В.Шубин. Новый президент ЮАР в зеркале недавних публикаций

 



В.Г. Шубин
(г. Москва)

НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ЮАР
В ЗЕРКАЛЕ НЕДАВНИХ ПУБЛИКАЦИЙ

 

Когда я начал готовиться к участию в конференции, то первоначально мне захотелось назвать свой доклад “The Lies and Truth about Thabo Mbeki”, то есть “Ложь и правда о Табо Мбеки”. Спровоцировала меня на эту мысль недавно вышедшая в ЮАР книга Адриана Хадланда и Джовиала Рантао “The Life and Times of Thabo Mbeki”1 – уж слишком много неточностей и прямых искажений правды она содержит.

Не будет преувеличением сказать, что, хотя успешное становление демократического государства в Южной Африке не вызывает сомнений, оно сопровождалось ростом культа личности – пусть личности действительно выдающейся – Нельсона Манделы. Даже трезвомыслящие ученые и журналисты, например, Аллистер Спаркс в своей книге “Завтра – другая страна”2 объясняли успех ликвидации апартеида в рамках политического урегулирования в Южной Африке прежде всего личностью Манделы, которого они изображали в виде “спасителя”, тем самым преуменьшая и значение многолетней борьбы АНК и его союзников, и роль тех, кто стал своего рода “посредником” между АНК и властями Претории. Достаточно сказать, что в упомянутой книге, где много внимания уделено именно “переговорам о переговорах” даже не упомянут профессор Х.Фан дер Мерве, своими поездками в Лусаку для встреч с руководителями АНК проложивший тропинку, пусть первоначально и узкую, которая в конечном счете, расширяясь, привела к политическому урегулированию в ЮАР.

А после достойного, благородного (и, что немаловажно, постепенного) ухода Манделы от руководства страной лишил на роль “спасителя” некоторые южноафриканские авторы тут же выдвинули нового президента АНК и страны – Табо Мбеки. Если Мандела изображался ими в качестве “спасителя” от апартеида, то Мбеки – в качестве человека, “спасшего” АНК от превращения в “марксистско-ленинскую партию” и “спасшего” Южную Африку от возможного массового “восстания” против режима апартеида, повернувшего АНК на путь переговоров.

При этом Табо Мбеки подается как человек, который был “предназначен” для роли лидера. якобы еще с молодых, а то и с детских лет. Те же Хадланд и Рантао пишут, ссылаясь на неназванных ими “наблюдателей”, что “королевский круг” АНК – Уолтер Сисулу, Оливер Тамбо и Нельсон Мандела – на самом деле решил, возможно, еще в 1970-х годах, что Табо однажды станет президентом”. (Напомним хотя бы , что в то время контакты между Тамбо и находившимися в тюрьме на острове Роббен Манделой и Сисулу были крайне ограничены – В.Ш.) Более того, они вполне серьезно приводят слова южноафриканского журналиста Лестера Фентера, что “пакт с целью сделать Табо президентом был заключен между Манделой и Гованом Мбеки (отцом Табо Мбеки – В.Ш.), в то время как Табо еще пас коз”3 в родной деревне.

Особо часто искажается отношения между нынешним южноафриканским лидером и нашей страной. Так, отъезд Мбеки на политическую (а затем и военную) учебу в Москву подается, лишь как его стремление “улучшить свою репутацию как борца”4. Однако, несомненно, несколько месяцев учебы в Институте общественных наук в Москве были проведены Мбеки отнюдь не напрасно: кроме занятий по ряду гуманитарных дисциплин, слушатели Института имели возможность познакомится с представителями десятков стран с различных континентов, расширяя тем самым свой кругозор и понимание ситуации в мире.

Далеко не бесполезной была и последовавшая за этим учеба Мбеки в советском военном учебном центре Приобретенные там знания и навыки явно помогли ему затем действовать в фактически подпольных условьях в Свазиленде и Ботсване, да и участвовать в качестве ведущего члена руководства АНК в определении стратегии и тактики вооруженной борьбы.

Не могут не вызывать улыбки и описание условий жизни Мбеки в СССР. Хадланд и Рантао, очевидно, не удосужились посмотреть на карту Подмосковья и пишут о том, что Табо Мбеки добрался до “отдаленного военного лагеря возле города под названием Сеходя”, о его блуждании во главе взвода бойцов вооруженного крыла АНК – “Умконто ве сизве” “часами по русскому дикому месту”5 , хотя до Сходни, если этот пункт имеется ими в виду, можно добраться из Москвы минут за 40 на электричке и найти “дикую местность” в ближнем Подмосковье совсем не так легко...

