном отношении стремиться стать более независимой, более самостоятельной. И если раньше очевидным было только влияние евроцентризма на Африку, то теперь влияние становится обоюдным. Этому содействует и широкая иммиграция африканцев в Европу.

В афроцентризме, как в любых идеях, основанных на возвеличивании своей расы или нации, можно найти самое разное — от патриотизма до шовинизма и расизма.

Но что бы там ни возобладало в афроцентризме — эта идеология существует и будет развиваться. Это реальность, с которой остальному человечеству придется считаться.

А значит нам, африканистам, надо ее изучать. И я надеюсь, что наша конференция сделает этот важный шаг.

* * *

In his opening speech professor Davidson stresses the necessity of deep studies of Afrocentrism as ideological tendency influencing modern processes in Africa and transforming some points of Eurocentrism. It is ponted out also an interrelation between Afrocenrism and Eurocentrism in slogans and politics of Communist International and soviet foreign affaires and fact, that after the end of Cold War an external influence on Afrocentrism has been reducing.

 


Предыдущая статья     Оглавление      Следующая статья

 

Библиотека Африканы
New Publications
январь 2001

image0.jpg (16743 bytes)

Евроцентризм и афроцентризм накануне ХХI века:
африканистика в мировом контексте

Материалы конференции,
Москва, 2000