Авторы упомянутой книги, стараясь как бы “оторвать” Мбеки от вооруженной борьбы АНК, рассматривают его пребывание в военной среде чуть ли не как случайное полагая, что “он был слишком образован” для того, чтобы проходить в СССР такую подготовку. Но в той самой группе, в которой учился Мбеки, были, по свидетельству находившегося вместе с ним нынешнего посла ЮАР в Москве С. Маканы, то не только еще несколько выпускников вузов, но и два или три кандидата наук.

В целом эти авторы крайне необъективно относятся к состоянию АНК в годы эмиграции, преувеличивают имевшиеся в его рядах разногласия, говорят даже о “фракциях внутри фракций”. Стремясь, вероятно, показать, с какими трудностями Мбеки приходилось сталкиваться, они пишут: “И Табо осторожно вступил в эту трясину”.6 “Табо обладал знаниями и люди из-за этого боялись его”,7 – продолжают авторы, грубо искажая характер отношений между членами этой организации.

Более серьезное впечатление оставляет серия статей, опубликованная недавно в газете “Санди Таймс” южноафриканским журналистом Марком Гевиссером, но и в ней есть неточности и передержки. Например, он утверждает, что Т. Мбеки смог убедить президенты АНК О.Тамбо в 1979г., при подготовке документа по политической и военной стратегии АНК, который стал известен как “Зеленая книга”, отказаться от якобы навязанной тому Джо Слово идеи о прекращении существования АНК в качестве национально-освободительного движения и превращения его в движение “марксистско-ленинское”.8 Oднако, хотя дискуссия о целесообразности выдвижения социализма в качестве цели АНК действительно имела место среди членов группы и все они, включая Мбеки, выступили за социалистическую перспективу, они единодушно высказались за сохранение АНК именно как национально-освободительной организации.9

Следуя за некоторыми другими авторами, Гевиссер раздувает “противоречия” между Табо Мбеки и Крисом Хани, проявляя при этом, мягко говоря, некоторую небрежность. Он ссылается на эпизод из моей книги по истории АНК, в котором говорится, что в 1988 г. Хани и Мбеки по разному ответили на вопрос, когда АНК добьется победы: первый заявил, что для этого потребуется еще 10 лет, а второй сказал: “Мы будем на родине в 1990г”.10 Гевиссер обрывает мое повествование, ограничиваясь констатацией якобы имевшейся разницы в подходе этих двух руководителей освободительного движения, хотя за этими словами в тексте книги следовала такая фраза: “Хотя на первый взгляд эти ответы весьма различны, по существу же оба они были правы: руководители АНК действительно смогли вернуться “домой” в 1990 г., но даже после всеобщих выборов 1994 г., в соответствии с согласованной в ходе переговоров конституцией, АНК должен был делить посты в правительстве с Национальной партией в течение еще пяти лет. Таким образом, “полной победы” он мог добиться только после парламентских выборов 1999 г., т.е. даже более чем через десять лет после того разговора”. 12

Сходные позиции занимает Гевиссер и при описании отношения руководителей АНК к объявленному в речи тогдашнего президента ЮАР Ф. Де Клерка 2 февраля 1990 г. снятию запрета на деятельность Конгресса и ЮАКП. Он подчеркивает, что в тот день Мбеки, который был активным участником предварительных “переговоров о переговорах”, готовился к конфиденциальной встрече с руководителями спецслужб Претории в Швейцарии, а Хани, услышав о заявлении де Клерка во время заседания секретариата Политико-военного совета АНК, сказал: “Для нас ничего не изменилось. Необходимо направить в страну (ЮАР – В.Ш.) больше кадров”.13 Но опять же, противоречие здесь во многом искусственное, правильней было бы говорить о распределении ролей в руководстве АНК: естественно, что для Хани и его коллег, непосредственно отвечавших за вопросы вооруженной борьбы, декларация Де Клерка, еще не подкрепленная конкретными действиями, отнюдь не была “приказом о демобилизации”.

Вряд ли обоснованы и утверждения автора о постоянных противоречиях между Мбеки и Слово. Создается впечатление, что Гевиссеру, как и другим авторам, не принимавшим непосредственного участия в освободительной борьбе, трудно понять и оценить обстановку товарищества, которая господствовала в руководстве АНК в те трудные годы.

К сожалению, и некоторые российские авторы далеко уходят от реальности, описывая исторические события и нынешнюю ситуацию в ЮАР. В этом отношении весьма примечательны “беглые заметки” о поездке в Южную Африку популярного в некоторых кругах писателя Виктора Ерофеева, опубликованные им (прямо скажем, к сожалению) в еженедельнике “Аргументы и факты”, имеющим наибольший в России тираж. Если не сам автор, то его “лирический герой” (заметки опубликованы с подзаголовком “Рассказ”) предстает в них не только как алкоголик и эксгибиционист, но как расист, с удовольствием цитирующий россказни тех, кто настроен против АНК и его нынешнего лидера.

Ему явно импонируют слова своего собеседника (автор не называет его имени но сообщает, что это – писатель, издавший книгу “Мое сердце предателя”, а в ЮАР вышла только одна книга с таким названием – Райана Малана) о том, что, оказывается, апартеид был ликвидирован отнюдь не в результате многолетней самоотверженной борьбы, позволившей начать процесс политического урегулирования и успешно довести его до конца. “М. заметил, – пишет Ерофеев, что гибель апартеида была мастерски произведена из Москвы чиновником международного отдела ЦК по фамилии... на букву “Ш” или “Щ”.13 (Это что то новое: предшественники М. говорили о “кознях Кремля”, о “планах, разработанных в Москве”, но никто из них еще не договаривался об “осуществлении” их прямо из Москвы!)

Хуже и более опаснее то, что подобные бредни Ерофеев от имени М., который почему-то вдруг заговорил на “чисто русском языке” распространяет и о нынешнем лидере ЮАР: “Новый президент Южной Африки, у которого нет морального авторитета Манделы, не в пример русским правителям, безукоризненно образован: цитирует Гоголя! Он производит впечатление вменяемого человека, хотя властный прищур красноватых глаз говорит сам за себя. Если он возомнит себя жандармом всей Африки южнее экватора, я готов ко всему”.14

Нужно ли говорить, что такая “оценка” президента ЮАР, распространяемая популярной газетой почти в трех миллионах экземпляров, вводит в заблуждение российских граждан и тем самым наносит немалый ущерб развитию отношений между нашими двумя странами.

Что же касается “роли жандарма”, то Мбеки относится весьма сдержанно к возможности использования южноафриканских войск в операциях в других странах. Отнюдь не являясь сторонником полицейским методов в отношении других африканских государств, он, напротив, активно поддерживает идею “африканского ренессанса” – гармоничного развития континента. Представляется., что эта идея не только является от ответом на “вызов глобализации”, о чем говорилось на нашей конференции, но и направлена на “возвращение в Африку” ЮАР – страны, которая из-за режима апартеида была на континенте во многом изолирована.

В целом можно сказать, что перемены в высшем руководства ЮАР, приход Табо Мбеки на пост президента вызвали повышенный интерес к истории национального-освободительного движения и его авангарда – АНК. Важно только, чтобы этот интерес был удовлетворен путем глубокого и объективного ее изучения.

 

1 Hadland A. and Rantao J. The Life and Times of Thabo Mbeki. Zebra Press, Rivonia, 1999.

2 Sparks A. Tomorrow is Another Country: The Inside Story of South Africa's Negotiated Revolution. Struik Book Distributors. Sandton, 1994.

3 Hadland A. and Ranthao J. Op.cit. c. 63.

4 Ibid. c. 37

5 Ibid.

6 Ibid. c.33

7 Ibid.

8 Sunday Times, Johannesburg, 6 June 1999.

9 The Green Book. Report of the Politico-Military Strategy Comission to the ANC National Executive Committee. August 1979, с. 5. Сайт АНК в Интернете http//www.anc.org.za.

10 Sunday Times, 13 June 1999.

11 В.Г. Шубин. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. М., 1999, с.345.

12 Sunday Times, 13 June 1999.

13 Аргументы и факты, №36, 1999.

14 Ibid.

 

* * *

Having used a number of examples from mass-media, including Russian, the author demonstrates, that the information about Tabo Mbeki (the new President of South Africa) could be incorrect and even directly forged.

 


Предыдущая статья     Оглавление      Следующая статья

 

Библиотека Африканы
New Publications
январь 2001

image0.jpg (16743 bytes)

Евроцентризм и афроцентризм накануне ХХI века:
африканистика в мировом контексте

Материалы конференции,
Москва, 2000